1. XVII в.: 1.1. Эмпиризм – опыт (чувственное познание): -Бэкон – метод индукции, 4 идола (заблуждения); -Беркли (сенсуалист-сенсор) – мир - это совокупность ощущений; -Юм (агностик) – мир частично не познаваем; -Гоббс – теория общественного договора. Локк (человек – «чистая доска» - отсутствие у человека врожденных идей). 1.2. Рационализм – разум: -Декарт – метод сомнения, теория врождённых идей. -Спиноза – одна субстанция (Бог), множество модусов (модификаций); -Лейбниц - бесконечное множество различных субстанций (монады). 2. Просвещение (XVIII в.): Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Критика феодального общества, религии, за свободу человека. За сочетание разума и чувств. 3. Немецкая классическая философия (XVIII— XIX в.) – объективный идеализм. -И.Кант (книга «Критика чистого разума»): априорное (доопытное знание), нравственные требования представляют собой врожденные, независимые от опыта категории - императивы (требования). -Гегель: три закона диалектики (единство и борьбы противоположностей и др.). -Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс). | А Шопенгауэр (книга «Мир как воля и представление»): миром правит воля к жизни; Ф. Ницше (книга «Воля к власти»): миром правит воля к власти, теория сверхчеловека, отвергал значимость социальных норм. Психоанализ З. Фрейда (Оно –либидо, Сверх-Я (мораль), Я –выбор- индивидуальное бессознательное»). Его ученик К.Юнг (архетипы – коллективное бессознательное); Позитивизм :1. Классический позитивизм (О. Конта, Г. Спенсера, Дж. С. Милль, с30-40-х гг. XIX в.) – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук; «второй позитивизм» или эмпириокритицизм (Р.Авенариус, Э.Мах, с 70-80-х гг. XIX в.) –Ф. должна стать достоверной наукой об ощущениях; 3.неопозитивизм или логический позитивизм (Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, с 20-х гг. XX в.)- основной задачей философии они видели логический анализ языка науки; постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, XX в.) - в основе проверки должен лежать принцип фальсификации (принципиальная опровержимость). Феноменология (Гуссерль, Лосев): назад к истиной сути вещей через сознание человека; Герменевтика (Хайдеггер): понимание этого мира посредством языка (анализа текстов). Для этого не нужно уходить в сознание. Экзистенциализм (К.Ясперс, Сартр): экзистенция – «активное существование». | П.Я. Чаадаев (книга «Философические письма»): против крепостничества и самодержавия, был объявлен сумасшедшим. Основатель рус.фил. Славянофилы (Хомяков, братья Киреевские, Самарин и др.): Россия имеет особый путь. Западники (Грановский, С.М. Соловьев, Кавелин, Чичерин и др.): Россия развивается по единому с Западной Европой историческому пути. Народничество: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, А. Григорьев, Н.Н. Страхов, П. Лавров - «самобытный» путь развития России к социализму, минуя капитализм. Ф.М.Достоевский: зло всегда будет в мире, пока есть свобода. Л.Н. Толстой: призывал отказаться от насилия, преобразовать религию через синтез христианства и восточных религий, сделав ее доступной простым людям; В.С. Соловьев: идея Всеединства, идея богочеловека, идея Софии. Н.А. Бердяев: единственный механизм творчества – свобода. Космизм: человек един с космосом, идея незавершенности развития мира и человека, вера во всесилие науки и разума: Федоров – бесмертие ч., расселение на другие планеты. Циолковский - космос живой и разумный; «космическая этика». Вернадский - переход биосферы в ноосферу. Чижевский - основатель философской системы космической биологии. |