СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические принципы трудового обучения школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятно, что общие нормы организации учебного процесса (принципы), присущие самому процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании технологии. А так как процесс трудового обучения имеет свою специфику, необходима более ясная трактовка определений. Это и отраженно в данном материале.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические принципы трудового обучения школьников»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ





В процессе развития трудового обучения были выработаны об­щие нормы организации учебного процесса, которые мы называем прин­ципами (от лат. principium — основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение це­лей обучения.

Понятно, что важнейшие принципы, присущие учебному про­цессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании техно­логии.

А так как процесс трудового обучения имеет свою специфику, необходима более ясная трактовка определений.

ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ



Дидакты разных ветвей педагогической науки по-разному под­ходят к понятию «принцип». Одни считают их нормой, определя­ющей методы дидактической работы учителя. Другие полагают, что в разных дидактических системах могут действовать различные принципы обучения, считая это свидетельством самостоятельно­сти этих систем. Сторонники такого подхода считают, что учите­лю достаточно придерживаться в своей работе представлений о самых общих закономерностях, наделяя принципы качеством уни­версальности для всех предметов на всех уровнях дидактической работы.

Под принципами обучения мы будем понимать руководящие по­ложения, лежащие в основе обучения и определяющие его содер­жание, методы и формы организации.

По существу, это нормы дидактического поведения, соблюде­ние которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные ин­тересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию.

Очевидно, если цели обучения определяют — чему следует Учить, то принципы обучения устанавливают — как это следует Делать.

ГЕНЕЗИС ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ



Генезис (возникновение, происхождение) принципов обуче­ния связан с развитием педагогики напрямую. Однако необходимо отметить, что наряду с принципами, составляющими непреходя­щую основу и относящимися исключительно к процессу обуче­ния, привносились и такие, что были обусловлены текущими идео­логическими соображениями.

Совсем недавно во всей учебно-воспитательной работе, и в тру­довом обучении в том числе, главенствующая роль отводилась ком­мунистически воспитывающему принципу, когда огромное вни­мание уделялось идейной направленности учебного материала.

Такой же отпечаток накладывался на все остальные принципы. Вот цитата, выхваченная прямо из учебника: «Связь теории и прак­тики — одно из важнейших положений марксистско-ленинской теории познания». Самое интересное в этой идеологической зашоренности то, что умение пользоваться знаниями на практике всегда было важным постулатом дидактики и никогда не оспаривалось.

Поэтому правомерен вопрос: является ли число принципов обу­чения постоянным, замкнутым? Вот как на него отвечает видный польский педагог В.Оконь:

«На этот вопрос осторожный исследователь, предвидящий по­следующие, все возрастающие возможности, связанные с развитием процесса обучения, дает отрицательный ответ. Ведь известно, что наше познание неограниченно и, следовательно, можно предпо­ложить, что не все уже исследованные законы и закономерности, касающиеся процесса обучения, получили свое отражение в сле­дующих из этих законов и закономерностей нормах... и что со вре­менем мы можем узнать новые законы, управляющие обучением и требующие введения новых принципов».

Действительно, мы являемся свидетелями того, как инноваци­онные, интенсивные, компьютерные технологии врываются в об­разовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны. Повсеместная разработка и внедрение интеллектуальных, наукоемких технологий неизбежно приведет в недалеком будущем к созданию невиданного доселе мира — и тех­нического, и социального.

Вероятно, поэтому можно ожидать расширения перечня прин­ципов за счет введения положений праксеологического, социо­логического, общепедагогического и организационного характера.

В настоящее время в трудовом обучении число дидактических принципов относительно стабилизировалось. Мы уже говорили, что есть нормы организации учебного процесса, не подверженные конъюнктурным факторам, которые использова­лись и будут использоваться в трудовом обучении. Перечислим их:

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности знаний;

  • принцип доступности и посильности;

  • принцип сознательного и активного участия учащихся в про­цессе обучения;

  • принцип прочности знаний учащихся;

  • принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.

Специфика преподавания технологии в школе потребует от учи­теля интерпретации общих норм в обучении, потому добавим еще два важных, на наш взгляд, принципа:

  • принцип научности обучения;

  • принцип оперативности знаний учащихся.

Все эти руководящие положения, на основе которых необходи­мо будет строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. Проводя каждое конкретное занятие, следует одновременно учитывать тре­бования ряда дидактических принципов и создавать условия для комплексного осуществления.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ



Рассмотрим кратко особенности каждого принципа в трудовом обучении.

