СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалектные ошибки в речи школьников села Большой Карай

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа ученицы 8 класса с.Большой Карай

Просмотр содержимого документа
«Диалектные ошибки в речи школьников села Большой Карай»

  МОУ Большекарайская СОШ  им.Н.Ф.Сосина   Исследовательская работа  « Диалектные ошибки в речи обучающихся  Большекарайской средней школы» Работу выполнила ученица 8 класса Самойлова Наталья Руководитель: учитель русского языка и литературы Тарасова Е.А.

МОУ Большекарайская СОШ им.Н.Ф.Сосина Исследовательская работа « Диалектные ошибки в речи обучающихся Большекарайской средней школы»

  • Работу выполнила ученица 8 класса Самойлова Наталья
  • Руководитель: учитель русского языка и литературы Тарасова Е.А.
  Предмет исследования:  обучающиеся 1 – 11 классов Объект исследования : устная и письменная речь обучающихся 1-11 классов Большекарайской средней школы

Предмет исследования: обучающиеся 1 – 11 классов

Объект исследования : устная и письменная речь обучающихся 1-11 классов Большекарайской средней школы

Цель моей работы  – изучение и выявление диалектных ошибок в речи школьников.

Цель моей работы – изучение и выявление диалектных ошибок в речи школьников.

задачи:   1. определить понятие «диалектизм»; 2. определить, какие диалектные ошибки допускают в своей устной и письменной речи обучающиеся; 3. провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников младшего, среднего и старшего звена школы; 4. систематизировать собранный материал;   5. сделать выводы по теме исследования;   

задачи:

1. определить понятие «диалектизм»;

2. определить, какие диалектные ошибки допускают в своей устной и письменной речи обучающиеся;

3. провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников младшего, среднего и старшего звена школы;

4. систематизировать собранный материал;  

5. сделать выводы по теме исследования; 

 

       Диалекты (от греч. c лова dialektos ) – местное наречие, областной язык.    Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Диалекты (от греч. c лова dialektos ) – местное наречие, областной язык.

  • Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
ФОНЕТИКА   1) Под ударением на месте древнего Е (ять) можно встретить И. Особенно устойчиво такое произношение в слове йисть (есть) 1) Под ударением на месте древнего Е (ять) можно встретить И. Особенно устойчиво такое произношение в слове йисть (есть) 2) Мы   «акаем»,  то  есть  произносим  «МАЛАКО», «ВАДА», «АБЛАКА», «СТАЛЫ», «ХАРАШО». 3) Неразличение в 1-м предударном слоге звуков, соответствующих ударным [и], [е], [о], [а], после мягких согласных и совпадение их в звуке [и]: [л'иса] – леса (мн. ч.), [н'ису] – несу , [п'итак] – пятак , «сийчас» - сейчас. « Иканье » встречается в нашем говоре вместе с « аканьем ». 4)Своеобразно  произносятся   слова,  указывающие направление - «ТАМА». 5) Замена одного звука на другой: слы[х]ала, те[к]ёт, ко[л]идор, па[л]икмахер, [к]уфайка, склизко вместо скользко, сёдня вместо сегодня, стоко вместо столько. 6) Много фонетических ошибок в результате замены твердых согласных мягкими: [т’э]сты вместо [тэ]сты, [т’э]мпы вместо [тэ]мпы .

ФОНЕТИКА

1) Под ударением на месте древнего Е (ять) можно встретить И. Особенно устойчиво такое произношение в слове йисть (есть)

  • 1) Под ударением на месте древнего Е (ять) можно встретить И. Особенно устойчиво такое произношение в слове йисть (есть)

2) Мы   «акаем»,  то  есть  произносим  «МАЛАКО», «ВАДА», «АБЛАКА», «СТАЛЫ», «ХАРАШО».

3) Неразличение в 1-м предударном слоге звуков, соответствующих ударным [и], [е], [о], [а], после мягких согласных и совпадение их в звуке [и]: [л'иса] – леса (мн. ч.), [н'ису] – несу , [п'итак] – пятак , «сийчас» - сейчас.

« Иканье » встречается в нашем говоре вместе с « аканьем ».

4)Своеобразно  произносятся   слова,  указывающие направление - «ТАМА».

5) Замена одного звука на другой: слы[х]ала, те[к]ёт, ко[л]идор, па[л]икмахер, [к]уфайка, склизко вместо скользко, сёдня вместо сегодня, стоко вместо столько.

6) Много фонетических ошибок в результате замены твердых согласных мягкими: [т’э]сты вместо [тэ]сты, [т’э]мпы вместо [тэ]мпы .

Орфоэпия  у прудА  звОнит бантЫ  полОжить бАлованный жАлюзи  катАлог  килОметр  красивЕе начАл свеклА  стОляр  тортЫ цЕмент  электропровОд

Орфоэпия

у прудА звОнит бантЫ полОжить бАлованный жАлюзи катАлог килОметр красивЕе начАл свеклА стОляр тортЫ цЕмент электропровОд

Лексика гумно (огород), тама (там), толчёнка (картофельное пюре), одёж а (одежда), бухтеть (говорить), мелкие (маленькие), да ты чо (да ты что), ч о-нить (что-нибудь), шебуршать (шуршать), помер (умер), сопреть (сгнить), чуять (чувствовать), изба (дом), заслонка (печная дверца в виде железного листа с ручкой).

