СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы "Соль земли скопинской"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические материалы, основанные на краеведческом материале, ориентировано на формирование  общеучебных умений и навыков и усиление речевой направленности в преподавании русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы "Соль земли скопинской"»




Соль земли скопинской


Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, основанные на краеведческом материале























Составители: педагоги МБОУ «СОШ № 1»


Кураксина В.В. – директор МБОУ «СОШ № 1», учитель русского языка и литературы высшей категории;

Разуваева И.А. – руководитель кафедры гуманитарных дисциплин, учитель русского языка и литературы высшей категории;


Васильева Е.В.- руководитель школьного музея, учитель русского языка и литературы высшей категории.
















От авторов


В основу сборника дидактических материалов положены идеи Концепции модернизации образования и положения Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Пособие осуществляет текстоориентированный, этнокультурный, интегративный подходы к преподаванию русского языка. Оно ориентировано на формирование общеучебных умений и навыков, а также на усиление речевой направленности в преподавании русского языка.

Исходя из этого, большая часть упражнений пособия построена на основе связных текстов, содержание которых так или иначе связано с историей, культурой, литературой Скопинской земли. Разнообразие текстов делает возможной интеграцию с различными образовательными областями: филологией, обществознанием, естествознанием, искусством.

Основная целевая установка пособия – через языковое образование способствовать становлению личности учащегося, в систему ценностей которого будут входить любовь к родному краю и родному языку. Сборник дидактических материалов учитывает возрастные особенности учащихся 5-9 классов. Тексты, предлагаемые учащимся для работы, построены по принципу «от простого к сложному».

Структура упражнений такова: предлагается текст с заданием. Одно из заданий определено языковым материалом, изучаемым в разделе, другое направлено на формирование комплексного подхода к тексту. Часть заданий составляют задания речевой направленности, что сближает речевой и языковой аспекты обучения. Задания аналитического характера сочетаются с творческими, требующими конструирования своего высказывания в устной или письменной форме, выражения своей точки зрения, её аргументации. Многие задания предусматривают работу с различными видами словарей, а также ориентированы на более серьёзный информационный поиск, что формирует у учащихся навыки работы с информацией.

В сборнике содержится ряд упражнений и заданий, направленных на подготовку учащихся к государственной аттестации.

Материал для упражнений взят из произведений художественной, научной, научно-популярной литературы, периодической печати. Отбор текстов для упражнений производился исходя из следующих принципов: - лингвистическая насыщенность текста (наличие в нём определённых языковых явлений, предоставляющих возможность изучать на его материале конкретные темы и разделы языкознания);

- стилевое разнообразие текстов;

- социокультурное содержание текстов, позволяющее расширить знания учащихся о родном крае;

- доступность для понимания учащихся.

Пособие ориентировано на методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, но при некоторых изменениях может быть использовано и в качестве практического дополнения к другим учебникам по русскому языку.

5 класс

Раздел. Фонетика.

Упражнение 1.

Прочитайте отрывок из стихотворения скопинской поэтессы А.Ефимовой, разными цветными карандашами подчеркните: оглушенные звонкие согласные; сочетания букв, которыми обозначен один звук; корни с безударными гласными. О каком событии идет речь в стихотворении?

Скопинские колокола

Скопинский звон колоколов

Нес в души боль и благодать.

Немало праведных голов

Скопин смог в ратный бой послать.

Стонала русская земля,

Сопротивляясь ханам слабо.

И шел монах из Скопина,

Шел к князю Дмитрию Осляба.

Шел поднимать священный дух,

Взяв в руки посох, в торбу - ватник,

Чтобы детей, девиц, старух

Смог защитить российский ратник…

(А.Ефимова)

( Мой край)



Раздел. Орфография

Упражнение 2.

Перепишите текст.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы.

Подвиг на Днепре

В детстве он был тихим и незаметным. Любил п…долгу бывать на р…ке. Приходил сюда вечером и см…трел на воду. Виктор отламывал веточку ивы, бр…сал ее в воду. В…да подхватывала веточку и ун…сила. А он все см…трел и см…трел на веточку ивы, пока можно было ее видеть. Еще Виктор любил сказки. Особенно Андерсена. А п…том сказки кончились: началась война. Он совершил подвиг на берегу р…ки, только не той, где в детстве любил с…деть по вечерам. Подвиг Виктор Комаров совершил на Днепре. Надо было уничтожить вр…жеский дзот, и Виктор пополз. Один раз он ост…новился и долго л…жал неподвижно. Наверное, был ранен. Потом пополз снова. Возле дзота земля рванулась и взлетела, ничего (не) было видно из-за дыма и огня. Потом Виктор п…днялся с земли, выпрямился и махнул рукой, п…днимая своих бойцов с земли. Немцы полоснули по нему пулеметной очередью. Комаров к…чнулся и грудью закрыл амбразуру дзота. Последними сл…вами героя были слова: «Берегите мир!» (Виктор Новиков «Подвиг на Днепре»)



Виктор Комаров – Герой Советского Союза



Раздел. Морфология

Упражнение 3.

Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы.

Имена существительные обозначьте буквой с.

Скопинский гончарный промысел

Пос…ление на притоке р…ки Ранова Вёрде относят к неолиту. В этих окрес…ностях находят множество глиняных фрагментов, свидетельствующих о производстве изделий с использованием мес…ного сырья еще во II-IV веках до нашей эры.

В Скопинском районе (уезде) имеются значительные залежи глины. Глины светлые, красные, ч…рные залегают почти в двадцати м…стах. Глины встречаются от гончарных до огнеупорных. Горшечники чаще всего п…купали глину в с. Петрушино, Пупки, Велемье, Князево. (Б. Карякин)



Упражнение 4.

Прочитайте стихотворный текст скопинского журналиста и поэта Антипа Цибули (настоящая фамилия В.Васильев).

Вставьте пропущенные буквы.

Подчеркните глаголы в неопределенной форме.



***

Мы в мир явля…мся на миг:

И ты, и он, и я,

Чтоб каждый понял и постиг

В…личье бытия.

Как вспышка молнии бл…снуть,

Пр…мчаться, как зв…зда,

Закрыть глаза, но не уснуть –

Исчезнуть навсегда.

(Антип Цибуля)

Раздел. Словообразование

Упражнение 5.

Спишите текст скопинского поэта, журналиста А.Мальчикова, обозначая приставки и подчеркивая в них орфограммы – гласные и согласные буквы. Определите тему текста и его основную мысль. Разберите по составу слово «Родина».

Слова с большой буквы

Слово «Родина»… пишется с большой буквы, обидно возвышаясь над понятием «малая родина». Но каждый человек прикипает сердцем к месту, где родился и жил долгие годы. Сюда он возвращается мыслями, если судьба занесла его на чужбину. Для него малая родина будет самой … большой, дорогой, единственной.

(Алексей Мальчиков)

Раздел. Графика

Упражнение 6.

Выразительно прочитайте стихотворение скопинского поэта В.Егорова. О каком событии идет речь в этом стихотворении, что вы знаете о нем? Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте орфограмму на месте пропущенного Ь и Ъ знаков. Укажите слова, в которых вы не поставили Ь.

Мысли в музее

Памяти скопинцев, убитых фашистами, а также защитникам и освободителям Скопина в ноябре-декабре 1941 года посвящается


Над музейной грудою оружия я стою в об…ятьях тишины.

Память вдруг дохнула в душу стужею тех ноябр…ских страшных дней войны.

Городок, продрогший в колком инее, взором настороженным окон

Наблюдал, как серою лавиною заползал в него беды дракон.

Две змеи гремучих, цвета мыш…его, горловского тракта-бол…шака

Через мост над Вердой закамышенной заскользили к сердцу городка…

Пулемета очередью длинною с пыл…ного пекарни чердака

Прозвенела песня лебединая первого скопинца-смел…чака.

Враж…я замерла на миг громадина, поводя зрачками черных дул,

Плюнула слюной свинцовой смрадною — ветер смерти с запада подул.

Камуфляжа клоч…я злые душные тяжко заходили на боках

Гибел…ю чудовища, рыгнувшего с черного стал…ного языка.


