Выступление
на тему:
«Диагностика взаимодействия школы и семьи»
Диагностика взаимодействия школы и семьи выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную и развивающую функции. Информационная выявляет уровни воспитательного потенциала семьи и состояние педагогического взаимодействия с ней. Прогнозирующая определяет потенциал развития учащегося и взаимодействия с ним и его родителями. Оценочная дает представление о результативности педагогического взаимодействия семьи и школы, об эффективности использования воспитательных и обучающих средств. Развивающая — это применение диагностических методик, стимулирующих взаимодействие семьи и школы и самореализацию родителей.
Работая с диагностическими методиками, мы придерживаемся определенных правил. Правило первое: любые результаты исследования должны использоваться не во вред, а во благо семье и ребенку. Правило второе: по результатам диагностики должна проводиться систематическая коррекционная работа. Правило третье: необходимость диагностики обязательно разъясняется учащимся и их родителям.
Культура взаимодействия семьи и школы измеряется следующими критериями и показателями:
Критерии | Показатели |
I. Удовлетворительность учащихся | Комфортность, защищенность личности и отношения ученика к школе. Удовлетворенность родителей содержанием, организацией, условиями и результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе |
II. Конкурентоспособность школы | Усвоение учащимися образовательной программы. Отток учащихся в другие школы. Поступление выпускников в вузы. Участие школьников в конкурсах, смотрах, соревнованиях. Репутация школы |
III. Удовлетворительность родителей нормами взаимодействия со школой | Отношение родителей к школе, уровень их защищенности и активности; их представления об обучении и ожидания от школы |
Выбираем методики
Определив критерии и показатели эффективного взаимодействия школы и семьи, приступаем к выбору диагностических методик. Их известно значительное количество. Например, удовлетворенность учащихся и родителей школой устанавливаем по методике А. Андреева или Н. Степанова. Традиции, обычаи, нравственные ценности семей определяем с помощью теста «Я — родитель, я — приятель» и рисуночного теста «День рождения в моей семье». Стиль и методы воспитания в семье изучаем по тесту «Стили и методы воспитания ребенка в семье». Уровень заботы родителей о ребенке — по тесту«0пределение степени проявления заботы родителей по отношению к ребенку».
Особое внимание обращаем на изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволяет точнее представлять, на какой стадии взаимодействия (развитие, стабильное функционирование, регресс) находятся семья и школа и какова его эффективность. Зная это, легче выбрать пути и средства для повышения культуры их взаимодействия. На наш взгляд, отсутствие достоверной, тщательно проанализированной информации о развитии личности ребенка, о взаимодействии семьи и школы ставит под сомнение всю педагогическую деятельность.
Диагностика и позитивное развитие культуры взаимодействия предполагает применение целой системы методик. Какими еще методиками пользуемся мы? Во-первых, как только родители переступают порог школы со своим будущим первоклассником, мы знакомим их с законами и традициями школы. Стараемся, чтобы родители понимали: приведя ребенка в школу, они становятся полноправными членами школьного коллектива и потому не только не снимают с себя обязанности по воспитанию, но и приобретает новые.
Во-вторых, при самой первой встрече с родителями первоклассников предлагаем им заполнить анкету предварительной диагностики «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива» (Н. И. Дереклеева. Родительские собрания). Она дает представление сразу обо всем новом пополнении родителей.

Информация заносится в личное дело учащегося, переходит вместе с ним из класса в класс и сохраняется до окончания им школы. Так создается картотека родительского состава школы, в которой хранятся все диагностические данные о семье.
Методика «Сотрудничество семьи и школы»
Разработана в нашей школе. Выявляет положительные ожидания родителей от сотрудничества со школой. Ежегодно родителям предлагается сказать свое «да» или «нет» по каждому из следующих пунктов анкеты:
Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.
Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю.
Профессиональная компетентность учителей соответствует норме.
Я всегда могу без приглашения обратиться к учителю.
Я регулярно посещаю родительские собрания.
Родительские собрания — это вынужденная необходимость.
Родительские собрания — это встреча единомышленников.
Родительские собрания пропускаю только по уважительной причине.
Помощь классного руководителя (школы) в воспитании моего ребенка мне нужна.
На просьбы классного руководителя откликаюсь сразу.
Готов материально помочь классу в разумных пределах.
Ремонт класса — это дело школы.
В ремонте готов помочь только материально.
При подсчете учитывается только количество положительных ответов. Положительные ответы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 позволяют оценить, насколько подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя. О заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии со школой свидетельствуют положительные ответы по пунктам 3,4,7,9. Пункты 5,8,10,11 могут быть показателем активности родителей. Как сигнал тревоги можно рассматривать положительные ответы по пунктам 6,12,13. Они означают, что с данными родителями классный руководитель вел недостаточную психо- лого-педагогическую работу, не сумел своевременно вовлечь их в совместную деятельность.
Методика «Культура взаимодействия школы и родителей»
Выявляет уровень информированности родителей в вопросах школьной жизни и степень удовлетворенности взаимодействием со школой. За основу взята работа Калининой Н.В., Лукьяновой Л.А. «Удовлетворенность организацией образовательного процесса».
Родителям вручается вот такой анкетный листок:
Уважаемые родители!
Просим поделиться вашим мнением об организации образовательного процесса в школе. Пожалуйста, прочитайте внимательно утверждения. Если вы с ними согласны — ставьте «+», если не согласны — ставьте «-». Просим вас быть откровенными.
Я согласен с содержанием воспитания в школе.
Считаю, что наша школа имеет хорошую материально-техническую базу.
В школе проходит много интересных мероприятий.
В школе уютно, красиво, чисто.
У детей в школе есть возможность интересно проводить свое свободное время.
Учителя относятся к моему ребенку адекватно.
Учитель прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его.
При решении школьных и классных вопросов есть возможность взаимодействовать с другими родителями.
У моего ребенка в основном удовлетворительные взаимоотношения с учителями.
У моего ребенка в основном хорошие взаимоотношения с одноклассниками.
Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.
В школе добрая психологическая атмосфера.
Мой ребенок доволен обучением в школе.
Принимая управленческие решения, администрация считается с мнением детей и родителей.
У администрации школы я всегда могу получить ответы на вопросы, касающиеся учебы и личности моего ребенка.
Нас, родителей, достаточно хорошо информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней.
Для решения задач обучения, воспитания школа удачно сотрудничает с другими школами, организациями, детскими центрами.
В нашей школе ведется удачная работа с родителями.
Я доволен условиями труда, созданными для детей в нашей школе.
Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.
Я всегда при необходимости могу обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией.
В обучении и воспитании учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребенка.
• Я доволен тем, что мой ребенок учится в этой школе.
Подсчитываем количество положительных и отрицательных ответов по каждому пункту, и выстраивается достаточно четкая картина положительных и отрицательных ожиданий родителей по отношению к школе. Особое внимание обращаем на утверждения, выявляющие: представления родителей о школьной жизни; удовлетворенность родителей положением их ребенка в школе; удовлетворенность родителей их взаимодействием со школой.