Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня обучаемости как фактор повышения уровня обученности»
Ульяновский район
МОУ Вышкинская средняя общеобразовательная школа

ПРИЛОЖЕНИЕ
к описанию педагогического опыта
Технологический подход
к обучению математике
в сельской школе
с малой наполняемостью классов
Автор:
учитель математики
Салахетдинова
Галина Владимировна
2006 год
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Материал по теме: «Числа правят миром»
для диагностики уровня обучаемости.
« Число – одно из основных понятий математики, которое позволяет выразить результаты счета или измерения. Одним из первых начал рассуждать о числах знаменитый ученый Древней Греции Пифагор Самосский. «Числа правят миром!» - провозгласил он. Пифагор считал, что все на свете можно выразить с помощью чисел.
Пифагор придумал замечательный способ доказывать общие утверждения о числах: он стал изображать числа точками. Картинки получались двух видов – у одних была средняя точка, а у других – нет.
5 . . . . . 4 . . . .
7 . . . . . . . 6 . . . . . .
Первые числа были нечетными, а вторые четными.
Потом Пифагор стал усложнять свои фигуры из точек. Он получил треугольные, прямоугольные, квадратные и другие числа.
Треугольные числа .
. . .
. . . . . .
. . . . . . . . . .
1 3 6 10
Прямоугольные числа
. . . . .
. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
1 6 12 20
Квадратные числа
. . .
. . . . .
. . . . . .
1 4 9
Все эти числа называются фигурными.»
Затем учащимся предлагаю задания для самостоятельной работы.
№1. Напишите коротко, что Вы узнали нового.
№2. Число 16 является квадратным: . . . .
. . . .
. . . .
. . . .
Докажите с помощью рисунка, что число 25 тоже является квадратным.
№3. Докажите с помощью рисунка, что число 42 является прямоугольным.
№4. Какие из чисел 10, 25, 17, 26, 42, 50 являются прямоугольными, какие треугольными и какие квадратными?
№5. Изображая числа точками, составьте пятиугольные и шестиугольные числа.
К определению уровня обучаемости используется следующий ключ. Как только 3-4 учащихся из класса выполнят задание - собираю рабочие записи у всех. Если выполнены все 5 заданий, то можно говорить о 3-ем, очень высоком (творческом) уровне обучаемости. Если учащийся справился с 4-мя заданиями – 2-ой, также высокий уровень обучаемости (конструктивный или продуктивный). Если выполнено 3 и менее заданий – 1-й уровень обучаемости (низкий, репродуктивный).
Качественно уровни определяются следующим образом:
1-й уровень – стандарт – отметка «3»;
2-й уровень – стандарт + базовая часть программы – отметка «4»;
3-й уровень – стандарт + базовая часть программы + дополнительный материал – отметка «5».
По содержанию учебного материала уровни соответственно определяются как
1-й – общекультурный;
2-й – уровень практического применения знаний;
3-й – профессиональный уровень.
Галина Владимировна Салахетдинова
МОУ Вышкинская СШ Ульяновского района