СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Диалог с текстом" на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Диалог с текстом" на уроках литературы»

  1. Ведение диалога, направленного на выявление основного в содержании текста.

  • Постановка вопросов, отражающих содержание отдельных текстовых фрагментов. Типы заданий:

- Прочитать фрагмент, выбрать из предложенных вопросы, раскрывающие фактуальную информацию.

- Прочитать предложенный фрагмент текста, придумать вопросы, раскрывающие фактуальную информацию.

- Придумать по одному «главному» вопросу к каждому фрагменту текста.

  • Формулирование вопросов, направленных на установление смысловых отношений между составными частями текста. Типы заданий:

- Прочитать два текстовых фрагмента. Выбрать из предложенных вопросы, которые помогут установить связь между ними.

- Прочитать текстовые фрагменты. Придумать вопросы, которые помогут установить связь между частями текста.

- Прочитать текст. Придумать вопросы, которые помогут установить связь между указанными фрагментами.

  • Постановка вопросов, отражающих содержание целого текста. Типы заданий:

- Прочитать текст, выбрать из предложенных вопросы, направленные на раскрытие фактуальной информации.

- Задать вопрос о действующем лице, о главном событии, о месте действия и т.д.

2. Диалог с тестом, направленный на выявление дополнительной и избыточной содержательной информации.

  • Постановка вопросов, направленных на установление содержательной информации текста. Типы заданий:

- Прочитать текст, выбрать из предложенных вопросы, раскрывающие основную информацию.

- Задать вопросы, раскрывающие основную информацию произведения.

- Выбрать вопросы, раскрывающие дополнительную (избыточную) информацию произведения.

- Задать вопросы, направленные на раскрытие дополнительной (избыточной) информации.

  • Формулирование вопросов, раскрывающих связи между различными элементами содержательной информации текста. Типы заданий:

- Прочитать текст, выбрать из предложенных вопросы, которые направлены на раскрытие связей между указанными предложениями.

- Прочитать текст, задать вопросы, которые направлены на раскрытие связей между указанными предложениями.

  • Постановка вопросов, направленных на выявление связей между сложными синтаксическими целыми. Типы заданий:

- Прочитать текст, выбрать из предложенных вопросы, раскрывающие связи между заданными фрагментами текста.

- Задать вопросы, которые помогут установить связи между текстовыми фрагментами (13).

Кроме вышеперечисленных, обучению диалога с текстом способствуют следующие способы и приёмы:

- пересказ текста по словесному плану;

  • пересказ по картинному плану;

  • диафильм;

  • работа с деформированным текстом;

  • пересказ текста по плану по группам; по парам; по цепочке;

  • словесное рисование;

  • антиципация (лат. aticipatio, от aticipo – «предвосхищаю») - предвосхищение, заранее составленное представление о чём-либо... Виды антиципаций:

-по обложке;

-по автору;

-по иллюстрации;

-по заголовку.

- создание своего текста на основе авторского (интерпретация).

На творческом уровне интерпретация (истолкование смысла текста) может иметь такие воплощения:

  • выразительное чтение текста;

  • устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, доклад, изложение точки зрения своей или групповой);

  • создание текста (сочинения) «по следам» прочитанного; на свободную тему;

  • «раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету текста;

  • чтение произведения по ролям;

  • драматизация произведения;

иллюстрирование произведения, прочитанного на уроке или самостоятельно»