Дидактические материалы, способствующие формированию метапредметных результатов обучающихся по физике.
В контексте освоения ФОП ООО естественнонаучное образование призвано обеспечивать достижение функциональной грамотности (естественнонаучной грамотности - ЕНГ) выпускниками основной школы; знакомить со спецификой научного мышления и методов научного познания; закладывать основы целостного взгляда на окружающий мир. Полноценное формирование таких результатов естественнонаучного образования происходит при условии взаимодействия и взаимообогащения содержания и методики преподавания химии, биологии, физики и других учебных дисциплин. Интеграция естественнонаучных предметов необходима при рассмотрении реальных проблем, которые возникают на стыке наук, при включении в содержание обучения общенаучных методологических знаний, общенаучных и межпредметных понятий, при реализации в обучении общенаучных методов познания. Такой подход к обновлению содержания и методик обучения способствует формированию в сознании школьников единой современной естественнонаучной картины мира.
Другое направление взаимодействия естественнонаучных учебных предметов включает освоение универсальных учебных действий, что является необходимым условием эффективной познавательной деятельности. Возможность управления познавательной деятельностью находится в прямой зависимости от сформированности у обучающихся умений решать проблемы, от умений информационной и коммуникативной деятельности, от логических умений.
В курсах физики, химии и биологии УУД формируются в процессе работы ученика с учебным содержанием предмета. Развитие метапредметных умений происходит эффективно, если в изучаемом содержании предусмотрены возможности для этого. Они возникают при условии сохранения фундаментальности содержания и в то же время при разумном усилении проблемности и практикоориентированности обучения. Фундаментальное содержание обучения отражает процесс познания мира, освоение умений взаимодействовать с окружающим миром и овладение научными основами миропонимания, создание основы для формирования ценностных отношений, развития интеллектуальных способностей обучающихся. Для обеспечения достижения метапредметных результатов важно включать в содержание обучения актуальный современный фактологический материал и рассматривать его в ситуациях, в которых необходимо применение общеучебных умений. Такие учебные ситуации обычно возникают при решении специально подобранных заданий, направленных на применение умений решения проблем (регулятивных), информационных и логических умений (познавательных), практических и экспериментальных умений в реальных условиях.
В тренажере по формированию естественнонаучной грамотности представлены компетентносто-ориентированные задачи, сформированные по принципу применения известных физических систем и моделей.
Данные задания имеют особую систему оценки естественнонаучной грамотности учащихся. Каждое задание классифицируется по следующим категориям оценки, представленным в таблице:
Компетенция | |
Тип знания | |
Контекст | |
Когнитивный уровень | |
Тип вопроса | |
Дидактическая единица | |
1.Компетенции, на основе которых учащийся стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющих отношение к естественным наукам и технологиям:
научно объяснять явления;
понимать особенности естественнонаучного исследования;
научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
2.Типы научного знания:
знание содержания ("Физические системы"- физика и химия; "Живые системы" - биология; "Науки о Земле и Вселенной" - география, геология, астрономия);
знание процедур (знание методов получения научного знания).
3. Контексты - тематические области, к которым относятся описанные в заданиях проблемные ситуации. Возможные ситуации группируются по следующим контекстам:
4.Когнитивные уровни - уровни познавательных действий, которые необходимы ученику для выполнения задания.
низкий (ученик выполняет одношаговую процедуру: распознает факты, термины, принципы или понятия);
средний (ученик применяет понятийное знание для объяснения явлений, интерпретирует простые наборы данных из таблиц и графиков);
высокий (учащийся анализирует сложную информацию, обобщает или оценивает доказательства, формулирует выводы, разрабатывает план, ведущий к решению проблемы).
5. Типы вопросов:
открытый;
закрытый;
частично открытый.
6. Дидактические единицы - научные разделы, в пределах которых рассматривается проблемная ситуация задания.
Пример задания и критерии его оценивания.
Рабочая тетрадь для 7 класса по формированию естественнонаучной грамотности автора Камзеевой Е.Е. способствует освоению следующих компетенций: овладение экспериментальными умениями, распознавание и объяснение явлений и процессов, работа с естественнонаучной информацией.
Рабочая тетрадь позволяет формировать следующие экспериментальные умения:
определение цены деления;
определение предела измерения прибора;
проведение прямых и косвенных измерений;
определение абсолютной погрешности прямых измерений;
сравнение прямых измерений;
формулирование целей и выводов по результатам исследования.
Посредством решения качественных задач формируются умения распознавать физические явления и процессы в технических устройствах и в ситуациях практико-ориентированного характера.
Включение в рабочую тетрадь информационных текстов физического содержания способствует формированию умений работать с новой информацией (осваивать и осмысливать новые термины и закономерности). Работа с информацией физического содержания строится также через использование в текстах и заданиях различных способов представления информации: вербальный текст, графики, схемы, рисунки.
Список литературы:
1.Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов естественнонаучного блока (основное общее образование): методические рекомендации/Н.А. Заграничная, Л.А. Паршутина, А.Ю. Пентин, А.В. Теремов. - М.: ФГБНУ "Институт стратегии развития образования", 2023.
2.Абдулаева О.А. Естественнонаучная грамотность. Физические системы: 7-9-е классы: тренажер: учебное пособие/О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под редакцией И.Ю. Алексашиной. - 4-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2023.
3.Камзеева Е.Е. Рабочая тетрадь по формированию естественнонаучной грамотности: Физика: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина "Физика. 7 класс". ФГОС (к новому учебнику)/Е.Е. Камзеева. - М.: Издательство "Экзамен", 2023.