Раскатилось эхо многократное по аортам-венам улиц-жил.

Но неравны были силы ратные группы храбрецов и вражьих сил.

Хоть фашист недолго тризну праздновал в негостеприимном Скопине,

Все ж успел следы оставить красные на его истерзанной спине.

Двадцать шесть скопинцев и заброшенных в город наш суд…биною войны

Туляков смертельной в…югой скошены у церковной каменной стены.

Больше суток под паучьей свастикой длился шабаш смерти с грабежом.

Клич “Полундра!” под разрывы частые оккупантам пятки вмиг прижег.

Это Ставка Армию Ударную из лихих ребят сибиряков

Бросила, чтоб сеть порвать угарную храбростью амурских моряков.

Многие из них на братских кладбищах вечным сном в могилах нын…че спят,

Те, кто спас наш город от пожарища, оккупантов повернувши вспять.

Ныне мы склоняем низко головы в память о погибших и живых,

Тех, кто наш Скопин зимой суровою отстоял ценой сердец своих.



(Вячеслав Егоров)







Раздел. Лексика

Упражнение 7.

Определите лексическое значение выделенных слов. Запишите свое толкование. Перескажите скопинскую легенду.

Прощёнин колодец

В те далекие времена на месте нашего города был лес, разделенный оврагом. По одну сторону его рос необыкновенных размеров дуб. Вблизи этого дуба находился вертеп разбойников, известный под названием Городок. Атаманом был Косог. А ближе к городу Пронску располагалось еще одно разбойничье гнездо – Чертово городище, где верховодил Булат. И была у него красавица-дочь Прощена.

Поначалу атаманы дружили. А потом Косог и Прощёна полюбили друг друга, вызвав тем самым ярость Булата. Старый разбойник не желал расставаться с дочерью. Косог не раз предпринимал попытки уговорить Булата выдать за него дочь, а потом решил просто выкрасть Прощёну. Влюбленные устроили пир, на который Косог не приехал, затаил обиду. Однажды Прощёна сидела у огромного дуба и первая заметила тень подкрадывающегося отца. Испугавшись его мести, она бросилась в овраг. Между атаманами завязалась жестокая схватка. Булат в ней был убит, а Косог смертельно ранен. Прибежавшие разбойники тело Прощены в овраге не обнаружили, а с удивлением увидели неведомый ключ. Из-под земли бил фонтан чистейшей воды. Ее стали использовать для питья и лечения некоторых болезней. А само это место стало называться Прощёнин колодец.

(Легенда В.Соболев)







( У Прощёнина колодца)



Упражнение 8.

Кроссворд

Назовите слова, лексические значения которых даны ниже. Заполните этими словами кроссворд. В каких из этих слов есть орфограммы – гласные буквы.

1


2


3








4












5








По горизонтали:

1.Место жизнедеятельности больших масс населения, занятых несельскохозяйственной деятельностью. 4. устар. Помещение для продажи или хранения зерна, муки и некоторых других товаров. 5.  Сладкие блюда, фрукты или конфеты, подаваемые в конце обеда.

По вертикали:

1.Ощущение потребности в еде. 2. Загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.  3.  Обход для осмотра.

Слова для справок: голод, город, ребус, лабаз, десерт, дозор.

Раздел. Синтаксис

Упражнение 9.

Прочитайте отрывок из повести В.Пальмана «Восточный кордон» и устно перескажите его. Спишите, подчеркивая однородные члены предложения условными знаками, расставьте знаки препинания в 4 предложении. Обведите кружочком союз И, связывающий однородные члены.

Сделайте синтаксический разбор 1 предложения.

Восточный кордон

1)Природа наградила Самура необыкновенно пёстрой шерстью.  2) Хотя и говорили, что есть в овчаре толика волчьей крови, серый цвет проглядывался лишь по животу и ногам. 3) Грудь и спина его были в крупных черно-белых пятнах, точнее, вся грудь и горло — белые с тускло-чёрными запалинами, а голова, шея и спина тёмные.. 4) Могучая грудь Самура короткая толстая шея большая тупоносая голова со слегка раскосыми темно-карими глазами маленькие уши, концы которых вяло заламывались, наконец, уверенная поступь и смелый но уравновешенный нрав — все свидетельствовало в пользу овчара и вызывало уважение у друзей и страх у врагов.



6 класс.

Раздел. Лексика

Упражнение 10.

Прочитайте текст, озаглавьте его. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найти в тексте диалектизмы.

Грачи всегда пр..летали неожиданно, хотя они пр..летали примерно всегда в одно и то же время. Проснёш(?)ся и, ещё (не)открыв глаза, ещё в полудрёме, слыш..ш(?): ракита ожила! Слыш..ш(?) утре(н;нн)юю грачи(н;нн)ую возню, шорох крыльев, бе..толковое карканье; вид..ш(?), как бьётся за окном яркое солнце, и, обрадованный, босиком, в одних портках, бежиш(?) на улицу.

На крыльце стоит бабушка. Она в грубой клетчатой понёве; на голове – л..нялый, бе..цветный повойник, (из)под которого выбились седые, давно (не)чёса(н;нн)ые волосы. Бабушка смотрит на верхние сучья ракиты, где снуют, устра..вая гнездовье, грачи, и говорит:

- У-у, пр..летели, окаянные! Лихоманка вас возьми!..

Мать – помолодевшая, в сарафане с подоткнутым спереди подолом – стоит под ветлой на носочках и, щурясь от солнца, снимает с суков наши портки и рубахи… пр..летели грачи, и теперь до самой осени, пока птицы (не)выр..стят молодых грачат, бельё на ракиту вешать нельзя – оно тотчас же покроется шлепками грачи(н;нн)ого помёта.

(С. Крутилин «Ракиты»)

Раздел. Морфемика и орфография

Упражнение 11.

Прочитайте текст. Определите основную мысль текста. Выпишите слова, в которых пропущены буквы: 1) в окончании, 2) в суффиксе, 3) в корне. Выпишите выделенные слова, произведите морфемный разбор.

Малая моя родина. Скопин.

Скопин наход..тся в юго-западной части Рязанской област.. на реке Верде. Город впервые упомина..тся в летописях за 1597 год. Скопин является центром гончарн.. художестве(н;нн)ого искусства. Одна из главных исторических достопр..мечательностей — Димитриевский мужской монастырь.

Скопин — первый город, освобожде(н;нн)ый от фашистов советскими войсками. Это родина прославле(н;нн)ых воинов, вставших на защиту Отечества в т..жёлые годы Великой Отечестве(н;нн)ой войны. Около 30 Героев Советского Союза, 6 полных к..валеров Ордена Славы — уроженцы скопинской земли. В 2015 году Скопину было пр..своено поч..тное звание «Город воинской доблести».

Скопинский край — очаг древних тр..диций, уголок живописной природы, надёжная опора Земли Русской во все времена.

(по материалам Интернета)

















Раздел. Морфология

Упражнение 12.

Прочитайте текст. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите склонение имён существительных.

Вернувшись после этого пут..шествия в Камышки, Саша ещё раз почу..ствовал на себе всю силу материнской любви. Даже час разлуки с сыном к..зался для Елены Кузьминичны бе..конечно мучительным, она х..дила за ним тенью, кар..улила у к..литки и немедленно тащила домой, мыла, чистила и кормила, кормила, кормила, вздыхая от жалости, когда сын плохо, как ей казалось, ел. Или вскак..вала среди ночи и ст..яла над его постел..ю, если он вдруг в..рочался, а ещё хуже — ст..нал, увидев во сне что(нибудь) сказочное и страшное.

(В.Пальман «Восточный кордон»)

Ссылка на википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%92%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Упражнение 13.

Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выпишите прилагательные, определите разряд.

Выполните морфологический разбор выделенных слов.



