СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал дает возможность учителю оживить урок, разнообразив формы контроля, особенно в конце четверти, года, когда изучена большая часть материала. 

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по математике»

Дидактические игры по математике Учитель математики МБОУ СОШ №38 г. Курска Абакумова С. Д.

Дидактические игры по математике

Учитель математики

МБОУ СОШ №38 г. Курска

Абакумова С. Д.

Кросснамберы Кросснамбер – один из видов числовых ребусов. В переводе с английского слово «кросснамбер» означает «кресточислица». Поскольку кросснамбер – набор задач с числами, то в каждую его клетку вписывается по одной цифре (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). А чтобы не было путаницы, номера заданий обозначают буквами. Числа, подлежащие отгадыванию – только целые положительные; запись таких чисел не может начинаться с нуля (т.е. 42 нельзя записывать как 042).

Кросснамберы

Кросснамбер – один из видов числовых ребусов. В переводе с английского слово «кросснамбер» означает «кресточислица».

Поскольку кросснамбер – набор задач с числами, то в каждую его клетку вписывается по одной цифре (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). А чтобы не было путаницы, номера заданий обозначают буквами. Числа, подлежащие отгадыванию – только целые положительные; запись таких чисел не может начинаться с нуля (т.е. 42 нельзя записывать как 042).

Кросснамберы Некоторые задания из кросснамберов могут показаться расплывчатыми и допускающими несколько ответов. Но таков стиль кросснамберов. Если бы они всегда давали только однозначные ответы, то это не было бы игрой.

Кросснамберы

Некоторые задания из кросснамберов могут показаться расплывчатыми и допускающими несколько ответов.

Но таков стиль кросснамберов. Если бы они всегда давали только однозначные ответы, то это не было бы игрой.

Кросснамберы Не все кросснамберы удается составить по одной теме. Иногда приходится объединять различные темы по одному предмету или разбавлять геометрические вопросы алгебраическими. Заметим, что порядок разгадывания кросснамбера может быть самым произвольным. Бывает, что второе задание оказывается легче первого, а иногда ключ разгадке скрыт в самом последнем вопросе.

Кросснамберы

Не все кросснамберы удается составить по одной теме. Иногда приходится объединять различные темы по одному предмету или разбавлять геометрические вопросы алгебраическими.

Заметим, что порядок разгадывания кросснамбера может быть самым произвольным. Бывает, что второе задание оказывается легче первого, а иногда ключ разгадке скрыт в самом последнем вопросе.

7 класс  По горизонтали:  б) квадрат суммы двух последовательных  натуральных чисел;  в) удвоенная сумма квадратных двух  последовательных натуральных чисел;  г) наименьшее трехзначное число, составленное из  разных цифр и записанное от конца к началу.  По вертикали:  а) сумма кубов двух различных простых однозначных  чисел, кратная 5;  в) утроенные 10% числа (а) по вертикали. а б в г

7 класс

По горизонтали:

б) квадрат суммы двух последовательных

натуральных чисел;

в) удвоенная сумма квадратных двух

последовательных натуральных чисел;

г) наименьшее трехзначное число, составленное из

разных цифр и записанное от конца к началу.

По вертикали:

а) сумма кубов двух различных простых однозначных

чисел, кратная 5;

в) утроенные 10% числа (а) по вертикали.

а

б

в

г

7 класс    б в По горизонтали: а) значение b, если известно, что график  г функции y = -7x + b проходит через точку В(;9)  д е в) значение выражения ;  г) квадрат двузначного числа;  д) значение х, при котором дробь равна 49;  е) утроенный квадрат суммы чисел 0,75 и По вертикали: б) пропущенное число, которым поддерживается закономерность: 196, 225, 256, , 324; в) значение у( ) линейной функции у = 258х + 228  а ?

