Просмотр содержимого документа
«Диагностика и коррекция зрительного внимания»
Диагностика зрительного внимания
Диагностика зрительного внимания у воспитанников включала в себя этапы:
1
Изучение методической литературы
2
Подготовка диагн. материала
3
Проведение тестирования
4
Анализ результатов
5
Cоставление рекомендаций
С целью изучения уровня развития внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста были использованы :
- Методическая разработка «Готов ли ребёнок к школе?»
- Таблицы Шульте
В исследовании приняло участие 6 воспитанников
- 1 воспитанник -10лет
- 5 воспитанников от 6 до 7 лет
При проведении методики «Готов ли ребёнок к школе?» дети выполняли задания
- Внимательно рассмотри картинку.
Найди пары одинаковых клоунов.
2. Внимательно рассмотри картинки.
Найди и назови отличия между ними.
3. Рассмотри попугая в круге.
Найди точно такого же среди остальных.
4. Рассмотри коврик вверху.
Найди точно такой же среди остальных.
5. Рассмотри башню вверху.
Найди точно такую же среди остальных.
- Внимательно рассмотри путаницу.
Сколько и каких животных ты видишь?
7. Внимательно посмотри на картинку.
Скажи, каких предметов в каждом ряду по одному?
По два? По три?
8.Разложи маленькие карточки в правой части листа по образцу.
9. Внимательно рассмотри шифр. С помощью карточек, зашифруй в соответствии с шифром. Постарайся выполнить задание быстро и правильно.
- В. ответственно отнёсся к выполнению заданий. Вначале волновался, хотел сделать все правильно, но не мог сконцентрировать свое внимание, проявлял двигательную расторможенность.
- Мальчик показывал отличия на картинке, но ему было сложно объяснить, в чём они заключаются. По итогам выполненных заданий у В. средний уровень, который соответствует возрасту 7-5 лет.
- Во время выполнения методики «Таблицы Шульте» обнаружились такие особенности зрительного внимания как неустойчивость, ошибки узнавания чисел, трудности переключения и распределения внимания, «залипание», быстрая утомляемость.
- И. выполнил три задания, при выполнении последнего было заметно утомление, трудности сосредоточения и распределения внимания, большое количество ошибок.
- Проведение тестирования показало средний уровень развития зрительного внимания у мальчика
Я. проявила усидчивость при работе с заданиями «Шифр» и «Путаница».
Девочка допустила много ошибок при выполнении тестов «Ряды» и «Разложи по образцу», что указывает на недостаточный объем внимания и трудности переключения и распределения внимания.
- М. проявила любознательность , высокую работоспособность при выполнении заданий.
- В начале тестирования была рассеянной, невнимательной, после повторения инструкций исправляла ошибки и проявляла собранность.
- М. при проведении тестирования проявлял настойчивость, но был недостаточно внимательным, допускал ошибки, в том числе ошибки узнавания чисел.
- Мальчик долго раздумывал над ответом, нуждался в подсказках, испытывал затруднения при выражении собственных мыслей.
В. старательно выполнял задания, но допускал ошибки, нуждался в подсказках.
Таким образом, диагностика позволила выявить средний уровень развития зрительного внимания у 5 воспитанников и низкий уровень у 1 воспитанника.
При проведении тестирования были выявлены следующие трудности у детей:
- неустойчивость внимания (недостаточная длительность работы над определенным заданием),
- быстрая утомляемость,
- трудности переключения и распределения внимания (возможность одновременно следить за несколькими делами)
- проблемы с концентрацией (ребенок рассеян и неорганизован)
- недостаточный объем внимания (не получается обобщать предметы и классифицировать их)
Рекомендации по развитию зрительного внимания
- Все занятия в игровой форме для активного развития внимания можно поделить на группы:
- игры с бумажными пособиями.
- игры со словами.
- активные игры с физическими упражнениями.
- настольные игры.
Игры с бумажными пособиями.
- предусматривают использование заранее приготовленных листов, тетрадей, книг, журналов и других печатных пособий с яркими рисунками, буквами, цифрами. Подобные игры очень разнообразны, хорошо концентрируют внимание и готовят к обучению в школе.
Игры со словами.