Парит пр..гретая солнцем соломе(н;нн)ая крыша. А на ч..рном скате её ясно обозначилась зелень побегов ракиты. Не поймёш(?) поначалу, что зеленеет, почки или сами суч..я? Но вот начина..ш(?) понемногу замечать, как день ото дня набухают, т..желеют мохнатые почки. Суч(?)я под их тяжест(?)ю гнутся, ос..дают; почек и серёжек становится всё больше и больше; ещё неделя – и за ракитами совсем уже не видать крыши. Тебе всё кажется, что сквозь зелень молодой листвы ты вид..ш(?) почерневшую солому крыши: ты так пр..вык к этому ч..рному пятну; и вот в одно пр..красное утро ты замеча..ш(?), что это вовсе не крыша, а грачи(н;нн)ые гнёзда.

( С. Крутилин «Ракиты»)































Упражнение 14.

Прочитайте текст. Определите основную мысль текста. Объясните значение выделенных слов. Выпишите, заменяя числа словами, в предложениях с числительными. Храмы России. Свято-Димитриевский мужской монастырь.

Существуют несколько преданий об основании монастыря. Одно из них гласит, что здесь располагалась деревянная часовня святого воина великомученика IV века Дмитрия Солунского и келья отшельника. Войска Дмитрия Донского, идя в поход на хана Мамая, остановились около часовни. Александр Пересвет, готовясь к будущей битве, молился в келье отшельника и оставил там свой яблоневый посох. Посох Александра Пересвета («Пересветова дубинка») - реально существующая реликвия, которая хранилась в монастыре в течение 600 лет, а сейчас находится в Рязанском краеведческом музее.

Первое письменное упоминание датируется 1676 годом, в нём говорится о находящихся на территории монастыря деревянных храмах и монашеских кельях. В 60 — 70 года 18 века монастырь перестраивается в основном на купеческие пожертвования. На месте деревянных храмов возводятся каменные. Появляются хозяйственные постройки. В начале 19 века сильно обветшавший храм Дмитрия Солунского реконструируется и заново расписывается. В 1863 году кирпичная трапезная перестраивается в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В это же время вокруг монастыря возводится каменная ограда и строится 3-ярусная колокольня.

В 1918 году монастырь был закрыт, здания монастыря отдали в распоряжение колхозу. На территории монастыря разместили склады, свинарники, школу. Монастырские святыни, иконы, утварь частично передали в музеи, частично уничтожили. В дальнейшем постройки стали разбирать на строительные материалы.

Возрождение монастыря началось с 1995 года. На начало 2010 года полностью восстановлены храмы, колокольня, ограда, хозяйственные постройки. Действует иконописная мастерская.

(В.Соболев «Скопин. Историко-краеведческие очерки»)



Скопинский Дмитриевский монастырь

Упражнение 15.

Прочитайте. Найдите глаголы в форме инфинитива. Обозначьте суффикс и основу инфинитива.

Сергей Семёнович Бирюзов вместе с адъютантом командира корпуса отважно шёл за боевыми порядками роты, которой предстояло атаковать противника с фронта. Несколько офицеров на всякий случай держались в непосредственной близости от генерала, чтобы при необходимости прийти к нему на помощь.

До окраины хутора оставалось не более ста шагов. Раздался характерный хлопок, и в чёрную мглу взвилась ракета, освещая местность фосфорическим ярко-зелёным светом. Капитан громко скомандовал:

  • Рота, вперёд! За мной, ура! Бойцы дружно подхватили возглас комбата, ринулись к крайним домам хутора. Перепуганные гитлеровцы не приняли боя и вынуждены были сдаться в плен. Две роты, не потеряв ни одного человека, в течение пятнадцати минут овладели хутором.

Прощаясь с нами, Сергей Семёнович сказал:

  • Вот и вся игрушка! А теперь можете догонять свой полк.

(Б.Д.Пресняков «Под звёздами балканскими)

Упражнение 16.

Прочитайте текст. Перескажите его. Спишите. Обозначьте время и наклонение глаголов. Составьте схему выделенного предложения.

Из-за поворота вышел человек в короткой зеленой штормовке, в белых кедах, с палкой в руке. Он подбежал, опустился на колени, тронул собаку за уши.

— Самур! Что с тобой? Кто тебя?

Пёс открыл глаза и, почуяв у морды знакомую, тёплую ладонь, ухитрился лизнуть её.

— Бедный мой! То-то и вьётся здесь этот волк! Неужели он? Ой, нет, это же пулевая рана!.. Полежи, я сейчас придумаю.

Юноша бросился к домику, тотчас вернулся. Хотел поднять собаку, но не смог, минуту раздумывал, потом сбросил штормовку, срубил ножом два шеста, привязал к ним куртку и осторожно насунул на носилки раненого пса. Самур щерил зубы. Ему было очень плохо.

— Терпи, терпи, дружок! — Юноша потянул за концы шестов и так, волоком, пятясь, не спуская с собаки глаз, притащил раненого к дому, скинул с чердака сухой травы и уложил Самура под навес. Потом принёс воды, почти насильно напоил, бросился в дом, разжёг печку, и вместе с запахом дыма, придавленного пасмурным небом к самой земле, Самур почувствовал щекочущий запах тушёнки и каши, которую готовил ему избавитель. Спасён…

( В.Пальман «Восточный кордон»)



Упражнение 17.

Спишите. Определите спряжение глаголов.

Шло время. Фронтовая жизнь солдата вошла в обычную ко(л;лл)ею. Однажды Степашкин получил из дома (не)утешительное письмо. Жена сообщала, что живут они очень трудно, голодают. В колхозе вовремя провели весе(н;нн)е-полевые работы, с помощью государства начали обз..водиться скотом, пр..обретать машины. Но (не)хватает мужских рук. Аграфена слёзно просила мужа похл..потать перед начальством, чтобы отпустили его на побывку домой: хоть немного поправить дела в хозяйстве — поч..нить крышу, колодец, перест…лить в хате полы... Обо всём этом рядовой и ра(с;сс)казывал теперь г..нералу Бирюзову.

(Б.Д.Пресняков «Под звёздами балканскими»)

Ссылка на википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%80%D1%8E%D0%B7%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Раздел. Синтаксис

Упражнение 18. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Подчеркните грамматические основы.

Домик этот выгл..дел заброшенным и таинстве(н;нн)ым. Над ним нависла крутая, вся в зелени боковина необыкновенно крутой и высокой горы, в сотне метров рычала зелёная речка, к..лючие лианы п..лзли через ограду. По дворику, заросшему мелким мятликом, смело прошмыгнула соня-полчок и, обиженно пискнув, и..чезла в зар..слях ежевичника. Пусто, как обычно. Даже домовитого кота, который пр..жился в лесной хате, и того не было. Охотился.

(В.Пальман «Восточный кордон»)



Упражнение 19.

Прочитайте текст. Определите основную мысль текста. Объясните значение выделенных слов. Спишите текст. Выпишите слова с орфограммой «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова». Выполните виды разбора. Подчеркните однородные члены в последнем предложении.

Церковь(1) в Залужье построена двести лет назад на пожертвования Дашковой, фаворитки императрицы Екатерины, владевшей селом в восемнадцатом веке. Церковь стояла на самом красном месте, на стрелке, где Сотьма вливается в Оку. Когда-то золочёные купола её блистали(2) на всю округу. Теперь вид у церквушки был жалкий: позолота с куполов(3) давно слетела, штукатурка с карнизов обвалилась, листы жести, которыми были покрыты портики, ободрало ветром, и стропила торчали, как рёбра скелета.

Но хоть и потускнели от времени купола, хоть и рёбра одни остались на месте крыши, хоть и крест сам наклонился, скособочился, а церквушка всё стоит – не развалилась, ещё держится.

…Печальный вид церквушки, на которую каждый из мужиков невольно поглядел в это время, заставил всех замолкнуть. Некоторое время только и слышалось щебетание скворцов, сидевших на ракитах, весёлый ребячий гомон, глухие удары бабьих вальков да приглушённые вздохи льдин: чох, чох, чох…

(С. Крутилин «Старая скворечня»)

Ссылка на википедию

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

( Храмы Скопина- макет)

Упражнение 20. Сжатое изложение.

Прочитайте текст. Определите основную мысль текста. Подготовьте сжатый пересказ.

Храмы Скопина.


