СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры по русскому языку по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по русскому языку по теме "Лексика"»

Дидактические игры по русскому языку для начальной школы

по теме «Лексика»

Выполнила:

студентка группы ПНК-2Б

Печкурова Татьяна


  1. "Мячик синонимов "

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций, речи с помощью подбора синонимов.

Описание: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом слово, например: "бежать". Ученик, поймав мяч, называет его синоним и бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз - в зависимости от ситуации и состояния детей.

  1. «Одним словом»

Цель: активизация словарного запаса детей, развитие умения обобщать.

Описание: Замени сочетания слов и предложения одним словом.

  1. Шестьдесят минут-…(час).

  2. Густой частый лес - …(чаща).

  3. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).

  4. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).

  5. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).

  6. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)

  1. «Соколиный глаз».

Цель: расширение словарного запаса учащихся, формирование умения находить историзмы.

Описание: Найди в тексте как можно больше устаревших слов

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

  1. «Перепутанные слова»

Цель: развитие умения видеть и различать синонимы, антонимы и омонимы

Описание: Неожиданно слова перепутались между собой, потеряли свое место. Помогите разделиться им на группы.
Ключ, злой, лук, грубость, бегемот, забавный, восхитительный, бор, очаровательный, смешной, гиппопотам, добрый, нежность. (Омонимы: лук, бор, ключ. Синонимы: восхитительный – очаровательный, бегемот – гиппопотам, забавный – смешной. Антонимы: злой – добрый, грубость – нежность.)

  1. «Перевертыш»

Цель: формирование умения употреблять в своей речи слова в переносном значении

Описание: Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, глухая собака, кудрявый малыш, сладкий пирог, колючий ёж.

  1. «Скажи наоборот»

Цель: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Описание: Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово (например, друг) и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (враг) к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

  1. Загадки – «добавлялки»

Цель – учение подбирать слова-рифмы, семантически единые с предложением.

Описание: Добавьте слова – рифмы:

Хитрый след плести стараясь

Верещунья, белобока

А зовут ее ...(сорока)

По сугробам прыгал ...(заяц)

Мед в лесу медведь нашел

Мало меду, много...(пчел)

У меня пропал носок,

Утащил его ...(щенок)

Кто один имеет рог?

Отгадайте ...(носорог)

Подготовлен самолет

Он отправился в ...(полет)

На шесте дворец

Во дворце певец

А зовут его ....(скворец)

  1. “Найди пару слов”

Цели:
- уточнение смысла многозначных существительных;

- включение многозначных слов в словосочетания и
предложения;

- уточнение смысла многозначного слова в зависимости от контекста;
- составление предложений с многозначными словами.
Описание: Найти в предложении слова, которые звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов.

Не хочет косой косить косой. Бегут минуты и часы.
Говорит: "Коси, коса!" Им точный счет ведут часы.

(В. Кремнев)

Под кустом ореха норка.

Проживает в норке норка. (С. Косенко)

  1. «Подбери словечко»

Цель : расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Описание: в эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «Высокий»? (папа, рост, мальчик); «старый» (дедушка, человек); «старая» (бабушка); «низкий» (рост, человек, лоб).

  1. Назови профессию».

Цель: развитие умения употреблять обобщённые названия профессий (строитель, рабочий, колхозник, различать трудовые действия. .

Описание: На столе разложены карточки с изображением людей разных профессий. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любую карточку и рассказать о профессии человека, изображённого на карточке. За правильный ответ ребёнок награждается с фишкой.