Диагностика речевой готовности
к школьному обучению
детей подготовительной группы
Целью диагностики речевой готовности к школе является определение уровня речевого развития детей, поступающих в школу, направленное на предупреждение возникновения вторичных речевых нарушений.
Описание методики диагностики
Для определения речевой готовности к школе используется «Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет» под редакцией академика РАО М. М. Безруких.
Задание 1.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с придумыванием последующих событий
Оборудование: серия сюжетных картинок «Бабушка и котенок».
В данном задании оценивается умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, словарный запас ребенка, грамматический строй речи
Инструкция ребенку:
1. Разложи картинки так, чтобы получилась история.
2. Расскажи историю
3. Продолжи эту историю
Параметры оценки:
3 балла - ребенок способен составить развернутый рассказ по картинкам, предложения грамматически правильные, словарный запас богатый, задания выполняются самостоятельно;
2 балла - рассказ составлен с помощью наводящих вопросов и (или) имеются аграмматизмы (нарушения согласования слов по роду, числу, падежу, неточное употребление предлогов); затрудняется в ответах на вопросы;
1 балла - ребенок не может составить рассказ даже по наводящим вопросам, называет отдельные слова или действия героев на каждой картинке.
Задание 2.
Выделение звука в начале, середине, конце слова. Определение количества звуков в слове
Педагог просит ребенка определить место звука в слове, определить количество звуков в слове. Все слова педагог произносит медленно и четко.
Инструкция ребенку:
«Какой звук первый в слове «Удочка», «Лист», «Стол»?
«Какой звук последний в слове «Зонт», «Кенгуру», «Грибы»?
«Какой звук в середине в слове «Сок», «Оса»?
«Сколько звуков в слове «Мак», «Стул», «Лимоны»?
Параметры оценки:
3 балла - нет нарушения звукопроизношения, ребенок хорошо дифференцирует все звуки;
2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;
1 балла - задание не выполняется даже с помощью.
Задание 3.
Составление предложений по данным словам
Педагог читает ребенку слова и просит составить из них предложения. Добавлять, убирать или заменять слова нельзя. Ребенку предлагается составить три предложения.
Инструкция ребенку: «Я назову тебе слова, составь из них предложение».
1. ЯМКИ, И, Я, МОЯ, МАМА, КОПАЛИ.
2. БАБУШКА, ТАНЯ, ЛЕТОМ, У, В, ЖИЛА, ДЕРЕВНЯ.
3. Угол, из-за, девочка, выглядовала, дом.
Параметры оценки:
3 балла - задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;
2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;
1 балла - задание не выполняется даже с помощью.
Задание 4.
Понимание пространственных отношений с помощью предлогов
Оборудование: детская игровая мебель: стол, стул, шкаф, холодильник, зеркало, кукла.
Педагог прячет девочку за зеркалом, под столом, слева от холодильника и т.д.
Инструкция ребенку: «Скажи, куда спряталась девочка?», «Скажи, откуда выглядывает девочка» и т.д.
Предлоги: в, на, под, за, над, перед, через, около, между, из-за, из-под.
Параметры оценки:
3 балла - задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;
2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;
1 балла - задание не выполняется даже с помощью.
Задание 5.
Обследование состояния звукопроизношения
Правильность и четкость звукопроизношения оценивается в ходе всего обследования.
Дополнительное задание проводится логопедом. Используется только если у ребенка в ходе обследования обнаруживается нарушение звукопроизношения. Для углубленного анализа нарушения звукопроизношения ребенку предлагаются предметные картинки.
Параметры оценки:
3 балла - звукопроизношение не нарушено;
2 балла - нарушено произношение 1-2-х звуков;
1 балла - нарушено произношение 3-х и более звуков.
Факторы риска:
Бедный словарный запас;
Неумение грамматически правильно строить предложение;
Нарушение звукопроизношения;
Трудность звукобуквенного анализа;
Трудности при составлении рассказа.
Задание 6.
Внимание и память.
Педагог предлагает запомнить серию слов: слон, дочь, мыло, шум, весна, стул, рука.
Педагог просит запомнить предложение: Под старой елью дети нашли большой белый гриб.
Педагог просит запомнить предметы: шапка, самолет, лампа, аист.
Параметры оценки:
3 балла - задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;
2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;
1 балла - задание не выполняется даже с помощью.