- Примером такой игры может быть «Съедобное-несъедобное», когда взрослый бросает мяч и называет продукты вперемешку с несъедобными предметами, а ребенок должен быть внимательным и ловить мяч лишь в ответ на «съедобное».
- Второй пример – ребенок должен называть предметы по какому-то определенному признаку, например, только зеленые или только деревянные.
- Третий пример – ребенку надо рассказать сказку или спеть песенку, а взрослый в это время будет разными способами его отвлекать. Подобные игры дополнительно стимулируют речь и фантазию.
Активные игры с физическими упражнениями.
- Они нравятся малышам и особенно интересны, если участвует сразу несколько детей. Ведущий должен показывать какое-то упражнение или движение, а все остальные – повторять за ним. В таких играх можно использовать «запретные» движения (не повторять какое-то определенное упражнение), заучивание нескольких движений подряд и другие задания.
Настольные игры.
- Играя с ребенком в домино, морской бой, шашки, лото, крестики-нолики и другие увлекательные игры, вы сможете развить не только внимание, но и мышление, логику, память и прочие функции мозга.
Но чтобы игры для внимания действительно принесли ожидаемую пользу, важно помнить о таких условиях:
- Регулярность. Занятия следует проводить систематически, выделяя для них время минимум 2-3 раза в неделю. Это обеспечит результат гораздо лучше, чем периодические игры без какой-либо организации.
- Длительность. Поскольку дети не могут долго концентрировать внимание на чем-то одном, все развивающие игры должны быть короткими. Помните, что в возрасте 6-7 лет ребенок может заниматься определенной деятельностью, не теряя к ней интерес, не дольше 30-40 минут.
- Последовательность . Начинать тренировки внимательности следует с простых заданий, а затем постепенно ставить более сложные задачи. При этом обязательно убедитесь, что ребенок хорошо понял, какие правила у игры и что именно от него требуется.
Упражнения на развитие избирательности внимания
- Поиск одинакового. Ребенку предлагается лист с множеством похожих между собой изображений. Но лишь два из них совпадают во всех деталях. Рассмотрев каждый рисунок, ребенок должен отыскать одинаковые картинки.
Упражнения на развитие избирательности внимания
- Поиск различий. Ребенку дают две картинки, на которых есть похожие изображения, но у них имеется ряд отличий. Задача – найти все отличия.
- Рисование по образцу. Хорошей тренировкой внимания является и повторение рисунка по образцу, когда в одном окошке есть уже готовое изображение, а во втором – лишь его контур в виде точек. Заданием такого же типа является продолжение определенного узора.
- Прохождение лабиринта. Ребенок получает картинку с лабиринтом, по которому нужно «провести» животное, персонажа мультика или автомобиль. Такое упражнение помогает выработать не только внимательность, но и пространственное мышление.
Выделение групп предметов.
- Такая тренировка отлично стимулирует избирательность внимания. На листе, который дают ребенку, обычно изображено много разных предметов, которые следует поделить на группы с учетом общих признаков. К примеру, надо обвести отдельными линиями транспорт, овощи, грибы или музыкальные инструменты.
- Детям, которые хорошо знают цифры, можно предложить заниматься с таблицами Шульте. В таких табличках цифры расположены хаотично, поэтому ребенку придется быстро переключать внимание, чтобы отыскать все по порядку.
- Кроме того, встречаются и буквенные таблицы, в которых нужно искать буквы по алфавиту.
Советы специалистов
- Организовывая занятия, которые помогут ребенку улучшить внимательность, важно быть доброжелательными и терпеливыми.
- Педагоги должны помнить о своих целях и заинтересовать малыша тренировками, но не перегружать его.
- Не стоит постоянно повторять одинаковые упражнения или зацикливаться на тех заданиях, которые детям даются тяжело. Такая тактика приведет к потере интереса.
Советы специалистов
- В случае неудач ругать ребенка тоже не надо. Это не будет его мотивировать учиться, а лишь ухудшит отношение к занятиям.
- Постарайтесь подбирать задачи и игры, которые будут интересны ребенку
- Проводите занятие в таком месте, где ребёнка не будет отвлекать что-либо другое.
- Если же вы видите, что ребенок устал, лучше прервать урок и вернуться к нему позже.
Желаю успехов!