Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра " Вопросы из черного цилиндра "»
Дидактическая игра « Вопросы из чёрного цилиндра»
Игра выполняет на уроке самые разнообразные функции: педагогическую, коммуникативную, эстетическую, этическую и ряд других. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игры–упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Применять игровые технологии можно не только в пятых-шестых классах, но и на любой ступени обучения. На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Во-первых, качественные, красивые картинки позволяют развивать эстетический вкус и насыщают ребенка цветовыми впечатлениями. Во-вторых, игра в лото способствует развитию внимания и наблюдательности. В-третьих, во время занятий с лото у детей формируется ассоциативное мышление. В-четвертых, как и любая игра с тематическими картинками, лото способствует развитию речи. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Игру можно использовать для индивидуальной, групповой работы или работы в паре.
Цель игры: упражнять детей в правильном использовании обобщающих понятий, воспитывать сообразительность, наблюдательность, быстроту реакции.
Задачи: закрепить знания, умения, навыки, полученные учащимися по русскому языку; развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей; формировать умение учащихся работать в группе, в паре.
Правила игры.
Учащиеся делятся на команды или можно раздать карточки индивидуально. Учитель, вытаскивая «карточку-понятие» из цилиндра, зачитывает понятие, а задача учащихся найти верный ответ. Если ответ верный, то карточка накрывается сверху, если неверный, то учитель откладывает «карточку-понятие» в сторону. Побеждает тот, кто быстрее всех накрыл все карточки.
Приложение1
ЭПОС | ПОВЕСТЬ | ПЕСНЯ |
ЛИРИКА | БАЛЛАДА | ЭПИГРАММА |
ДРАМА | ПОЭМА | ЭЛЕГИЯ |
РОМАН | РОМАН В СТИХАХ | ОДА |
КОМЕДИЯ | ТРАГЕДИЯ | СОНЕТ |
БЫЛИНА | ПОСЛОВИЦА | ПРИТЧА |
СТИХО- ТВОРЕНИЕ | ОЧЕРК | ЗАГАДКА |
ПОВЕСТЬ | РАССКАЗ | СКАЗ |
СКОРО- ГОВОРКА | ЧАСТУШКА | ЗАГАДКА |
ПОВЕСТЬ | БАСНЯ | СКАЗ |
ОСНОВНАЯ ФОРМА-ПОВЕСТВОВАНИЕ О СОБЫТИЯХ, ПРОШЕДШИХ И ВСПОМИНАЕМЫХ ПОВЕСТВОВАТЕЛЕМ. | ИЗОБРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА, ПЕРЕДАЧА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГЕРОЯ ИЛИ АВТОРА В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ МОМЕНТ ЖИЗНИ. ПРИСУЩА СТИХОТВОРНАЯ ФОРМА. | ПОВЕСТВОВАНИЕ В ФОРМЕ РАЗГОВОРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ, БЕЗ АВТОРСКОЙ РЕЧИ. ПРЕОБЛАДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. |
ЭПИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПРОЗАИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, С УСТАНОВКОЙ НА ВЫМЫСЕЛ; ОТРАЖАЕТ ДРЕВНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАРОДА О ЖИЗНИ И СМЕРТИ, О ДОБРЕ И ЗЛЕ; РАССЧИТАНА НА УСТНУЮ ПЕРЕДАЧУ, ПОЭТОМУ ОДИН И ТОТ ЖЕ СЮЖЕТ ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ | ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ СКАЗАНИЕ О БОГАТЫРЯХ, НАРОДНЫХ ГЕРОЯХ, НАПИСАННОЕ ОСОБЫМ БЫЛИННЫМ СТИХОМ, ДЛЯ КОТОРОГО ХАРАКТЕРНО ОТСУТСТВИЕ РИФМЫ | МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВИД ИСКУССТВА; ВЫРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ИДЕЙНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА |
ПОЭТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАКОГО-ЛИБО ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ, ОСНОВАННОЕ НА СХОДСТВЕ ИЛИ СМЕЖНОСТИ С ДРУГИМ ПРЕДМЕТОМ, ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ КРАТКОСТЬЮ, КОМПОЗИЦИОННОЙ ЧЕТКОСТЬЮ | КРАТКОЕ ОБРАЗНОЕ РИТМИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЕ НАРОДНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, ОБЛАДАЮЩЕЕ СПОСОБНОСТЬЮ К МНОГОЗНАЧНОМУ УПОТРЕБЛЕНИЮ В РЕЧИ ПО ПРИНЦИПУ АНАЛОГИИ | ВЫРАЖЕНИЕ, ОБЗРАНО ОПРЕДЕЛЯЮШЕЕ СУТЬ КАКОГО-ЛИБО ЖИЗНЕННОГО ЯВЛЕНИЯ И ДАЮЩЕЕ ЕМУ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ; НЕ СОДЕРЖИТ ЗАКОНЧЕННОЙ МЫСЛИ |
ШУТЛИВОЕ ВЫРЖАНИЕ, НАМЕРЕННО ПОСТРОЕННОЕ НА СОЧЕТАНИИ ТРУДНО ПРОИЗНОСИМЫХ ВМЕСТЕ СЛОВ | КОРОТКАЯ, ИСПОЛНЯЕМАЯ В БЫСТРОМ ТЕМПЕ РИФМОВАННАЯ ПЕСЕНКА, БЫСТРЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК НА СОБЫТИЕ БЫТОВОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА | ВИД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ; РАЗВЕРНУТОЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В ЦЕНТРЕ КОТОРОГО ЭПИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ О СУДЬБЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ, КРУГ ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ, ДАННЫХ В РАЗВИТИИ: – БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ – НЕСКОЛЬКО СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ – СУДЬБА НЕСКОЛЬКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ |
