СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика устной речи учащихся первых классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная диагностика представлена для обследования устной речи учащихся первых классов. В диагностике применяются речевые пробы, предложенные Т.А.Фотековой и Р.И.Лалаевой. Для оценки успешности выполнения используется бальная система.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика устной речи учащихся первых классов»

Обследование фонематических процессов –

30 баллов

1 класс


Обследование фонематического слуха: (6 баллов)

  1. Повторить цепочку слогов: 2 балла

- да-да-та;

-ча-ща-ча;

2. Каким звуком различаются слова: 2 балла

  • Дом – дым

  • Сок - сук

3.Вместо первой буквы в слове, поставь звук Д. 2 балла

Например: сом – дом.

  • Вата –

  • Ломик –

Оценка результатов:

1 балл – правильный ответ;

0,5 –правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;

0 - неверный ответ.



Обследование звукового анализа: (10 баллов)

  • Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ч в слове: (1 балл)

Часы, горка, качели, чистый, щука, ночь, тень, сабля, печь, цветок, врач.

Оценка: 1 балл – правильное выполнение;

0,75 балла - 1 ошибка

0,5 балла 2 ошибки

0,253 ошибки;

0 баллов более 4 ошибок.


  • Назови первый звук в слове щепка;

  • Назови последний звук в слове куст;

  • Назови третий звук в слове парта;

  • Какой звук стоит перед У в слове стул;

  • Какой звук стоит после В в слове волк;

  • Назови соседей Ш в слове кошка;

  • Какой по счёту звук Р в слове трава;

  • Сколько звуков в слове стул, лимон.


Обследование слогового анализа: (3 балла)

Сколько слогов в слове:

Мыть

Ласточка

Кровать


Обследование фонематического синтеза: (2 балла)

Составить слово из слогов:

Мо – ло - ко

Составить слово из букв:

К - л – ё - н


Оценка обследования фонематического синтеза:

1 балл – правильное, быстрое выполнение задания;

0,75 баллазадание выполнено с одной подсказки педагога, с незначительной помощью.

0,5 баллов – на выполнение задания требуется много времени.

0 балловзадание не выполнено.


Фонематические представления: (3 балла)

  • Придумать слово, которое начинается на звук С;

  • Придумать слово, где звук Р стоит в середине;

  • Придумать слово, в котором 4 звука.


Навыки языкового анализа: (2 балла)

Сколько слов в предложении?

  • День был тёплый.



Оценка результатов:

1 балл – правильный ответ;

0,5 –правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;

0 - неверный ответ.


























Обследование понимания речи,

словесно-логическое мышление

15 баллов


1 класс



1. Понимание инверсионных конструкций. Предложения с причинно-следственной связью – 5 баллов.

    • Собаку укусила оса. Кто кусался? (Оса)

    • Мама зовёт домой дочку. Кто дома? (Мама)

  • Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

  • Мишу ударил Коля. Кто драчун? (Коля)

  • Охотник бежит за собакой. Кто впереди?


2. Исправь предложение – 2 балла.

  • Фонарь освещается улицей.

  • Зима пришла, потому что река замёрзла.


3. Во что превратятся предметы?3 балла

  • стул без спинки

  • книга без страниц

  • Окно без стёкол


4. Что лишнее? – 2 балла

  • Пенал, тетрадь, костюм, карандаш.

  • Книга, альбом, тетрадь.


5. Понимание падежных окончаний существительных – 3 балла.

Перед ребёнком кладут ручку, линейку, карандаш.

  • Покажи линейкой ручку.

  • Покажи карандашом ручку.

  • Покажи карандаш линейкой.


Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 баллов – самокоррекция;

0 баллов – неправильное выполнение задания, задание не выполнено.


































Обследование словаря – 35 баллов


1 класс

Существительные – 16 баллов.



  1. Подбери обобщающее слово – 3 балла.

  • Домашние животные

  • Дикие животные

  • Геометрические фигуры


  1. Назвать профессии людей – 5 баллов.

  • Тушит пожар –

  • Водит машины –

  • Выдаёт товар в магазине –

  • Убирает улицы –

  • Ко лечит людей -


3. Назови, кто где живет? (3 балла)

  • Белка

  • мышь

  • Медведь


4. Назвать детёнышей животных: (5 баллов)

    • У кошки –

    • У курицы –

    • У утки–

    • У коровы –

    • У слона –




Прилагательные – 6 баллов.


1. Назови как можно больше признаков, подходящих для предметов: 1 балл

Например: груша (какая?) желтая, сочная, сладкая, спелая, вкусная.

