СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Диагностика взаимодействия школы и семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика взаимодействия школы и семьи выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную и раз­вивающую функции. Работая с диагностическими методика­ми, мы придерживаемся определенных правил.

Просмотр содержимого документа
«"Диагностика взаимодействия школы и семьи"»



Выступление

на тему:

«Диагностика взаимодействия школы и семьи»




Диагностика взаимодействия школы и семьи выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную и раз­вивающую функции. Информационная выявляет уровни воспитательного потенциала семьи и состояние педаго­гического взаимодействия с ней. Прогнозирующая опре­деляет потенциал развития учащегося и взаимодействия с ним и его родителями. Оценочная дает представление о результативности педагогического взаимодействия семьи и школы, об эффективности использования воспитатель­ных и обучающих средств. Развивающая — это применение диагностических методик, стимулирующих взаимодействие семьи и школы и самореализацию родителей.

Работая с диагностическими методика­ми, мы придерживаемся определенных правил. Правило первое: любые ре­зультаты исследования должны использо­ваться не во вред, а во благо семье и ребен­ку. Правило второе: по результатам диагнос­тики должна проводиться систематическая коррекционная работа. Правило третье: не­обходимость диагностики обязательно разъ­ясняется учащимся и их родителям.

Культура взаимодействия семьи и школы измеряется следующими критериями и по­казателями:

Критерии

Показатели

I. Удовлетворительность учащихся

Комфортность, защищенность личности и отношения ученика к школе. Удовлетворенность родителей содержанием, организацией, условиями и результа­тами обучения и воспитания своего ребенка, его положе­нием в школьном коллективе

II. Конкурентоспособность школы

Усвоение учащимися образо­вательной программы. Отток учащихся в другие школы.

Поступление выпускников в вузы.

Участие школьников в конкур­сах, смотрах, соревнованиях. Репутация школы

III. Удовлетворительность родителей нормами взаимодействия со школой

Отношение родителей к школе, уровень их защищенности и активности; их представле­ния об обучении и ожидания от школы

Выбираем методики

Определив критерии и показатели эффек­тивного взаимодействия школы и семьи, при­ступаем к выбору диагностических методик. Их известно значительное количество. На­пример, удовлетворенность учащихся и ро­дителей школой устанавливаем по методи­ке А. Андреева или Н. Степанова. Традиции, обычаи, нравственные ценности семей оп­ределяем с помощью теста «Я — родитель, я — приятель» и рисуночного теста «День рождения в моей семье». Стиль и методы вос­питания в семье изучаем по тесту «Стили и методы воспитания ребенка в семье». Уровень заботы родителей о ребенке — по тесту«0пределение степени проявления заботы роди­телей по отношению к ребенку».

Особое внимание обращаем на изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволяет точнее представлять, на какой стадии взаимодействия (развитие, ста­бильное функционирование, регресс) находятся семья и школа и какова его эф­фективность. Зная это, легче выбрать пути и средства для повышения культуры их взаимодействия. На наш взгляд, отсутствие достоверной, тщательно проанали­зированной информации о развитии личности ребенка, о взаимодействии семьи и школы ставит под сомнение всю педагогическую деятельность.

Диагностика и позитивное развитие культуры взаимодействия предполагает приме­нение целой системы методик. Какими еще методиками пользуемся мы? Во-первых, как только родители переступают порог школы со своим будущим первоклассни­ком, мы знакомим их с законами и тради­циями школы. Стараемся, чтобы родите­ли понимали: приведя ребенка в школу, они становятся полноправными членами школьного коллектива и потому не только не снимают с себя обязанности по воспи­танию, но и приобретает новые.

Во-вторых, при самой первой встрече с родителями первоклассников предлагаем им заполнить анкету предварительной диагностики «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива» (Н. И. Дереклеева. Родительские собрания). Она дает представление сразу обо всем новом попол­нении родителей.



Информация заносится в личное дело уча­щегося, переходит вместе с ним из класса в класс и сохраняется до окончания им шко­лы. Так создается картотека родительского состава школы, в которой хранятся все диа­гностические данные о семье.