Скопин прежде называли Суздалем Рязанской области, но до нас из 14 дошло лишь две церкви, причем одна из них долгое время использовалась как склад (благодаря чему и не была разобрана). Сейчас восстанавливают Вознесенскую церковь, которая возвышается и теперь над базарной площадью. Она является свидетелем страшных эпох. 


Храмы были уничтожены в основном в 1920-1930-е годы, но разрушение продолжилось и в середине 1950-х годов, уже после Великой Отечественной войны. Скопинские храмы находились на месте Дворца Культуры (Никольская церковь), памятника Бирюзову (Пятницкая церковь), памятника Ленину (Свято-Троицкий собор) на одноименной улице (бывшей Соборной). Фото их сохранились, но самих этих церквей нам не увидеть уже никогда... Правда, в Скопинском историческом музее в 2002-2003 гг. проходила экспозиция макетов 9 Скопинских храмов, которые изготовили Вячеслав Михайлович Мызников, заслуженный ветеран Великой Отечественной войны, преподаватель истории и затем директор средней школы № 2 г. Скопина, и Анатолий Георгиевич Скосырев - преподаватель 1-ой средней школы г. Скопина. Они проделали большую поисковую работу, собрали старые фотографии скопинских церквей, изготовили эскизы и чертежи. Все это они делали в свободное от работы время. На изготовление каждого макета у них уходило от одного до полутора лет упорного труда! 


В 2001 году, не успев завершить макеты еще 4-х Скопинских храмов, Вячеслав Михайлович Мызников умер. Его вдова передала 9 созданных им макетов Скопинскому историческому музею. Сейчас они находятся в Сретенской церкви г. Скопина.




7 класс

Раздел. Причастия и деепричастия

Упражнение 21. Прочитайте текст. Выпишите и объясните значение выделенных слов, используя толковый словарь. Выпишите предложения с причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните причастные и деепричастные обороты.

Храмы России. Свято-Духов мужской монастырь

История монастыря берет свое начало в 1385 г., когда была заложена Троицкая пустынь в честь замирения Московского и Рязанского князей. Это одна из заветных обителей преподобного Сергия Радонежского. Как говорит предание, раненный на Куликовской битве воин, испив из местного источника, получил исцеление. Ему явился преподобный Сергий и благословил основание обители.

С конца 1620-х известно первое документальное свидетельство о Свято – Духовом монастыре, который именовался как монастырь Святой Живоначальной Троицы. В монастыре имелись две церкви. Первая во имя Владимирской иконы Божией Матери – более древняя. По преданию она была домовою в усадьбе бояр Романовых. Вторая — церковь Сошествия Святого Духа, основанная не позже начала XVII в. 1880 год – дата постройки последнего здания. Это пятиглавый храм в псевдорусском стиле с трапезной, с Никольским и Ильинским приделами. Надвратная колокольня построена в начале XIX века.
К этому времени в обители также были следующие строения: настоятельские покои с братской трапезной и садом, братский двухэтажный корпус, выстроенный из камня в 1818-1830 годы, состоявший из 24 келий, каменная баня, амбар, деревянный ледник, каменный скотный двор.

В 1918 г. после революции монастырь был закрыт. В 1921 г. здесь организована первая в городе советская профсоюзная школа, затем агротехнический пункт, потом партийная школа. Начиная с военного времени, бывшие монастырские постройки использовались как детский дом, потом как школа-интернат.

9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть Свято-Духов мужской монастырь города Скопина Рязанской области.

(По материалам Интернета)

Ссылка https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%94%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Упражнение 22. Прочитайте текст. Выпишите и объясните значение выделенных слов, используя толковый словарь. Укажите грамматическую основу последнего предложения.

Выпишите предложения с деепричастными оборотами.

… Со второй половины 19 века, кроме бытовых вещей и детской игрушки, скопинские гончары начали вручную изготовлять высокохудожественные авторские вещи, которые были уникальными, - подсвечники, кумганы, вазы, квасники, всевозможные сосуды, декорируя их фигурками диких и домашних животных и птиц. В конце 19 века в Скопине и за его пределами были широко известны фамилии потомственных гончаров: Оводовы, Тащеевы, Максимовы, Пелёнкины. Вывозя на продажу в Москву свои изделия, скопинские гончары и не думали, какую огромную популярность их вещи завоюют: покупали, не торгуясь, невиданные доселе «игрушки» коллекционеры и путешественники, купцы, дипломаты, музейные служители, просто любители народного искусства.

В конце 19 века авторские художественные вещи Скопина попадают в главный музей России - Эрмитаж. О замечательном, самобытном скопинском гончарстве стало известно во многих странах мира, наши гончары впервые принимали участие на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

(А.Крылов «Город на Вёрде»)

Упражнение 23. Прочитайте отрывок из повести С.Крутилина «Ракиты». Определите основную мысль текста. Озаглавьте текст. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Найдите причастия, укажите их разряд, вид, время.

На усадьбе нашей р..сло много ракит. Десятка два, а то и более. Я настолько хорошо помню каждую ракиту, что, если вы хотите, могу пересчитать их по пальцам. Наверху, возле избы, р..сло всего лишь три дерева: одно – перед самым крыльц..м, с улицы, а два – с переулка, от соседей.

Особе(н;нн)о живописна была ракита, росшая перед самыми окнами. К..рявый ствол её, замшелый, лишё(н;нн)ый во многих местах коры, едва достигал крыши. Зато два сравнительно молодых побега, могуче ра..бросав тенистые кроны, были настолько ра..кидисты, что спл..тались с соседскими вётлами. Мир улицы ограничивался этой ракитой, а мир нашей избы – ра..ширялся с нею. Она была частицей быта семьи и её поэзией…


( Ракиты)

Упражнение 24.


Найдите в прочитанном тексте причастные обороты, замените их синонимичными конструкциями. (Знаки препинания не расставлены)


За ночь партизаны вооруженные автоматами гранатами и четырьмя легкими пулеметами перешли через занесенный снегом перевал и спустились в долину где узкой лентой змеилось шоссе. Немцы засевшие в кювете отстреливались с отчаянием обреченных. На голых ветвях тополей, нахохлившись от непривычного холода, сидели вороны, прилетевшие в поисках съестного.

(В.Башков, А.Жданов. «Солдат Федор Полетаев»)


Упражнение 25.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Вставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните причастные и деепричастные обороты.

Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого(то). Мы шли за ней по следу едва поспевая.

Монастыри всё (не)показывались. Мне казалось, что монастыри должны быть похожи на мамонтов: у тех и других бурые, шерстяные, сильные бока когда(то) пробитые охотниками.

На солнце стали нап..лзать вечерние тягучие тучи. Временами солнце напоминало подсолнух: чёрные внутренности и рыжая листва вокруг.

Появились первые вечерние комары. Чу..ствуя наше тепло они летели из леса к нам на середину реки. Ра..давалось плесканье воды от движения отца и гулкие шлепки: это я бил себя по ногам и животу оставляя красные кляксы. На своём теле комаров он почти не трогал. Или не чу..ствовал их, или (не)считал нужным делать лишние движения ради такой (не)хитрой боли.

По-над нашими головами (не)ожида(н;нн)о низко пролетела удивлё(н;нн)ая лесная птица. Пропав где(то) в лесу она напоследок трижды удивлё(н;нн)о вскрикнула кому(то): «Кто это там! Что это там! Как это там!»

(З. Прилепин «Лес»)

Ссылка на википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%BD,_%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80

Раздел. Служебные части речи

Упражнение 26.

Прочитайте текст. Составьте план. Перескажите подробно.

Выпишите слова с пропущенными орфограммами.

Выпишите из текста примеры служебных частей речи, распределив их в таблице.

предлоги

союзы

частицы




В почтовой, запряж..нной четверкой повозке, грузный мужчина с полным, бледным лицом, (полу)лежа на спине и беспреста(н;нн)о раскачиваясь из стороны в сторону, пристально всматривается (в)даль. Отбыв в рязанском тюремном замке четырехлетнее заключение, после краха Скопинского городского общественного банка, по С..бирскому тракту направлялся к месту своей ссылки в село Нахвальское Енисейской губернии, бывший его директор, безраздельный хозяин уездного города Скопина Иван Гаврилович Рыков.

