СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалогическая речь – ключевой элемент повседневного общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диалогическая речь - ключевой элемент повседневного общения

Просмотр содержимого документа
«Диалогическая речь – ключевой элемент повседневного общения.»

Диалогическая речь – ключевой элемент повседневного общения.

Она обогащает нашу коммуникацию и помогает лучше понимать друг друга. Начинать изучение устной речи именно с диалогов – это первый шаг к пониманию и уверенности в общении. Когда мы разговариваем с кем-то по-дружески или деловым образом, диалог является наиболее естественной формой передачи информации. Будучи цепью реплик, он отражает наше умение не только говорить, но и слушать.

Важно помнить, что в хорошем диалоге участвуют оба собеседника, и каждый из них имеет равное право на высказывание своего мнения. Поэтому диалог способствует не только передаче информации, но и развитию навыков взаимопонимания.

Помимо бытовых тем, диалог используется в различных ситуациях, начиная от общения с друзьями и заканчивая деловыми переговорами. В хорошем диалоге каждый из участников должен быть готов к быстрой реакции на сказанное, так как именно от нее зависит эффективность общения. Это требует от нас не только умения говорить, но и слушать, а также быстро мыслить и адекватно реагировать.

Навык диалогической речи также требует от нас использования автоматизированных речевых оборотов. Чем более мы практикуем диалоги, тем легче нам будет вступать в общение и успешно взаимодействовать с окружающими. Поэтому важно поощрять и развивать диалогическую речь у детей, чтобы в будущем это стало для них естественным и легким процессом.

Можно выделить следующие характерные особенности диалогической речи:

  • Из-за участия обоих говорящих диалогическая речь отличается менее свободной структурой: содержание реплик взаимосвязано и взаимозависимо.

  • В повседневных условиях диалогическая речь чаще всего не подготовлена, спонтанна и не имеет определенного плана; в диалоге часто встречаются неожиданные переходы между вопросами и темами, возвращения к сказанному для пояснения, уточнения или усиления отдельных мыслей.

  • Диалогическая речь обусловлена ситуацией, характеризуется общим контекстом, в котором находятся собеседники, и наличием у них общего опыта по теме разговора.

  • В диалогической речи активно применяются неязыковые и паралингвистические средства: мимика, жесты, интонации, предметы обстановки и другие, что позволяет использовать неполные и незаконченные предложения, указательные слова (вот, этот, он, так и другие), а также реагировать на реплики жестами и мимикой. Применение паралингвистических элементов делает диалогическую речь краткой и экономной.

  • Диалогическая речь насыщена эмоциями. Эмоциональность проявляется в интонации, частом использовании восклицательных предложений, междометий, модальных слов, частиц, фразеологизмов, соответствующих жестов и мимики.

  • Для диалогической речи характерно использование готовых языковых штампов и речевых клише, известных как речевой этикет. Это устойчивые выражения, механически воспроизводимые в типичных ситуациях общения, выполняющие функцию установления контакта, такие как формулы обращения, приветствия, благодарности, вежливости и извинения (здравствуйте, до свидания, спасибо, скажите, пожалуйста, извините, простите и т. д.).