Дидактические игры по русскому языку для начальной школы
по теме «Лексика»
Выполнила:
студентка группы ПНК-2Б
Печкурова Татьяна
"Мячик синонимов "
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций, речи с помощью подбора синонимов.
Описание: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом слово, например: "бежать". Ученик, поймав мяч, называет его синоним и бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз - в зависимости от ситуации и состояния детей.
«Одним словом»
Цель: активизация словарного запаса детей, развитие умения обобщать.
Описание: Замени сочетания слов и предложения одним словом.
Шестьдесят минут-…(час).
Густой частый лес - …(чаща).
Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).
Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)
«Соколиный глаз».
Цель: расширение словарного запаса учащихся, формирование умения находить историзмы.
Описание: Найди в тексте как можно больше устаревших слов
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
«Перепутанные слова»
Цель: развитие умения видеть и различать синонимы, антонимы и омонимы
Описание: Неожиданно слова перепутались между собой, потеряли свое место. Помогите разделиться им на группы.
Ключ, злой, лук, грубость, бегемот, забавный, восхитительный, бор, очаровательный, смешной, гиппопотам, добрый, нежность. (Омонимы: лук, бор, ключ. Синонимы: восхитительный – очаровательный, бегемот – гиппопотам, забавный – смешной. Антонимы: злой – добрый, грубость – нежность.)
«Перевертыш»
Цель: формирование умения употреблять в своей речи слова в переносном значении
Описание: Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
Железный гвоздь, глухая собака, кудрявый малыш, сладкий пирог, колючий ёж.
«Скажи наоборот»
Цель: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Описание: Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово (например, друг) и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (враг) к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.
Загадки – «добавлялки»
Цель – учение подбирать слова-рифмы, семантически единые с предложением.
Описание: Добавьте слова – рифмы:
Хитрый след плести стараясь
Верещунья, белобока
А зовут ее ...(сорока)
По сугробам прыгал ...(заяц)
Мед в лесу медведь нашел
Мало меду, много...(пчел)
У меня пропал носок,
Утащил его ...(щенок)
Кто один имеет рог?
Отгадайте ...(носорог)
Подготовлен самолет
Он отправился в ...(полет)
На шесте дворец
Во дворце певец
А зовут его ....(скворец)
“Найди пару слов”
Цели:
- уточнение смысла многозначных существительных;
- включение многозначных слов в словосочетания и
предложения;
- уточнение смысла многозначного слова в зависимости от контекста;
- составление предложений с многозначными словами.
Описание: Найти в предложении слова, которые звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов.
Не хочет косой косить косой. Бегут минуты и часы.
Говорит: "Коси, коса!" Им точный счет ведут часы.
(В. Кремнев)
Под кустом ореха норка.
Проживает в норке норка. (С. Косенко)
«Подбери словечко»
Цель : расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
Описание: в эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать «Высокий»? (папа, рост, мальчик); «старый» (дедушка, человек); «старая» (бабушка); «низкий» (рост, человек, лоб).
Назови профессию».
Цель: развитие умения употреблять обобщённые названия профессий (строитель, рабочий, колхозник, различать трудовые действия. .
Описание: На столе разложены карточки с изображением людей разных профессий. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любую карточку и рассказать о профессии человека, изображённого на карточке. За правильный ответ ребёнок награждается с фишкой.