Принцип наглядности

Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» сформули­ровал «золотое правило» наглядного обучения, согласно которому в чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: «видимое — Для восприятия зрением, слышимое — слухом, запах — обоняни­ем, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять не­сколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...»

Правда, тот же Я. А. Коменский предупреждал, что чувствен­ное восприятие представляет собой лишь начальную ступень по­знания и следующий этап познания — абстрактное мышление.

Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. Ометодике их применения мы подробно поговорим позже, но интересно, что споры об исполь­зовании этого принципа шли еще со времен Эразма Роттердамского (1467— 1536). В педагогике известен термин «вербальное обу­чение», т.е. замена предметов обозначающими их словами. Так учи­ли, в частности, в иезуитских школах, когда ученики узнавали вначале слова и только после этого вещи. Фрэнсис Бэкон (1561 — 1620) сформулировал принцип наглядности так: вначале вещь, познанная сама по себе, и только потом уже говорение об этой вещи.

С тех пор дидактика заметно обогатилась, и мы сейчас исполь­зуем как преподносящий, так и поисковый характер обучения, учитывая психофизическое развитие учеников.

Известно, что младший школьный возраст (7—12 лет) харак­теризуется конкретно-образным мышлением. Дети получают воз­можность более глубоко овладеть материалом при осуществлении практической деятельности с применением наглядности, чем при обучении с помощью исключительно слова.

Наоборот, при обучении старших школьников на первый план выступает словесно-логическое мышление.

Эти обстоятельства должны обязательно учитываться при пре­подавании технологии с соблюдением двух важнейших дидак­тических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч.Куписевичу).

  1. Прямое изучение действительности, т. е. изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятель­ности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблю­дений и представлений, которые необходимы для понимания изучае­мой на уроке темы.

  2. Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует уме­ло руководить, т. е. обеспечить его системой соответствующих ука­заний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изу­чаемого предмета.

С психологической точки зрения различают предметную, изоб­разительную и словесную наглядности.

Предметная наглядность в технологии предполагает непосред­ственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т.д.), приемов работы и т.п.

Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебнонаглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учеб­ных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео- и кинофильмов.

Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления.

Таким образом, необходимо учесть, что даже рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению из процесса обучения слова (устного или письменного). В правиль­ном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков технологии.





Принцип систематичности и последовательности



Успех любой деятельности решающим образом зависит от сис­тематичности в работе по достижению поставленной цели. Осо­бенно это важно при трудовом обучении.

Принцип систематичности предполагает соблюдение строгой логики в обучении, с тем чтобы учащиеся последовательно овла­девали знаниями, умениями и навыками. Он требует, чтобы пере­ход к изучению нового материала осуществлялся лишь после того, как будет усвоен предшествующий материал. Характерно, что это дидактическое правило охватывает как классные занятия, так и внеклассную работу со школьниками. И хотя данный принцип на­ходит отражение в построении программ, учебной и методиче­ской литературы, учителю технологии целесообразно придержи­ваться следующих дидактических правил.

  1. При изучении конкретного раздела (например, технологии обра­ботки древесины) необходимо расчленить материал по урокам, ста­раясь сделать эти «порции» равномерными.

  2. Важным условием успешности в ознакомлении учащихся с новым материалом является предварительное определение достигнутого ими уровня знаний и систематическое использование этих знаний.

  3. Очень важно на каждом уроке установить его, так сказать, содержательный центр и на его фоне и в связи с ним представить систему практических действий, производных знаний и умений.

  4. С первых занятий технологией нужно приобщать учащихся к самостоятельной работе, стремясь создать ситуацию, когда они сами выясняют пробелы в своих знаниях и сами восполняют их.

И наконец, не правило, а совет, которого автор в своей педа­гогической деятельности придерживался как самого строгого пра­вила. Часто бывает, что при объяснении нового материала какой- то ученик не уяснил этот материал сразу. Все поняли, а он — нет. А время урока спрессовано, нужно идти дальше по плану. И все- таки делать этого нельзя! Если вы видите в школьнике личность, отнеситесь к нему с уважением, объясните еще раз, по-другому. Будет польза и для всех остальных, а главное, не будет пробела в последовательном фундаменте знаний у вашего ученика, не гово­ря уже о том, что такой проявленный между делом гуманизм не остается незамеченным детьми.

