Ведение диалога, направленного на выявление основного в содержании текста.
Постановка вопросов, отражающих содержание отдельных текстовых фрагментов. Типы заданий:
- Прочитать фрагмент, выбрать из предложенных вопросы, раскрывающие фактуальную информацию.
- Прочитать предложенный фрагмент текста, придумать вопросы, раскрывающие фактуальную информацию.
- Придумать по одному «главному» вопросу к каждому фрагменту текста.
Формулирование вопросов, направленных на установление смысловых отношений между составными частями текста. Типы заданий:
- Прочитать два текстовых фрагмента. Выбрать из предложенных вопросы, которые помогут установить связь между ними.
- Прочитать текстовые фрагменты. Придумать вопросы, которые помогут установить связь между частями текста.
- Прочитать текст. Придумать вопросы, которые помогут установить связь между указанными фрагментами.
Постановка вопросов, отражающих содержание целого текста. Типы заданий:
- Прочитать текст, выбрать из предложенных вопросы, направленные на раскрытие фактуальной информации.
- Задать вопрос о действующем лице, о главном событии, о месте действия и т.д.
2. Диалог с тестом, направленный на выявление дополнительной и избыточной содержательной информации.
Постановка вопросов, направленных на установление содержательной информации текста. Типы заданий:
- Прочитать текст, выбрать из предложенных вопросы, раскрывающие основную информацию.
- Задать вопросы, раскрывающие основную информацию произведения.
- Выбрать вопросы, раскрывающие дополнительную (избыточную) информацию произведения.
- Задать вопросы, направленные на раскрытие дополнительной (избыточной) информации.
Формулирование вопросов, раскрывающих связи между различными элементами содержательной информации текста. Типы заданий:
- Прочитать текст, выбрать из предложенных вопросы, которые направлены на раскрытие связей между указанными предложениями.
- Прочитать текст, задать вопросы, которые направлены на раскрытие связей между указанными предложениями.
Постановка вопросов, направленных на выявление связей между сложными синтаксическими целыми. Типы заданий:
- Прочитать текст, выбрать из предложенных вопросы, раскрывающие связи между заданными фрагментами текста.
- Задать вопросы, которые помогут установить связи между текстовыми фрагментами (13).
Кроме вышеперечисленных, обучению диалога с текстом способствуют следующие способы и приёмы:
- пересказ текста по словесному плану;
пересказ по картинному плану;
диафильм;
работа с деформированным текстом;
пересказ текста по плану по группам; по парам; по цепочке;
словесное рисование;
антиципация (лат. aticipatio, от aticipo – «предвосхищаю») - предвосхищение, заранее составленное представление о чём-либо... Виды антиципаций:
-по обложке;
-по автору;
-по иллюстрации;
-по заголовку.
- создание своего текста на основе авторского (интерпретация).
На творческом уровне интерпретация (истолкование смысла текста) может иметь такие воплощения:
выразительное чтение текста;
устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, доклад, изложение точки зрения своей или групповой);
создание текста (сочинения) «по следам» прочитанного; на свободную тему;
«раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету текста;
чтение произведения по ролям;
драматизация произведения;
иллюстрирование произведения, прочитанного на уроке или самостоятельно»