Лексика

гумно (огород), тама (там), толчёнка (картофельное пюре), одёж а (одежда), бухтеть (говорить), мелкие (маленькие), да ты чо (да ты что), ч о-нить (что-нибудь), шебуршать (шуршать), помер (умер), сопреть (сгнить), чуять (чувствовать),

изба (дом), заслонка (печная дверца в виде железного листа с ручкой).

   МОРФОЛОГИЯ 1 . Образование глагольных форм, отсутствие чередования согласных: огонь жгёт , парикмахер стригёт , бежи ( вместо беги), ложим (вместо кладём), довесть (вместо довезти), слыхал (слышал), испекё т (вместо испечет), упанет(упадёт), пропанет(пропадёт). 2. Образование форм дательного и предложного падежей существительных 3-го склонения: на цыпе (цепи), на пиче (печи). 3. Нарушение грамматических норм: две шампуни, красивая тюль, горячее кофе,  пахучий сирень, новая пальто, зеленый яблок, свежая сена. (неправильный род). 4. Образование словоформ: очень часто вместо туфель говорят туфлей , вместо носков говорят носок , килограмм вафлей вместо вафель , 2 пары шелковых чулков вместо чулок , килограмм а пельсин , у твоих курей вместо кур . 5. Образование притяжательных местоимений: евошний или евонный(его), еёшняя (её), ихний (их).

МОРФОЛОГИЯ

1 . Образование глагольных форм, отсутствие чередования согласных:

огонь жгёт , парикмахер стригёт , бежи ( вместо беги), ложим (вместо кладём), довесть (вместо довезти), слыхал (слышал), испекё т (вместо испечет), упанет(упадёт), пропанет(пропадёт).

2. Образование форм дательного и предложного падежей существительных 3-го склонения: на цыпе (цепи), на пиче (печи).

3. Нарушение грамматических норм: две шампуни, красивая тюль, горячее кофе, пахучий сирень, новая пальто, зеленый яблок, свежая сена. (неправильный род).

4. Образование словоформ: очень часто вместо туфель говорят туфлей , вместо носков говорят носок , килограмм вафлей вместо вафель , 2 пары шелковых чулков вместо чулок , килограмм а пельсин , у твоих курей вместо кур .

5. Образование притяжательных местоимений: евошний или евонный(его),

еёшняя (её), ихний (их).

  СИНТАКСИС   1. Сложноподчинённые предложения с диалектным союз как: Как каникулы начались, стали на реку бегать; Поедем в Москву, как каникулы будут. 2. Употребление частицы -та, -то, -те: река-та разлилась, село-та вымирает, мальчишки-та дерутся, школа-та далеко.

СИНТАКСИС

1. Сложноподчинённые предложения с диалектным союз как: Как каникулы начались, стали на реку бегать; Поедем в Москву, как каникулы будут.

2. Употребление частицы -та, -то, -те: река-та разлилась, село-та вымирает, мальчишки-та дерутся, школа-та далеко.

Из ученических тетрадей   Сделанные наблюдения показали, что в сочинениях и изложениях процент диалектных ошибок выше, чем в диктантах и упражнениях, списанных с учебника. Ошибки в творческих работах обучающихся те же самые, что и в устной речи

Из ученических тетрадей

Сделанные наблюдения показали, что в сочинениях и изложениях процент диалектных ошибок выше, чем в диктантах и упражнениях, списанных с учебника. Ошибки в творческих работах обучающихся те же самые, что и в устной речи

Выводы 1. В речи учащихся допускаются диалектные ошибки, так как диалектная речь распространена среди взрослого населения; 2. В сочинениях и изложениях обучающихся процент диалектных ошибок выше, чем в диктантах или упражнениях, списанных с учебника; 3. Носителями диалектов чаще являются школьники начальных классов

Выводы

1. В речи учащихся допускаются диалектные ошибки, так как диалектная речь распространена среди взрослого населения;

2. В сочинениях и изложениях обучающихся процент диалектных ошибок выше, чем в диктантах или упражнениях, списанных с учебника;

3. Носителями диалектов чаще являются школьники начальных классов

Список литературы : 1. И.А. Букринская, О.Е. Кармакова. Литературный русский язык и говоры // Русский язык. - 2006. - № 21.- с.15-20  2. А. И. Акимова. Русская диалектология: методические рекомендации.- Бийск, 2005.- 33 с. 3.. Белякова С.М. Моделирование времени в русских диалектах. // Русский язык в школе, №1, 2005. 4. Русецкий В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление. // Русский язык в школе, №2, 2005. 5. Словари 6. Интернет - ресурсы

Список литературы :

1. И.А. Букринская, О.Е. Кармакова. Литературный русский язык и говоры // Русский язык. - 2006. - № 21.- с.15-20

2. А. И. Акимова. Русская диалектология: методические рекомендации.- Бийск, 2005.- 33 с.

3.. Белякова С.М. Моделирование времени в русских диалектах. // Русский язык в школе, №1, 2005.

4. Русецкий В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление. // Русский язык в школе, №2, 2005.

5. Словари

6. Интернет - ресурсы