СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра как средство формирования словаря младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значительную роль в речевом развитии детей младшего школьного возраста имеет дидактическая игра. Теоретическая и практическая значимость дидактической игры в разное время доказывались А.Л. Усовой, З.И. Богуславской, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко, Л.А. Вергером, Г.С. Швайко, О.С. Ушаковой.

Дидактические игры применяются с разными целями. В частности, для решения практически всех задач, касающихся развития речи младшего школьника, дидактические игры помогают закрепить и уточнить словарь, упражняют детей в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. 

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как средство формирования словаря младшего школьника»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА





Значительную роль в речевом развитии детей младшего школьного возраста имеет дидактическая игра. Теоретическая и практическая значимость дидактической игры в разное время доказывались А.Л. Усовой, З.И. Богуславской, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко, Л.А. Вергером, Г.С. Швайко, О.С. Ушаковой.

Дидактические игры применяются с разными целями. В частности, для решения практически всех задач, касающихся развития речи младшего школьника, дидактические игры помогают закрепить и уточнить словарь, упражняют детей в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

В настоящее время в педагогической практике наблюдается повышенный интерес к дидактической игре как средству обогащения и развития словаря младшего школьника. Однако исследования показывают, что данная проблема далека от решения, поскольку имеется широкий круг вопросов, нуждающихся в дополнительных методических, исследованиях, а также в теоретическом и экспериментальном обосновании. Дидактическая игра, как средство развития словаря разработано в большинстве своем для детей дошкольного возраста, поскольку сам характер игры имеет решающее значение для детей данного возраста, являясь ведущим видом деятельности.

При поступлении в образовательное учреждение, ребенку необходимо быть сформированным не только в физиологическом и социальном плане, но и обладать достаточным уровнем умственного и эмоционально – волевого развития. Требования, предъявляемые учащемуся, предполагают, что у него имеется обязательный багаж знаний об окружающем мире, а также развиты представления об элементарных понятиях. К началу занятий в школе детям необходимо владеть мыслительными операциями, иметь навык синтезировать и анализировать явления окружающего мира, проектировать свои действия и самодисциплинироваться.

Обогащение словарного запаса младших школьников предполагает развитие словаря, как в его активной, так и в пассивной форме, а также развитие побуждения к речемыслительной практике, содержательное осмысливание предмета речи, соблюдение строгости и единообразия речи в грамматическом, орфографическом, стилистическом и лексическом аспектах, умение применять языковые средства в соответствии с актуальными речевыми условиями.

Активный словарь продемонстрирован словами, каторые произносящий не только сознает, но и применяет. Активный словарь детей представлен лексикой из разряда общеупотребительной, а кроме того, рядом слов, ежедневное применение которых подчиняется жизненным условиям ребенка.

Пассивный словарь продемонстрирован словами, осознанными произносящим, но не часто употребляемыми в речи. Пассивный словарь обширнее активного, так как сюда причисляются слова, о семантике которых человек догадывается по определенным контекстуальным связям. Пассивный словарь взрослого представлен специфической терминологией, неологизмами, архаизмами, ребенка – частью слов общеупотребительной лексики, но более сложными по содержанию.

Структура словарного запаса младшего школьника во многом зависит от содержательности школьного обучения, поскольку ребенок усваивает новые значения не только ориентируясь на свой практический опыт непосредственного общения со взрослыми и сверстниками, но и на опыт, закрепляемый в учебных предметах.

Язык ребенка младшего школьного возраста все еще обнаруживает собой синтезированную и примитивную версию нормативного языка. Грамматические и лексические проявления в нем единообразны. Это связано с тем, что в речи ребенка первично отсутствует разделение на систему и норму. Норма уясняется позднее, чем система.

Словарный запас младшего школьника интенсивно пополняется. Так, количество слов, употребляемых ребенком, увеличивается от 4 тысяч до 75 тысяч слов к 10 – 11 годам. При этом происходит активное усвоение новых значений ранее известных слов. Словарь учащихся младшего школьного возраста постоянно совершенствуется. Так, его увеличение ежедневно может быть представлено четырьмя – пятью словами, тем не менее, ученые, посвятившие себя изучению речи детей, говорят о ее бедности и унифицированности. Дети нередко воспроизводят одни и те же слова и недостаточно могут применить синонимический ряд.