Следует отметить еще одну обязанность учителя технологии, связанную с правильным осуществлением принципа систематич­ности и последовательности. Этот принцип требует и от самого Учителя систематичной подготовки к занятиям, тщательного ана­лиза темыкаждого урока, осуществления постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения. При таком подходе боль­ше вероятности того, что работа будет действительно успешной.



Принцип доступности и посильности



Я.А. Коменский, который считал доступность материала та­ким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие дидактические правила.

  1. В обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.

В свете этого правила переход от понятной каждому мягкой проволоки к необходимости ее промежуточного отжига при про­тягивании через фильеры становится логическим мостиком и к лучшему уяснению свойств пластичности, и к термической обра­ботке металлов.

  1. В обучении следует переходить от легкого к более трудному.

Строгое соблюдение этого дидактического правила являетсязалогом успеха любой учебно-воспитательной работы независимо от уровня, на котором она ведется.

Предъявление к учащимся непосильных для них требований подрывает веру в собственные силы, снижает желание учиться, воздвигает серьезные психологические барьеры на пути достиже­ния учебных целей. Слишком низкий уровень требований отбивает интерес к учебе, не мобилизует усилия учащихся. Вот почему учи­тель должен хорошо знать своих учеников, должен интересоваться их работой, чтобы, объяснив причины возникающих трудностей, помочь их преодолеть.

  1. В обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному.

Здесь следует сделать оговорку. Переходя от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному, мы ни в коем случае не подразумеваем, что обучение нужно сделать лег­ким. Оно становится таковым для детей само, если учтены уровень развития учащихся, их возрастные и индивидуальные особенно­сти. Учитель технологии может, умело дозируя учебный материал, планомерно наращивать трудности в работе, последовательно при­учая учащихся к их преодолению.

  1. В процессе обучения нужно учитывать различия в скорости ин­дивидуальной работы и в продвинутости в учебе отдельных учащихся.

Заметим, что, к огромному сожалению, в школах за последние годы вырос процент школьников, нуждающихся в индивидуали­зации содержания и темпа обучения. Учителю технологии придет­ся сталкиваться с детьми, у которых нарушена координация дви­жений, ослаблено зрение или слух, затруднено восприятие. Где выход? В гуманистическом подходе к каждому ученику. Тот успех, который для способного ученика таковым может и не считаться, для ребенка с замедленным развитием — ступень в развитии. В изу­чениитехнологии не должно быть «планов» — должна быть цель: достижение возможных оптимальных результатов при обучении ре­ального школьника, наиболее полное раскрытие его способностей.



Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения



Это один из самых «молодых» принципов в дидактике. В те вре­мена, когда учитель в традиционной школе рассматривался в ка­честве «центральной фигуры», а от учеников нужно было лишь, чтобы «сидели тихо» и заучивали материал, такой принцип не ис­поведовался.

Справедливости ради надо сказать, что были периоды, когда выдвигались идеи максимального ограничения активности учите­ля на уроке в пользу инициативы и самостоятельности учеников при выполнении ими различных заданий. Хотя такой постулат и назывался «прогрессивистским», на деле он мог свести к нулю руководящую и направляющую роль учителя, что вряд ли про­грессивно.

Современные дидактические системы вводят принцип актив­ного и сознательного участия школьников в учебном процессе с целью выработки их активной жизненной позиции. В то же время делается акцент на вектор этой активности: как использовать ее для достижения поставленных целей и задач обучения, учитываю­щих как потребности общества, так и индивидуальные потребно­сти каждого ученика.

Разработка принципа сознательного и активного участия уча­щихся в процессе обучения технологии выработала ряд дидак­тических правил. Мы приводим лишь заслуживающие особо­го внимания.

  1. Учитель должен знать индивидуальные интересы учащихся и развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитыва­лись объективные потребности общества.

Следование этому правилу позволяет добиться осознания — прежде всего самим учеником — как общих, так и частных целей и задач обучения. Когда занятие по технологии строится интересно для школьника, а тема проекта выбирается им самостоятельно, то формируются ценностные мотивы в учебе, выступающие необхо­димым условием ее успешности. В результате программные цели становятся для учащихся как бы своими собственными.

  1. Учитель должен ставить учеников в ситуации, требующие от них умения анализировать.