7 класс

  •  

б в По горизонтали: а) значение b, если известно, что график

г функции y = -7x + b проходит через точку В(;9)

д е в) значение выражения ;

г) квадрат двузначного числа;

д) значение х, при котором дробь равна 49;

е) утроенный квадрат суммы чисел 0,75 и

По вертикали: б) пропущенное число, которым поддерживается закономерность: 196, 225, 256, , 324;

в) значение у( ) линейной функции у = 258х + 228

а

?

8 класс По горизонтали: б) число, каждая последующая цифра которого на одну и ту же величину больше предыдущей; г) высота равнобокой трапеции, если известно, что один из углов равен 150 0 , а боковая сторона – 36 дм; д) периметр ромба, у которого один из углов равен 60 0 , а меньшая диагональ равна 10,25 см; ж) периметр прямоугольника, у которого меньшая сторона равна 6 см, а биссектриса одного из углов делит большую сторону пополам; з) диагональ параллелограмма, если известно, что она перпендикулярна к стороне, равной 15 см, а один из углов параллелограмма равен 45 0 . а в б д г е ж з По вертикали:   а) меньшая сторона параллелограмма, если его периметр равен 128 дм, а одна из его сторон в три раза меньше другой; б) периметр равнобедренного треугольника, если его боковая сторона равна 20 см, а основание составляет этой стороны ; в) высота ромба с углом в 30 0 , если его сторона равна 168; г) квадрат стороны квадрата, у которого площадь численно равна периметру; е) площадь трапеции, у которой основания равны и 5, а одна из боковых сторон, равная 6, образует с основанием угол в 30 0 .

8 класс

По горизонтали:

б) число, каждая последующая цифра которого на одну и ту же величину больше предыдущей;

г) высота равнобокой трапеции, если известно, что один из углов равен 150 0 , а боковая сторона – 36 дм;

д) периметр ромба, у которого один из углов равен 60 0 , а меньшая диагональ равна 10,25 см;

ж) периметр прямоугольника, у которого меньшая сторона равна 6 см, а биссектриса одного из углов делит большую сторону пополам;

з) диагональ параллелограмма, если известно, что она перпендикулярна к стороне, равной 15 см, а один из углов параллелограмма равен 45 0 .

а

в

б

д

г

е

ж

з

По вертикали:

 

а) меньшая сторона параллелограмма, если его периметр равен 128 дм, а одна из его сторон в три раза меньше другой;

б) периметр равнобедренного треугольника, если его боковая сторона равна 20 см, а основание составляет этой стороны ;

в) высота ромба с углом в 30 0 , если его сторона равна 168;

г) квадрат стороны квадрата, у которого площадь численно равна периметру;

е) площадь трапеции, у которой основания равны и 5, а одна из боковых сторон, равная 6, образует с основанием угол в 30 0 .

8 класс   По горизонтали: б) значение выражения ; г) квадрат двузначного числа; д) значение выражения ; ж) значение выражения ; з) значение выражения и) значение выражения л) число, все цифры которого одинаковы; м) квадрат целого числа.   а в б д г е з ж л к и н м По вертикали:   а) значение выражения ; б) значение выражения ; в) составное число, каждая цифра которого – простое число; г) число, первая цифра которого является корнем из числа, представленного двумя последующими цифрами исходного числа; е) дюжина в квадрате к) значение выражения ; л) квадрат простого числа; н) число , записанное в обычном виде.  

8 класс

 

По горизонтали:

б) значение выражения ;

г) квадрат двузначного числа;

д) значение выражения ;

ж) значение выражения ;

з) значение выражения

и) значение выражения

л) число, все цифры которого одинаковы;

м) квадрат целого числа.

 

а

в

б

д

г

е

з

ж

л

к

и

н

м

По вертикали:

 

а) значение выражения ;

б) значение выражения ;

в) составное число, каждая цифра которого – простое число;

г) число, первая цифра которого является корнем из числа, представленного двумя последующими цифрами исходного числа;

е) дюжина в квадрате

к) значение выражения ;

л) квадрат простого числа;

н) число , записанное в обычном виде.

