СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы о воде

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные игры, диктанты о воде, одоном из самых дефицитных материалов Земли. Материалы можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы о воде»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Как прекрасна наша планета, когда на неё смотришь из космоса, с высоты 300 - 350 км.

Вода - это минерал, обеспечивающий существование живых организмов на Земле. Человечество издавна уделяло большое внимание воде, поскольку было хорошо известно, что там, где нет воды, нет и жизни.

Поверхность земного шара на 3/4 покрыта водой – это океаны, моря; озера, ледники. В довольно больших количествах вода находится в атмосфере,

Человек примерно на 65% состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме человека уменьшается. Эмбрион состоит из воды на 97%, в теле новорожденного содержится 75%, а у взрослого человека – около 60%.

Из всех водных ресурсов Земли, только 2,5% приходится на пресную воду, большая часть которых сосредоточена во льдах полярной зоны, ледниках. Именно пресные воды подвергаются интенсивному истощению, так как для человека они имеют наибольшее практическое значение. Вода необходима в промышленности. Она служит источником электроэнергии, в некоторых производствах. Так же вода необходима в сельском хозяйстве, для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд населения. В настоящее время изучение водных ресурсов Земли в связи с непрерывным увеличением их потребления показало, что в ряде стран с развитой экономикой назрела угроза недостатка воды. Причины истощения кроются не только в неравномерном распределении ресурсов на поверхности земли, но и в том, что вода, после ее использования, загрязняется и не подвергается эффективной очистке.

Вода находится на Земле в постоянном движении. Среднее время ее пребывания в атмосфере оценивается 10 сутками, хотя и меняется с широтой местности. Для полярных широт оно может достигать 15, а в средних – 7 суток. Смена воды в реках происходит в среднем 30 раз в год, т.е. каждые 12 дней. Влага, содержащаяся в почве, обновляется за 1 год. Воды проточных озер обмениваются за десятки лет, а непроточных за 200...300 лет. Воды Мирового океана обновляются в среднем за 3000 лет. Из этих цифр можно получить представление о том, сколько времени необходимо для самоочистки водоемов.

Вода, покрывающая 70% поверхности земного шара, в наши дни становится одним из самых дефицитных минералов.

На нашей планете настал новый период развития, и, по-видимому, последний, так как на ее поверхности происходит интенсивное и стихийное изменение облика планеты.

В настоящее время наша планета тяжело и неизлечимо больна.

Ученые считают, что еще можно остановить течение болезни. Человеку дано 30 лет, чтобы изменить свое отношение к Природе. Он полностью отвечает за ее состояние.

К 2025 году недостаток водных ресурсов на планете ощутят на себе две трети населения планеты.


Игра «Географические ассоциации»

Цель: развить мышление, научить детей находить взаимосвязи между различными географическими объектами и процессами.

1. Волна, землетрясение, опасность, скорость (цунами)

2. река, море, испарение, облака, осадки ( круговорот воды)

3. ветер, вода, Гольфстрим, тепло, холод (течение)

4. скалы, пороги, вода, зрелище, грохот (водопад)

5. океан, лед, гора, Титаник, опасность (айсберг)




Цифровой диктант.

1. материк 2. остров 3. полуостров 4. архипелаг

5. море 6. залив 7. пролив


- небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой

- узкое водное пространство, которое соединяет части Мирового океана и разделяет участки суши

- часть океана

- огромный участок суши

- часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу

- скопление островов

- часть суши, вдающаяся в океан


Ключ: 2, 7, 5, 1, 6, 4, 3




Лист опроса по теме «МОРЕ»

Впишите рядом с названием острова название море(океана), в котором он находится.

остров

море (океан)

Восток


Врангеля


Европа


Капри


Южный



Прием «перепутанные логические цепочки»


Горная река

Узкая, глубокая

Большая разница в высоте между истоком и устьем






Большая скорость

течения

Река разрушает






Отгадай слова в которых «текут» реки:


1.



о

б

ь





2.



л

е

н

а

3.


в

о

л

г

а

4.



с

е

н

а


5.



б

и

я



6.


а

м

у

р



7. г


а

н

г





8.


н

е

в

а






  1. индивидуум

  2. ядовитое растение

  3. певчая птичка

  4. склад оружия

  5. затевающий драки и ссоры

  6. японский воин

  7. страшное заболевание

  8. то же, что и ванька-встанька




На земном шаре много географических объектов, названных в честь путешественников и мореходов. Найдите на картах атласа и запишите в таблицу названия этих объектов.


Имя путешественника

Географический объект

Витус Беринг


Фаддей Беллинсгаузен


Генри Гудзон


Френсис Дрейк


Христофор Колумб


Дмитрий и Харитон Лаптевы


Фернан Магеллан





Чтобы представить, сколько соли содержится в 1 л морской воды, закрасьте столько клеток, сколько будет соответствовать средней солености – 35 %.


Каждая клетка нарисованного квадрата соответствует 10 г воды а, весь квадрат 1 л.









































































































Игра «Географическое лото»


Детям раздаются карточки, готовятся отдельные фишки. Учитель достает фишку, где написана особенность вод суши, а дети, если эта особенность подходит к их карточке, закрывают ячейку. Выигрывает тот, у кого будет закрыта вся карточка.


Водоупорные

породы

Кама


Бассейн

Подземные воды


Пещеры


Водопроницаемые породы



Ока

Обь

Амазонка

Нил

Водораздел



1 фишка – горные породы, не пропускающие воду

2 фишка – вода, находящаяся в земной коре

3 фишка – пустоты, вымываемые водой

4 фишка – территория, с которой вода собирает все воды

5 фишка – самая длинная река мира

6 фишка – граница соседних речных бассейнов

7 фишка – левый приток Волги















Шуточная географическая викторина




  1. Какая река течет от А до Я?

  2. Какая река помещается в ладони?

  3. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане?

  4. Какой приток Самары течет по проводам?

  5. В Амурской области есть река, в которой прячутся ….. мыши. Как эта река называется?

  6. Какой морской залив каждый географ считает своим?

  7. Название какой реки Сибири все дети произносят ещё в колыбели, задолго до знакомства с географией?



География с орфографией.


  1. Стихотворение к иллюстрации:

В глуши зеленой и лесной,

Всегда тенистой и сырой,

Бьет из камней родник студеный

В крутом овраге под горой.


Задание: к выделенному слову подберите синоним.


  1. По данным определениям отгадайте географический термин. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим.

  • Теплый, холодный, кислотный, грибной, затяжной, проливной …

  • Жесткая, мягкая, мутная, проточная, пресная, соленая, минеральная …..

  • Подземная, широкая, извилистая, горная, судоходная …..

  • Политическое, быстрое, холодное, морское, поверхностное …..