СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика и коррекция зрительного внимания

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации подробно представлены задания для диагностики зрительного внимания детей дошкольного  и младшего школьного возраста, анализ результатов тестирования, игры, упражнения и рекомендации по развитию зрительного внимания.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика и коррекция зрительного внимания»

  Диагностика зрительного внимания

Диагностика зрительного внимания

Диагностика зрительного внимания у воспитанников включала в себя этапы: 1 Изучение методической литературы 2  Подготовка диагн. материала 3 Проведение тестирования 4 Анализ результатов 5 Cоставление рекомендаций

Диагностика зрительного внимания у воспитанников включала в себя этапы:

1

Изучение методической литературы

2

Подготовка диагн. материала

3

Проведение тестирования

4

Анализ результатов

5

Cоставление рекомендаций

С целью изучения уровня развития внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста были использованы : Методическая разработка «Готов ли ребёнок к школе?» Таблицы Шульте

С целью изучения уровня развития внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста были использованы :

  • Методическая разработка «Готов ли ребёнок к школе?»
  • Таблицы Шульте
 В исследовании приняло участие 6  воспитанников   1 воспитанник -10лет 5 воспитанников от 6 до 7 лет

В исследовании приняло участие 6 воспитанников

  • 1 воспитанник -10лет
  • 5 воспитанников от 6 до 7 лет
При проведении методики  «Готов ли ребёнок к школе?»  дети выполняли задания

При проведении методики «Готов ли ребёнок к школе?» дети выполняли задания

Внимательно рассмотри картинку.  Найди пары одинаковых клоунов.
  • Внимательно рассмотри картинку.

Найди пары одинаковых клоунов.

2. Внимательно рассмотри картинки. Найди и назови отличия между ними.

2. Внимательно рассмотри картинки.

Найди и назови отличия между ними.

3. Рассмотри попугая в круге.  Найди точно такого же среди остальных.

3. Рассмотри попугая в круге.

Найди точно такого же среди остальных.

4. Рассмотри коврик вверху.  Найди точно такой же среди остальных.

4. Рассмотри коврик вверху.

Найди точно такой же среди остальных.

5. Рассмотри башню вверху. Найди точно такую же среди остальных.

5. Рассмотри башню вверху.

Найди точно такую же среди остальных.

Внимательно рассмотри путаницу. Сколько и каких животных ты видишь?
  • Внимательно рассмотри путаницу.

Сколько и каких животных ты видишь?

7. Внимательно посмотри на картинку. Скажи, каких предметов в каждом ряду по одному?  По два? По три?

7. Внимательно посмотри на картинку.

Скажи, каких предметов в каждом ряду по одному?

По два? По три?

8.Разложи маленькие карточки в правой части листа по образцу.

8.Разложи маленькие карточки в правой части листа по образцу.

9. Внимательно рассмотри шифр. С помощью карточек, зашифруй в соответствии с шифром. Постарайся выполнить задание быстро и правильно.

9. Внимательно рассмотри шифр. С помощью карточек, зашифруй в соответствии с шифром. Постарайся выполнить задание быстро и правильно.

В. ответственно отнёсся к выполнению заданий. Вначале волновался, хотел сделать все правильно, но не мог сконцентрировать свое внимание, проявлял двигательную расторможенность. Мальчик показывал отличия на картинке, но ему было сложно объяснить, в чём они заключаются. По итогам выполненных заданий у В. средний уровень, который соответствует возрасту 7-5 лет.  Во время выполнения методики «Таблицы Шульте» обнаружились такие особенности зрительного внимания как неустойчивость, ошибки узнавания чисел, трудности переключения и распределения внимания, «залипание», быстрая утомляемость.
  • В. ответственно отнёсся к выполнению заданий. Вначале волновался, хотел сделать все правильно, но не мог сконцентрировать свое внимание, проявлял двигательную расторможенность.
  • Мальчик показывал отличия на картинке, но ему было сложно объяснить, в чём они заключаются. По итогам выполненных заданий у В. средний уровень, который соответствует возрасту 7-5 лет.
  • Во время выполнения методики «Таблицы Шульте» обнаружились такие особенности зрительного внимания как неустойчивость, ошибки узнавания чисел, трудности переключения и распределения внимания, «залипание», быстрая утомляемость.
И. выполнил три задания, при выполнении последнего было заметно утомление, трудности сосредоточения и распределения внимания, большое количество ошибок. Проведение тестирования показало средний уровень развития зрительного внимания у мальчика
  • И. выполнил три задания, при выполнении последнего было заметно утомление, трудности сосредоточения и распределения внимания, большое количество ошибок.
  • Проведение тестирования показало средний уровень развития зрительного внимания у мальчика
Я. проявила усидчивость при работе с заданиями «Шифр» и «Путаница». Девочка допустила много ошибок при выполнении тестов «Ряды» и «Разложи по образцу», что указывает на недостаточный объем внимания и трудности переключения и распределения внимания.

