СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностики для младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностики для младших школьников»

Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

  1. Оценка базового опыта ребенка
    • Приходилось ли ребенку бывать на почте, в банке, в магазине?

Испытуемому приходилось быть на почте, в банке, в магазине.
• Был ли малыш в библиотеке?

Испытуемому приходилось быть в библиотеке.
• Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?

Испытуемому приходилось быть в деревне, зоопарке, музее.
• Была ли у родителей возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

У родителей была возможность регулярно читать испытуемому и рассказывать истории.
• Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Испытуемый проявляет повышенный интерес к настольным играм, хобби- коллекционирование самолётов.

2. Оценка физического развития
• Хорошо ли ребенок слышит?

У испытуемого хороший слух.
• Хорошо ли он видит?

У испытуемого хорошее зрение.
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

Испытуемый способен посидеть спокойно в течение некоторого времени

• Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

У испытуемого хорошо развита координация моторных навыков, он может играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице.
• Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

Испытуемый выглядит здоровым, бодрым, отдохнувшим.

3. Оценка эмоционального развития
• Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

Испытуемый выглядит весёлым дома и среди своих одноклассников ( товарищей).

• Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

У испытуемого сформирован образ себя как человека, он уверен, что он может многое.
• Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

Испытуемый легко переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи.
• Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

Испытуемый способен работать самостоятельно, а также соревноваться с другими детьми.

4. Оценка речевого развития
• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

Испытуемый может назвать и обозначить окружающие его предметы без затруднений.
• Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

Испытуемый отвечает на вопросы взрослых без затруднений.
• Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

Испытуемый объясняет, что щётка- это предмет для чистки чего-то, пылесос- это прибор, который помогает собирать пыль, холодильник помогает хранить продукты.
• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

Испытуемый без затруднений объясняет, где расположены предметы.
• В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?

Испытуемый рассказывал, как первый раз съездил с родителями на море.
• Четко ли ребенок выговаривает слова?

Испытуемый чётко выговаривает слова.
• Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

Речь испытуемого с точки зрения грамматики построена правильно, но иногда в словах бывают ошибки.

5. Оценка умения общаться
• Включается ли ребенок в игру других детей?

Испытуемый легко включается в игру других детей
• Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

Испытуемый очерёдность соблюдает.
• Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Испытуемый способен слушать других, не перебивая.
• Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?
Испытуемый способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле.

6. Оценка когнитивного развития
• Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?

Испытуемый может идентифицировать схожие и несхожие формы, находить картинки, не похожие на других без ошибок.
• Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?

Испытуемый не смог различить буквы и короткие слова б/п, кот/год
• Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

Испытуемый способен разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок без ошибок.
• Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?

Испытуемый смог без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов без ошибок (машину).
• Может ли ребенок рифмовать слова?

Испытуемый смог найти рифму к словам: ворона- корона, точка- дочка, лук- жук.
• Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

Испытуемый без трудностей повторял несколько слов и цифр за взрослым.
• Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Испытуемый пересказал данную ему историю, сохранив основную мысль и последовательность действий
Результаты испытуемого:
На основе проведённой диагностики, разработанной американским психологом Дж. Чейпи, практически все ответы испытуемого младшего школьника оказались утвердительными. Можно сделать вывод о том, что ребенок, очевидно, готов к школьному обучению.


Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь «+» на листе бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей. 
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки. 
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс. 
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена. 
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться. 
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак. 
7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы. 
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в детском саду. 
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу. 
10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу. 

