| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ
Подготовил:
учитель начальных классов
Зуева Т.А.
Ейск, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика-уникальный предмет. Её изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, а также формирует терпение, усидчивость и творческий потенциал. Поэтому важно привлекать младших школьников с самого раннего возраста к изучению данного предмета. Чтобы обучение не было скучным, нужно использовать различные интересные игры, которые способствуют поднятию мотивации детей, и их стремлению к изучению предмета.
В данном сборнике собраны различного вида дидактические игры и занимательный материал для проведения устного счета на уроках математики при изучении нумерации чисел.
Материалами может пользоваться каждый учитель, а также родители для повышения интереса к процессу познания предмета математика.
«Числа, бегущие навстречу друг другу»
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.
Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10
У
читель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10».
«Подарки Петрушки»
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.
Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
С
одержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.
«Украсим елку игрушками»
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Средства обучения: рисунок елки; маленькие иллюстрации елочек для учащихся.
С
одержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать елку. И нам с вами тоже надо нарядить елку. Наша елка – математическая. На доску вывешивается плакат с елкой. На верхушке – звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить еще недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают елку. Учитель должен поощрять слабых детей.
“Весёлые вагоны”
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
С
одержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”.
«Математический футбол»
Дидактическая цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10.
Средства обучения: рисунки 10 мячей.
С
одержание игры: на магнитной доске размещаются слева и справа рисунки ворот, ниже которых - карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки мячей, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны ударить по мячу (решить правильно пример) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ этого примера. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок.
"Прогулка по лесу"
Дидактическая цель: закрепление понятий "четное", "нечетное" число; закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20.
Содержание игры: Миша и Маша пошли в лес. В лесу они собрали много необычных грибов. Детям раздаются картинки в форме грибов, на шляпках которых написаны примеры: 2+14; 18-2; 17-13; 14-13; 19+1; 18-1. На доске располагаются две корзинки, вырезанные из бумаги. Одна корзина Мишина - он собрал грибы с четными ответами, другая Машина - она собрала грибы с нечетными ответами.
Д
етям предлагается решить примеры и разместить грибочки в корзинки Маши и Миши, затем узнать - сколько грибов собрал каждый из них.
«Назови соседей»
Игра состоит в названии соседей предложенных учителем чисел. Например: «Назови соседей числа 18. Какое число «живет» между 14 и 16, 13 и 14 и т.д.»
«Веселый счет»
Дидактическая цель: закрепление знания цифр.
Средства обучения: карточки с цифрами 10, 11, 12, ..., 20.
С
одержание игры: карточки с цифрами перемешаны и разложены на столах учителя и учащихся. Двое вызванных учеников на подставке доски выкладывают карточки (остальные — у себя на столах) по порядку, а затем хором читают их одновременно.