Я. проявила усидчивость при работе с заданиями «Шифр» и «Путаница».

Девочка допустила много ошибок при выполнении тестов «Ряды» и «Разложи по образцу», что указывает на недостаточный объем внимания и трудности переключения и распределения внимания.

М. проявила любознательность , высокую работоспособность при выполнении заданий. В начале тестирования была рассеянной, невнимательной, после повторения инструкций исправляла ошибки и проявляла собранность.
  • М. проявила любознательность , высокую работоспособность при выполнении заданий.
  • В начале тестирования была рассеянной, невнимательной, после повторения инструкций исправляла ошибки и проявляла собранность.
М. при проведении тестирования проявлял настойчивость, но был недостаточно внимательным, допускал ошибки, в том числе ошибки узнавания чисел.  Мальчик долго раздумывал над ответом, нуждался в подсказках, испытывал затруднения при выражении собственных мыслей.
  • М. при проведении тестирования проявлял настойчивость, но был недостаточно внимательным, допускал ошибки, в том числе ошибки узнавания чисел.
  • Мальчик долго раздумывал над ответом, нуждался в подсказках, испытывал затруднения при выражении собственных мыслей.
В. старательно выполнял задания, но допускал ошибки, нуждался в подсказках.

В. старательно выполнял задания, но допускал ошибки, нуждался в подсказках.

Таким образом, диагностика позволила выявить средний уровень развития зрительного внимания у 5 воспитанников и низкий уровень у 1 воспитанника.

Таким образом, диагностика позволила выявить средний уровень развития зрительного внимания у 5 воспитанников и низкий уровень у 1 воспитанника.

При проведении тестирования были выявлены следующие трудности у детей:  неустойчивость внимания (недостаточная длительность работы над определенным заданием), быстрая утомляемость, трудности переключения и распределения внимания (возможность одновременно следить за несколькими делами) проблемы с концентрацией (ребенок рассеян и неорганизован) недостаточный объем внимания (не получается обобщать предметы и классифицировать их)

При проведении тестирования были выявлены следующие трудности у детей:

  • неустойчивость внимания (недостаточная длительность работы над определенным заданием),
  • быстрая утомляемость,
  • трудности переключения и распределения внимания (возможность одновременно следить за несколькими делами)
  • проблемы с концентрацией (ребенок рассеян и неорганизован)
  • недостаточный объем внимания (не получается обобщать предметы и классифицировать их)
Рекомендации по развитию зрительного внимания Все занятия в игровой форме для активного развития внимания можно поделить на группы: игры с бумажными пособиями. игры со словами. активные игры с физическими упражнениями. настольные игры.

Рекомендации по развитию зрительного внимания

  • Все занятия в игровой форме для активного развития внимания можно поделить на группы:
  • игры с бумажными пособиями.
  • игры со словами.
  • активные игры с физическими упражнениями.
  • настольные игры.
Игры с бумажными пособиями. предусматривают использование заранее приготовленных листов, тетрадей, книг, журналов и других печатных пособий с яркими рисунками, буквами, цифрами. Подобные игры очень разнообразны, хорошо концентрируют внимание и готовят к обучению в школе.

Игры с бумажными пособиями.