В мае 1886 года «Рыков и сестра его г-жа Котельникова обратились в Главное тюремное управление с просьбой о разрешении Рыкову (в)виду болезни и четырёхлетнего содержания в тюрьме следовать в ссылку не этапным порядком, а одному, отдельно от арестан..ской партии». Времена и действующие лица изменились, и следовал Рыков этапным порядком с арестантской партией. Местные р..портеры отметили в июне – октябре 1886 года, его пр..бытие в крупные сибирские города: «На днях привезён в Томск с партией арестантов Рыков - человек (не)молодой, плохо одетый. Арестанты не очень учас..ливо относились к Рыкову, называя его «скопинский р..стовщик». В нем было трудно узнать того успешного господина, н..когда имевшего деньги и власть. Все в прошлом, в долгой дороге к месту ссылки в его сознании проплывали картины прежней жизни, к которой он уже н..когда не вернется, Рыков вспоминал своё детство, родителей, близких, знакомых и родной город с колокольным перезвоном в праздники, от которого почему – то всегда навертывались слезы. Один и тот же вопрос эти годы не дает ему покоя, когда и где он пошел той дорогой, которая вывела его, в конце концов, на Сибирский тракт.

(А.П.Чехов «Скопинский губернатор»)





Упражнение 27.

Прочитайте текст. Перескажите легенды, связанные с названием города Скопин. Определите разряд союзов. Какой из союзов является устаревшим?

Малая моя Родина. Скопин.

Скопин – один из старинных городков на земле Рязанской. Он уютно расположился на возвышенном левом берегу Вёрды, с которого можно было далеко обозревать окрестности, потому на возвышенности на рубеже 15-16 веков была построена деревянная крепость, названная заселившими её ратными людьми «Острожком». Она входила в так называемую «засечную оборонительную черту», и вместе с другими подобными крепостями Рязанщины служила защитой края и его обитателей, прикрывая Москву.

До наших дней ни одно из строений «Острожка» не сохранилось, но на том месте, где когда-то находилась крепость, в конце 19 века местные любители старины нашли кусок дуба, который в целом виде мог иметь внушительную толщину в 1,5 – 2 мужских обхвата. Такие дубы шли на постройку крепости. Ныне этот редкостный экспонат демонстрируется в Скопинском краеведческом музее.

…До сих пор о названии города в народе ходят разные легенды. По одной – название города произошло от слов «скоп», «скопление» - будто бы здесь собирался отряд местных дружинников, чтобы под знамёнами князя московского Дмитрия (Донского) сражаться с татаро-монгольскими полчищами на поле Куликовом (8 сентября 1380 г.).

По другой легенде – в дремучих лесах, окружавших Скопинскую слободу, обитала шайка (скопище) всесильных разбойников, предводителем которых был знаменитый атаман Косог. Грабили те разбойники богатеев, наживших свои сокровища путём неправедным, и раздавали награбленное беднякам.

Есть ещё одна легенда, по которой название города произошло от птицы, водившейся в его окрестностях. Рассказывали, что скопа была такой громадной, что утаскивала в дремучие лесные дебри зазевавшихся ребятишек, дабы там ими вкусно позавтракать. На самом деле скопа – птица реальная, она обитает преимущественно близ рек, озёр, богатых рыбой. Рыба является основной пищей скопы. Скопа не переносит соседства с человеком и выбирает труднодоступные места для гнездования, подальше от человеческого жилья.

(В. Соболев «Скопин. Историко-краеведческие очерки»)

Раздел. Развитие речи.



Упражнение 28.



Задание:

Опишите здание своей школы, постарайтесь при этом передать те чувства, которые оно у вас вызывает.

Ссылка на сайт школы http://schoo1skopin.ru/



Упражнение 29.

Прочитайте текст. Определите стиль текста. Перескажите текст. Выпишите из текста 3 причастия, произведите морфологический разбор. Укажите предложения с причастными оборотами. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Знаменитые земляки.

Драматург Александр Николаевич Афиногенов

Р одился 22 марта 1904 года в городе Скопин Рязанской губернии в семье железнодорожного служащего, впоследствии ставшего писателем (псевдоним - Н. Степной).

После окончания школы Афиногенов поступает в Московский институт журналистики, который заканчивает в 1924. В этом же году опубликовал свою первую пьесу "Роберт Тим". В 1927 - 1929 заведовал литературной частью, а позднее стал руководителем Первого Московского рабочего театра Пролеткульта.

В 1928 он написал пьесу "Волчья тропа", получившую одобрение критики. В 1929 г. в МХАТе 2-м была поставлена пьеса "Чудак" - одна из первых советских пьес, посвященных передовикам социалистического строительства и борьбе с бюрократизмом и карьеризмом, а в 1930 - пьеса "Страх". Большой популярностью пользовалась лирическая комедия "Машенька", впервые поставленная Театром им. Е. Вахтангова (1940).

С начала Отечественной войны Афиногенов возглавил литературный отдел Совинформбюро. В сентябре закончил пьесу "Накануне" о борьбе советских людей с фашистскими захватчиками.

Во время налета фашистской авиации на Москву Афиногенов погиб. Это произошло 29 октября 1941.

(по материалам Интернета)

Ссылка на википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87



Раздел. Повторение изученного

Упражнение 30.

Диктант

Весну он почуял не носом, не ушами, а всем телом.

Вероятно, когда запас жира, накопленный в медвежьем теле, подходит к концу, в коре мозга возникает какое-то беспокойство. Тут уж не до сна.

Лобик завозился. Сначала ещё смутно, а потом вполне реально он ощутил неудобство во всём теле, холодную сырость, проникшую сквозь грязную, свалявшуюся за зиму шерсть.

Он заметил, что в берлоге отовсюду капает. Эти капли неприятно холодят кожу. В полутьме разглядел ледяные натёки на потолке и на полу. Мокрый камень издавал раздражающий могильный запах. И вообще в этом каменном склепе ему сделалось очень неуютно.

Лобик выполз к свету, но за горой камня, ещё припорошенного снегом, ничего не увидел. Он лежал у входа и щурился, оберегая глаза от яркого света, отражённого снегом, да вздыхал. Лапы покалывало, словно он перележал их. Сильно болели старые пулевые раны, ещё сильнее болел отяжелевший живот.

Медведь преодолел наконец оцепенение, встал на лапы и высунул нос за кучу камня.

Солнце не выглядывало из-за облаков, туман скрывал даже близкие пихты, а воздух казался тяжёлым и мокрым. Лобик попытался было уйти назад, но, вспомнив, что в берлоге грустно, нехотя перебрался через камни и побрёл вдоль склона без цели и планов, куда глаза глядят.

(В. Пальман «Песни чёрного дрозда»)

Задание:

  1. Найти сложные предложения, подчеркнуть грамматические основы.

  2. Подчеркнуть причастные и деепричастные обороты.

  3. Выписать два причастия и выполнить морфологический разбор.

  4. Выписать из текста наречия, объяснить орфограммы.

  5. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.





( Скоро весна)



8 класс

Раздел. Словосочетание

Упражнение 31.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые. Выпишите словосочетания со связью согласование.

Особенности скопинской керамики

Скопинские к…рамические фигуры не имеют себе равных в мировой практике к…рамического пр…изводства. За всю историю ч…ловечества только в нек…торых странах в разные века м…стера д…стигали п…добных в…ршин. Дело в том, что скопинские фигуры содержат в себе об…ём д..коративного и утилитарного в равных пр…порциях. Каждая часть утилитарного н…значения скрыта художественными элементами. Тулово фигуры может быть в виде птицы льва м…дведя кольца боч…нка и т. д. Ручка в виде вере..ки змеи палки и т. д. Сосок для слива может быть в виде медвеж…нка клюва пасти змеи и т. д. Крышка узорна, на которой место для захвата занимает какое(либо) животное напоминающее зайца собачку… Все эти части украшен…ы и взаимосвязан…ы. Сами фигуры и узор несут в с…бе древнюю символику. Символика несет в с…бе следы язычества, дошедшие до нашего времени через искус…тво. (Б.Карякин)

Раздел. Простое предложение

Упражнение 32.

