СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы к урокам русского языка в 9-11 классах. Комплексный анализ текста. - отрывка "Какие бывают дожди" из произведения Константина Паустовского "Золотая роза"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематическая работа над комплексным анализом текста помогает  научиться  понимать, осмысливать, воспроизводить художественные  тексты, развивает связную речь учащихся, способствует расширению их кругозора и эрудиции.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы к урокам русского языка в 9-11 классах. Комплексный анализ текста. - отрывка "Какие бывают дожди" из произведения Константина Паустовского "Золотая роза"»

Материалы к урокам русского языка

Работа с текстом

Систематическая работа над комплексным анализом текста помогает научиться понимать, осмысливать, воспроизводить художественные тексты, развивает связную речь учащихся, способствует расширению их кругозора и эрудиции.

Текст

Константин Паустовский. «Какие бывают дожди» (Из повести «Золотая роза»)

1.…Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.


2.Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах.


3.Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождём. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.


4.Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»…


5.Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?


Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.


6.Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.


7.При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.


8.А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.


9.Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, жёлтые лисички, боровики́, румяные рыжики, опёнки и бесчисленные поганки.


10.Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба – плотва.


11.О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесо́вой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.

Всё это – только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде…

 

Количество слов:  368


Задания к тексту (пронумерованы абзацы)

1. Прочитайте текст. Составьте к нему развернутый план.

2.Определите тему и основную мысль. Назовите слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли текста.

3. Дополните текст   своими размышлениями о том, какие качества характера писателя, его личности проявились в данном отрывке.


4. К какому стилю относится текст? Аргументируйте свою точку зрения.


5. Какое настроение вызывает чтение этого отрывка? Какие слова и словосочетания помогают передать это настроение? Какие средства эмоциональной образности использует автор?  Какие именно средства речевой выразительности наиболее привлекли ваше внимание в тексте?


6. Выполните фонетический разбор слов: стеклянный, особенно, следить, жемчуг.

7. Выпишите из текста эпитеты и метафоры.


8. Выполните морфологический разбор всех слов в последнем предложении.


9. Объясните лексическое значение слов и словосочетаний:

дым припадает к земле, дыхание влаги, лесной перегной, поганки, мерный стук, тесо́вая крыша.


10. Подберите синонимы и антонимы к имени прилагательному из последнего предложения.


11. Определите способ образования слов: припадает, сонно, разнообразие, углубление, дождик.


12. Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их, поясните знаки препинания при них.


13. Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание приставок пре- и при- ».Поясните их правописание.


14. Найдите в тексте местоимения и определите их разряд.


15. Определите склонение у всех имен существительных из первого абзаца.


16. Найдите в тексте слова с орфограммой «НЕ с разными частями речи», объясните их правописание.


17. Подберите однокоренные слова к слову  дождь.  Выделите в них корни.


18. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне. Поясните их правописание.


19. Объясните использование тире в первом предложении.


20. Найдите в абзаце 10 текста имена прилагательные и определите их разряд.



21. Подберите синонимы к словам: незадолго, крапинки, сверкающие.



22. Укажите предложения, осложненные однородными членами, объясните знаки препинания при них. Нарисуйте их схематично.



23.Найдите в тексте предложение, которому соответствует схема: подлежащее - однородные сказуемые с союзом и -дополнение.


24. Выпишите из текста причастные обороты, поясните их синтаксическую роль.


25. Найдите в тексте деепричастные обороты и поясните пунктуацию при них.



26. Найдите в тексте в седьмом абзаце глаголы, определите их время, вид, наклонение. Определите у этих глаголов число, род и лицо (если есть).



27. Определите род, число, склонение, падеж имен существительных и их синтаксическую роль в предложениях в шестом абзаце.



28. Найдите в тексте сложносочиненные предложения. Поясните пунктуацию в них.



29. Укажите восклицательные предложения.



30. Укажите вопросительные предложения. Являются ли они риторическими? Аргументируйте ответ.



31. Укажите в тексте предложения с прямой речью. Нарисуйте схемы к ним.



32. .Выполните синтаксический разбор словосочетаний: 

летают низко, голосят по дворам, сказочной красавице.



33. Подберите антонимы к словам:всегда, ласково, сильно, нежное, мелкий.

34. Выполните синтаксический разбор первого предложения девятого абзаца.


35. Выполните синтаксический разбор второго предложения из третьего абзаца.


36.Укажите неполные предложения в тексте.


37. Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи».







38. Заполните таблицу.

Словосочетания

Не являются словосочетаниями









Сонно сыплется, ласточки летают, перед дождём, запах земли, при этом, дожди пролились, уже пролились, на пыльных дорогах, возится в кустах, подолгу следить, перегной и мох, румяные рыжики, льётся отвесно.



39.Определите вид сложного предложения во втором абзаце.


40.Выпишите из текста слова, которые пишутся через дефис. Объясните их правописание.


41. Выпишите из текста слова с орфограммами «Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа».

42. Выпишите из текста примеры служебных частей речи.


43. Найдите в тексте 5 наречий и определите их разряд по значению.


44.Выпишите из текста возвратные глаголы.


45.Разберите слова по составу: припадает, туманными, незадолго, углубление.


46. Нарисуйте схему первого предложения из четвертого абзаца.


47. Есть ли в тексте простое нераспространенные предложения? Какие предложения называются распространенными?


48. Образуйте степени сравнения прилагательных из 10 абзаца.


49. Разбейте слова для переноса: дождь, углубление, оттуда, только, бесчисленные, этого, ещё, его, например, звон.


50. Найдите и выпишите 2 словосочетания с типом грамматической связи - примыкание, выполните их синтаксический разбор.

.