«Дидактические игры для формирования у детей старшего дошкольного возраста
навыка звукового анализа
и синтеза слов»
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.
Это необходимо для:
Обучения чтению, грамотному письму в школе, изучения родного языка
Звуковой анализ – это:
Последовательное выделение отдельных звуков в слове;
Определение порядка звуков в слове;
Различение звуков по их качественным характеристикам
(гласный-согласный, твёрдый - мягкий).
Этапы формирования навыков звукового анализа:
Первый этап
Формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки)
Второй этап
Формирование звукового анализа в речевом плане (сначала с использованием картинки, затем без предъявления неё)
Третий этап
Формирование звукового анализа в умственном плане (не называя слова)
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
1. «Живые звуки»
1 вариант:
Логопед предлагает поиграть со звуками: "Наташа будет звуком "А", а ты, Саша, звуком "У". Вы будете петь "песенки" у звуков друг за другом. Кому я положу руку на плечо, тот начинает петь песню, когда уберу, он должен перестать петь (логопед сначала одному кладет руку на плечо, а потом одновременно убирает руку с плеча первого ребенка и кладет другую руку на плечо другому ребенку).
II вариант:
После того, как слово будет разобрано у доски и выложено схематично фишками, логопед предлагает поиграть со звуками, вызывает детей и называет каждому из них звук: "Надя будет первым звуком в слове "дом" - звуком "д". Иди, Надя, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя - второй звук в слове "дом" - звук "о". Последним звуком будет Оля. Возьмите, Оля и Витя, свои фишки. А теперь встаньте у доски так, чтобы получилось это слово".
III вариант:
"Вы - звуки этого слова.... Возьмите фишки, кто каким звуком хочет быть. А теперь подойди ко мне первый звук слова..., третий звук слова..., второй звук слова.... Подумайте, как нужно встать, чтоб получилось это слово".
2.«Какой звук?»
(с карточками - фишками).
Логопед показывает синюю фишку - ребенок называет любой согласный звук, если логопед показывает красный кружок, дети называют гласный звук. И наоборот.
3.«Найди братца»
Логопед раздает картинки, которые начинаются с твердого согласного звука. На доске они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но мягкий согласный звук.
4.«Назови слова»
I вариант:
Логопед предлагает найти слова с каким-нибудь звуком, например, "р", и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку - игрушку, чтобы потом можно было подсчитать и определить победителя.
II вариант:
Можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обязательно был бы первый, в середине, последний.
5.«Угадай-ка»
На доске - картинки, на столе - схемы слов. Дети должны соотнести название картинки со схемой слова.
6.«Отгадай мое слово»
Логопед говорит: "Я задумала слово, которое начинается на слог "ма". Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу ее в конце игры". Дети называют разные слова, начинающиеся на слог "ма" (10-12 слов). Заканчивая игру, логопед показывает свою картинку.
7.«Телеграф»
Логопед: "Я буду называть слова, а ты должен отстукивать карандашом количество слогов в названном слове - "передать слово по телеграфу".
8.«Сколько звуков услышал?»
Логопед выразительно проговаривает вперемешку отдельные звуки и слоги (м, ра, у, ус, мы, к...). На 1 звук дети хлопают 1 раз, на слог -2 раза.
9.«Перекличка»
Логопед называет вперемешку разные звуки - гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.
10.«Построим дом»
Логопед говорит, что он собирается нарисовать дом, и изображает на доске только одну стену. Дети должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук "р". Дети называют: "Крыша, чердак, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы логопед схематически рисует на доске.
11.«Поищи слово»
Логопед говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например, надо найти слово, которое спряталось в слове "песок". (Дети делят слова на слоги - пе-сок). Какое же слово спряталось? (Сок).
Логопед называет другие слова, в которых второй слог представляет собой самостоятельное слово: рыбак, Борис, пирог, кулак, фасоль, король. Дети отыскивают "спрятавшиеся" в них слова.
12.«Диета Карлсона»
Пособия: 1) игрушка - Карлсон;
2) карточки со словами:
М - молоко, масло, мясо, мороженное, морс, мармелад, макароны;
К - конфета, клубника, кофе, котлета, кекс, картофель, компот.