 

9 класс   По горизонтали: а) количество нечетных чисел натурального ряда, начиная с 13, сумма которых равна 3213; в ) сумма пяти первых членов геометрической прогрессии, четвертый член которой равен 3, а седьмой равен ; д) сумма первых шести положительных членов арифметической прогрессии – 127, - 119, …; е) третий член геометрической прогрессии (b n ), у которой  первый член равен 5, а знаменатель q равен 10; ж) сумма - 13 + (- 9) + (- 5) + … + 63, если её слагаемые – последовательные члены арифметической прогрессии.  а г б  в  д ж  е По вертикали:   а) сумма всех двузначных чисел, кратных девяти; б) удвоенный двадцать первый член арифметической прогрессии, у которой первый член равен -5, а разность равна 3; в) шестой член последовательности, которая задана формулой n-го члена а n+1 = 3n (2n + 1); г) разность арифметической прогрессии (а n ), если а 5 = 4, а 14 = 121.

9 класс

 

По горизонтали:

а) количество нечетных чисел натурального ряда, начиная с 13, сумма которых равна 3213;

в ) сумма пяти первых членов геометрической прогрессии, четвертый член которой равен 3, а седьмой равен ;

д) сумма первых шести положительных членов арифметической прогрессии – 127, - 119, …;

е) третий член геометрической прогрессии (b n ), у которой первый член равен 5, а знаменатель q равен 10;

ж) сумма - 13 + (- 9) + (- 5) + … + 63, если её слагаемые – последовательные члены арифметической прогрессии.

а

г

б

в

д

ж

е

По вертикали:

 

а) сумма всех двузначных чисел, кратных девяти;

б) удвоенный двадцать первый член арифметической прогрессии, у которой первый член равен -5, а разность равна 3;

в) шестой член последовательности, которая задана формулой n-го члена а n+1 = 3n (2n + 1);

г) разность арифметической прогрессии (а n ), если а 5 = 4, а 14 = 121.

  По вертикали: а) б) корень уравнения: в) д) число, каждая последующая цифра которого на одну и ту же величину меньше предыдущей и) значение выражения: при к) 9 класс б а г д  в  е    ж и з  к  л   По горизонтали:   в) г) е) ж) з) 200 % числа (е) по горизонтали к) л) м) н)  м  н

 

По вертикали:

а)

б) корень уравнения:

в)

д) число, каждая последующая цифра которого на одну и ту же величину меньше предыдущей

и) значение выражения: при

к)

9 класс

б

а

г

д

в

е

ж

и

з

к

л

По горизонтали:

 

в)

г)

е)

ж)

з) 200 % числа (е) по горизонтали

к)

л)

м)

н)

м

н

Криптограммы Криптограмма – это шифрованное письмо. Чтобы разгадать криптограмму, надо расшифровать ключевые слова, приведённые к ней. Количество букв в ключевом слове соответствует количеству чисел в нем. Одно и то же число, встречающееся как в ключевых словах, так и в самой криптограмме, соответствует одной и той же букве. Но иногда не все буквы, встречающиеся в ключевых словах, используются при расшифровке криптограммы.

Криптограммы

Криптограмма – это шифрованное письмо. Чтобы разгадать криптограмму, надо расшифровать ключевые слова, приведённые к ней. Количество букв в ключевом слове соответствует количеству чисел в нем. Одно и то же число, встречающееся как в ключевых словах, так и в самой криптограмме, соответствует одной и той же букве. Но иногда не все буквы, встречающиеся в ключевых словах, используются при расшифровке криптограммы.

Криптограммы Символ (треугольник, круг и т. п.) между числами означает расстояние между словами в зашифрованном письме. Заменив все числа криптограммы соответствующими им буквами, получаем её расшифровку.

Криптограммы

Символ (треугольник, круг и т. п.) между числами означает расстояние между словами в зашифрованном письме.

Заменив все числа криптограммы соответствующими им буквами, получаем её расшифровку.