Существенным источником расширения словаря служат литературные произведения различных жанров, тексты в учебниках русского языка, окружающего мира, внеклассное чтение и, конечно же, речь педагога. Учебники имеют особенно важную роль, так как они составлены таким образом, что каждый новый материал занятия включает в себя, с одной стороны, некоторые слова, которые для многих учеников являются неизвестными, с другой – доходчивую лексику.

Формировать речевые навыки детей – значит планомерно трудиться над ее сущностью, методически обучать детей выстраиванию предложений, обдуманному подбору соответствующего слова. Решающую функцию для увеличения словарного запаса младших школьников несет в себе словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения.

Активизация словаря является приоритетным направлением словарной работы на занятиях. В этой связи задача учителя – помочь своим ученикам в полной мере овладеть сочетаемостью и сферой использования пассивных слов, чтобы переключить их в активный словарь обучающихся. Активным слово считается в том случае, если учащийся прибегнул к его использованию, по меньшей мере, один раз, работая в режиме диалога, пересказывая текст, или создавая сочинение. Можно говорить об усвоении слова, еслиприсутствует понимание его значения, сочетаемости и сферы применения.

Занимаясь формированием словарного запаса детей младшего школьного возраста, преподаватель включает в работу с учащимися разнообразные тематические группы слов. Основным источником обогащения словарного запаса, прежде всего, служит собственно учебная деятельность: учащиеся овладевают определенным рядом слов, связанных с наименованием школьных принадлежностей, самого учебного процесса.

Результативными обучения родному языку являются упражнения на распознавание предметов по представленным признакам. Они делают возможным выработку навыка учеников приводить в систему предъявленные признаки и обнаруживать предмет, соответствующий его характеристике. К примеру, круглое, спелое, сладкое – яблоко. Увеличению словарного запаса младших школьников способствуют упражнения, предусматривающие подбор слов – признаков предметов. Также опыт педагогической работы показывает, что развитию словаря младших школьников способствует систематическое использование заданий с фразеологизмами.

В начале обучения вырабатываются центральные навыки, которые требуются для пролонгации обучения. Важное значение для разрешения этой проблемы имеет игра – один из старейших и тем значительных способов преподавания, в частности родного языка. Игра с незапамятных времен в качестве воспитательного средства применялась при работе с детьми. Игре отводится особое место в многообразной системе образования.

Общеизвестно, что игра есть необходимость для подрастающего ребенка. Исследователи отмечают, что игра имеет для дошкольников и младших школьников особенную ценность, поскольку именно она является основательной формой воспитания. На сегодняшний день в педагогике возникло интересное направление, так называемая игровая педагогика, которая огромную роль отводит игре, как важнейшему и основному способу воспитательного воздействия на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Смысл игры в том, что дети отражают в ней непохожие стороны жизни, специфику взаимодействия взрослых, детализируют свои представления об окружающей реальности. Игра способна аккуратно приучить ребенка к необычной социальной роли обучающегося. Для развития интереса к тому или иному учебному предмету иногда просто необходимо использовать игру.

Если говорить о дидактической игре, то эта игра четко структурирована и имеет определенную дидактическую задачу. Дидактические игры применяют для наращивания эрудиции и когнитивной деятельности, они организуют конкретные умения и навыки, обязательные для практической деятельности, вследствие их выполнения развиваются метапредметные навыки.

Особое место отводится игре именно в первые обучения детей в начальной школе. Учащихся увлекает лишь сама форма игры и только потом ее содержание, без понимания которого участие в игре невозможно. По ходу игры ученики выполняют непохожие задания, в которых они совершают разнообразные действия, решают конкретные задачи. Игра помещает учеников в ситуацию поиска, порождая интерес к здоровому соперничеству, а значит, дети стремяться быть первыми, быстро и точно выполнять задания, четко следовать правилам.

В большинстве своем игры позволяют обобщить тот или иной материал, понять правила, которые сейчас были изучены, укрепить, воспроизвести полученные знания в системе, в необычных связях, что содействует более глубокому уяснению материала.

