СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе»

Игры на уроках русского языка,

для младших школьников

Согласно требованиям ФГОС,  задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.

         В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Новизна данной работы заключается в том, что здесь подобраны игры, раскрывающие подходы к созданию условий исследовательской деятельности на уроках русского языка  и требующие  не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Применение  дидактических игр вызывает не только интерес к учению, но и повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний.

Цель настоящей работы: создать условия на уроках русского языка для формирования у обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте уровне)

Задачи:

- подобрать дидактические игры по русскому языку, соответствующих формированию у обучающихся исследовательских умений.

- апробировать дидактические игры на практике

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.


По мере взросления творчество детей, предоставленных самих себе, постепенно гаснет. Любимое их занятие – игра, которая является предпосылкой к творчеству, уходит из жизни. А ведь игра для ребёнка – не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребёнок сам вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Ниже приводятся описания некоторых игр, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

«Слоговые цепочки». Игра не только активизирует словарный запас, но и учит просчитывать комбинации на несколько ходов вперёд, в простом варианте – чтобы «не запереть» цепочку для себя, в более сложном – чтобы «запереть её для противника».

Ход игры. Играющие делятся на небольшие (по 5 – 7 человек) команды. Ведущий объясняет правила игры. За отведённое время каждая команда должна построить как можно более длинную слоговую цепочку.

Берётся любой исходный слог, например МУ. К нему нужно присоединить один слог так, чтобы получилось слово: МУ_ КА, затем к последнему слогу снова присоединяется слог так, чтобы получилось слово, и т.д.: МУ-КА- ША-ТЁР- КА- РА- ПОРТ- РЕТ… Когда отведённое время истекает, команды сдают листки с цепочками ведущему. Он вслух читает цепочки, и все вместе проверяют их правильность. Побеждает та команда, в цепочке которой оказалось больше звеньев. Если в цепочке встретилась ошибка, вся дальнейшая цепочка не засчитывается.

«Пропорции». Ведущий предлагает решить пропорцию, например, такую: добро / зло = свет / ? (ответ: тьма). Необходимо определить смысловые отношения между членами пропорции и найти недостающие.

Чёрное / белое = ? / вода

сила / доброта = слабость / ?

война / смерть = мир / ?

волк / шерсть = ворона / ?

верблюд / горб = пеликан / ?

банк / деньги = ? / спички

«Венок сравнений». Количество играющих 3-10 человек, класс можно разделить на команды. Игра идёт по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он отвечает.

Ход игры. Играющие выбирают какое – либо слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем- либо, называя при этом основание для сравнения. Например, играют со словом РЕКА. Возможны варианты: Она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая. Она похожа на время, её тоже нельзя остановить.Задача каждого следующего игрока – привести убедительное сравнение, повторяться запрещено. Тот, кто не сумел ответить, выходит из игры.

«Архимед» Цель игры: озвучить несколько идей решения определённой проблемы.

Варианты предлагаемых проблем:

Как вырастить пальму на огороде?

Как распознать инопланетянина?

Как построить машину для расчёсывания собак?

Как из мухи сделать слона?

Как сосчитать все звёзды?

Как оживить куклу?

Как научиться читать мысли другого человека?

«Превращения». Цель игры: развитие творческого мышления, умений представлять последствия событий.

Ход игры. Представь, что ты можешь уменьшаться до размеров муравья. Придумай историю своём чудесном превращении, используя вопросы:

Какое было бы у тебя любимое занятие?

Чего бы ты опасался?

Через какое время ты бы захотел стать опять большим? Почему?

«Вырази мысль другими словами»

Ход игры. Берётся несложная фраза. Например: «Нынешнее лето будет очень жарким».

Надо предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами, однако ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания.

«Синонимы»

Ход игры. М.Горький считал, что у слова «хороший» 30 синонимов (с тем же значением). Попробуй за 3 минуты назвать как можно больше синонимов этого слова.

«Расшифруй письмо»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога. 
Ход игры. Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

«Идем в гости»

Цель: Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, знакомство с правилами этикета. 
Ход игры. Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости» отвечают тем же.

«Разложи по порядку»
Ход игры. Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по порядку.

« Одним словом»

Ход игры. Учащимся необходимо заменить словосочетание одним словом.

1) Сообщение по телеграфу -…

2) Килограмм – это тысяча… .

3) Смотр готовности войск -… .

4) Рисунок в книге -… .

5) Специалист в области земледелия и сельского хозяйства -… .

6) Огородное растение, растущее кочаном -… .

7) Старый воин или человек, который долго где-либо работал -… .1

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.