Результаты испытуемого:

В ходе проведения данной диагностики у младшего школьника наблюдается высокий уровень ( 10 плюсов) психологической и социальной готовности к школе



-
































Тест «Кругозор» 
(оценка уровня развития познавательной деятельности)

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.
1. Назови свое имя, фамилию, отчество. 
2. Назови фамилию, отчество родителей. 
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной? 
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше? 
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два? 
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?) 
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь? 
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес? 
9. Кем работают твои родители? 
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?) 
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь? 
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 
13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 
14. Что делает почтальон (врач, учитель?) 
15. Зачем в школе нужен звонок, парта? 
16. Ты сам хочешь пойти в школу? 
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши? 
18. Каких животных ты знаешь? 
19. Каких птиц ты знаешь? 
20. Кто больше, корова или коза? 
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17 
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19 
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22 
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16. 

ОЦЕНКА: 
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла. 
Отдельно оцениваются следующие вопросы: 

5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например, мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)

8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла 

15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл 

16 вопрос – положительный ответ – 1 балл 

17 вопрос – правильный ответ – 3 балла 

22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла 
Оценка результатов:
Высокий уровень – 24-29 баллов 
Средний уровень – 20-23,5 балла 
Низкий уровень – от 19,5 и ниже


Результаты диагностики испытуемого:


СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ - 9

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 8
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 6
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 2

Оценка результатов: высокий уровень объёма сведений о семье, своей семье, окружающем мире, а также способностей к анализу и суждениям.
















































Исследование произвольной сферы

Методика «Домик»

Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»


Рисунок выглядит следующим образом:



Пока ребенок рисует, стоит отметить:

  • ведущую руку;

  • как работает с образцом;

  • быстро или медленно проводит линии;

  • отвлекаемость во время работы;

  • сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;

  • исправляет ли сам ошибки.

Ошибками считается:

  • отсутствие какой-либо детали на рисунке;

  • увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;

  • неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;

  • отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;

  • разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;

  • наложение линий одна на другую.

За каждую ошибку начисляется один балл.

Таблица 1

Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет

Для детей 6 лет

Для детей 7 лет

1-2 балла – высокий уровень;
3-5 баллов – средний уровень;
более 5 баллов – низкий уровень.

1 балл – высокий уровень;

2-3 балла – средний уровень;

более 3 баллов – низкий уровень.






Результаты диагностики испытуемого:


Пока младший школьник рисовал было замечено, что у него:

  • Правая ведущая рука

  • Работает с образцом внимательно, считает каждые элементы, прежде, чем нарисовать

  • Медленно проводит линии

  • От работы не отвлекался

  • По окончанию работы не сравнивает свой рисунок с образцом

  • Сам ошибки не исправляет


На рисунке отсутствует 2 детали; отсутствует увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих разметов рисунка; детали в пространстве изображены правильно; отклонений прямых линий более чем на 30° от заданного рисунка нет; разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены не наблюдаются; наложений линий одна на другую нет.


Оценка результатов (7 лет)

1 бал-1 ошибка (отсутствие одной детали на рисунке), младший школьник умеет ориентироваться работе на образец, умеет точно скопировать его, высокий уровень произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
































Тест на уровень развития школьно-значимых

психических и физиологических функций

(краткое исследование развития речевого слуха)

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка-миска, миска-миска. 

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги: 
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ. 

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь: 
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА. 

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз изменяется): 
ДОМ-ТОМ-КОМ 
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА. 


Результаты диагностики испытуемого:

На основе проведения данной диагностики у младшего школьника был выявлен средний уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций, развития речевого слуха. Было замечено, что ребенок допускает незначительные ошибки( младший школьник неправильно повторил последовательности строчек слов ДОМ-ТОМ-КОМ и
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА) , при замедленном повторении может их исправить самостоятельно. 


























Тест на уровень развития познавательной деятельности

(тест словаря)

Цель: Определение уровня словарного развития

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию: 
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов: 
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый. 
2.Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой. 
3.Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий. 
4.Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать. 
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый. 

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).
1 балл – понимает значение слова, но словесно его выразить не может.
1,5 балла – может описать предмет словесно.
0 баллов – отсутствует понимание слова.