  • предусматривают использование заранее приготовленных листов, тетрадей, книг, журналов и других печатных пособий с яркими рисунками, буквами, цифрами. Подобные игры очень разнообразны, хорошо концентрируют внимание и готовят к обучению в школе.
Игры со словами. Примером такой игры может быть «Съедобное-несъедобное», когда взрослый бросает мяч и называет продукты вперемешку с несъедобными предметами, а ребенок должен быть внимательным и ловить мяч лишь в ответ на «съедобное». Второй пример – ребенок должен называть предметы по какому-то определенному признаку, например, только зеленые или только деревянные.  Третий пример – ребенку надо рассказать сказку или спеть песенку, а взрослый в это время будет разными способами его отвлекать. Подобные игры дополнительно стимулируют речь и фантазию.

Игры со словами.

  • Примером такой игры может быть «Съедобное-несъедобное», когда взрослый бросает мяч и называет продукты вперемешку с несъедобными предметами, а ребенок должен быть внимательным и ловить мяч лишь в ответ на «съедобное».
  • Второй пример – ребенок должен называть предметы по какому-то определенному признаку, например, только зеленые или только деревянные.
  • Третий пример – ребенку надо рассказать сказку или спеть песенку, а взрослый в это время будет разными способами его отвлекать. Подобные игры дополнительно стимулируют речь и фантазию.
Активные игры с физическими упражнениями. Они нравятся малышам и особенно интересны, если участвует сразу несколько детей. Ведущий должен показывать какое-то упражнение или движение, а все остальные – повторять за ним. В таких играх можно использовать «запретные» движения (не повторять какое-то определенное упражнение), заучивание нескольких движений подряд и другие задания.

Активные игры с физическими упражнениями.

  • Они нравятся малышам и особенно интересны, если участвует сразу несколько детей. Ведущий должен показывать какое-то упражнение или движение, а все остальные – повторять за ним. В таких играх можно использовать «запретные» движения (не повторять какое-то определенное упражнение), заучивание нескольких движений подряд и другие задания.
Настольные игры. Играя с ребенком в домино, морской бой, шашки, лото, крестики-нолики и другие увлекательные игры, вы сможете развить не только внимание, но и мышление, логику, память и прочие функции мозга.

Настольные игры.

  • Играя с ребенком в домино, морской бой, шашки, лото, крестики-нолики и другие увлекательные игры, вы сможете развить не только внимание, но и мышление, логику, память и прочие функции мозга.
Но чтобы игры для внимания действительно принесли ожидаемую пользу, важно помнить о таких условиях: Регулярность.   Занятия следует проводить систематически, выделяя для них время минимум 2-3 раза в неделю. Это обеспечит результат гораздо лучше, чем периодические игры без какой-либо организации. Длительность.  Поскольку дети не могут долго концентрировать внимание на чем-то одном, все развивающие игры должны быть короткими. Помните, что в возрасте 6-7 лет ребенок может заниматься определенной деятельностью, не теряя к ней интерес, не дольше 30-40 минут. Последовательность . Начинать тренировки внимательности следует с простых заданий, а затем постепенно ставить более сложные задачи. При этом обязательно убедитесь, что ребенок хорошо понял, какие правила у игры и что именно от него требуется.

Но чтобы игры для внимания действительно принесли ожидаемую пользу, важно помнить о таких условиях:

  • Регулярность.   Занятия следует проводить систематически, выделяя для них время минимум 2-3 раза в неделю. Это обеспечит результат гораздо лучше, чем периодические игры без какой-либо организации.
  • Длительность.  Поскольку дети не могут долго концентрировать внимание на чем-то одном, все развивающие игры должны быть короткими. Помните, что в возрасте 6-7 лет ребенок может заниматься определенной деятельностью, не теряя к ней интерес, не дольше 30-40 минут.
  • Последовательность . Начинать тренировки внимательности следует с простых заданий, а затем постепенно ставить более сложные задачи. При этом обязательно убедитесь, что ребенок хорошо понял, какие правила у игры и что именно от него требуется.
Упражнения на развитие избирательности внимания Поиск одинакового. Ребенку предлагается лист с множеством похожих между собой изображений. Но лишь два из них совпадают во всех деталях. Рассмотрев каждый рисунок, ребенок должен отыскать одинаковые картинки.

Упражнения на развитие избирательности внимания

  • Поиск одинакового. Ребенку предлагается лист с множеством похожих между собой изображений. Но лишь два из них совпадают во всех деталях. Рассмотрев каждый рисунок, ребенок должен отыскать одинаковые картинки.
Упражнения на развитие избирательности внимания Поиск различий. Ребенку дают две картинки, на которых есть похожие изображения, но у них имеется ряд отличий. Задача – найти все отличия.