  • Собака (какая?)


Оценка результатов 1 задания:

1 балл - правильно названо 4 и более признаков;

0,5 баллов - правильно названо 2-3 признака;

0,25 балла - правильно назван 1 признак.

0 баллов – невыполнение задания.


2. Назови слово, противоположное по смыслу. 5 баллов

Например: Большой – маленький.

  • белый –

  • добрый –

  • высокий –

  • новый –

  • широкий -


Глаголы – 6 баллов.


1. Назови, что делают этими предметами? 2 балла

  • ножницами

  • веником

2. Назови, кто какие звуки издает? 3 балла

Например: кошка мяукает

  • корова

  • собака

  • лягушка

  1. Подбери, как можно больше действий к предметам. 1 балл

Например: собака (что делает?) спит, лает, охраняет, кусает, сторожит.

  • Заяц (что делает?)


Оценка результатов 3 задания:

1 балл - правильно подобрано 4 и более действия;

0,5 баллов - правильно названо 2-3 действия;

0,25 балла - правильно названо 1 действие;

0 баллов – невыполнение задания.



Наречие – 7 балов.

1. Скажи: 3 балла

  • Как светит солнце?

  • Как ползёт черепаха?

  • Как летит самолёт?

2. Понимание временных наречий. 4 балла

Когда это бывает? (Весной, летом, осенью, зимой).


Оценка:

1 балл – верно;

0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;

0 - неверный ответ.





Обследование грамматического строя речи

35 баллов


1 класс


1. Согласование – 8 баллов.

Согласование существительного с прилагательными и с глаголом (5 баллов)

  • Падежные окончания существительных.

Лошадь скачет по дорогу.

  • Личные окончания глаголов.

Мы читаешь книгу.

  • Времена глагола.

Мы завтра были на даче.

  • Родовые окончания прилагательных.

На улице сильная ветер.

  • Линейная схема фразы, порядок слов.

Мы были грибы и собирали в лесу.


Оценка результатов:

1 балл – выявление и исправление ошибки;

0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0 - ошибка не исправлена.


Согласование существительного с числительным: (3 балла)

Игра «1-3-5».


Оценка результатов:

3 балла – правильный ответ;

2 балла – в согласовании 1 ошибка;

1 балл – 2 ошибки;

0 баллов – 3 и более ошибок.


2. Словоизменение: 6 баллов

Образование существительных множественного числа в именительном падеже.

Например: ключ – ключи.

  • Стул –

  • Книжка –

  • Ухо –

Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

Например: ключ, много чего? – ключей.

  • Стул –

  • Книжка –

  • Ухо –


3. Словообразование с помощью суффиксов: 4 балла

Образование существительных в уменьшительной форме.

Например: ключ – ключик.

  • Дом -

  • Стул -

  • Вилка –

  • Окно –


4. Образование прилагательных от существительных – 6 баллов.

Относительные прилагательные (2 балла).

Например: салат из моркови – морковный.

  • Варенье из вишни –

  • Суп из грибов –

Качественные прилагательные (2 балла).

Например: лису за хитрость называют хитрой.

  • Зайца за трусость –

  • Медведя за силу -

Притяжательные прилагательные (2 балла).

Например: у собаки лапа собачья, а у …..

  • Кошки –

  • Лисы –



Оценка результатов 2 – 4 заданий:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 баллов – неверно образованная форма;

0 баллов - невыполнение задания.


5. Понимание и употребление предлогов. (6 баллов)

Задать 5 вопросов по картинке:

  • С кем разговаривает мальчик?

  • Куда девочка кладёт книгу?

  • Где лежит мячик?

  • Куда мальчик поставил ведёрко?

  • Где висит Петрушка?

  • Где у ребят лежат игрушки?


6. Составить предложение из слов (2 балл).

  • Девочка, читать, книжка.

  • Дети, доктор, лечить.


Оценка результатов:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – нарушен правильный порядок слов;

0,25 балла – наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.

0 - смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.


7. Повторение предложений. 3 балла

  • Вечером мама рассказывает детям сказки. (14)

  • Грузовая машина быстро едет по дороге. (15)

  • Первый чистенький снежок падает на мёрзлую землю. (16)


Оценка результатов:

1 балл – правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 - невоспроизведение.








Исследование зрительно-пространственных функций

10 баллов


1. Покажи, где левая рука.

Оценка:

1 балл – задание выполнено правильно.

0,5 баллов – самокоррекция.

0 баллов – неверный ответ.


2. Тест для проверки узнавания сходных по начертанию заглавных письменных букв.

3. Тест для проверки узнавания строчных письменных букв.