Особую роль в развитии речи и обогащении словаря младшего школьника отводится словарным дидактическим играм, в которых учащиеся обучаются размышлять о предметах, непосредственно не воспринимаемых в данный момент времени. Словарная игра обучает тому, что при решении задачи необходимо опираться на представление о прежде воспринятых объектах. Игровые шаги в словесных играх развивают слуховую перцепцию, умение вслушиваться в звуки, подталкивать к неоднократному воспроизведению одного и того же звукосочетания, что, соответственно, тренирует в безошибочном произношении звуков и слов. Выбор материала с целью проведения дидактических игр предопределяется задачами словарной работы.

Игровые способы могут быть вербальными и показательными, то есть наглядными. Они вызывают у школьника любопытство к деятельности, обогащают словарный запас, способствуют благоприятному эмоциональному фону процесса обучения и тем самым увеличивают речевую инициативу детей и эффективность урока. Иными словами, в словарной работе применяются различные способы и приемы, и их выбор обусловлен степенью овладения детьми словом.

По завершении игры педагогу необходимо получить обратную связь от учащихся, чтобы оценить эффективность игры и скорректировать последующую работу.

Проблема развития речи детей младшего школьного возраста в процессе использования дидактических игр допускает создание условий, направленных на ее разрешение. В этой связи нами было предпринято экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов. 1 этап – диагностика уровня речевого развития, 2 этап – формирующий, направленный на развитие речи с использованием художественных произведений, 3 этап – повторная диагностика. Экспериментальную базу исследования составили учащиеся 3 класса МБОУ СШ № 2 г. Задонска Липецкой области. В эксперименте приняло участие 24 учащихся третьего года обучения. Из них 14 девочек и 10 мальчиков.

Для определения динамики уровня речевого развития нами были использованы следующие методики: методика «Определение активного словарного запаса» и методика «Определение понятий», автор Р.С. Немов.

Методика «Определение активного словарного запаса».

Учащемуся предъявляется иллюстрация, на которой изображены люди и разнообразные объекты. На протяжении пяти минут школьник должен развернуто рассказать об изображенном, а также описать происходящее.

То, о чем говорит ребенок, регистрируется на индивидуальном бланке. На бланке фиксируется частота использования учащимся разнообразных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, свидетельствующих о степени речевого развития.

Оценивание результатов производится следующим образом:

- 10 баллов учащийся зарабатывает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в индивидуальном бланке признаков;

- в 8 – 9 баллов речь ребенка оценивается тогда, когда в ней фиксируется по меньшей мере 8 – 9 признаков;

- 6 – 7 баллов за свою речь ребенок получает при условии, что встречаются 6 – 7 различных признаков;

- оценка 4 – 5 баллов ребенку дается за присутствие в речи 4 – 5 различных признаков;

- 2 – 3 балла – в речи присутствуют 2 – 3 признака;

- 0 – 1 балл – рассказ не составлен ребенком или в рассказе имеются 1 – 2 слова, представляющие одну часть речи.

Выводы об уровне развития активного словаря выглядят так:

- очень высокий уровень – 10 баллов;

- высокий уровень – 8 – 9 баллов;

- средний уровень – 4 – 7 баллов;

- низкий уровень – 2 – 3 балла;

- очень низкий уровень – 0 – 1 балл.

При работе с детьми были использованы художественные произведения, изучение которых соответствует программе и календарно – тематическому плану.

Методика «Определение понятий».

Данная методика используется для определения уровня развития словарного запаса младших школьников. Для работы предлагались следующие наборы слов:

1) велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый;

2) самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединяться, бить, тупой;

3) автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий;

4) автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий;

5) мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Прежде чем начать диагностику, ребенка знакомили с инструкцией: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, «велосипед». Как бы ты это объяснил?» Далее ребенку предлагается дать определения словам, расположенным в определенной последовательности, выбранной наугад из пяти предложенных наборов. За каждое правильно данное определение ребенок получает по 1 баллу. Если предложенное ребенком определение слова оказалось неточным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно неточном определении – 0 баллов. На объяснение каждого слова ученику отводится 30 секунд. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то педагог оставляет его и зачитывает следующее слово по порядку.

Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить за выполнение этого задания равно 10 баллам, минимальное – 0. В итоге проведения диагностики подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определение всех 10 слов из выбранного набора.

