ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор. Блохина Елена Владимировна.
Название учреждения. Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 1 города Докучаевска».
Название игры. Заработай миллион.
Предмет. Алгебра.
Дидактическая тема. Решение задач с помощью уравнений.
Возрастная группа. 7-9 классы. Игра может быть использована либо в качестве урока данной темы для учащихся отдельно взятого класса, либо в качестве внеклассного мероприятия среди сборных команд, состоящих из учащихся 7- 9 классов, во время проведения недели математики.
Цели игры.
Дидактическая: формирование умений и навыков решать задачи с помощью уравнений; создать условия для понимания зависимости между величинами, совершенствовать вычислительные навыки; систематизировать знания учащихся по решениям уравнений, классификации текстовых задач.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи при комментировании решений; развивать умения: анализировать, аргументировать и делать выводы, развитие познавательной активности учащихся, повышение мотивации обучения путём использования яркой, красочной презентации к уроку.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений, формировать умение работать в группах.
Планируемый результат обучения: Овладение навыками решения задач с помощью составления линейных уравнений.
создание условий:
- для формирования вычислительных навыков действия с целыми и рациональными числами,
- для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией,
- для формирования навыка применения решения уравнений и умения составлять уравнение по условию задачи.
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, оценивать себя и своих товарищей
развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Необходимое оборудование: мультимедийные средства (проектор), презентации в приложении Microsoft Office Power Point, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ
Организационный момент
Класс поделен на команды: 2 команды по 5 человек сидят отдельно по кругу, зрители и болельщики – за партами, имея при себе соответствующие принадлежности. Капитаны команд избраны учащимися заранее.
Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу. Включает учащихся в учебную деятельность, определяет содержательные рамки урока: оглашает цели урока, знакомит учащихся с планом урока, правилами проведения игры и формой подведения итогов урока. (Приложение1).
построение и решение математических моделей текстовых задач, решаемых с помощью уравнений в теме «Уравнения».
Актуализация опорных знаний.
Повторение опорных сигналов проводится в форме игры «Помоги своему другу». Ученик обращается к любому игроку из другой команды, начинает формулировку правила. Если друг не может закончить сигнал, ребята вместе, в один голос повторяют. Примером данного приёма может служить подготовленное видео: фрагмент урока по алгебре в 9 классе на тему «Разложение квадратного трёхчлена на множители» (Приложение 2).
В данной теме можно выделить опорные сигналы:
- Сформулируйте свойства уравнений. (Переноси слагаемое не просто так, а меняй при этом знак; как около х увидел умноженное число – раздели правую часть на него; и т.д.);
- Как сложить 2 числа с одинаковыми знаками? (Чтобы сложить2 числа с одинаковыми знаками надо сложить их модули и поставить общий знак).
- Как сложить 2 числа с разными знаками? (Чтобы сложить 2 числа с разными знаками надо от большего модуля отнять меньший и поставить знак большего).
- Задачи на составление уравнений могут быть разных типов. (Задачи, где в условии сказано, сколько всего или вместе; задачи на движение; задачи, где в условии сказано, что величины равны; задачи, где в условии сказано, сколько всего или вместе; задачи, где в условии сказано, что одна величина больше (меньше) другой в какое-либо число раз).
Проверка домашнего задания проводится в форме игры в спринт: капитаны команд читают из тетради решённые задачи, останавливаясь по сигналу и продолжают их соперники).
За каждый правильный ответ команда получает 10 тыс. условных рублей.
Решение задач.
Начиная основной этап урока, учитель напоминает правила игры:
- команда выбирает название;
- на экране предоставляется презентация первой задачи;
- задачу решает первая команда, отвечая на эвристический вопрос;
- если ответ правильный, на экране появляется количество условных рублей;
- если ответ неправильный, право дать правильный ответ переходит к другой команде;
- каждая команда во время своей игры имеет право обратиться к болельщикам, которые могут отдать свои заработанные деньги кому угодно по своему усмотрению;
- втору задачу решает вторая команда по тем же правилам;
- третью задачу решают вместе по правилу «Кто быстрее!»
- побеждает та команда, которая первой заработает 1 млн. условных рублей.
Задача 1. (Приложение 3).
На матче по волейболу среди мальчиков и девочек класса победу одержали девочки. Мальчики забили на 9 мячей меньше девочек. Сколько мячей забила каждая команда, если общее количество очков составило число 81.
Решение
Какую величину необходимо обозначить переменной х? (100 тыс. условных р.)
- количество участников в команде девочек
- количество участников в команде мальчиков
- количество забитых мячей девочками
- количество сыгранных партий?
2. Величина, которая характеризует количество мячей, забитых мальчиками. (100 тыс. условных р.)
- (х+9) мячей
- (х- 9) мячей
- (81-х) мячей
- (81+х) мячей
3. Получилось уравнение (200 тыс. условных р.)
-
- (х + 9)
- (х +9) + х = 81
- х + (х 81
4. Решите уравнение и выберите правильный ответ (300 тыс. условных р.)
36 и 25 45 и 54 45 и 36 36 и 45.
Задача 2. (Приложение 4).
В школьной столовой пирожок стоит на 4 рубля дороже булочки и на 5 рублей дешевле шоколадки. Сколько стоит шоколадка, если пирожок с шоколадкой стоят дороже булочки в 3 раза?
Решение
Какую величину лучше обозначить переменной х? (100 тыс. условных р.)
- стоимость пирожка и булочки
- стоимость шоколадки
- стоимость пирожка и шоколадки
- стоимость булочки.
2. Величина, которая характеризует стоимость шоколадки (100 тыс. условных р.)
- (х + 9) р
- (х+4) р
- (х
- (х р
3. Получилось уравнение (200 тыс. условных р.)
- (х+4) + (х+9) = 3+х
- (х+4) + (х+9) = 3х
- (х+4) +х = 3+ (х+9)
- (х+9) х = 3х
4. Решите уравнение и выберите правильный ответ (300 тыс. условных р.)
13 17 19 22
Задача 3. (Приложение 5).
Два друга живут на одинаковом расстоянии от школы. Алексей доходит к школе за 10 мин, а Даниил за 12 мин. Найдите скорость движения ребят, если Алексей идёт быстрее Даниила на 14 м/мин.
Решение
1.Какую величину лучше обозначить переменной х? (100 тыс. условных р.)
- скорость движения Даниила
- расстояние от школы до дома Алексея
- расстояние от школы до дома Даниила
2. Величина, которая характеризует скорость движения Алексея (100 тыс. условных р.)
- (х+10) м/мин
- (х+14) м/мин
- (х+12) м/мин
- (х- 14) м/мин
3. Получилось уравнение (200 тыс. условных р.)
- 12(х-14) =10(х+14)
- 10(х-14) =12(х+14)
- 10(х-14) =12х
- 10(х+14) =12х
4.Решите уравнение и выберите правильный ответ (300 тыс. условных р.)
- 84 м/мин и 70 м/мин
-50 м/мин и 64 м/мин
-70 м/мин и 84 м/мин
-64 м/мин и 50 м/мин
4.Подведение итогов
Учитель объявляет победителей. Учащееся которые помогали решать задачи также одерживают положительные отметки. В качестве рефлексии все присутствующие смотрят м/ф “Не такой как все” ( Ссылка )