СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика сформированности компетенции социального взаимодействия у учащихся вторых классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из основных показателей сформированности социального взаимодействия личности является доброжелательное отношение к партнеру, учет его состояния и возможностей. При наличии указанной характеристики предрасположенность личности к конфликтам отсутствует.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика сформированности компетенции социального взаимодействия у учащихся вторых классов»

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ


Куандыкова Алтын Сериковна,


Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова



Компетенция социального взаимодействия учащихся 2-х классов рассматривается как:

- способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде;

- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента;

- способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов;

- владение приемами общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности.

Таким образом, сущность компетентности социального взаимодействия заключается в способности и готовности вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач (передачи информации, ведение переговоров, установление и поддерживание контактов).

На основе изучения и анализа литературы по исследуемой проблеме, мы смогли предположить, что компетенция социального взаимодействия может проявляться в трех уровнях. Возможные уровни компетенции социального взаимодействия и их характеристика представлена в таблице 1.


Таблица 1. - Уровни компетенции социального взаимодействия и их характеристика


Уровень

Характеристика

1

низкий

Субъекты целостного педагогического процесса не готовы к использованию разнообразных форм взаимодействия в системе; психологический климат, самочувствие детей в школе характеризуется нестабильностью; при организации социального взаимодействия требуется обязательный и постоянный контроль педагога

2

средний

Учащиеся и педагог заинтересованы в реализации социального взаимодействия, однако практические умения и навыки организации данного процесса отсутствуют; возможны эпизодические конфликты

3

высокий

Быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации социального взаимодействия; стремление понять другого человека в конкретной ситуации; доброжелательное отношение к партнеру,


Анализ психолого-педагогической, социально-педагогической литературы по проблеме исследования, позволил установить, качественные показатели сформированности компетенции социального взаимодействия у учащихся 2-х классов. Они перечислены ниже.

1. Отношение к внутришкольным конфликтам.

2. Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.

Исходя из вышесказанного и была определена логика социально-педагогической работы по формированию компетенции социального взаимодействия учащихся вторых классов и выбор методик изучения уровня сформированности социального взаимодействия.

Одним из основных показателей сформированности социального взаимодействия личности является доброжелательное отношение к партнеру, учет его состояния и возможностей. При наличии указанной характеристики предрасположенность личности к конфликтам отсутствует. Выявить предрасположенность личности к конфликтам мы смогли, используя Методику диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

1.Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

Большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации достигается за счет благоприятных межличностных отношений. Для того, чтобы исследовать межличностные отношения в классе мы воспользовались методикой диагностики межличностных отношений Т. Лири.

2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование — подчинение и дружелюбие- агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование -подчинение, дружелюбность - недружелюбность, эмоциональность -аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, раздёленного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование -подчинение, дружелюбие - враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма, баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование -подчинение) и горизонтальная (дружелюбие - враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого- либо типа отношений, расположены через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество от ношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методики для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла - низкая

5-8 баллов- умеренная (адаптивное поведение)

9-12 баллов- высокая (экстремальное поведение)

13-16 баллов - экстремальная (до патологии)

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют е представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (1 - V) + 0,7 х VIII + II- IV- VI).

Дружелюбие = (VI - III) + 0,7 х (VIII – II-IV + VI).

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия; степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально- психологического тренинга.

При помощи методики выявляются следующие типы отношения к окружающим:

1. Авторитарный

2. Эгоистический

3. Агрессивный

4. Подозрительный

5. Подчиняемый

6. Зависимый

7. Дружелюбный

8. Альтруистический

3.Собственно выявить коммуникативные способности личности, которые непосредственно влияют на ход социального взаимодействия можно, используя методику КОС. Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут. Тестовый материал по указанной методике приводится в Приложении Б.

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2».

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже. Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.


Таблица 5. - Уровни коммуникативных и организаторских склонностей


Сумма баллов

1-4

5-8

9-12

13-16

17-20

Уровень

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший


Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.


Список литературы

  1. Кунакова Н.Ю. Интегративная технология педагогической поддержки учащихся. М.: Педагогика, 2020. - 24 с.

  2. Образование. Наука. Творчество: теория и опыт взаимодействия / под ред. В. Г. Рындак. — Екатеринбург: Речь, 2020. - 352 с.

  3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – М.: Гардарики, 2020. – 178 с.

  4. Родина О.Н. Социальное взаимодействие в педагогическом процессе: к определению понятия // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5 (78). - С. 47-49.

  5. Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. - 2022. - № 9. - С. 23- 30.


© 2025, 75 0