Ход:
Логопед: "Карлсон открыл мне сегодня маленький свой секрет. Оказывается, чтобы себя хорошо чувствовать и не очень толстеть, Карлсон будет сидеть на диете - один день он будет, есть продукты, которые начинаются на букву "М", а на следующий день - на букву "К". Так ему посоветовал доктор и также написал продукты, которые ему надо кушать. Но Карлсон ведь не умеет читать. Вот он и прилетел к нам за помощью. Давайте ему поможем найти продукты на букву "М". Кто нашел, тот читает (если трудно, то воспитатель помогает). Диета Карлсона может быть на любую букву.
13.«Цепочка слов»
Пособия: 1) карточки со словами: нос, слон, носорог, гуси, индюк, корова, апельсин, нора, арбуз, зуб, барсук, крот, трон;
2) игрушка "Петрушка".
Организация: на столе разложены карточки вперемешку. Дети стоят вокруг стола.
Ход: игра проводится в двух вариантах:
1. Логопед: "Сегодня с вами поиграет Петрушка. Он еще не умеет читать слова, но знает отдельные буквы. Сейчас Петрушка поднимет карточку со словом, а вы должны найти слово, начинающееся с последней буквы. Кто первый найдет - получит карточку. Посмотрим, кто у нас самый внимательный и сообразительный. Например, Петрушка поднимает слово "барсук", оно кончается на букву "К". Вы должны найти слово, начинающееся с этой буквы (крот).
2.(В старшей группе) - дети находят слова не на скорость, а по очереди (как стоят).
В этой игре чтение идет с помощью логопеда, дети самостоятельно фиксируют первую и последнюю буквы.
14.«Найди слова, начинающиеся со слога…»
Пособия: карточки со словами, начинающимися с разных слогов.
СА - санки, салазки, салака, самолет, сапожник, сачок, сало, сапожок;
МА - Марина, Маша, малина, машина, масло, марка, Мальвина;
ЛИ - лиса, липа, Лида, ливень, лимонад, лимон, линия;
БУ - булавка, бутон, букет, бутылка, бумага, бусы, букашка, Буратино
Организация: на столе разложены две карточки. За один раз брать неболее трех слогов и по 3 - 4 слова на каждый слог (например, РУ, МА,ЛИ - по 3 -4 слова).
Задание: кто больше слов найдет на слог МА? и т.д. Дети сидят около стола.
15. «Кто же это был?»
Пособия: 1) картинки с изображением утки и курицы;
2)карточка со словами: утка, петрушка, гусыня, голуби, петух, сорока, скворцы, рябина, калина, травка, клюква, колоски.
Ход и организация:
Логопед и дети сидят за столом. На столе разложены карточки. Картинки (утка и курица) в руках у логопеда.
Логопед: "Жили - были утка и курица. Вот они, какие были, посмотрите. А звали их так: кличка утки начиналась на букву У. Найдите это слово (читаем вместе). А кличка курицы начиналась на букву П. Найдите это слово. Давайте прочитаем, как ее звали? - Пеструшка.
Она приглашала тех птиц, в названии которых слышался звук У. Что это были за птицы? Кто догадался? (Гусыня, голуби, петух). А Пеструшка приглашала тех, в названиях которых есть буквы С, Р. Посмотрите, кто к ней приходил? (Сорока, скворцы). Лакомствами угощали гостей, в названиях их были буквы А (рябина, травка), К (калина, клюква, колоски). Весело щебетали они и слушали рассказы сороки - белобоки, которая всегда все про всех знает".
16.«Что собрали братья?»
Пособия: карточки: Ваня, Коля, земляника, яблоко, клубника, рыжики, боровички, груша, мандарин.
Ход:
Логопед: "Шли по лесу два брата. Звали их так: в имени одного была буква В, а в имени другого - О. Как их звали? Найдите их имена (Ваня, Коля). Повстречали они в лесу девочку Машу. Ваня помог ей собрать ягоды, в названии которых есть буква К (земляника, клубника), а Коля - грибы, тоже со звуком К. Какие грибы оказались в лукошке у девочки? (Рыжики, боровики).
Братья проводили Машеньку домой, помогли донести корзинку, а Маша угостила Ваню и Колю фруктами, в их названиях были буквы М, Л, Г - (яблоко, груша, мандарин)".
17.«Загадка Петрушки»
Пособия: 1) карточки со словами: боровики, грузди, рыжики, сыроежки, маслята, опята, свинушки, подберезовики, подосиновики;
2)"письмо" от Петрушки.
