Диагностика развития ребенка (1,5-3 года)
Диагностика развития ребенка проводилась по следующим методикам.
При исследовании фиксируются понимание инструкций, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на неуспех.
ДИАГНОСТИКА СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Складывание пирамидки
Нормативы:
снимает кольца с пирамидки - в 1 год;
собирает пирамидку без учета величины -1,5-2,5 года;
собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и промеривания, работая зрительным соотношением - 3 - 3,5 года.
Вспомогательная инструкция:
«Выбирая самое большое кольцо и надевая его на стержень...»
Неадекватным считается закрывание стержня колпачком до нанизывания колец. Фиксируется также обучаемость и эффективность принятия помощи со стороны экспериментатора.
ЗАДАНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ БЫТА (по О. В. Баженовой)
- 2 года - запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу: каждую страницу от дельно; сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;
- 2,5 года - подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
- 3 года - подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре играет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ИГРЫ
Детям предлагается поиграть со знакомыми игрушками.
Анализ уровня развития игры:
1) неадекватные действия с игрушкой;
2) манипуляции с предметами - до 2 лет;
3) процессуальные игровые действия - с 2 лет (напри мер: возит машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);
4) процессуальная игра с элементами замысла - от 2 - 3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу);
5) сюжетная игра - к 3 годам.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
• Общая моторика.
Статическая и динамическая координация определяется по следующим параметрам:
- 1 год - самостоятельная ходьба;
- 1,5 - 2 года - поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствия на полу; встает на лавку 20 см от пола;
- 2,5 года - подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;
- 3 года - поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12 - 15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 секунд с открытыми глазами.
• Одновременность движений: по бокам от коробки рас полагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 рублей по 3 с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременных движениях рук.
• Отчетливость движений: ребенку (3-х лет) предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкинезий.
• Тонкие движения пальцев рук.
Оценивается степень дифференцированности движений и возможность движений с мелкими предметами.
Нормативы:
- 2 года - повторить штрихи; рисует круги;
- 2,5 - 3 года - рисует прямые линии, круги по показу; может нарисовать человека «головонога».
• Оральный праксис: праксис губ (вытянуть губы тру бочкой, растянуть в улыбку); щек (надуть и втянуть щеки); языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).
Наличие девиаций языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводит ли движения до конца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ
Задание.
Выполнить по памяти серию инструкций: встать, от крыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.
Нормативы:
- 1,5 года - выполняет 3 действия;
- 2 года - выполняет 3-4 действия;
- 3 года - выполняет 5 действий.
Игра «Что изменилось, чего не стало».
Ребенку предъявляются 4 картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой, либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.
Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.