Криптограммы Разгадывание криптограмм способствует не только лучшему усвоению математических терминов и определений, но, что тоже немаловажно, знакомит учащихся с «золотой россыпью» мира, так как в криптограммы зашифровываются мудрые мысли и изречения, касающиеся не только математики. Расшифрованные афоризмы дают хороший повод для бесед о народной мудрости и наблюдательности, о вере в свою Родину, о труде ученого, сходном с подъемом на вершину, который требует от человека напряжения всех его физических и душевных сил.

Криптограммы

Разгадывание криптограмм способствует не только лучшему усвоению математических терминов и определений, но, что тоже немаловажно, знакомит учащихся с «золотой россыпью» мира, так как в криптограммы зашифровываются мудрые мысли и изречения, касающиеся не только математики.

Расшифрованные афоризмы дают хороший повод для бесед о народной мудрости и наблюдательности, о вере в свою Родину, о труде ученого, сходном с подъемом на вершину, который требует от человека напряжения всех его физических и душевных сил.

7 класс Расшифруйте стихи о национальной особенности нашей Родины и назовите их автора.  19 15 11 15 12 11 20 20 2 21  13 8 14 11 13 23 16 18 ,  4 12 17 2 13 11 15 11 3 22 2 15  13 8 2 9 15 8 12 2 16 18 :  19 13 8 7 11 20 11 3 8 13 13 4 23  20 16 4 16 18 - 5 12 11 20 20 2 21  15 11 6 13 11 16 11 10 18 1 11  5 8 12 2 16 18. Ключ к разгадыванию 14, 10, 21, 20 – математический знак  16, 19, 14, 11, 7 – вид угла 17, 8, 20, 16, 18 – число граней прямоугольного параллелепипеда 3, 11, 1, 11, 5, 4, 23 – сторона равнобедренного треугольника 4, 1, 20, 2, 11, 15, 4 – утверждение, принимаемое без доказательства 11, 16, 12, 8, 9, 11, 1 –  медиана 20, 8, 1, 19, 22, 4, 23 –  прямая, пересекающая параллельные прямые 8) 13, 4, 10, 11, 6, 8, 13, 2, 8 –  метод сравнения плоских фигур

7 класс

Расшифруйте стихи о национальной особенности нашей Родины и назовите их автора.

19 15 11 15 12 11 20 20 2 21

13 8 14 11 13 23 16 18 ,

4 12 17 2 13 11 15 11 3 22 2 15

13 8 2 9 15 8 12 2 16 18 :

19 13 8 7 11 20 11 3 8 13 13 4 23

20 16 4 16 18 - 5 12 11 20 20 2 21

15 11 6 13 11 16 11 10 18 1 11

5 8 12 2 16 18.

Ключ к разгадыванию

  • 14, 10, 21, 20 – математический знак
  • 16, 19, 14, 11, 7 – вид угла
  • 17, 8, 20, 16, 18 – число граней прямоугольного параллелепипеда
  • 3, 11, 1, 11, 5, 4, 23 – сторона равнобедренного треугольника
  • 4, 1, 20, 2, 11, 15, 4 – утверждение, принимаемое без доказательства
  • 11, 16, 12, 8, 9, 11, 1 – медиана
  • 20, 8, 1, 19, 22, 4, 23 – прямая, пересекающая параллельные прямые

