МОУ Большекарайская СОШ им.Н.Ф.Сосина Исследовательская работа « Диалектные ошибки в речи обучающихся Большекарайской средней школы»
- Работу выполнила ученица 8 класса Самойлова Наталья
- Руководитель: учитель русского языка и литературы Тарасова Е.А.
Предмет исследования: обучающиеся 1 – 11 классов
Объект исследования : устная и письменная речь обучающихся 1-11 классов Большекарайской средней школы
Цель моей работы – изучение и выявление диалектных ошибок в речи школьников.
задачи:
1. определить понятие «диалектизм»;
2. определить, какие диалектные ошибки допускают в своей устной и письменной речи обучающиеся;
3. провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников младшего, среднего и старшего звена школы;
4. систематизировать собранный материал;
5. сделать выводы по теме исследования;
Диалекты (от греч. c лова dialektos ) – местное наречие, областной язык.
- Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
ФОНЕТИКА
1) Под ударением на месте древнего Е (ять) можно встретить И. Особенно устойчиво такое произношение в слове йисть (есть)
- 1) Под ударением на месте древнего Е (ять) можно встретить И. Особенно устойчиво такое произношение в слове йисть (есть)
2) Мы «акаем», то есть произносим «МАЛАКО», «ВАДА», «АБЛАКА», «СТАЛЫ», «ХАРАШО».
3) Неразличение в 1-м предударном слоге звуков, соответствующих ударным [и], [е], [о], [а], после мягких согласных и совпадение их в звуке [и]: [л'иса] – леса (мн. ч.), [н'ису] – несу , [п'итак] – пятак , «сийчас» - сейчас.
« Иканье » встречается в нашем говоре вместе с « аканьем ».
4)Своеобразно произносятся слова, указывающие направление - «ТАМА».
5) Замена одного звука на другой: слы[х]ала, те[к]ёт, ко[л]идор, па[л]икмахер, [к]уфайка, склизко вместо скользко, сёдня вместо сегодня, стоко вместо столько.
6) Много фонетических ошибок в результате замены твердых согласных мягкими: [т’э]сты вместо [тэ]сты, [т’э]мпы вместо [тэ]мпы .
Орфоэпия
у прудА звОнит бантЫ полОжить бАлованный жАлюзи катАлог килОметр красивЕе начАл свеклА стОляр тортЫ цЕмент электропровОд
Лексика
гумно (огород), тама (там), толчёнка (картофельное пюре), одёж а (одежда), бухтеть (говорить), мелкие (маленькие), да ты чо (да ты что), ч о-нить (что-нибудь), шебуршать (шуршать), помер (умер), сопреть (сгнить), чуять (чувствовать),
изба (дом), заслонка (печная дверца в виде железного листа с ручкой).
МОРФОЛОГИЯ
1 . Образование глагольных форм, отсутствие чередования согласных:
огонь жгёт , парикмахер стригёт , бежи ( вместо беги), ложим (вместо кладём), довесть (вместо довезти), слыхал (слышал), испекё т (вместо испечет), упанет(упадёт), пропанет(пропадёт).
2. Образование форм дательного и предложного падежей существительных 3-го склонения: на цыпе (цепи), на пиче (печи).
3. Нарушение грамматических норм: две шампуни, красивая тюль, горячее кофе, пахучий сирень, новая пальто, зеленый яблок, свежая сена. (неправильный род).
4. Образование словоформ: очень часто вместо туфель говорят туфлей , вместо носков говорят носок , килограмм вафлей вместо вафель , 2 пары шелковых чулков вместо чулок , килограмм а пельсин , у твоих курей вместо кур .
5. Образование притяжательных местоимений: евошний или евонный(его),
еёшняя (её), ихний (их).
СИНТАКСИС
1. Сложноподчинённые предложения с диалектным союз как: Как каникулы начались, стали на реку бегать; Поедем в Москву, как каникулы будут.
2. Употребление частицы -та, -то, -те: река-та разлилась, село-та вымирает, мальчишки-та дерутся, школа-та далеко.
Из ученических тетрадей
Сделанные наблюдения показали, что в сочинениях и изложениях процент диалектных ошибок выше, чем в диктантах и упражнениях, списанных с учебника. Ошибки в творческих работах обучающихся те же самые, что и в устной речи
Выводы
1. В речи учащихся допускаются диалектные ошибки, так как диалектная речь распространена среди взрослого населения;
2. В сочинениях и изложениях обучающихся процент диалектных ошибок выше, чем в диктантах или упражнениях, списанных с учебника;
3. Носителями диалектов чаще являются школьники начальных классов
Список литературы :
1. И.А. Букринская, О.Е. Кармакова. Литературный русский язык и говоры // Русский язык. - 2006. - № 21.- с.15-20
2. А. И. Акимова. Русская диалектология: методические рекомендации.- Бийск, 2005.- 33 с.
3.. Белякова С.М. Моделирование времени в русских диалектах. // Русский язык в школе, №1, 2005.
4. Русецкий В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление. // Русский язык в школе, №2, 2005.
5. Словари
6. Интернет - ресурсы