СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Диалог искусств» как основа формирования интереса к чтению».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Диалог искусств» как основа формирования интереса к чтению».»

«Диалог искусств» как основа формирования

интереса к чтению.


Как воспитать заинтересованного грамотного читателя? Какую роль в этом процессе играет «диалог искусств»? Этим вопросам посвящена данная статья.


Искусство является такой же потребностью «для человека, как есть и пить», - сказал Ф.М.Достоевский. Именно искусство, по его словам, вводит каждого из нас в мир «красоты и творчества, воплощающего его».

«По чтению можно узнавать и определять человека, - писал русский философ И.Ильин. - Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов…».

Искусство чтения, по мнению русского философа, надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.

Мы должны помнить о том, что мир книги – это тонкий и глубокий мир тайны, Духовный клад - жизнь, яркость, силу, смысл, дух – должен из книг добыть сам читатель и воссоздать в себе созданное автором... Это есть творческий процесс, так как воспроизводить – значит творить. Это есть борьба за духовную встречу: это свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного».

Всякому ли грамотному доступно чтение? … К сожалению, нет.

Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. Надо пережить страсть – страстным чувством; надо пережить драму и трагедию живою волею; в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, вострепетать всею нежностью, взглянуть во все глуби и дали; а великая идея может потребовать не более и не менее как всего человека.

Преподавание литературы ни в коем случае не должно носить назидательный характер. Задача учителя, преподавателя - приоткрыть для ребёнка удивительные миры, чтобы он захотел войти в них, захотел там найти ответы на вопросы, которые называются Вечными. Этот процесс долог и труден, и он не даёт сиюминутных результатов. Нужно просто идти выбранным и проверенным путём… и терпеливо ждать результата…

Приобщению к чтению способствуют, на мой взгляд, уроки, в основе которых лежит технология «диалог искусств», потому что именно они способны пробудить чувства обучающихся любого возраста, их творческое начало и, может быть, достичь в конечном счёте того результата, о котором говорил в Нобелевской речи поэт Иосиф Бродский - сделать равными в момент разговора писателя и читателя, независимо от того, изучается великий писатель или нет».

Немного о своём опыте: на разных возрастных этапах обучающихся при изучении определённых литературных произведений или тем я обращаюсь к произведениям изобразительного искусства, кинематографии и мультипликации, музыки. Например, при изучении произведения А.Платонова «Корова» мне помогает мультфильм Андрея Петрова «Корова» (выполненный в необычной технике «живопись по стеклу»), созданный по этому произведению. Я не ставлю сейчас задачи перечислять всё, что мы делаем на этом уроке, но на одном моменте остановлюсь. В мультфильме есть эпизод, где образ коровы в лучах необычайно яркого солнца приобретает невероятные размеры, она словно вырастает до облаков. Это тонкое и глубокое виденье образа коровы А.Петровым помогает ученикам почувствовать и силу её материнских чувств, и трагизм утраты сына, и отношение ребёнка к ней – он воспринимает её по-детски: равной себе и любому человеку. И детям этот взгляд очень близок и понятен.

В 9 классе изучается непростое произведение – памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Для того чтобы ученики смогли понять «Слово…», захотели его прочитать, почувствовали сложность эпохи и авторскую позицию, я обращаюсь и к и к летописным источникам, и к иконописи (репродукции икон Новгородской Божьей Матери «Знамение», Владимирской Божьей Матери «Умиление», и к памятникам архитектуры - Дмитриевский собор во Владимире на Клязьме (XII в.). Роспись на его стенах, где, по словам Н.Н.Третьякова, «человек, ангел, мир животный и мир растительный – подчиняется общему архитектурному замыслу и составляет единое целое, собранное воедино Духом любви», открывают ученикам основную идею Древнерусского искусства, в котором «всё в строилось на раскрытии истины евангельского слова». Обращаемся мы и к мультфильму Ю. Норштейна «Сеча при Керженце». Образно и ярко в нём повествуется о духовной силе русского народа, берущей начало в православии, о его любви к родной земле. Мы отталкиваемся от этих мотивов мультфильма, когда обсуждаем цель похода Новгород-северского князя Игоря против половцев. Через мультфильм ярко проходят и такие образы, как «тьма» и «свет», приобретающие в «Слове» метафорическое значение, а значит, требующие разгадки. И значит, обращающие нас к тексту.

Изучая произведения по военно-патриотической тематике, я часто обращаюсь к фильмам (например, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Проверка на дорогах» Алексея Германа), их фрагментам, произведениям изобразительного искусства. А также к арт-технологии. Один из уроков по теме «Проблема нравственного выбора» потребовал не только философского настроя, но и определённых знаний, например, о том, какие философские, религиозные позиции существуют на сегодняшний день. Творческая группа студентов представила заранее приготовленный ею инсценированный «диалог-размышление», в котором показаны образы Пацифиста; Гедониста, Конформиста, Релятивиста, Интеллигента-философа. Инсценирование помогло глубже понять позиции разных течений, людей, прежде чем мы перешли к анализу повести В. Быкова «Сотников». Разобраться и в поступках героев, и в их оценке помогло обращение к фрагментам фильма А.Германа «Проверка на дорогах». Важным и продуктивным оказалось и исследование детали на уроке. Обращение к картине А.Иванова «Явление Христа народу» как психологическому полотну помогло не только приблизиться к пониманию его сюжета, но и увидеть, как много могут рассказать взгляд героя, его осанка, жест …

Поиск истины на уроке перешёл в последующее размышление с повторным обращением к тексту, чтобы найти ответы на поставленные вопросы.

По мере необходимости я обращаюсь к технологии «диалог искусств» и на занятиях по культуре речи. Так, при изучении тем «Отзыв» и «Рецензия» я предлагаю студентам посмотреть короткометражный фильм Марии Можар «За имя моё», фильм, который не может оставить человека равнодушным. Кроме того, что задание выполнялось с интересом и удовольствием и принесло много честных, искренних, самостоятельных, неординарных работ, студентов привлеки вопросы, связанные с послевоенным временем и тоталитарным режимом, и, естественно, с тем, какие произведения художественной литературы могут помочь найти ответы на поставленные вопросы. Так мы подошли к знакомству с произведениями Б.Пастернака «Доктор Живаго», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», В.Шаламова «Колымские рассказы» и можем предположить, что чтение обратившихся к этим произведениям будет вдумчивым.

Итак, только тогда, когда чтение носит творческий характер, читателю открывается духовная ценность произведения и его душеобразующая сила. Кроме того, только тогда читателю станет ясно, что следует читать и чего не стоит, ибо есть чтение углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.































По мере необходимости я обращаюсь к технологии «диалог искусств» и на занятиях по культуре речи. Так, при изучении тем «Отзыв» и «Рецензия» я предлагаю студентам посмотреть короткометражный фильм Марии Можар «За имя моё», фильм, который не может оставить человека равнодушным. Кроме того, что задание выполнялось с интересом и удовольствием и принесло много честных, искренних самостоятельных неординарных работ, студентов привлеки вопросы, связанные с послевоенным временем и тоталитарным режимом, и, естественно, с тем, какие произведения художественной литературы могут помочь найти ответы на поставленные вопросы. Так мы подошли к знакомству с произведениями Б.Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», В.Шаламова «Колымские рассказы» и можем предположить, что чтение обратившихся к этим произведениям будет вдумчивым.

Итак, только тогда, когда чтение носит творческий характер, читателю открывается духовная ценность произведения и его душеобразующая сила. Кроме того, только тогда читателю станет ясно, Что следует читать и Чего не стоит, ибо есть чтение углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.