СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы на тему «Насекомые»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические материалы на тему «Насекомые»

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы на тему «Насекомые»»

Дидактические материалы на тему «Насекомые»


«Бабочка»

Спал цветок присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками

И вдруг проснулся. поднять голову, выпрямить руки;

Больше спать не захотел. затем опустить руки вдоль тела

Шевельнулся, потянулся. выпрямить спину, подняться; слегка покачаться

вправо-влево;

Взвился вверх и полетел. отвести руки назад - «вырастают крылья»

Солнце утром лишь проснется –

Бабочка кружит и вьется. «Летать», имитируя движения бабочки.


«ЖУК»

В группу к нам жук влетел,

Зажужжал и запел: ж-ж-ж. (грозят пальцем)

Вот он вправо полетел, указывают рекой и провожают взглядом.

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел, указывают рекой и провожают взглядом.

Каждый влево посмотрел.

Жук на носик хочет сесть, правой рукой направление движения к носу со

Не дадим ему присесть. стороны

Жук наш приземлился. Присесть

Зажужжал и закружился. Делают вращательные движения типа «волчка» и

встают

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко. поочерёдно протягивают руки и смотрят на них

Жук, вот левая ладошка.

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел поднимают руки вверх и смотрят

И на потолок присел.

На носочки мы привстали, приподнимаются на носочки и вытягивают

руки вверх

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно хлопки над головой

Хлоп – хлоп – хлоп.

Чтобы улететь он смог. имитация полёта жука и

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. садятся на стульчик.


«Жук»

Жук сидит на веточке. Сжать кулачок.

Вы не бойтесь, деточки. Указательный палец и мизинец развести в стороны,

Попробуйте-ка сами “усы”.

Пошевелить усами! Пошевелить “усами”.

«Майский жук»

Я веселый майский жук, Сжать кулачок,

знаю все сады вокруг указательный палец и мизинец развести в стороны

- «усы», пошевелить ими.

Над лужайками кружу, Сжать кулачок,

а зовут меня Жу-жу. указательный палец вперед (хоботок).

Не кусай, комарик злой, Мизинец и большой пальцы,

я уже бегу домой. расслабив опустить вниз «лапки».


Паучок

Паучок ходил по ветке, Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по

А за ним ходили детки. предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем

стряхивающее движение - дождик.

Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к

другу, пальцы растопырены, качаем руками –

солнышко светит.

Паучок ползёт опять, Делаем движения такие же, как и в самом начале.

А за ним ползут все детки, "Паучки" ползают по голове.

Чтобы погулять на ветке.


Насекомые»

Дружно пальчики считаем - Сжимают и разжимают пальцы.

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, Поочередно сгибают пальцы

Это жук с зеленым брюхом. в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит? Вращают мизинцем.

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! Прячут руки за спину.


самомассаж лица.

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки,

потирание ладоней, хлопки).

И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны

вокруг глазниц руками по лицу).

Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения

пальцами от середины лба к вискам).

Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушек вниз).

Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями

перебегают от носа к ушам по массажным линиям)

Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их

растирание)

Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от

носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к

вискам)

Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу

лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза)

А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к

сторонам)

А ещё помнём мы губки, посмотри! (растирают губы от середины к

сторонам)

Поцелуем мы друг друга: чмок, чмок, чмок (вытягивание обеих губ

вперёд, поцелуй).

Губки тянем влево-вправо (выполнять соответственно словам).

Хорошо! Ещё разок! (выполнять соответственно словам).

Губки бегают по кругу: раз, два, три! (круговые движения губами влево).

И в другую сторону: посмотри! (круговые движения губами вправо).

Губки мы погладим, пальцами скользя (гладят пальцами от середины губ

до уголков рта).

Ведь они устали, им отдохнуть пора.

По дорожкам к носику мы пройдём (спиралевидные движения средних

пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).

И от носа к ушкам мы дойдём (поглаживающее движение от крыльев носа

к ушам).

Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней

челюсти от подбородка к ушам).

А теперь погладим шейку и тихонько посидим (Медленно гладят шею

сверху - вниз)


Массаж спины «Комары»

Мой приятель Валерий Петров Дети встают друг за другом.

Никогда не кусал комаров, Растирают спины ладонями.

Комары же об этом не знали, Легко постукивают пальцами.

И Петрова часто кусали.

«Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь! Легко пощипывают.

Я Петрова не боюсь!

Буду я его кусать,

Буду я его щипать».

Эй, Валерий, убегай, Поглаживают ладонями. Затем

Комаров догоняй. дети поворачиваются на 180 и


Массаж рук «Божья коровка»

Божья коровушка, «Пробегают» пальцами правой руки по

Полети на облачко, левой руке от кисти к плечу.