В мире технических творческих задач, окружающих человека на каждом шагу, нет и не может быть полного перечня всех вариан­тов решений. Следовательно, поиск ответа в каждой отдельной си­туации сводится к сопоставлению, анализу, привлечению аналогий из уже имеющегося учебно-практического или бытового опыта, использованию различных теоретических знаний. Научить чему-ни­будь можно тогда, когда создаются ситуации, заставляющие уче­ников мыслить. Кроме всего прочего, опыт показывает, что удов­летворение от успеха, достигнутого за счет собственных усилий, способствует приобретению богатых, прочных и оперативных зна­ний.

  1. Учитель должен создать условия, содействующие приобщению учеников к коллективным формам работы.

Когда мы далее будем знакомиться с формами организации труда на занятиях технологии, обязательно пойдет разговор о групповой организации. Она формирует ряд важных для будущей жизни чело­веческих качеств. Во-первых, есть возможность объединения уча­щихся по принципу «генератор + аналитик». Учащиеся с раскре­пощенной фантазией, «быстрые на решение», способные к по­иску скоропалительных вариантов, будут сдерживаться более ос­новательными «тугодумами», способными критически, придир­чиво и трезво оценить, а затем принять или отвергнуть предло­женную идею.

При преподавании технологии очень важно развивать творче­ское групповое мышление. Оно предполагает выработку неожидан­ного взгляда на сложившуюся природу вещей, стремление к по­ниманию других и заинтересованности в их идеях. Коллективные формы работы воспитывают уважение к чужим мнениям и на­стойчивость в реализации своих. Сотрудничество в области реше­ния задач представляет очень ценное завоевание современной школьной дидактики. Человеку всегда приходится участвовать в распределении обязанностей, координации индивидуальных уси­лий, руководить самому и подчиняться распоряжениям других. То же, ставшее привычным в школе, в том числе на уроках техноло­гии, формирует определенные социально-нравственные нормы, готовит будущих членов общества.



Принцип прочности знаний учащихся



В нашем понимании, применительно к образовательной облас­ти «Технология», этот принцип важен не в прямом восприятии слова «прочен» как «вечен». Память человека избирательна: мы не запоминаем всего, а помним лишь то, что для нас особенно важ­но и интересно, да еще и часто повторяется. Видный психолог и педагог С.А.Рубинштейн утверждал, что запоминание и воспро­изведение во многом зависит от отношения личности к материалу. Кстати, психологи, уподобляющие нашу память кошельку, в ко­торый можно поместить только семь монет, оценивают объем ин­формации, воспринимаемой человеком за один раз, в семь «кус­ков». Причем есть два основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Именно последняя, оценивая информационную ценность, интересуется смыслом и отбирает все необходимое для будущего из кратковременной.

Есть старая притча про Эйнштейна и Эдисона. Приходит раз Эйнштейн к Эдисону, а тот жалуется: никак не может найти себе помощника. Эйнштейн спрашивает, а что должен уметь помощ­ник? Эдисон говорит: не уметь, я и сам все умею, а помнить он должен — все формулы по физике, все свойства металлов и тыся­чу еще всяких мелочей. К старости, говорит, память слабеть стала, вот и нужен такой помощник, чтобы, чуть что, мог сразу сказать. «Жаль, — говорит Эйнштейн, — не гожусь я к вам в помощники, ничего такого не помню. Но зачем, скажите на милость, все это помнить, когда есть справочники?» Самоесмешное, что у Эдисо­на в самом деле была феноменальная память, а о забывчивости Эйнштейна было сложено немало анекдотов...

Этот пример автор «припомнил» из своей книги «Технология творчества», чтобы высказать «крамольную» мысль. Можно приве­сти ряд дидактических правил для реализации принципа прочно­сти знаний: это и упражнения, нацеленные на закрепление про­работанного ранее материала, и частота его повторения, и систе­матизация, и опытная проверка — и все это так! Но в условиях нарастающих информационных потоков, информационной насы­щенности, если исходить из главной задачи «Технологии» — под­готовить к будущей трудовой деятельности — то, представляется, подходы к прочности знаний могут изменяться. Актуальна целе­направленная деятельность учителя технологии по выработке уме­ния поиска и нахождения нужной информации. Когда школьник с первых же занятий отсылается к справочной таблице и это стано­вится привычкой, нормой, у него вырабатывается ценный про­фессиональный навык. Тем более что в школе трудно предугадать, какие из знаний могут быть востребованы жизнью.



Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью



Введение в школьные программы образовательной области «Тех­нология» дало новую интерпретацию такому принципу. Ведь при трудовом обучении по технологии нет четкого деления уроков на чисто теоретические и чисто практические. Теоретический мате­риал распределяют между отдельными занятиями так, чтобы обес­печить непосредственный переход от изучения теоретических све­дений к практической деятельности. Таким образом, органическое единство вытекает из самого содержания разделов программы.

Что же касается связи обучения с жизнью, то здесь следует принимать во внимание следующее обстоятельство. Школа не долж­на обязательно готовить учащегося к определенной профессии — в изменившихся социально-экономических условиях эта профес­сия может быть не востребована. Гораздо важнее сформировать у школьников качества мобильности, умения гибко приспосабливаться к требованиям трудовой деятельности на различных рабочих мес­тах. Необходимо учесть, что отставание материально-техниче­ской базы трудового обучения отечественной школы от уровня современного производства ставит на передний план проблему правильного использования теоретических знаний в разнооб­разных практических ситуациях, а не использования конкрет­ных умений.

Разрабатываются новые технологические направления (биотех­нология, нанотехнология, инженерная генетика и др.). Школа не­избежно будет в этом плане позади. Но она должна соответствовать времени, честно подготавливая своих выпускников к реалиям жизни и вырабатывая у них такие качества, которые позволят им уверен­но занять в ней свое достойное место.



Принцип научности обучения



Предметная дисциплина «Технология» представляет собой мно­гостороннее сочетание самых различных технологических направ­лений. Но все они связаны с конкретными производственными процессами, со строго определенными техническими представле­ниями, отраженными в стандартах страны (и мира). Черчение для школьника и для инженера безраздельно руководствуется одними и теми же ГОСТами. Допуски, технические измерения, электрорадиотехнологии, языки программирования, экономические тер­мины — все это вписано в рамки, установленные тем или иным научным направлением, соответствует установкам Международной организации по стандартам (ИСО), отечественным нормативам.

Учитель технологии поставлен в ситуацию, когда, с одной сто­роны, он не может не учитывать возрастные особенности аудито­рии, а с другой — не должен отходить от принятых научных и технических определений. Это непросто, особенно если учесть, что сложные для восприятия детьми аспекты нужно научиться изла­гать, не выхолащивая научную ценность материала. Кроме того, школьники, подготавливаемые к жизни, должны владеть обще­принятой технической терминологией и общетехническими кате­гориями.

Грамотно использовать принцип научности в своей работе смо­жет только высококомпетентный профессионал. Именно такой специалист просто, понятно и доступно объяснит школьнику слож­ную технологическую ситуацию, найдя предельно доходчивые примеры. При этом нельзя допускать употребления изживших себя терминов или производственно-бытовой лексики.

Вот почему специфика профессиональной деятельности учите­ля технологии и предпринимательства требует политехнической подготовки, которая бы позволяла передать свои знания и умения учащимся при обучении основам наук в трудовом обучении и во внеклассной работе.



Принцип оперативности знаний учащихся



Оперативные знания играют в образовании современного че­ловека настолько важную роль, что необходима целенаправленная деятельность по обучению детей умениям пользоваться имеющи­мися знаниями. Это достигается полнее всего в проектной дея­тельности. Учащиеся должны планомерно и сознательно исполь­зовать приобретенные знания, а это требует от них как можно более полной самостоятельности мышления и деятельности. Школь­ники должны постигнуть новую для них ответственность перед са­мим собой, ответственность за собственное будущее.

Когда учащийся самостоятельно решает задачу, отличную от тех, что уже решал, он — в поиске. В результате приобретаются новые знания и умения — тогда учатся не «для школы, а для жиз­ни». Такие оперативные знания существенно отличаются от пас­сивного, книжного обучения. Появляются умения четко сформу­лировать задачу, проанализировать возможные варианты, само­стоятельно обосновать, а затем и выбрать оптимальное решение. Есть разные методики поиска решений творческих задач: от моз­гового штурма (брейнсторминга) до теории решения изобрета­тельских задач (ТРИЗ). В итоге приобретаются умения делать выво­ды, проводить доказательства и проверки, объединять эти рассуж­дения с практическими действиями. Это представляет собой необ­ходимые условия оперативности знаний.

Завершая рассказ о дидактических принципах, следует подчерк­нуть, что это — инструменты учителя технологии, позволяющие грамотно организовать современный учебный процесс для дости­жения поставленных целей.



Праксеология (греч. practikos — деятельный + logos — слово, понятие) — область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.