Дидактическая игра экологического содержания
«Окно в природу: Птицы Волгоградской области» (авторская игра - разработана воспитателем МОУ детский сад № 32 Дзержинского района Волгограда Тараниной Еленой Викторовной)
Данная игра предназначена для реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель игры:
Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
Задачи:
образовательные
- обобщить и систематизировать знания старших дошкольников о птицах;
- учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках;
- устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц;
- знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании;
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека;
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы
развивающие
- развивать творческое воображение и фантазию у воспитанников;
- развивать логическое мышление и внимание;
- развивать умения и навыки самостоятельной работы
- развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»
воспитательные
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам;
- прививать любовь к родной природе;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нём.
Пособие и материалы:
Для игры изготовлены карточки на основе фотографий птиц, обитающих в нашем крае – зимующих и перелетных, домашних. Фотографии распечатаны на фотобумаге, в цвете, заламинированы, с обратной стороны прикреплена лента-липучка. Все карточки выполнены в одном размере, стиле. Изготовлено основание в виде окна: в центре находятся картинки с изображением мест обитания птиц - город, лес, водоём, деревня. Рама окна выполнена из ленты-липучки. На оконных ставнях сделаны окошки с изображением самолета (куда вкладываются перелетные птицы), окошки с изображением зимнего Волгограда (куда вкладываются птицы, зимующие в городе) и окошки с изображением зимнего леса (вкладываются птицы зимующие в лесу). На верху сделана жердочка для птиц (куда прикрепляются птицы на прищепках) Также изготовлены большие карточки с фотографиями птиц, их гнезд, яиц, мест их обитания и отдельно карточки с печатным описанием птиц. Приготовлен ободок, куда вставляются карточки с птицами.
Методические рекомендации:
Рекомендуется для совместной образовательной деятельность с детьми старших, подготовительных групп.
Возможно использование в играх-викторинах.
Количество игроков: от 2 до 10 .
Игра может сопровождаться продуктивной деятельностью (рисунок/лепка/аппликация объекта природы).
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону игры в окошки с изображением самолета они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
Или воспитатель раздает картинки с зимующими и перелетными птицами и по сигналу: «Перелетные (или зимующие) птицы ко мне»- дети должны с соответствующими картинками подбежать к воспитателю.
«Отдели домашних птиц от зимующих»
Эта игра проводится точно также, как игра отдели зимующих птиц от перелетных.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы по схеме: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по фотографии.
«Найди кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу по схеме или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Выбери нужное»
На столе лежат картинки с птицами. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше птиц, которые этим свойством обладают.
Например: «длинноногий» - это могут быть картинки аиста, цапли, журавля. Или: «водоплавающие» - утка, чайка, гуси, лебеди и т.д.
«Кто где живет»
Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями
«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка, цапля, аист, журавль
«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд
«город» - воробей, голубь, ворона
«птичий двор» - курица, гусь, индюк.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям запомнить птиц на жердочке, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
«Четвертый лишний»
Педагог специально среди зимующих птиц размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.
«Где какая птица находится»
Педагог предлагает детям посмотреть на птиц, сидящих на жердочке, и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, между сорокой и снегирём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.
Можно предложить детям изменить расположение птиц таким образом, чтобы снегирь был между сорокой и голубем и т. д.
Кто как говорит?
Воспитатель называет распространенных пернатых, а дети должны сказать, какими звуками те общаются:
ворона – каркает;
петух – кукарекает;
воробей – чирикает;
гусь – гогочет;
сорока – стрекочет;
кукушка – кукует;
сова – ухает;
синица – свистит;
соловей – поет;
щегол – щебечет;
журавль – курлычет;
голубь – воркует;
утка – крякает.
В чем причина?
Задание обучает умению находить связь между природными объектами путем построения экологических цепочек.
Воспитатель начинает предложение, а дети должны закончить:
- осенью раньше остальных на юг оправляются насекомоядные птицы, потому что… (кормиться нечем, насекомые прячутся в укрытия перед зимними холодами);
- дятла называют санитаром леса, ведь он… (поедает жуков и личинок, прячущихся под корой);
- у журавля длинные ноги, чтобы… (было удобно ходить по болоту);
- стрижи быстро летают высоко в небе, потому что… (ловят насекомых);
- черный аист занесен в Красную книгу, потому что… (редко встречается, постепенно исчезает);
- водоплавающим птицам приходится улетать на юг, потому что… (зимой водоемы замерзают);
- весной птенцы клеста уже подросшие, ведь… (этот вид выхаживает потомство зимой);
- весной птицы начинают вить гнезда, чтобы… (высиживать яйца, растить птенцов);
- кукушка не вьет гнезда, потому что… (подбрасывает яйца другим птицам).
- зимой погибло много птиц, потому что …
- яички самка или самец высиживает в гнезде до появления птенцов, потому что…
- у цапли длинные ноги и клюв, потому что...
- попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что...
- у орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что...
- все люди любят слушать соловья, потому что...
- курицу, утку, гуся называют домашними птицами, потому что...
- птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что...
- в этом году на огороде гусеницы съели все листья овощей, потому что...
«Самый главный»
Задание дает детям знания о том, какую пользу приносят различные птицы.
Дети берут карточку с птицей и говорят: «Я курица, я даю людям мясо и яйца — я самая главная», «Я сова, я санитар леса — я самая главная», «Я соловей — я радую людей своим пением. Я самый главный». И т.д.
«Что я за птица?»
Вариант 1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Ему на обруч прикрепляют птицу.
Он задает вопросы группе игроков, например: птица маленькая? высоко летает? живет в лесу? перелетная? и т.д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает птицу.
«Игра-сказка «Птичье войско»
Воспитатель рассказывает: - Решила однажды ворона собрать войско из птиц. Пришли к ней разные птицы. (Педагог раздает картинки с птицами детям) И сказала им ворона: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те птицы, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём во-ро-на». - Как вы думаете, дети, какие птицы откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: воробей, стриж, сорока и объясняют, что в этих словах есть звуки р, в, как в слове ворона. Дети, чьи картинки птиц подходят летают по группе. Летают эти птицы. Хорошо им! А остальные птицы опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам вороны, и решили они просить ворону сменить условие. Ворона согласилась: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём». - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове ворона и в названии оставшихся птиц. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах ворона и, например, пеликан одинаковое количество слогов. Еще больше стало войско вороны (Дети, чьи признаки совпали, присоединяются к стае и летают). - Но ещё больше опечалились оставшиеся птицы. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у вороны, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие могла бы предложить им ворона, чтобы и эти птицы вошли в её войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сравнили и нашли похожие признаки своей птицы и вороны: «Пусть приходят те птицы, у которых клюв , как у вороны» или «Принимаем в войско тех, кто, как и ворона, живет в городе». - Все птицы стали воинами, и огорчений больше не было! – делает заключение воспитатель