4. Тест для проверки узнавания печатных букв.

5. Пары букв, правильно и зеркально написанных.

6. Недописанные буквы.

7. Буквы «запутались».

8. Найти фигуру на «зашумлённом» фоне.

9. Назови все изображённые предметы.

Оценка:

1 балл – правильный ответ.

0,75 – 1 ошибка.

0,5 баллов – 2 ошибки.

0,25 – 3 ошибки.

0 баллов – 4 и более ошибки.


10. Собрать разрезанную фигуру.

Оценка:

1 балл – задание выполнено быстро и самостоятельно.

0,75 –задание выполнено с незначительной помощью.

0,5 баллов – задание выполнялось длительно, с постоянной помощью педагога.

0 баллов – задание не выполнено.















































Исследование процессов чтения


Темп чтения:

Замедленный;

Нормальный;

Быстрый;

Очень быстрый.

Способ чтения:

побуквенное;

послоговое;

словесно-фразовое.


Ошибки:

Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы:

- замены и смешения звонких и глухих согласных,

- аффрикат,

- по графическому сходству,

- недифференцированные и вариативные замены.

Искажение звукослоговой структуры слова:

- пропуски согласных при стечении,

- пропуски гласных,

- добавление слогов,

- перестановка звуков и слогов,

- замены слов.

Аграмматизмы.

Понимание прочитанного:

При технически правильном чтении;

В результате неправильного чтения.


Выразительность чтения:

Употребление словесного и логического ударения;

Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, очень редкое);

Употребление основных видов интонации;

Речь (выразительная, маловыразительная, монотонная).


Виды дислексии

Фонетическая дислексия:

Недоразвитие фонематического восприятия: замены фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки.

Недоразвитие фонематического анализа: искажения звукослоговой структуры слова, вставки гласных, перестановки звуков, пропуски, перестановки слогов.


Аграмматическая дислексия:

Изменение падежных окончаний существительных;

Изменения числа имени существительного, местоимения;

Согласование в роде, исле и падеже прилагательного, существительного и местоимения.

Изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени (это был страна, промчался машина и т.д.);

Изменение формы, времени и вида глаголов.


Семантическая дислексия:

  • Нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении

- на уровне понимания слова (недоразвитие звукослогового синтеза),

- на уровне понимания предложения и текста (недоразвитие звукослогового синтеза, несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированность грамматических обобщений).


4. Оптическая дислексия:

  • Замены и смешения графически сходных букв при чтении.


5. Мнестическая дислексия.

  • Трудности в усвоении букв, ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.






Анализ результатов диагностики




1 класс





Исследуемые направления:


Количество баллов

1

Фонематические процессы


25

2

Понимание речи, словесно-логическое мышление

15

3

Словарь


35

4

Грамматический строй речи


35

5

Связная речь


15

6

Зрительно-пространственное восприятие

10



Общее число баллов:


135



Уровни успешности:


IV уровень – 100 – 90%

III уровень – 89,9 – 65% ЗПР, ФФН, ФмН, НВ ОНР, ОНР III уровня

II уровень – 64,9 – 50% ОНР + ЗПР, нарушение познавательной деятельности.

I уровень – 49,9% и ниже. Моторная алалия, умственная отсталость, тяжёлая речевая патология.





Диагностика внимания – 35 баллов



  1. Корректурная проба – 10 баллов.


Задание: вычеркнуть все буквы Т в тексте за 1 минуту. (10 строк)


Оценка результатов:


  • Диагностика объёма внимания, быстроты выполнения – 5 баллов.

5 баллов – буквы вычеркнуты во всём тексте.

4 балла – 9 – 8 строк.

3 балла – 7 – 6 строк.

2 балла – 5 – 4 строки

1 балл – 3 – 2 строки

0 баллов – менее 2 строк


  • Диагностика правильности выполнения пробы – 5 баллов.


5 баллов – вычеркнуты все буквы

4 балла – пропущена 1 буква

3 балла – пропущены 2 буквы

2 балла – пропущены 3 буквы

1 балла – пропущено 4 буквы

0 баллов - пропущено 5 и более букв.


  1. Таблица Шульте – 25 баллов.


Задание: за 1 минуту найти, показать все цифры от 1 до 25.

Диагностика памяти – 20 баллов


  1. Диагностика зрительной памяти.

Задание: запомнить 10 картинок, перечислить их.


  1. Диагностика слуховой памяти.

Задание: запомнить 10 слов, повторить их.


Школа телефон

Магазин бабочка

Волосы урок

Дорога весна

Цветок карандаш