Расставьте пропущенные знаки препинания при однородных членах предложения. Найдите предложение с вводным словом, укажите его значение. Выделите в предложениях подлежащее и сказуемое, определите тип сказуемого.

Мемориальную доску вернули на место

Вячеслав Иванович Пальман (1914-1998г.г.) – писатель журналист автор приключенческих и фантастических произведений для детей и юношества. Также известен как агроном, который 20 лет проработал в сельском хозяйстве. Защитник природы и всего живого.

15 июня 2008 года в Скопине на фасаде дома, где родился В.И.Пальман, открыли мемориальную доску в честь писателя, но вскоре эта доска была утрачена. В 2018 году доску нашел на придомовом участке новый хозяин дома Иван Чибаков, который вернул ее на фасад дома. Скопинское историческое общество имени Добролюбовых и все скопинцы выражают огромную благодарность этому замечательному человеку. Оказывается, в наше время не только не утрачиваются какие-то ценности, но и восстанавливается историческая справедливость.

(По материалам газеты «Скопинский вестник»)

Ссылка на википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%92%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Раздел. Предложения с обособленными членами

Упражнение 33.

Прочитайте текст скопинского поэта В.Левицкого, расставьте знаки препинания при обособленных членах предложения, при однородных членах предложения. Выпишите предложение, в котором надо поставить тире, сделайте его синтаксический разбор.

Природа разорвав оковы льда вновь ожила свежа и молода. Вглядись в нее. О, как идет он ей, неброский нежный бархат зеленей и птичьих песен сказочный мотив и золотые серьги юных ив! Мы люди и земля наш общий дом. Он создан человеческим трудом. Как хорошо как радостно в нем жить. Ведь надо только руки приложить и вспомнить то, что мы забыть смогли: мы , только мы, хозяева земли. Наносное и грязное отбрось. Пусть крутится всегда земная ось. И никакие силы не сотрут с лица земли два слова: мир и труд. (В.Левицкий)



( Скопинский пейзаж)

Раздел. Развитие речи.

Упражнение 34. Изложение.

Прочитайте текст, озаглавьте его.

Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст.

Напишите изложение, заменяя прямую речь косвенной.

Зуброводы ходили с лицами именинников. Столько говорили, писали об акклиматизации зубров, так боялись перемены местожительства для них, а на деле все получилось иначе. Зубры не страдали от высоты, от новых кормов, от погоды. Им здесь прекрасно жилось. После недельной вьюги, в течение которой ученые лишь раз в день приходили с кордона к загону, чтобы убедиться в сохранности и здоровье зверя, произошло событие, записанное в историю кавказского стада. На снегу у самого кордона обнаружились следы волчьей стаи. Шесть или семь голодных хищников рыскали у жилья. След уходил к Сулиминой поляне. Возможно, учуяли зубров, но не знали, с кем имеют дело. Схватив винтовки, Зарецкий, Жарков и Задоров стали на лыжи и пошли к загону. След уходил за жердевую ограду, к зубрам. Чуть дальше виднелся истоптанный снег, волчьи и зубриные следы вперемешку и лежал труп совершенно разорванного и растоптанного матерого волка. А в загоне не было ни одного зубра! Озадаченные зуброводы прочесали лесные уголки в пределах изгороди, нашли пролом в ограде. В погоню или от страха?.. Распахнув ворота, люди отправились искать зубров. След повел к горе Слесарной — месту очень опасному, с ущельями , провалами, сплошь в зарослях жасмина, рододы и лещины, переплетенных лианой. Стало ясно, что зубры помчались за волками. Коротконогие волки застревали в твердом снегу, тогда как зубры легко взрезали сугробы. Вот еще один растерзанный хищник. Кровь на ветках барбариса, это оцарапался зубр. И наконец, картина, которая сразу сняла напряжение: их стадо…

На округлой луговине, по сторонам которой стояли сосны, лежала вся пятерка. Глаза и уши их следили за лыжниками. Вокруг желтели окопчики недолгой пастьбы, снег был сбит и со склонов, откуда свисала старая трава. Ее оборвали.



«Ближе подходить не будем, — прошептал Задоров.- Пойдем в обход, потесним к загону.»

Едва они скрылись за соснами, как зубры поднялись и неторопливо, словно на прогулке, пошли в сторону дома. Через час ворота за ними затворились.

« Ну, что вы скажете?» — спросил Зарецкий, когда все население кордона собралось в большой комнате старого помещения. И посмотрел на Лиду.

« Зубры сами высказались достаточно убедительно, — живо ответила она. — Готовы к вольному житью. А мы планировали выпустить их из загона на третий год. Поправку примем к сведению. Темные милые рогатики! Так проучили волков! Это же в пользу их вольного содержания: могут постоять за себя.»

(В. Пальман « Тетрадь в синем переплете»)

Раздел. Двусоставные предложения

Упражнение 35.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений, определите способ выражения подлежащего и сказуемого. Найдите обстоятельства, укажите, чем они выражены, каково их значение.


Катастрофа под Белградом


Когда до Белграда оставалось несколько сотен метров, "Ил-18" врезался в гору Авала. Погибли все, кто находился на борту самолета. Возглавлял делегацию маршал Советского Союза Сергей Семенович Бирюзов. У горы, где и произошла катастрофа, находился его командный пункт. Он освобождал этот город. Освобождение Белграда Крыма Ясско-Кишиневская операция прославили имя маршала Бирюзова. Сергей Семенович Бирюзов военным хотел быть всегда.

Когда будущему маршалу исполнилось два года, умерла его мать. А спустя пять лет и отец. С семи лет Бирюзов рос, по сути, сиротой. Его поддерживали, как могли, лишь старшая сестра Катерина и брат Семен. Зарабатывать на хлеб самостоятельно он начал очень рано. В 1922-ом году он вступил добровольцем в ряды Красной армии. Ему тогда было 18. А дальше годы строевой службы. В 1926 году Бирюзов был назначен командиром взвода, в этом звании он прослужил до 1929 года – до года женитьбы. Жена Юлия родила будущему маршалу двух дочерей. А их долгожданный сын Сергей появился на свет уже в первом послевоенном году.

Начало Великой Отечественной генерал-майор Бирюзов встретил в должности комдива 132-й стрелковой дивизии, дислоцированной в Полтаве. Он прошел всю войну был неоднократно ранен а погиб уже в мирное время. После гибели маршала Бирюзова всех мальчиков, наследников его генетической памяти, принято называть Сергеями.

( По материалам Интернета)



Совершенствование предметных компетенций учащихся по русскому языку при изучении синтаксиса

Раздел. Словосочетание

Упражнение 36.

Задание 1 Найдите «лишнее»:

из-за сильного мороза

боекомплект взорвался

приехавшие на грузовике

высказал претензии.


Задание 2. Составьте предложение из словосочетаний

сына Ивана

в коллективное хозяйство

в Сибирь угнали

за отказ вступить


Задание 3. Прочитайте текст. Укажите грамматические основы предложений. Выпишите из текста словосочетания «прилагательное + существительное», «глагол + падежная форма существительного»


1)Грузовик ехал под горку с выключенным двигателем, а потому его не было слышно. 2) Когда машина поравнялась с солдатскими казармами, с ее кузова стали бросать бутылки с горючей смесью и гранаты. 3) К тому же строчили из пулемета по окнам первого этажа. 4) Загорелся один бронетранспортер и танк.

(В.Баженов «Скопинская баллада»)


Раздел. Предложение


Упражнение 37.


Запишите тексты, подчеркните грамматические основы, укажите тип сказуемого и способ его выражения.


1.Дарья Николаевна стала рассказывать, как узнала от соседки, что немцы начинают раздачу зерна с элеватора. Для того чтобы его получить, надо было зайти в бывший райком партии. Там на первом этаже открылась биржа. Пришел туда с документами домочадцев, записал честь по чести всех, кто в доме проживает, принимай пропуск для продвижения по Скопину и документ на получение зерна. На каждого человека по килограмму на день насчитали.