Упражнения на развитие избирательности внимания

  • Поиск различий. Ребенку дают две картинки, на которых есть похожие изображения, но у них имеется ряд отличий. Задача – найти все отличия.
Рисование по образцу. Хорошей тренировкой внимания является и повторение рисунка по образцу, когда в одном окошке есть уже готовое изображение, а во втором – лишь его контур в виде точек. Заданием такого же типа является продолжение определенного узора.
  • Рисование по образцу. Хорошей тренировкой внимания является и повторение рисунка по образцу, когда в одном окошке есть уже готовое изображение, а во втором – лишь его контур в виде точек. Заданием такого же типа является продолжение определенного узора.
Прохождение лабиринта. Ребенок получает картинку с лабиринтом, по которому нужно «провести» животное, персонажа мультика или автомобиль. Такое упражнение помогает выработать не только внимательность, но и пространственное мышление.
  • Прохождение лабиринта. Ребенок получает картинку с лабиринтом, по которому нужно «провести» животное, персонажа мультика или автомобиль. Такое упражнение помогает выработать не только внимательность, но и пространственное мышление.
Выделение групп предметов. Такая тренировка отлично стимулирует избирательность внимания. На листе, который дают ребенку, обычно изображено много разных предметов, которые следует поделить на группы с учетом общих признаков. К примеру, надо обвести отдельными линиями транспорт, овощи, грибы или музыкальные инструменты.

Выделение групп предметов.

  • Такая тренировка отлично стимулирует избирательность внимания. На листе, который дают ребенку, обычно изображено много разных предметов, которые следует поделить на группы с учетом общих признаков. К примеру, надо обвести отдельными линиями транспорт, овощи, грибы или музыкальные инструменты.
Детям, которые хорошо знают цифры, можно предложить заниматься с таблицами Шульте. В таких табличках цифры расположены хаотично, поэтому ребенку придется быстро переключать внимание, чтобы отыскать все по порядку.
  • Детям, которые хорошо знают цифры, можно предложить заниматься с таблицами Шульте. В таких табличках цифры расположены хаотично, поэтому ребенку придется быстро переключать внимание, чтобы отыскать все по порядку.
Кроме того, встречаются и буквенные таблицы, в которых нужно искать буквы по алфавиту.
  • Кроме того, встречаются и буквенные таблицы, в которых нужно искать буквы по алфавиту.
Советы специалистов   Организовывая занятия, которые помогут ребенку улучшить внимательность, важно быть доброжелательными и терпеливыми. Педагоги должны помнить о своих целях и заинтересовать малыша тренировками, но не перегружать его. Не стоит постоянно повторять одинаковые упражнения или зацикливаться на тех заданиях, которые детям даются тяжело. Такая тактика приведет к потере интереса.

Советы специалистов

  • Организовывая занятия, которые помогут ребенку улучшить внимательность, важно быть доброжелательными и терпеливыми.
  • Педагоги должны помнить о своих целях и заинтересовать малыша тренировками, но не перегружать его.
  • Не стоит постоянно повторять одинаковые упражнения или зацикливаться на тех заданиях, которые детям даются тяжело. Такая тактика приведет к потере интереса.
 Советы специалистов   В случае неудач ругать ребенка тоже не надо. Это не будет его мотивировать учиться, а лишь ухудшит отношение к занятиям. Постарайтесь подбирать задачи и игры, которые будут интересны ребенку Проводите занятие в таком месте, где ребёнка не будет отвлекать что-либо другое.  Если же вы видите, что ребенок устал, лучше прервать урок и вернуться к нему позже.

Советы специалистов

  • В случае неудач ругать ребенка тоже не надо. Это не будет его мотивировать учиться, а лишь ухудшит отношение к занятиям.
  • Постарайтесь подбирать задачи и игры, которые будут интересны ребенку
  • Проводите занятие в таком месте, где ребёнка не будет отвлекать что-либо другое.
  • Если же вы видите, что ребенок устал, лучше прервать урок и вернуться к нему позже.
Желаю успехов!

Желаю успехов!