Методика «Сотрудничество семьи и школы»

Разработана в нашей школе. Выявляет положительные ожидания родителей от со­трудничества со школой. Ежегодно родителям предлагается сказать свое «да» или «нет» по каждому из следующих пун­ктов анкеты:

  1. Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.

  2. Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю.

  3. Профессиональная компетентность учи­телей соответствует норме.

  4. Я всегда могу без приглашения обра­титься к учителю.

  5. Я регулярно посещаю родительские собрания.

  6. Родительские собрания — это вынуж­денная необходимость.

  7. Родительские собрания — это встреча единомышленников.

  8. Родительские собрания пропускаю толь­ко по уважительной причине.

  9. Помощь классного руководителя (школы) в воспитании моего ребенка мне нужна.

  10. На просьбы классного руководителя откликаюсь сразу.

  11. Готов материально помочь классу в ра­зумных пределах.

  12. Ремонт класса — это дело школы.

  13. В ремонте готов помочь только мате­риально.

При подсчете учитывается только коли­чество положительных ответов. Положи­тельные ответы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 позволяют оценить, насколько под­твердились ожидания родителей от рабо­ты классного руководителя. О заинтере­сованности родителей в дальнейшем вза­имодействии со школой свидетельствуют положительные ответы по пунктам 3,4,7,9. Пункты 5,8,10,11 могут быть показателем активности родителей. Как сигнал трево­ги можно рассматривать положительные ответы по пунктам 6,12,13. Они означа­ют, что с данными родителями классный руководитель вел недостаточную психо- лого-педагогическую работу, не сумел своевременно вовлечь их в совместную деятельность.

Методика «Культура взаимодействия школы и родителей»

Выявляет уровень информированности родителей в вопросах школьной жизни и степень удовлетворенности взаимодей­ствием со школой. За основу взята рабо­та Калининой Н.В., Лукьяновой Л.А. «Удов­летворенность организацией образова­тельного процесса».

Родителям вручается вот такой анкетный листок:

Уважаемые родители!

Просим поделиться вашим мнением об орга­низации образовательного процесса в шко­ле. Пожалуйста, прочитайте внимательно утверждения. Если вы с ними согласны — ставьте «+», если не согласны — ставьте «-». Просим вас быть откровенными.

  • Я согласен с содержанием воспитания в школе.

  • Считаю, что наша школа имеет хорошую материально-техническую базу.

  • В школе проходит много интересных ме­роприятий.

  • В школе уютно, красиво, чисто.

  • У детей в школе есть возможность инте­ресно проводить свое свободное время.

  • Учителя относятся к моему ребенку адек­ватно.

  • Учитель прислушивается к моему роди­тельскому мнению и учитывает его.

  • При решении школьных и классных воп­росов есть возможность взаимодейство­вать с другими родителями.

  • У моего ребенка в основном удовлет­ворительные взаимоотношения с учите­лями.

  • У моего ребенка в основном хорошие взаимоотношения с одноклассниками.

  • Мне приятно и интересно бывать на ро­дительских собраниях.

  • В школе добрая психологическая ат­мосфера.

  • Мой ребенок доволен обучением в школе.

  • Принимая управленческие решения, ад­министрация считается с мнением детей и родителей.

  • У администрации школы я всегда могу получить ответы на вопросы, касающиеся учебы и личности моего ребенка.

  • Нас, родителей, достаточно хорошо ин­формируют о деятельности школы, об ос­новных событиях в ней.

  • Для решения задач обучения, воспи­тания школа удачно сотрудничает с дру­гими школами, организациями, детскими центрами.

  • В нашей школе ведется удачная работа с родителями.

  • Я доволен условиями труда, созданными для детей в нашей школе.

  • Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.

  • Я всегда при необходимости могу обра­титься в школу за квалифицированным со­ветом и консультацией.

  • В обучении и воспитании учителя учи­тывают индивидуальные особенности мо­его ребенка.

• Я доволен тем, что мой ребенок учится в этой школе.

Подсчитываем количество положитель­ных и отрицательных ответов по каждому пункту, и выстраивается достаточно четкая картина положительных и отрицательных ожиданий родителей по отношению к шко­ле. Особое внимание обращаем на утверж­дения, выявляющие: представления роди­телей о школьной жизни; удовлетворен­ность родителей положением их ребенка в школе; удовлетворенность родителей их взаимодействием со школой.