СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы, способствующие формированию метапредметных результатов обучающихся по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания способствующие формированию метапредметных результатов по физике 

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы, способствующие формированию метапредметных результатов обучающихся по физике»

Дидактические материалы, способствующие формированию метапредметных результатов обучающихся по физике.

В контексте освоения ФОП ООО естественнонаучное образование призвано обеспечивать достижение функциональной грамотности (естественнонаучной грамотности - ЕНГ) выпускниками основной школы; знакомить со спецификой научного мышления и методов научного познания; закладывать основы целостного взгляда на окружающий мир. Полноценное формирование таких результатов естественнонаучного образования происходит при условии взаимодействия и взаимообогащения содержания и методики преподавания химии, биологии, физики и других учебных дисциплин. Интеграция естественнонаучных предметов необходима при рассмотрении реальных проблем, которые возникают на стыке наук, при включении в содержание обучения общенаучных методологических знаний, общенаучных и межпредметных понятий, при реализации в обучении общенаучных методов познания. Такой подход к обновлению содержания и методик обучения способствует формированию в сознании школьников единой современной естественнонаучной картины мира.

Другое направление взаимодействия естественнонаучных учебных предметов включает освоение универсальных учебных действий, что является необходимым условием эффективной познавательной деятельности. Возможность управления познавательной деятельностью находится в прямой зависимости от сформированности у обучающихся умений решать проблемы, от умений информационной и коммуникативной деятельности, от логических умений.

В курсах физики, химии и биологии УУД формируются в процессе работы ученика с учебным содержанием предмета. Развитие метапредметных умений происходит эффективно, если в изучаемом содержании предусмотрены возможности для этого. Они возникают при условии сохранения фундаментальности содержания и в то же время при разумном усилении проблемности и практикоориентированности обучения. Фундаментальное содержание обучения отражает процесс познания мира, освоение умений взаимодействовать с окружающим миром и овладение научными основами миропонимания, создание основы для формирования ценностных отношений, развития интеллектуальных способностей обучающихся. Для обеспечения достижения метапредметных результатов важно включать в содержание обучения актуальный современный фактологический материал и рассматривать его в ситуациях, в которых необходимо применение общеучебных умений. Такие учебные ситуации обычно возникают при решении специально подобранных заданий, направленных на применение умений решения проблем (регулятивных), информационных и логических умений (познавательных), практических и экспериментальных умений в реальных условиях.

В тренажере по формированию естественнонаучной грамотности представлены компетентносто-ориентированные задачи, сформированные по принципу применения известных физических систем и моделей.

Данные задания имеют особую систему оценки естественнонаучной грамотности учащихся. Каждое задание классифицируется по следующим категориям оценки, представленным в таблице:

Компетенция


Тип знания


Контекст


Когнитивный уровень


Тип вопроса


Дидактическая единица



1.Компетенции, на основе которых учащийся стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющих отношение к естественным наукам и технологиям:

  • научно объяснять явления;

  • понимать особенности естественнонаучного исследования;

  • научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.


2.Типы научного знания:

  • знание содержания ("Физические системы"- физика и химия; "Живые системы" - биология; "Науки о Земле и Вселенной" - география, геология, астрономия);

  • знание процедур (знание методов получения научного знания).

3. Контексты - тематические области, к которым относятся описанные в заданиях проблемные ситуации. Возможные ситуации группируются по следующим контекстам:

  • здоровье;

  • природные ресурсы;

  • окружающая среда;

  • опасности и риски;

  • связь науки и технологии.


4.Когнитивные уровни - уровни познавательных действий, которые необходимы ученику для выполнения задания.

  • низкий (ученик выполняет одношаговую процедуру: распознает факты, термины, принципы или понятия);

  • средний (ученик применяет понятийное знание для объяснения явлений, интерпретирует простые наборы данных из таблиц и графиков);

  • высокий (учащийся анализирует сложную информацию, обобщает или оценивает доказательства, формулирует выводы, разрабатывает план, ведущий к решению проблемы).

5. Типы вопросов:

  • открытый;

  • закрытый;

  • частично открытый.

6. Дидактические единицы - научные разделы, в пределах которых рассматривается проблемная ситуация задания.

Пример задания и критерии его оценивания.




Рабочая тетрадь для 7 класса по формированию естественнонаучной грамотности автора Камзеевой Е.Е. способствует освоению следующих компетенций: овладение экспериментальными умениями, распознавание и объяснение явлений и процессов, работа с естественнонаучной информацией.


Рабочая тетрадь позволяет формировать следующие экспериментальные умения:

  • определение цены деления;

  • определение предела измерения прибора;

  • проведение прямых и косвенных измерений;

  • определение абсолютной погрешности прямых измерений;

  • сравнение прямых измерений;

  • формулирование целей и выводов по результатам исследования.


Посредством решения качественных задач формируются умения распознавать физические явления и процессы в технических устройствах и в ситуациях практико-ориентированного характера.

Включение в рабочую тетрадь информационных текстов физического содержания способствует формированию умений работать с новой информацией (осваивать и осмысливать новые термины и закономерности). Работа с информацией физического содержания строится также через использование в текстах и заданиях различных способов представления информации: вербальный текст, графики, схемы, рисунки.





Список литературы:

1.Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов естественнонаучного блока (основное общее образование): методические рекомендации/Н.А. Заграничная, Л.А. Паршутина, А.Ю. Пентин, А.В. Теремов. - М.: ФГБНУ "Институт стратегии развития образования", 2023.

2.Абдулаева О.А. Естественнонаучная грамотность. Физические системы: 7-9-е классы: тренажер: учебное пособие/О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под редакцией И.Ю. Алексашиной. - 4-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2023.

3.Камзеева Е.Е. Рабочая тетрадь по формированию естественнонаучной грамотности: Физика: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина "Физика. 7 класс". ФГОС (к новому учебнику)/Е.Е. Камзеева. - М.: Издательство "Экзамен", 2023.