СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика речевой готовности к школьному обучению детей подготовительной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В диагностике представлены задания и количественная оценка ответов ребенка, которые помогут определить уровень речевого развития детей, поступающих в школу.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика речевой готовности к школьному обучению детей подготовительной группы»







Диагностика речевой готовности

к школьному обучению

детей подготовительной группы






















Целью диагностики речевой готовности к школе является определение уровня речевого развития детей, поступающих в школу, направленное на предупреждение возникновения вторичных речевых нарушений.


Описание методики диагностики


Для определения речевой готовности к школе используется «Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет» под редакцией академика РАО М. М. Безруких.


Задание 1.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с придумыванием последующих событий

Оборудование: серия сюжетных картинок «Бабушка и котенок».

В данном задании оценивается умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, словарный запас ребенка, грамматический строй речи

Инструкция ребенку:

1. Разложи картинки так, чтобы получилась история.

2. Расскажи историю

3. Продолжи эту историю

Параметры оценки:

3 балла - ребенок способен составить развернутый рассказ по картинкам, предложения грамматически правильные, словарный запас богатый, задания выполняются самостоятельно;

2 балла - рассказ составлен с помощью наводящих вопросов и (или) имеются аграмматизмы (нарушения согласования слов по роду, числу, падежу, неточное употребление предлогов); затрудняется в ответах на вопросы;

1 балла - ребенок не может составить рассказ даже по наводящим вопросам, называет отдельные слова или действия героев на каждой картинке.


Задание 2.

Выделение звука в начале, середине, конце слова. Определение количества звуков в слове

Педагог просит ребенка определить место звука в слове, определить количество звуков в слове. Все слова педагог произносит медленно и четко.

Инструкция ребенку:

«Какой звук первый в слове «Удочка», «Лист», «Стол»?

«Какой звук последний в слове «Зонт», «Кенгуру», «Грибы»?

«Какой звук в середине в слове «Сок», «Оса»?

«Сколько звуков в слове «Мак», «Стул», «Лимоны»?

Параметры оценки:

3 балла - нет нарушения звукопроизношения, ребенок хорошо дифференцирует все звуки;

2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла - задание не выполняется даже с помощью.


Задание 3.

Составление предложений по данным словам

Педагог читает ребенку слова и просит составить из них предложения. Добавлять, убирать или заменять слова нельзя. Ребенку предлагается составить три предложения.

Инструкция ребенку: «Я назову тебе слова, составь из них предложение».

1. ЯМКИ, И, Я, МОЯ, МАМА, КОПАЛИ.

2. БАБУШКА, ТАНЯ, ЛЕТОМ, У, В, ЖИЛА, ДЕРЕВНЯ.

3. Угол, из-за, девочка, выглядовала, дом.

Параметры оценки:

3 балла - задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла - задание не выполняется даже с помощью.


Задание 4.

Понимание пространственных отношений с помощью предлогов

Оборудование: детская игровая мебель: стол, стул, шкаф, холодильник, зеркало, кукла.

Педагог прячет девочку за зеркалом, под столом, слева от холодильника и т.д.

Инструкция ребенку: «Скажи, куда спряталась девочка?», «Скажи, откуда выглядывает девочка» и т.д.

Предлоги: в, на, под, за, над, перед, через, около, между, из-за, из-под.

Параметры оценки:

3 балла - задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла - задание не выполняется даже с помощью.


Задание 5.

Обследование состояния звукопроизношения

Правильность и четкость звукопроизношения оценивается в ходе всего обследования.

Дополнительное задание проводится логопедом. Используется только если у ребенка в ходе обследования обнаруживается нарушение звукопроизношения. Для углубленного анализа нарушения звукопроизношения ребенку предлагаются предметные картинки.

Параметры оценки:

3 балла - звукопроизношение не нарушено;

2 балла - нарушено произношение 1-2-х звуков;

1 балла - нарушено произношение 3-х и более звуков.


Факторы риска:

  • Бедный словарный запас;

  • Неумение грамматически правильно строить предложение;

  • Нарушение звукопроизношения;

  • Трудность звукобуквенного анализа;

  • Трудности при составлении рассказа.


Задание 6.

Внимание и память.

Педагог предлагает запомнить серию слов: слон, дочь, мыло, шум, весна, стул, рука.

Педагог просит запомнить предложение: Под старой елью дети нашли большой белый гриб.

Педагог просит запомнить предметы: шапка, самолет, лампа, аист.

Параметры оценки:


3 балла - задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла - задание не выполняется даже с помощью.