СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры и занимательные здания при обучении грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные  условия  характеризуются гуманизацией  образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры и занимательные здания при обучении грамоте»



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Соответственно, должны претерпеть изменения в способах, средствах, методах обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания (особенно в начальный период), в частности , дидактические игры.
Дидактические игры достаточно широко используются в начальной школе. Очень важный и существенный аспект дидактических игр – рассмотрение их как способа обучения. Дидактические игры – это необходимый способ обучения детей в начальной школе. Они могут быть адресованы детям старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, но могут быть использованы и для обучения детей более младшего возраста с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.



Сущность дидактических игр
как средства обучения

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но и в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  • Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте ещё не потеряла своего значения . Отсюда следует, что опора на игровую деятельность , игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

  • Освоение учебной деятельности, включение в неё детей идёт медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

  • Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

  • Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности , которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями).

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Краткая характеристика видов игр

  • Игры-путешествия призваны усилить впечатление , обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения , поэтапное решение задач , т.д.

  • Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения

  • Игры-предположения («что было бы…») . Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация , которая требует осмысления последующего действия . При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

  • Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

  • Игры-беседы . В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.











Структура дидактической игры

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура –это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

  • Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка . Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

  • Игровые действия –основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

  • Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности , поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

  • Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.









Основные функции дидактических игр

  • Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения , связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

  • Функция формирования психических новообразований;

  • Функция формирования собственно учебной деятельности;

  • Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

  • Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

  • Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Основные условия проведения дидактических игр

  • Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.

  • Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

  • Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

  • Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания , а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, лёгкость, непринуждённость.

  • Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как саму цель , а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

  • Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

  • Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.