Обратимся к данным, полученным нами в результате диагностики детей младшего школьного возраста представленной выборки по методике Р.С. Немова «Определение активного словарного запаса». Результаты об уровне развития активного словарного запаса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития активного словарного запаса

до формирующего этапа эксперимента

Уровень

Количество учащихся

Очень высокий

0

Высокий

7

Средний

12

Низкий

5

Очень низкий

0

Результаты показывают, что детей с очень высоким уровнем развития активного словаря нет . Большинство детей обладает средним уровнем. Низкий уровень обнаружил у себя 5 человек. Также не было выявлено учащихся, обдающих очень низким уровнем развития активного словарного запаса. При этом среди детей с высоким уровнем преобладают девочки.

Стоит отметить, что при описании предложенной иллюстрации, предлагаемой в этом задании, дети с высоким уровнем активно использовали различные прилагательные, как в сравнительной, так и в превосходной степени, глаголы, разнообразные существительные, предложения с однородными членами, а также сложные предложения с союзами и, а, но.

Дети со средним уровнем развития активного словарного запаса при описании предложенной картинки пользовались преимущественно глаголами, существительными и прилагательными в начальной форме. Отсутствовали сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, а также предложения с однородными членами.

Таким образом, у большинства исследуемых детей развитие активного словарного запаса находится на среднем уровне (от 4 до 7 баллов).

Результаты об уровне развития активного словарного запаса по методике «Определение понятий» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики «Определение понятий»

до формирующего этапа эксперимента

Уровень

Количество учащихся

Очень высокий

0

Высокий

8

Средний

14

Низкий

2

Очень низкий

0

У большинства детей преобладает средний уровень. Нет учащихся с очень высоким и очень низким уровнем. Высокий уровень имеют восемь детей.

Дети с высоким уровнем практически не имели затруднений при определении понятий, тогда как дети со средним уровнем затруднялись в работе с такими словами, как велосипед, самолет, автомобиль, автобус, мотоцикл, острый, тупой, колющий, режущий, шершавый.

После проведенной развивающей работы с детьми посредством дидактических игр мы провели повторную диагностику детей. Полученные результаты представлены в таблице 3.



Таблица 3

Результаты диагностики «Определение уровня словарного запаса»

после формирующего этапа эксперимента

Уровень

Количество учащихся

Очень высокий

0

Высокий

7

Средний

15

Низкий

2

Очень низкий

0

Итак, данные говорят о том, что, дети с высоким уровнем развития словарного запаса подтвердили этот уровень, но никто из детей не достиг очень высокого уровня. Трое детей повысили свой результат, и перешли из ряда с низким уровнем в ряд учащихся со средним уровнем. Все школьники, находящиеся на среднем уровне остались с предыдущими результатами.

Результата диагностики с помощью методики Р.С. Немова «Определение понятий» представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики «Определение понятий»

после формирующего этапа эксперимента

Уровень

Количество учащихся

Очень высокий

1

Высокий

8

Средний

16

Низкий

0

Очень низкий

0

Из данных таблицы видно, что результаты детей после формирующего этапа эксперимента изменились. Так, один учащийся смог показать очень высокий уровень. При этом двое детей из категории среднего уровня перешли в категорию высокого уровня. А дети с низким уровнем смогли достичь среднего уровня.

Таким образом, дидактическая игра стала эффективным средством обогащения и развития словаря младших школьников.



Литература

1.Амонишвили, Ш.А. Гуманитарная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности / Ш.А. Амонишвили. – М.: Дрофа, 2009. – 315 с.

2.Баранов, М.Т. Научно – методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка / М.Т. Баранов. – М.: Наука, 2015. – 352 с.

3.Комм, А.Г. Речевая деятельность / А.Г. Комм. – М.: Педагогика, 2017. – 236 с.

4.Сальникова, Т.В. Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста / Т.В. Сальникова. – М.: Просвещение, 2015. – 234 с.

5.Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика / М.С. Соловейчик. – М.: Академия, 2017. – 320 с.

6.Трубина, Н.А. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе / Н.А. Трубина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. - № 2. – С. 39 – 43.

7.Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2018. – 320 с.