8) 13, 4, 10, 11, 6, 8, 13, 2, 8 – метод сравнения плоских фигур

Прочитайте мудрое высказывание русского поэта Гаврилы Романовича Державина. 8 класс  22  1  31  28 Ключ к разгадыванию  2  18  22  2  30  1  31  1 ,  29  28  31  8  31  1 28, 22, 29, 29, 18 – вспомогательная теорема  1, 18, 23, 22, 30, 6 – старинная единица длины 9, 31, 27, 31, 19, 18, 8 – сторона трапеции 32, 21, 25, 24, 30, 18, 27 – то, что выражает теорема: «Если в четырехугольнике две стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник – параллелограмм 20, 22, 27, 2, 18, 21 – единица площади 19, 7, 32, 3, 27, 28, 7, 26 –  вид многоугольника 19, 30, 22, 5, 30, 25, 26 –  угол, смежный с каким-либо углом многоугольника 1, 4, 31, 10, 1, 2, 19, 22, 30, 30, 7, 22 –  пропорциональные стороны подобных треугольников  1  31  32  7  6  2  31  8  4  24  18  22  19  10  29  24  20  22  31  25  :  30  31  23  3  22   30  20  10  19  31  19   22  2  10  26  1 ,  31  29  3   29  6  18  2  4  28  31  31  27  2  6  31  30  18  5  29  25  .  2  3  22  18  32  28  31

Прочитайте мудрое высказывание русского поэта Гаврилы Романовича Державина.

8 класс

22

1

31

28

Ключ к разгадыванию

2

18

22

2

30

1

31

1

,

29

28

31

8

31

1

  • 28, 22, 29, 29, 18 – вспомогательная теорема
  • 1, 18, 23, 22, 30, 6 – старинная единица длины
  • 9, 31, 27, 31, 19, 18, 8 – сторона трапеции
  • 32, 21, 25, 24, 30, 18, 27 – то, что выражает теорема: «Если в четырехугольнике две стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник – параллелограмм
  • 20, 22, 27, 2, 18, 21 – единица площади
  • 19, 7, 32, 3, 27, 28, 7, 26 – вид многоугольника
  • 19, 30, 22, 5, 30, 25, 26 – угол, смежный с каким-либо углом многоугольника
  • 1, 4, 31, 10, 1, 2, 19, 22, 30, 30, 7, 22 – пропорциональные стороны подобных треугольников

1

31

32

7

6

2

31

8

4

24

18

22

19

10

29

24

20

22

31

25

:

30

31

23

3

22

30

20

10

19

31

19

22

2

10

26

1

,

31

29

3

29

6

18

2

4

28

31

31

27

2

6

31

30

18

5

29

25

.

2

3

22

18

32

28

31

9 класс Расшифруйте афоризм о любви к Родине и назовите его автора  15 11 5 21 25 33 13 35 13 31  33 9 7 23 7 21 31 19 7 11  25  17  15 27 29 15 3 33 13 23 Ключ к разгадыванию 27, 29, 15, 9, 13, - формулы: ,    11, 13, 23, 15, 3 2) 19, 25, 21, 7, 23, 7, 3 – геометрическая фигура,  состоящая из отрезков 3 ) 9, 5, 31, 25, 33, 7 – медиана в правильном треугольнике 4) 33, 25, 35, 17, 7 – вершина многоугольника

9 класс

Расшифруйте афоризм о любви к Родине и назовите его автора

15 11 5 21 25 33 13 35 13 31

33 9 7 23 7 21 31 19 7 11

25 17 15 27 29 15 3 33 13 23

Ключ к разгадыванию

  • 27, 29, 15, 9, 13, - формулы: ,

 

11, 13, 23, 15, 3

2) 19, 25, 21, 7, 23, 7, 3 – геометрическая фигура,

состоящая из отрезков 3 ) 9, 5, 31, 25, 33, 7 – медиана в правильном треугольнике

4) 33, 25, 35, 17, 7вершина многоугольника

Данный материал дает возможность учителю оживить урок, разнообразив формы контроля, особенно в конце четверти, года, когда изучена большая часть материала. А учащимся эти задания помогут провести досуг, повторить определения и термины, изученные ранее, и с их помощью познакомиться с мудрыми изречениями.

Данный материал дает возможность учителю оживить урок, разнообразив формы контроля, особенно в конце четверти, года, когда изучена большая часть материала.

А учащимся эти задания помогут провести досуг, повторить определения и термины, изученные ранее, и с их помощью познакомиться с мудрыми изречениями.