СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра " Вопросы из черного цилиндра "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра предназначена для проверки знаний на уроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра " Вопросы из черного цилиндра "»

Дидактическая игра « Вопросы из чёрного цилиндра»

Игра выполняет на уроке самые разнообразные функции: педагогическую, коммуникативную, эстетическую, этическую и ряд других. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игры–упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Применять игровые технологии можно не только в пятых-шестых классах, но и на любой ступени обучения. На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Во-первых, качественные, красивые картинки позволяют развивать эстетический вкус и насыщают ребенка цветовыми впечатлениями. Во-вторых, игра в лото способствует развитию внимания и наблюдательности. В-третьих, во время занятий с лото у детей формируется ассоциативное мышление. В-четвертых, как и любая игра с тематическими картинками, лото способствует развитию речи. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Игру можно использовать для индивидуальной, групповой работы или работы в паре.

Цель игры: упражнять детей в правильном использовании обобщающих понятий, воспитывать сообразительность, наблюдательность, быстроту реакции. 

Задачи: закрепить знания, умения, навыки, полученные учащимися по русскому языку; развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей; формировать умение учащихся работать в группе, в паре.

Правила игры.

Учащиеся делятся на команды или можно раздать карточки индивидуально. Учитель, вытаскивая «карточку-понятие» из цилиндра, зачитывает понятие, а задача учащихся найти верный ответ. Если ответ верный, то карточка накрывается сверху, если неверный, то учитель откладывает «карточку-понятие» в сторону. Побеждает тот, кто быстрее всех накрыл все карточки.













Приложение1


ЭПОС




ПОВЕСТЬ


ПЕСНЯ


ЛИРИКА




БАЛЛАДА


ЭПИГРАММА


ДРАМА




ПОЭМА


ЭЛЕГИЯ


РОМАН




РОМАН В СТИХАХ


ОДА



КОМЕДИЯ




ТРАГЕДИЯ




СОНЕТ


БЫЛИНА



ПОСЛОВИЦА


ПРИТЧА






СТИХО-

ТВОРЕНИЕ



ОЧЕРК


ЗАГАДКА


ПОВЕСТЬ




РАССКАЗ


СКАЗ






СКОРО-

ГОВОРКА



ЧАСТУШКА


ЗАГАДКА


ПОВЕСТЬ




БАСНЯ


СКАЗ





ОСНОВНАЯ ФОРМА-ПОВЕСТВОВАНИЕ О СОБЫТИЯХ, ПРОШЕДШИХ И ВСПОМИНАЕМЫХ ПОВЕСТВОВАТЕЛЕМ.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА, ПЕРЕДАЧА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГЕРОЯ ИЛИ АВТОРА В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ МОМЕНТ ЖИЗНИ.

ПРИСУЩА СТИХОТВОРНАЯ ФОРМА.




ПОВЕСТВОВАНИЕ В ФОРМЕ РАЗГОВОРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ, БЕЗ АВТОРСКОЙ РЕЧИ.

ПРЕОБЛАДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.

ЭПИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПРОЗАИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, С УСТАНОВКОЙ НА ВЫМЫСЕЛ; ОТРАЖАЕТ ДРЕВНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАРОДА О ЖИЗНИ И СМЕРТИ, О ДОБРЕ И ЗЛЕ; РАССЧИТАНА НА УСТНУЮ ПЕРЕДАЧУ, ПОЭТОМУ ОДИН И ТОТ ЖЕ СЮЖЕТ ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ СКАЗАНИЕ О БОГАТЫРЯХ, НАРОДНЫХ ГЕРОЯХ, НАПИСАННОЕ ОСОБЫМ БЫЛИННЫМ СТИХОМ, ДЛЯ КОТОРОГО ХАРАКТЕРНО ОТСУТСТВИЕ РИФМЫ

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВИД ИСКУССТВА; ВЫРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ИДЕЙНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


ПОЭТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАКОГО-ЛИБО ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ, ОСНОВАННОЕ НА СХОДСТВЕ ИЛИ СМЕЖНОСТИ С ДРУГИМ ПРЕДМЕТОМ, ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ КРАТКОСТЬЮ, КОМПОЗИЦИОННОЙ ЧЕТКОСТЬЮ



КРАТКОЕ ОБРАЗНОЕ РИТМИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЕ НАРОДНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, ОБЛАДАЮЩЕЕ СПОСОБНОСТЬЮ К МНОГОЗНАЧНОМУ УПОТРЕБЛЕНИЮ В РЕЧИ ПО ПРИНЦИПУ АНАЛОГИИ


ВЫРАЖЕНИЕ, ОБЗРАНО ОПРЕДЕЛЯЮШЕЕ СУТЬ КАКОГО-ЛИБО ЖИЗНЕННОГО ЯВЛЕНИЯ И ДАЮЩЕЕ ЕМУ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ; НЕ СОДЕРЖИТ ЗАКОНЧЕННОЙ МЫСЛИ


ШУТЛИВОЕ ВЫРЖАНИЕ, НАМЕРЕННО ПОСТРОЕННОЕ НА СОЧЕТАНИИ ТРУДНО ПРОИЗНОСИМЫХ ВМЕСТЕ СЛОВ


КОРОТКАЯ, ИСПОЛНЯЕМАЯ В БЫСТРОМ ТЕМПЕ РИФМОВАННАЯ ПЕСЕНКА, БЫСТРЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК НА СОБЫТИЕ БЫТОВОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА


ВИД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ; РАЗВЕРНУТОЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В ЦЕНТРЕ КОТОРОГО ЭПИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ О СУДЬБЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ, КРУГ ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ, ДАННЫХ В РАЗВИТИИ:

 – БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ
 – НЕСКОЛЬКО СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ
 – СУДЬБА НЕСКОЛЬКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ

ЭПИЧЕСКИЙ ПРОЗАИЧЕСКИЙ ЖАНР; СРЕДНЕЕ ПО ОБЪЕМУ И ОХВАТУ ЖИЗНИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
– СРЕДНИЙ ОБЪЕМ
– ОДНА СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ
– СУДЬБА ОДНОГО ГЕРОЯ, ОДНОЙ СЕМЬИ

МАЛАЯ ФОРМА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ; НЕБОЛЬШОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ИЗОБРАЖАЮЩЕЕ ОТДЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

 – МАЛЕНЬКИЙ ОБЪЕМ

 – ОДИН ЭПИЗОД 

ОДНО СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ ГЕРОЯ

ЖАНР ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ; ТОРЖЕСТВЕННОЕ, ПАТЕТИЧЕСКОЕ, ПРОСЛАВЛЯЮЩЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 

КОРОТКАЯ, ИСПОЛНЯЕМАЯ В БЫСТРОМ ТЕМПЕ РИФМОВАННАЯ ПЕСЕНКА, БЫСТРЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК НА СОБЫТИЕ БЫТОВОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА





МАЛОЕ ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ ИНОСКАЗАНИЕ И ПОУЧЕНИЕ.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА- ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

ЖАНР МАЛОЙ ФОРМЫ ЭПИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТАТУРЫ, ОСНОВНЫМИ ЧЕРТАМИ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ, ДОСТОВЕРНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО, БЫСТРО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ КОНФЛИКТА, РАЗВИТАЯ ОПИСАТЕЛЬНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ. ЗАТРАГИВАЕТ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО И НРАВСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ СРЕДЫ И ОБЛАДАЕТ БОЛЬШИМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ РАЗНООБРАЗИЕМ.


ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР; НЕБОЛЬШОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА С НРАВОУЧИТЕЛЬНЫМ, САТИРИЧЕСКИМ ИЛИ ИРОНИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ.

ЖАНР ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ; ТОРЖЕСТВЕННОЕ, ПАТЕТИЧЕСКОЕ, ПРОСЛАВЛЯЮЩЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. БЫВАЕТ ХВАЛЕБНАЯ, ПРАЗДНИЧНАЯ, ПЛАЧЕВНАЯ.

ВИД ЛИРО-ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ; НЕБОЛЬШОЕ СЮЖЕТНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, В КОТОРОМ ПОЭТ ПЕРЕДАЕТ НЕ ТОЛЬКО СВОИ ЧУВСТВА, МЫСЛИ, НО И ИЗОБРАЖАЕТ ТО, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ЭТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ.





ВИД ДРАМЫ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖАТ ОСТРЫЕ, НЕПРИМИРИМЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ; ХАРАКТЕР ГЕРОЯ РАСКРЫВАЕТСЯ В НЕРАВНОЙ, НАПРЯЖЕННОЙ БОРЬБЕ, ОБРЕКАЮЩЕЙ ЕГО НА ГИБЕЛЬ.

ВИД ДРАМЫ, В КОТОРОМ ХАРАКТЕРНЫ, СИТУАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В СМЕХОВЫХ, КОМИЧЕСКИХ ФОРМАХ; ЗДЕСЬ ОБЛИЧАЮЩИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОРОКИ И РАСКРЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ ИЗОБРАЖАЕТ СЕРЬЕЗНЫЙ КОНФЛИКТ, БОРЬБУ МЕЖДУ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ.






ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОРМА, СОСТОЯЩАЯ СТРОГО ИЗ 14 СТРОК И ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЁННУЮ СХЕМУ РИФМОВКИ.






БОЛЬШАЯ ФОРМА ЛИРО-ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ; КРУПНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ С ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ИЛИ ЛИРИЧЕСКИМ СЮЖЕТОМ, ОСНОВАННОЕ НА СОЧЕТАНИИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ, СОБЫТИЙ И ИХ РАСКРЫТИИ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНКУ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ, ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ.

ЖАНР ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ, В КОТОРОМ ГРУСТНЫЕ МЫСЛИ, ЧУВСТВА И РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОЭТА ОБЛЕЧЕНЫ В СТИХОТВОРНУЮ ФОРМУ.










ВИД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ; РАЗВЕРНУТОЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В ЦЕНТРЕ КОТОРОГО ЭПИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ О СУДЬБЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ, КРУГ ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ, ДАННЫХ В РАЗВИТИИ:

БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ
 – НЕСКОЛЬКО СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ
 – СУДЬБА НЕСКОЛЬКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ.

ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ ТЕМИ ИЛИ ИНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ.




ЖАНР ЛИРО-ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ, СОЧЕТАЮЩИЙ В СЕБЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА И ПОЭМЫ.







ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЕТСКИХ И ДУХОВНЫХ ЛИЦ, КАНОНИЗИРОВАННЫХ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ

 ВИД ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ, ПОДРАЖАЮЩИЙ ФОЛЬКЛОРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ СТИЛЕМ, СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ИНТОНАЦИЕЙ И СТИЛИЗАЦИЕЙ РЕЧИ

- ПОДРАЖАНИЕ НАРОДНОМУ СКАЗИТЕЛЮ

- ФАНТАЗИЙНЫЙ ХАРАКТЕРПОВЕСТВОВАНИЯ.


НЕБОЛЬШОЕ ПО ОБЪМУ САТИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ











ЖИТИЕ




ПОЭМА


ЭЛЕГИЯ


РОМАН




СКАЗКА


ПОВЕСТЬ