Низкий уровень- 0 – 6,5 баллов 
Средний уровень- 7 – 12 баллов 
Высокий уровень- 12,5 – 20 баллов


Результаты диагностики испытуемого:

В ходе проведения данной диагностики у младшего школьника выявлен высокий уровень ( 12,5) развития познавательной деятельности и высокий уровень словарного запаса.






















Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Результаты диагностики испытуемого:

В ходе проведения диагностики « Повтори», на листе бумаги можно увидеть схожесть букв и образца, младший школьник показал, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.









































Методика «Собирание разрезных картинок»

(образные представления)

Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант. 

Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями. Разрезаются они следующим образом:



Оценка результатов: 

«+» - если ребенок выполнил сложный вариант

«+/-» - если выполнил упрощенный вариант

«–» - если ребенок вообще не выполнил задание


Результаты диагностики испытуемого:

В ходе проведения методики «Собирание разрезных картинок» младший школьник выполнил лёгкий вариант картинки, а также сложный вариант картинки. Из этого можно сделать вывод о том, что у младшего школьника хорошо развиты образные представления.



























Методика «Рисунок человека»

(образные представления)

Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится». 

Оценивается рисунок по трем критериям: наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки); наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда); способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой).

Оценка результатов: 

«+» - если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами.

«–» - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных.

«+-» - все остальные варианты.

Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:

Высокий – если два «+»

Низкий – если два «-» или один «-» и один «+/-»

Средний – все остальные варианты


Результаты диагностики испытуемого:

В ходе проведения методики «Рисунок человека», у младшего школьника наблюдается средний уровень ( все остальные варианты) образного представления, из основных частей тела на рисунке у младшего школьника отсутствует нос, второстепенные детали отсутствуют, способы изображения рук и ног оформлено как положено.































Анализ образца

На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.

После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»



Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:

Высокий – если он сам исправил ошибки

Низкий – если никак не исправляет

Средний – если исправляет с помощью вопросов



Результаты диагностики испытуемого:

В ходе проведения диагностики « Анализ образца», испытуемый с помощью наводящий вопросов самостоятельно исправил допущенные ошибки, следовательно итоговый уровень по способу исправления допущенных ошибок- высокий.

























Одномоментное восприятие количества

На стол выкладывается две кучки спичек: около ребенка и около себя.
Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки».

Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются. Таким образом, ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повторений. 

Итоговый уровень:

Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек

Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички

Низкий – 1-2 спички

Результаты диагностики испытуемого:

В ходе проведения данной диагностики, было отмечено, что испытуемый способен одномоментно воспринимать 3 спички, поэтому у испытуемого наблюдается средний уровень одномоментного восприятия количества предметов.






































Мелкие движения

(методика «Езда по дорожкам»)

Материал: 2 варианта рисунка, карандаш

Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».


Итоговый уровень:

Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;

Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;

Средний – все остальные варианты.


Результаты диагностики испытуемого:

в ходе проведения методики « Езда по дорожкам», у младшего школьника наблюдается средний уровень ( все остальные варианты) мелких движений, выполняя задание младший школьник не выходил карандашом за пределы дороги, карандаш его не отрывался от бумаги не более 3-х раз, линия дрожащая, не слабая, нажим средний, многократных проведений по одному и тому же месту отсутствует.













Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Результаты теста испытуемого:
В ходе проведения теста « Круг» младший школьник отрывал ручку от листа бумаги более 3-х раз, линию он проводил по нарисованному контуру. Можно сделать вывод о том, что младший школьник не смог воспроизвести точную запись образца.











































Крупные движения

Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:

  • пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;

  • встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;

  • ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).

Итоговый уровень:

Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.

Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.


Результаты диагностики испытуемого:

В ходе проведения диагностики «Крупные движения», у испытуемого наблюдается ровная походка, координация в норме: испытуемый может поймать мячик. Удержать его или кинуть обратно. Можно сделать вывод о том, что у испытуемого достаточный уровень развития выполнения предлагаемых упражнений.