ЭПИЧЕСКИЙ ПРОЗАИЧЕСКИЙ ЖАНР; СРЕДНЕЕ ПО ОБЪЕМУ И ОХВАТУ ЖИЗНИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. – СРЕДНИЙ ОБЪЕМ – ОДНА СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ – СУДЬБА ОДНОГО ГЕРОЯ, ОДНОЙ СЕМЬИ | МАЛАЯ ФОРМА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ; НЕБОЛЬШОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ИЗОБРАЖАЮЩЕЕ ОТДЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. – МАЛЕНЬКИЙ ОБЪЕМ – ОДИН ЭПИЗОД – ОДНО СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ ГЕРОЯ | ЖАНР ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ; ТОРЖЕСТВЕННОЕ, ПАТЕТИЧЕСКОЕ, ПРОСЛАВЛЯЮЩЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. |
КОРОТКАЯ, ИСПОЛНЯЕМАЯ В БЫСТРОМ ТЕМПЕ РИФМОВАННАЯ ПЕСЕНКА, БЫСТРЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК НА СОБЫТИЕ БЫТОВОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА | МАЛОЕ ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ ИНОСКАЗАНИЕ И ПОУЧЕНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА- ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЖАНР МАЛОЙ ФОРМЫ ЭПИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТАТУРЫ, ОСНОВНЫМИ ЧЕРТАМИ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ, ДОСТОВЕРНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО, БЫСТРО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ КОНФЛИКТА, РАЗВИТАЯ ОПИСАТЕЛЬНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ. ЗАТРАГИВАЕТ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО И НРАВСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ СРЕДЫ И ОБЛАДАЕТ БОЛЬШИМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ РАЗНООБРАЗИЕМ. |
ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР; НЕБОЛЬШОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА С НРАВОУЧИТЕЛЬНЫМ, САТИРИЧЕСКИМ ИЛИ ИРОНИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. | ЖАНР ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ; ТОРЖЕСТВЕННОЕ, ПАТЕТИЧЕСКОЕ, ПРОСЛАВЛЯЮЩЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. БЫВАЕТ ХВАЛЕБНАЯ, ПРАЗДНИЧНАЯ, ПЛАЧЕВНАЯ. | ВИД ЛИРО-ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ; НЕБОЛЬШОЕ СЮЖЕТНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, В КОТОРОМ ПОЭТ ПЕРЕДАЕТ НЕ ТОЛЬКО СВОИ ЧУВСТВА, МЫСЛИ, НО И ИЗОБРАЖАЕТ ТО, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ЭТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ. | |
ВИД ДРАМЫ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖАТ ОСТРЫЕ, НЕПРИМИРИМЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ; ХАРАКТЕР ГЕРОЯ РАСКРЫВАЕТСЯ В НЕРАВНОЙ, НАПРЯЖЕННОЙ БОРЬБЕ, ОБРЕКАЮЩЕЙ ЕГО НА ГИБЕЛЬ. | ВИД ДРАМЫ, В КОТОРОМ ХАРАКТЕРНЫ, СИТУАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В СМЕХОВЫХ, КОМИЧЕСКИХ ФОРМАХ; ЗДЕСЬ ОБЛИЧАЮЩИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОРОКИ И РАСКРЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ. | ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ ИЗОБРАЖАЕТ СЕРЬЕЗНЫЙ КОНФЛИКТ, БОРЬБУ МЕЖДУ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ. | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОРМА, СОСТОЯЩАЯ СТРОГО ИЗ 14 СТРОК И ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЁННУЮ СХЕМУ РИФМОВКИ. | БОЛЬШАЯ ФОРМА ЛИРО-ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ; КРУПНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ С ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ИЛИ ЛИРИЧЕСКИМ СЮЖЕТОМ, ОСНОВАННОЕ НА СОЧЕТАНИИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ, СОБЫТИЙ И ИХ РАСКРЫТИИ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНКУ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ, ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ. | ЖАНР ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ, В КОТОРОМ ГРУСТНЫЕ МЫСЛИ, ЧУВСТВА И РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОЭТА ОБЛЕЧЕНЫ В СТИХОТВОРНУЮ ФОРМУ. | |
ВИД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ; РАЗВЕРНУТОЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В ЦЕНТРЕ КОТОРОГО ЭПИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ О СУДЬБЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ, КРУГ ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ, ДАННЫХ В РАЗВИТИИ: – БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ – НЕСКОЛЬКО СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ – СУДЬБА НЕСКОЛЬКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ. | ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ ТЕМИ ИЛИ ИНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ. | |
ЖАНР ЛИРО-ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ, СОЧЕТАЮЩИЙ В СЕБЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА И ПОЭМЫ. | ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЕТСКИХ И ДУХОВНЫХ ЛИЦ, КАНОНИЗИРОВАННЫХ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ | ВИД ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ, ПОДРАЖАЮЩИЙ ФОЛЬКЛОРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ СТИЛЕМ, СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ИНТОНАЦИЕЙ И СТИЛИЗАЦИЕЙ РЕЧИ - ПОДРАЖАНИЕ НАРОДНОМУ СКАЗИТЕЛЮ - ФАНТАЗИЙНЫЙ ХАРАКТЕРПОВЕСТВОВАНИЯ. |
НЕБОЛЬШОЕ ПО ОБЪМУ САТИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ | | |
ЖИТИЕ | ПОЭМА | ЭЛЕГИЯ |
РОМАН | СКАЗКА | ПОВЕСТЬ |