БУКЛЕТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Дидактические игры и упражнения направленные на предупреждение оптической дисграфииу первоклассников с ЗПР
Составила: учитель-логопед: Коростелёва М.С
На коррекционно-обучающем этапе реализую следующие задачи:
- развитие зрительного гнозиса, оптико-пространственных представлений, зрительной памяти;
- уточнение и развитие пространственно-временных представлений при помощи коррекционных заданий и упражнений.
В связи с этим при устранении оптической дисграфии провожу работу в следующих направлениях:
1.Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
2.Формирование зрительного восприятия и узнавания.
3.Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
4.Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.
1.Приемы по уточнению и расширению объема зрительной памяти.
С целью развития зрительной памяти предлагаю следующие задания:
- Игра « Чего не стало?» На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети стараются запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.
-Зрительные диктанты «Продолжи строчку».
- « Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй.
- Выполнение узора из какой-либо буквы (конструирование, аппликация) – « Буква спряталась»
2 Игровые задания и приемы по развитию зрительного восприятия и узнавания.
С целью развития зрительного восприятия и узнавания предлагаю следующие задания:
- Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
- Назвать перечеркнутые контурные изображения.
- Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
- Определить, что неправильно нарисовал художник.
- Игра « Геометрическое лото».
- Составление разрезных на части картинок.
- Конструирование фигур из палочек (сначала по образцу, затем по памяти).
3.Приемы по формированию пространственных представлений.
В содержание логопедической помощи учащимся включаю работу по коррекции пространственно-временных представлений.
Ориентироваться в окружающем пространстве учатся постепенно:
-Беседа о пространстве, что это такое?
- Осознание собственного тела, различение стороны собственного тела, окружающих объектов.
- Определение последовательности предметного ряда, числового ряда.
- Пространственное расположение различных предметных картинок, графических знаков, фигур и букв.
- Соотношение в пространстве элементов графических изображений и букв.
- Сходства и различия между близкими по начертанию графическими изображениями и буквами.
Развитие пространственных представлений на логопедических занятиях способствуют развитию: звукослогового и морфемного анализа слов, грамматического строя речи, формированию и развитию мыслительных операций.
4.Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.
В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв предлагаю следующие задания:
- Найди букву среди графически сходных.
- Соотнеси буквы, выполненные разным шрифтом.
- Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
- Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
- Дописать букву.
- Определить правильно и неправильно написанные буквы.
- Узнать буквы по их зеркальному изображению.
- Назвать буквы, наложенные друг на друга.
- Конструирование букв из элементов.
- « Фокусы с буквами».
- Использование игровых моментов (шуток, загадок, символов).
Для лучшего усвоения букв рекомендуется срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контуров, письмо в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв.
Целенаправленная работа над каждой из групп графических ошибок обязательно даст положительный результат.