Принеси нам с неба, «Пробегают пальцами по правой руке.

Чтобы были летом

В огороде бобы, Поглаживают правой ладонью левую руку

В лесу ягоды, грибы, от кисти к плечу.

В роднике водица, Также поглаживают правую руку.

Во поле пшеница.

(Русская народная приговорка)

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные

силы организма.


Массаж уха «Муха»

Муха-горюха Загибают вперед всеми пальцами ушные

Села на ухо. раковины прижимают, отпускают, ощущая в

ушах хлопок.

Сидела, сидела, Кончиками большого и указательного пальцев

Никуда не летела. тянут вниз обе мочки ушей 4 раза.

Жужжала, жужжала, Захватывают большим и указательным

Ухо чесала. пальцами козелок. Сдавливают, поворачивают

его во все стороны.

Песню пела: «За-за-за!»- Всеми пальцами массируют ушную раковину.

Посидела, посидела, Массаж противозавитка – хрящевого выступа,

Дальше полетела. находящегося сзади наружного слухового

прохода.

Н-н-н… Кладут ладонь на голову и закрывают глаза.


Массаж ног «Божья коровка»

(для старшего дошкольного возраста)

Божьей коровки папа идет, Сидя, поглаживать ноги снизу вверх.

Следом за папой мама идет, Разминать их.

За мамой следом детишки идут, Похлопывать ладошками.

Вслед за ними малышки «Шагать» пальчиками.

бредут.

Красные юбочки носят они, Поколачивать кулачками.

Юбочки с точками Постукивать пальцами.

черненькими.

На солнышко они похожи, Поднять руки вверх и скрестить кисти,

Встречают дружно новый день. широко раздвинув пальцы.

А если будет жарко им, Поглаживать ноги ладонями и спрятать руки

То спрячутся все вместе за спину.

в тень.

(М. Ю. Картушина)


Массаж рук «Улитка»

Домик едет по травинке - Делают растирающие круговые

Объезжает все росинки. движения кулачком от кисти к плечу.

То улитка ползет, «Пробегаются» пальчиками от

Домик на себе везет. кисти к плечу.

Вот подул ветерок, Поколачивают кулачками.

Закачался листок.

И опять по травинке Поглаживают руки ладонью.

Медленно ползет улитка. При повторении делают массаж другой руки


 После массажа любуемся собой: возмутились; нахмурились;

удивились; обрадовались.

 Однажды бабочка отправилась на прогулку.

 Она помнила, что сегодня должен распуститься цветок. Радость.

 Но цветка на месте не оказалось. Удивление.

 Подул ветерок, и цветочек выглянул из-под лопуха. Улыбка.

 Сильный ветер сорвал лепестки с цветка. Огорчение.

Развитие артикуляционной моторики.

- Бабочка села на цветок, чтобы полакомиться нектаром. Высовывание языка

вперед-назад. («Иголочка»)

- После поцелуя цветка у бабочки осталась пыльца, оближем верхнюю губу

( «Вкусное варенье»)

- Бабочка «поцеловала» облетевший цветок, «Поцелуйчик»

- А затем пропела задумчивую песенку: медленно открывать и закрывать рот;

то же с откидыванием головы назад.

- Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет до 5 ( 1 -5 раз).

- Рот широко открыт, удерживание широко распластанного языка

под счет на нижней губе. («Блинчик»).

- Широким языком обнять верхнюю губу, верхние зубы, занести язык в

форме «Чашечки» в рот. Удерживание языка в положении «Чашечки» под

счет снаружи рта и за верхними зубами. Занесение языка в положении

«Чашечки» за верхние зубы с подключением сильного выдоха.

«Грибок» Наш Дениска в лес пошел,

Под сосною гриб нашел.

Подними вверх язычокПокажи, как рос грибок.

«Барабанщик» Недавно бабушка Анфиса

Купила барабан Денису.

И теперь он делом занят:

Громко – громко барабанит.

«Пароход гудит» Вот Денискин пароход

Смело по морю плывёт.

Не боясь крутой волны,

Весело гудит он: «ы – ы –ы» .


Работа над развитием дыхания и голоса.

- Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать:

«ж-ж-ж». Пчелка, гуди, в поле лети.

С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...

- В магазин жуки ходили шарик там себе купили:

Будут шарик надувать, будут шариком играть.

Раздувайся, наш шар, раздувайся, большой,

Оставайся такой и не лопайся!

( Контроль за движением брюшной стенки.)


«ПЧЕЛЫ»

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – развести руки в стороны (вдох);

2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).

Мы представим, что мы пчелы,

Мы ведь в небе – новоселы.


