СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек играет только тогда,когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда,когда он играет.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры»



Дидактические игры по химии

Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.

Ф. Шиллер

«Термины-синонимы»

Многие вещества имеют как номенклатурные, так и тривиальные названия. Выполнение заданий, в которых надо найти соответствие разных названий веществ, способствует более быстрому их запоминанию. Проведение в дальнейшем химического диктанта позволяет достигать высоких результатов в приобретении терминологических знаний.

Например, составьте пары соответствующих названий веществ:

1. Гидрокарбонат натрия. А. Угарный газ. 2. Оксид углерода (IV). Б. Поваренная соль. 3. Хлорид натрия. В. Мел, известняк. 4. Оксид углерода (II). Г. Сода пищевая. Подобные задания можно оформить в виде так называемых карточек быстрого ответа - изготовить карточку, желательно ее заламинировать и прикрепить к ней с лицевой стороны плотную прозрачную пленку, по которой ученик фломастером проведет стрелки предполагаемых ответов. След от фломастера легко стирается, и карточка готова к дальнейшему использованию.

«Восстанови пропущенное»

В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. По заданным критериям определить отсутствующие элементы. Продолжи ряд. Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд.

«Убери лишнее».

В предложенных рядах присутствуют «лишние» формулы. Согласно задания, вычеркнуть их.

«Заполни поле».

Игровые карточки-задания представлены в виде таблиц, имеющих верхнее и нижнее поля, при этом верхнее поле заполнено может быть формулами (или реагентами реакций), а нижнее поле должен заполнить ученик соответствующими названиями (или продуктами реакций).

«Крестики-нолики». Также карточки-задания представлены в виде заполненных табличек (соли, кислоты, основания). Ученик должен вычеркнуть правильный ряд. «Соответствие движению»

Эта игра используется, чтобы внести в процесс обучения оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов, также можно использовать в качестве физминутки. Учитель с учащимися устанавливают определенные правила. Например, называя кислоту, учащиеся должны поднять правую руку, а основание - левую, соль - хлопнуть в ладоши, кислотный оксид - повернуть голову вправо, а основный оксид - влево и т. д. Игра проходит весело и оживленно, учащиеся быстро запоминают необходимые химические соединения, учатся воспринимать информацию на слух.

«Кто больше вспомнит слов»

Игра способствует активизации реминисценций, повторению и запоминанию химических терминов. Она ориентирована на быстроту реакции (время ограничено до 5–7 мин). Пример: выбирают короткое слово («азот»), каждую букву этого слова пишут в отдельный столбик таблицы, учащиеся вспоминают и записывают химические термины, начинающиеся на данные буквы. Выигрывает тот, кто напишет больше химических терминов.

«Логические цепи»

Учитель задает начало фразы: «Хлор - неметалл». Первый ученик повторяет ее и придумывает продолжение со словами «потому что», « следовательно», «поэтому». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. Далее учитель предлагает новую фразу.

«Парадокс»

Игра учит детей на слух воспринимать названия веществ и быстро ориентироваться в возможности их взаимодействия. Учитель или играющие команды задают вопросы по определенной теме. Вопросы должны быть продуманы заранее, они могут быть каверзными, тавтологическими или просто шуточными. Например, что произойдет, если растворить хлорид натрия в соленой воде? (Ничего. Это одно и то же вещество).

«Толстые» и «тонкие» вопросы.

Изначально учитель объясняет суть игры - учит, как составлять «тонкие» и «толстые» вопросы, опираясь на текст учебника (возможно, при объяснении нового материала) и объясняет, какие на них должны звучать ответы. «Толстый» вопрос подразумевает развернутый ответ, а «тонкий» - односложный. Также эту игру можно применять и на других этапах урока. Концептуальная таблица. Особенно полезна, когда предполагается сравнение трех и более объектов или несколько вопросов.

«Что? Где? Когда?» позволяет организовать изучение предпосылок возникновения ведущих теорий химии - периодического закона Д. И. Менделеева и теории строения химических соединений А. М. Бутлерова, пользуясь учебником или лекцией.

«Верите ли вы, что…», «Верю - не верю» («Да-нет»), «Сходства и отличия», кроссворды, загадки, ребусы, игра с кубиком «Грани», на каждой грани которого дано определенное задание