Ход:
Логопед сообщает детям, что получил письмо от Петрушки. В этом письме Петрушка задает детям загадку. Логопед читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Я сейчас живу на даче, гуляю в лесу. Люблю я собирать в лесу грибы. Много грибов приношу я домой. Отгадайте, какие грибы я собираю, если в их названиях есть буква Р (боровики, грузди, сыроежки); буква Т (маслята, опята); буква С (сыроежки, свинушки); буква И (подберезовики, подосиновики)."
18.«Где твое имя, догадайся»
Цель: закрепить знания детьми букв своего имени.
Ход:
В группе, используя обручи, логопед сообщает, что в них спрятаны имена детей. В первом из них спрятались те, в которых есть буква К (Коля, Оксана, Максим, Вадик). Во втором - с буквой Ш (Маша, Шура, Наташа, Гриша). В третьем - с буквой О (Рома, Вова, Оля). В четвертом - с буквой И (Ира, Марина, Игорь, Кирилл).
Примечание: можно сделать из бумаги вырезанный дом с пустыми окошками и разным количеством окошек. Вопрос: "Кто на каком этаже живет?"
19.«Кто где живет?»
Цель: учить, читая отдельные слова, подбирать нужные названия к картинке.
Пособия: 1) картинки с изображением животных в своем домике: медведь в берлоге, лиса в норе, белка в дупле, скворец в скворечнике, собака в конуре, ворона в гнезде;
2) карточки со словами: берлога, дупло, скворечник, нора, конура, гнездо.
Организация: дети сидят за столом. Они выбирают себе картинку с изображением понравившегося зверя. Карточки со словами у логопеда.
Ход:
Логопед показывает слово на карточке, дети читают его по слогам и отгадывают, "чей это домик".
20. «Цепочка слов»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звуков в словах.
Описание: На карточках-пазлах, которые на обратной стороне имеют крепление типа «липучка» наклеены картинки.
Задание: собрать цепочку, соединяя картинки таким образом, чтобы последний звук слова на первой карточке совпадал с первым звуком слова на второй и так далее.
21. «Цветные коробочки»
Цель: упражнять в умении давать характеристику начальных звуков слов.
Описание: две коробочки – одна красного цвета, другая синего; набор картинок.
Задание: в красную коробочку положить картинки, названия которых начинаются с гласного звука, а в синюю те, которые начинаются с согласного звука.
22. «Весёлый кубик»
Цель: упражнять в умении давать характеристику первых (последних) звуков слов, находить слово по данному условному обозначению.
Описание: набор кубиков, на стороны которого наклеены картинки. 1 кубик с условными обозначениями звуков.
Задание: вращая кубик, ребёнок произносит: «Крутись, вертись на бочок ложись». С окончанием слов на верхней стороне кубика назвать картинку и первый (последний) звуки в её названии.
23. «Шифровальщики»
Цель: упражнять в определении количества звуков в слове и составлении звуковой схемы к ним.
Описание: набор условных обозначений звуков, картинки для анализа звукового состава.
Задание: выложить звуковую схему слова (зашифровать его).
24. «Построим пирамидку»
Цель: упражнять в определении количества звуков в слове.
Описание: набор картинок, название которых состоит из 3-5 звуков.
Задание: выложить картинки таким образом, чтобы получилась пирамидка (верхний ряд – слова, состоящие из 3-х звуков, второй ряд – слова, состоящие из 4-х звуков, нижний ряд – слова, состоящие из 5-и звуков).
25. «Звуковые часы»
Цель: упражнять в определении слов сходных и различных по звучанию, слов с одинаковыми звуками.
Описание : на плоскости в центре расположены две подвижные стрелки, а пор кругу в виде циферблата расположены картинки.
Задание: стрелками указать на слова, сходные по звучанию; слова, которые начинаются с одинаковых звуков.
26. «Почтальон»
У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Логопед собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные картинки-письма, например, те, в названии которых встречается звук К. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачей занятия.
27. «Магазин»
Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы или буквы. Подавая логопеду символ или букву, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий, звук в названии покупаемого предмета.
Подборка дидактических игр:
учитель – логопед
I кв. категории
МКДОУ д/с № 13 г. Пласта
Пономарева М.В.