Физкультминутка. «ГУСЕНИЦА»

Этот странный дом без окон Дети стоят прямо,

У людей зовется кокон. руки вдоль туловища.

Свив на ветке этот дом, Подкладывают ладони под правую щеку.

дремлет гусеница в нем. Подкладывают ладони под левую щеку.

Спит без просыпа всю зиму. Медленно приседают.

Но зима промчалась мимо

Март, апрель, капель, весна… Потягиваются.

Просыпайся, соня-сонюшка! Встают, потягиваются стоя.

Под весенним, ярким солнышком. Бегут по кругу, машут руками,

Гусенице не до сна. как крыльями.

Стала бабочкой она!


«БАБОЧКА»

Видишь, бабочка летает, (машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает, (считаем пальчиком)

– Раз, два, три, четыре, пять. (хлопки в ладоши)

Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)

За день, за два и за месяц... (шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком)

Речевая зарядка

Все собрав свои дела,

Жужжит и кружится пчела.

Вот важно села на цветок,

Она ведь знает в этом толк,

Суть её земных забот –

Сладкий и душистый мёд.

8. Чистоговорки

Вей-вей – это муравей

Овка-овка – божья коровка

Чок-чок-чок – вот и паучок

За-за-за – прилетела стрекоза

Очка-очка – это бабочка

Чик-чик – прыгает зелёный кузнечик

са-са-са – за окном оса


Стихи

«Оса в комнате»

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Извелась совсем без дела,

Даже вроде похудела.

Я достал в шкафу варенье,

Я к животным – всей душой!

-На, поешь для подкрепленья,

Будешь толстой и большой.

(Ж. Давитьянц)

«Гусеница»

Этот странный дом без окон

У людей зовется «кокон».

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.

Спит без просыпа всю зиму.

Но зима промчалась мимоМарт, апрель, капель, весна…

Просыпайся, соня-сонюшка!

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!

(В. Егоров)


Дидактические игры


1. «Угадай, кто?»

Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Стрекочет (кто?) – кузнечик

Бегает (кто?) – муравей

Ползает (кто?) – гусеница

Звенит (кто?) – комар

Собирает нектар (кто?) – пчела

Жужжит (кто?) – жук

Порхает (кто?) – бабочка


2. «Назови ласково»

Цель: образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Муравей – муравьишка Гусеница – гусеничка Комар - комарик

Пчела – пчёлка, пчёлочка Жук – жучок, жучочек Стрекоза – стрекозочка

Муха – мушка, мухочка Лапа – лапка, лапочка Оса – осочка Ус – усик


3. «Один – много»

Цель: образование существительных в форме множественного числа.

Кузнечик – кузнечики, много кузнечиков

Муравей – муравьи, много муравьёв

Гусеница – гусеницы, много гусениц

Комар – комары, много комаров

Стрекоза – стрекозы, много стрекоз

Пчела – пчелы, много пчёл

Жук – жуки, много жуков

Бабочка – бабочки, много бабочек

Муха – мухи, много мух

Оса – осы, много ос

Паук – пауки, много пауков


4. «Какой? Какая? »

Цель: расширение словаря.

Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная,

легкокрылая…

Муха – вредная, надоедливая, противная, зеленая, большая, маленькая

Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная, полосатая

Кузнечик – зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.

Муравей – шустрый, быстрый, работящий.

Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.

Комар – звонкий, надоедливый.


5. «Скажи одним словом»

Цель: образование сложных слов признаков.

- У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).

- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).

- У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).

- У кузнечика длинные ноги, поэтому его называют ….. (длинноногим).


6. «Чей? Чья? Чье?»

Цель: образование притяж-х прилагательных от названий насекомых.

Голова комара (чья?) – комариная Ножки пчелы (чьи?) - пчелиные

Крыло осы (чьё?) – осиное Усик стрекозы (чей?) – стрекозиный

Брюшко муравья (чьё?) – муравьиное Грудь шмеля (чья?) – шмелиная


7. «Четвёртый лишний»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять,

почему он лишний.


8. «Закончи предложение»

Цель: употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в

единственном числе.

- Муравей сидел около… .

- Божья коровка поползла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…


9. «Кто без чего? »

Цель: закрепление формы родительного падежа существительных.

Бабочка без (крылья) чего?… - крыльев

Кузнечик без (усики) чего?… - усиков

Паук без (ножки) чего?… - ножек

Пчела без (хоботок) чего?… - хоботка

Муравьи без (муравейник) чего?… – муравейника

Гусеница без (волоски) чего? … - волосков

Стрекоза без (хвост) чего?… - хвоста

Божья коровка без (крылышки) чего?… - крылышек