2.Ольга Васильевна стала объяснять пожилой женщине, зачем немцы устроили выдачу зерна. Таким способом они переписывают жителей города и трудоспособное население погонят на работы в Германию.

(В.Баженов «Скопинская баллада»)


Ссылка на страницу скопинскго краеведческого музея http://skopinmuseum.ru/poletaev.html





Упражнение 38.


Запишите предложения, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните знаки препинания.


Ближе к обеду подошли к небольшому селению, которое расположилось на открытом возвышении метрах в трехстах от лесного массива.

Укрывшись за поваленной березой, разведчики вели слежение за дорогой и домами села.

Для дальнейшего продвижения к Скопину необходимо было принять одно из двух решений.

Можно было обойти населенный пункт, обогнув его по лесу, но крюк получался изрядным.

Или пройти напрямую, через улицу, которая прямо выходила к другой стороне леса.

Все казалось спокойным, однако лейтенанта томило какое-то внутренне беспокойство.

(В.Баженов «Скопинская баллада»)


Укажите, чем выражены обе части в составных сказуемых.

Найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Можно ли их перестроить в предложения с однородными членами. Запишите, если это возможно.






Упражнение 39.

Из прочитанного текста выпишите односоставные предложения, проведите частичный лингвистический анализ: охарактеризуйте односоставные предложения, укажите их функцию в предложении.


Теперь, глядя на растерянного Федора, Морозов успокаивал его:

-А ты не торопись, еще успеешь, и вынул из кармана пачку «Спорта». – Закуривай… Так, говоришь, с классикой пока незнаком?

-С какой классикой? – удивился Полетаев.

- Ну, с Островским, например. Был такой писатель.

- Нет, не слышал, - нахмурился Федор.

-«Послушай, Полетаев, а какое у тебя образование?

- Какое там образование! Два класса школы первой ступени… - Федор с минуту молчал.


(В.Башков, А.Жданов «Солдат Федор Полетаев»)



Раздел. Однородные члены предложения


Упражнение 40.


Запишите текст. Постройте схемы предложений с однородными членами. Объясните знаки препинания.


Поворачивая тяжелое правило, ловя в грохоте разрывов короткие команды наводчика, он и сам вместе с ним выцеливал, ловил в перекрестие окуляра панорамы эту хитроумно петлявшую железную гадину, ее бешено рвущие мерзлую землю гусеницы, метил в тонкую бортовую броню, в башню с вырисованным на ней жирным крестом.

(В.Башков, А.Жданов «Солдат Федор Полетаев»)


Упражнение 41.


Определите, сколько рядов однородных членов в прочитанных предложениях. Запишите, объясните графически постановку знаков препинания.


1. Голос незнакомца, вначале мягкий, чуть сипловатый, наливался силой, твердостью, зазвучал властно.

2. Настоящие примеры мужества и героизма в рядах итальянского движения Сопротивления показывали советские люди, бежавшие из фашистской неволи и плечом к плечу с итальянскими патриотами боровшиеся против общего врага. На голых ветвях тополей, нахохлившись от непривычного холода, сидели вороны, прилетевшие в поисках съестного.

(В.Башков, А.Жданов «Солдат Федор Полетаев»)


Упражнение 42.


Замените, если это возможно, придаточные определительные причастными оборотами. Для какого стиля характерны данные конструкции?


Наметив план действий, Тигр и Карло выделили группу из десяти человек, которой ставилась задача познакомить Джака с планом контратаки.

Карло с десятью партизанами блокировали дорогу, которая вела из Канталупо в Кабеллу, в двух километрах от деревни.

(В.Башков, А.Жданов «Солдат Федор Полетаев»)


Раздел.Деепричастные обороты в роли обособленных членов предложения.


Упражнение 43.


Задание 1. Расставьте знаки препинания и подчеркните обособленные обстоятельства как члены предложения.


Жадно ловя знакомые, родные запахи, смотрит Федор – не насмотрится, как мать и Мария хлопочут у стола, обжигаясь, чистят картошку в мундире.

Задание 2. Замените одиночные деепричастия и деепричастные обороты синтаксическими синонимами.


Задумавшись Федор не слышал как его окликнул Кочкин. (Знаки препинания не расставлены)

Женщина с трудом переводя дыхание обрадованно воскликнула: «Святая мадонна». (Знаки препинания не расставлены)

Каратели заняли деревню Канталупо оставив отряд численностью около пятидесяти человек.

(Знаки препинания не расставлены)






9 класс.

Раздел. Пунктуация.

Упражнение 44.

Спишите, расставьте знаки препинания. Объясните постановку двоеточия. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.

Подёргав пошипев тормозами поезд тронулся. Промелькнули выходные стрелки и депо и скучные станционные пакгаузы с жирными голубями на крышах. Вдоль полотна побежала стёжка. Пожилая женщина вела по этой стёжке козу коза упиралась не хотела идти.

Артюхов взял ведро надо было напоить лошадей которым в спешке не досталось воды. (С. Крутилин «Лейтенант Артюхов»)



Упражнение 45.

Спишите, расставьте знаки препинания. Найдите сложноподчинённые предложениях, укажите виды придаточных. Постройте схемы сложноподчинённых предложений. Медведь пожалуй одно из немногих животных который легко мирится с одиночеством. Тихоню-шатуна охотники встречают гораздо чаще чем отбившегося от семьи волка хищную рысь одинокую лисицу или шакала. Чем меньше по размеру и силе животное тем охотнее ищет оно себе подобных чтобы в окружении братьев сгладить свой постоянный страх перед хищниками и помочь друг другу в беде. А что медведь? Он может постоять за себя он меньше других испытывает недостаток в пище потому что ест всё от кореньев и травы до мяса. Он не бегает сломя голову по горам а находит всё нужное для себя тут же где остановился. В самую трудную пору метельной зимы когда голод донимает оленей и коз волков и зубров медведь отыскивает логово поглубже и спокойно дремлет в непродуваемой берлоге. Одиночество не страшит медведя. Скорее облегчает жизнь потому что он ни о ком не заботится и никого не защищает кроме себя.

(В.Пальман «Песни чёрного дрозда»)

Р.р. Подготовка к изложению

Упражнение 46.

Прочитайте текст, перескажите его подробно. Напишите, какие чувства пробуждает у вас песня А.Г.Новикова «Эх, дороги...»

  

«Нам «Дороги» эти позабыть нельзя»

Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян...

Песня эта – как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в той войне нашему народу. Написана была эта песня вскоре после окончания Великой Отечественной войны для театрализованной программы «Весна победная».
     Вспоминает о времени создания песни Л.И. Ошанин: «Тогда казалось, что всё, что можно написать о войне, уже написано. Мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло «Солдаты едут на фронт».Такой песни ещё не было… Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне».
Хотя авторы «Дорог» в годы Великой Отечественной войны непосредственного участия в боевых действиях не принимали, побывать на фронте им довелось не однажды. Для композитора А.Г.Новикова, например, особенно памятной оказалась поездка в места боёв на Курской дуге, под Орёл и Белгород и встречи там с воинами, только что в жестокой битве одолевшими врага. Л.И. Ошанин многие месяцы провёл среди воинов на Западном, Карельском и 3-м Белорусском фронтах. «Из написанных мною песен, – подытоживал Анатолий Григорьевич свою многолетнюю и плодотворную деятельность в песенном жанре, – наиболее любима «Дороги»… Она очень близка по строю народной песне. Помните: «Эх ты, ноченька…» Тот же глубокий вздох вначале, определяющий основной настрой песни-воспоминания».
Первым исполнителем «Дорог» стал солист ансамбля НКВД Иван Дмитриевич Шмелёв (1912 – 1960). Затем её подхватили другие солисты и ансамбли. «Нас с Ошаниным, – вспоминал А.Г. Новиков, – стали приглашать в школы. Я садился за рояль, мы с поэтом пели «Дороги», и с нами вместе пели эту солдатскую песню ребята. Потом мы выходили из школы, и я спрашивал Ошанина: «Что же произошло, почему ребятишки, школьники поют эту песню, она же солдатская?» И тут мы поняли, что ребята своим сердечком очень сильно, глубоко чувствуют эти военные взрослые дороги. В песне заключены для них и похоронка на отца, и бомбоубежище, и недетские военные страхи. И пели мальчишки и девчонки её необычно, «со слезой». Не всегда знаешь, как «сработает» твоя песня…»
«Эх, дороги…» далёким эхом незабываемых, суровых и трудных военных лет отзывается в сердце и памяти тех, кто поёт или слышит её знакомый до боли напев.
Что верно, то верно: «Нам дороги эти позабыть нельзя».

(По материалам Интернета)

Ссылка на википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Упражнение 47.

Изложение.

Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст.

Напишите изложение.



Петр Михайлович Боклевский


12 (24) июня 1816 года, в селе Елшино Рязанской губернии в семье военного родился известный художник Пётр Михайлович Боклевский. Боклевский учился в Пронском уездном училище, а позже в Рязанской классической гимназии. С детства проявлял интерес к рисованию. Художественные способности Петр Боклевский унаследовал от матери, женщины одаренной, хорошо писавшей акварелью, лепившей из воска. Боклевский учился в Московском университете (1834—1840). В одном из сочинений «О римском владении» он изложил критические взгляды на систему крепостного права в России. Отказавшись переписать данное сочинение «в правильном ключе», он бросил университет, так и не получив звания «кандидат права».
Не ужившись в Академии, Боклевский начал работать в мастерской скульптора П.Т.Клодта. Боклевский был автором рисунков для скульптурных коней П.К. Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. В 1852 году Боклевскому был выдан аттестат Академии. Совет признал его достойным "звания свободного художника по живописи портретной акварельной". В этом же году художник уехал за границу. Он изучал искусство в музеях Франции, Италии, Испании.
Боклевский активно занимается и общественной деятельностью. После возвращения в Рязанскую губернию избирается мировым судьей Скопинского уезда, губернским гласным, позже почетным мировым судьей.
Последний период жизни художника был труден из-за бедности и болезней, но над иллюстрациями он работал чуть ли не до самой смерти. Государь Император Александр II наградил рязанского художника именным бриллиантовым перстнем.
Но по-настоящему Боклевский показал себя после сближения с литературным миром Москвы, посвятив себя книжной иллюстрации. Самой большой любовью среди произведений Гоголя у Боклевского пользовались "Мертвые души".
Боклевский усиливал жизненность Ноздрева, Чичикова и других гоголевских героев столь выразительно, что впоследствии актёры нередко специально гримировались «под Боклевского».
Пётр Михайлович Боклевский умер в Москве 10 января 1897 года. Но захоронен был на своей малой родине, в городе Скопине, в Троицкой роще на территории Свято-Троицкого монастыря, где ему был установлен прекрасный мраморный монумент «Скорбящий ангел», разрушенный в начале 1920-х годов.
Памятником Боклевскому остались его произведения...

(По материалам Интернета)

Ссылка на википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Раздел. Подготовка к ОГЭ

Текст №1

1)Призывной пункт находился в школе. 2) Было воскресенье. 3) По обе стороны гулкого коридора – классы, наспех переоборудованные под врачебные кабинеты. 4)Призывников стригли; потом, постриженные, изменившиеся до неузнаваемости, они ходили из кабинета в кабинет, и врачи, как барышники на ярмарках, выслушивали, выщупывали их, разглядывали зубы и ступни ног, выворачивали веки глаз, стучали молоточками по коленям… 5) Вечером их команду выстроили на пыльном пятачке школьной спортплощадки и под музыку духового оркестра Артюхова вместе с другими призывниками повели на вокзал. (С. Крутилин «Лейтенант Артюхов»)

Задание: 1. В каком предложении одним из средств выразительности является сравнение? 2. Выпишите слово, где правописание приставки зависит от её значения.

3. Замените словосочетание врачебный кабинет, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 4. Укажите предложение с обособленным определением. 5. Запишите грамматическую основу предложения №5. 6. Укажите количество основ предложения №4.



Текст №2

1) Туман уже развеялся, и лишь вдали, где море сливалось с небом, темнели широкие фиолетовые полосы. 2) Тропинка, по которой они шли, петляла, огибая заливы и скалы, но от берега не отдалялась. 3) Казалось, сколько ни иди – не будет конца этой нехоженой, извивающейся меж каменных глыб дороге. 4) Но вот сквозь привычные, ставшие незамечаемыми вздохи моря донёсся ещё какой-то посторонний шум. 5) Скалы, что сплошной грядой тянулись справа, становились всё ниже и ниже. 6) Тропка стала заметно уходить от моря. 7)Открылась широкая долина, или, как тут принято говорить, падь. 8) Посреди неширокой каменистой расщелины, преграждая дорогу, стремительно бежал ручей. (С. Крутилин «Лейтенант Артюхов»)

Задание: 1. В каких предложениях одним из средств выразительности является эпитет? 2. Выпишите слова, где правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного. 3. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В прилагательном, образованном от существительного с основой на –н-, пишется нн». 4. Запишите грамматическую основу предложения №6. 5. Укажите предложения с вводными словами. 6. Укажите количество грамматических основ предложения №1.

Текст №3

Земля, на которой стояла изба, была такая же, какая она у нас повсюду, - чуть-чуть коричневая и чуть-чуть глинистая; и была она вся истыкана следами мышиных нор. Но мне эта земля казалась какой-то особенной. Я смотрел на неё потрясённый, словно передо мной открылся не клочок обыкновенной земли, а гробница с прахом предков. Сколько поколений Андреевых выросло в этой избе! Сменялись цари, бушевали над миром революция и войны, а она ничего, стояла. И вот в что ни есть самый обыкновенный день, без видимых на то причин, изба исчезла… Мне стало грустно. И как всегда в минуты тяжёлых раздумий, наступает своего рода «прозрение». (С. Крутилин «Ракиты»)

Задание: 1. Прочитайте текст. Какую проблему поднимает автор в этом тексте?

2. Как вы понимаете значение слова «память»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение.

3.Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое память?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два аргумента, подтверждающие ваши рассуждения: один из жизни, другой из прочитанного текста.


Содержание

От авторов____________________ 3.

5 класс_______________________ 6.

6 класс_______________________ 19.

7 класс_______________________ 33.

8 класс______________________ 48.

9 класс_____________________ 64.

Источники _________________ 75.

Источники


1. В. Башков и А. Жданов Солдат Федор Полетаев. Документальная повесть М., «Моск. рабочий», 1974.

2. В.Баженов. Скопинская баллада. Повесть.- Рязань: Издательство «Старт», 2007.-104с.

3. В.Пальман. Песни чёрного дрозда. Роман. М. «Детская литература», 1990 г. Повести «Тетрадь в синем переплете», «Восточный кордон», изд. «Детская литература», 1991 г

4. С.Крутилин. Ракиты. Повести. М. «Советская Россия», 1974 г.

5. З.Прилепин. Восьмёрка. Маленькие повести. М. «Астрель», 2012 г.

6. А. Крылов. Город на Вёрде. Документально-художественное повествование о земле Скопинской. г.Скопин, 1995 г.

7. В. Егоров. Скопин – осень 1941 года. Сборник документов и материалов. Рязань. Изд. «Пресса», 2001 г.

8. В. Соболев. Скопин. Историко-краеведческие очерки. Рязань. Изд. «РИД», 2007 г.

9. Б.Пресняков. Под звёздами балканскими. Воспоминания. Изд. «Московский рабочий», 1985 г.

10. Стихотворения скопинских поэтов В.Левицкого, А.Крылова, В.Васильева, В.Егорова, А. Ефимовой, А.Мальчикова. Изд. «Рязанский издательский дом», 2002г., 2007 г.

11. В. Новиков. Подвиг на Днепре. Рассказ. Изд. «Рабочий комсомолец», 1970г.



Рисунки и фотографии

учеников МБОУ СОШ № 1 г. Скопина




86