СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический и теоретический материал при подготовке к ЕГЭ по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактический и теоретический материал при подготовке к ЕГЭ по литературе»

Теоретический и дидактический материал при подготовке к ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ . Пронько Екатерина Николаевна- учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3.г.Ейск

Теоретический и дидактический материал при подготовке к ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ .

Пронько Екатерина Николаевна- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3.г.Ейск

Не секрет, что в последнее время учащиеся , старшеклассники читают мало и без особого желания, поэтому работа с текстами классических произведений на уроках всё чаще сводится к развёрнутому монологу учителя, изредка прерываемому репликами учащихся, в основном тех, кто прочитал произведение в сокращении . Решению этой проблемы, в некоторой степени, способствует материал, представленный в данной разработке дидактических материалов.

Не секрет, что в последнее время учащиеся , старшеклассники читают мало и без особого желания, поэтому работа с текстами классических произведений на уроках всё чаще сводится к развёрнутому монологу учителя, изредка прерываемому репликами учащихся, в основном тех, кто прочитал произведение в сокращении . Решению этой проблемы, в некоторой степени, способствует материал, представленный в данной разработке дидактических материалов.

Главная идея дидактического материала по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В материалах соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров литературы, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя .
  • Главная идея дидактического материала по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В материалах соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров литературы, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя .
Творческие задания, теоретический минимум, схематический анализ произведения обеспечивает литературное и художественное развитие ребёнка посредством самостоятельного общения с произведениями русской литературы через игру, творческие задания, анализ текстов, сопоставительной характеристики героев .Способствует формированию устойчивой внутренней мотивации к постижению, прочтению и изучению литературных произведений от фольклора до современной русской литературы.. Эта нетрадиционная форма работы из технологии развивающего обучения, которая даёт возможность подключить к теоретическому потенциалу учителя эмоциональное восприятие, оценочную характеристику, а этого будет достаточно, чтобы объединить мысль и чувства, пойти в верном направлении при анализе сюжета, композиции, поступков героев.
  • Творческие задания, теоретический минимум, схематический анализ произведения обеспечивает литературное и художественное развитие ребёнка посредством самостоятельного общения с произведениями русской литературы через игру, творческие задания, анализ текстов, сопоставительной характеристики героев .Способствует формированию устойчивой внутренней мотивации к постижению, прочтению и изучению литературных произведений от фольклора до современной русской литературы.. Эта нетрадиционная форма работы из технологии развивающего обучения, которая даёт возможность подключить к теоретическому потенциалу учителя эмоциональное восприятие, оценочную характеристику, а этого будет достаточно, чтобы объединить мысль и чувства, пойти в верном направлении при анализе сюжета, композиции, поступков героев.
Работа содержит информацию по теории и истории литературы, краткую характеристику биографий писателей, описание жизни и творчества поэтов различных направлений, а также анализ основных произведений ( в соответствии с кодификатором ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ). Материал предназначен учащимся, которые планируют сдавать ЕГЭ по литературе, учителям школ. Данный материал поможет при подготовке к отдельным темам по русской литературе, сдаче единого государственного экзамена. Лучшая подготовка к ЕГЭ по литературе – это последовательная отработка заданий, расположенных от простого к сложному. Чтобы ее осуществить, необходимо проанализировать каждый из 17 вопросов, которые представлены в КИМЕ.
  • Работа содержит информацию по теории и истории литературы, краткую характеристику биографий писателей, описание жизни и творчества поэтов различных направлений, а также анализ основных произведений ( в соответствии с кодификатором ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ).
  • Материал предназначен учащимся, которые планируют сдавать ЕГЭ по литературе, учителям школ.
  • Данный материал поможет при подготовке к отдельным темам по русской литературе, сдаче единого государственного экзамена.
  • Лучшая подготовка к ЕГЭ по литературе – это последовательная отработка заданий, расположенных от простого к сложному. Чтобы ее осуществить, необходимо проанализировать каждый из 17 вопросов, которые представлены в КИМЕ.
Список художественных произведений при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Список художественных произведений при подготовке к ЕГЭ по литературе.

СТРУКТУРА ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

  • Три основные части
  • Первая часть. Фрагмент текста из драматического или эпического произведения. Т .е. отрывок из пьесы или прозаического произведения. После чтения следует выполнить три задания, относящиеся к приведенному фрагменту.
  • 1)  Тест , который состоит  из 7 вопросов (задания 1-7)
  • 2)  Минисочинение до 10 предложений с ответом на конкретный вопрос по предложенному тексту (задание 8) .
  • 3)  Минисочинение до 10 предложений с ответом на вопрос о сравнении предложенного произведения с двумя другими образцами русской классической литературы  про определенному критерию ( задание 9 )
  • 2. Вторая часть экзамена. Лирическое произведение (т.е. стихотворение) (или отрывок из  лироэпоса (т.е. поэмы)).
  • Во второй части нужно выполнить такие же задания, как и в первой части.
  • 1)  Тест, который состоит из 5 вопросов (задания 10-14)
  • 2)  Минисочинение до 10 предложений с ответом на конкретный вопрос по предложенному стихотворению (задание 15)
  • 3)  Минисочинение до 10 предложений с ответом на вопрос о сравнении с другими лирическими произведениями (задание 16)
  • 3. Третья часть – большое сочинение на одну из четырех тем по выбору ученика (задание 17)

Секреты и советы при подготовке к ЕГЭ по литературе.

  • Теория по литературе. Литературоведческие термины. Особенности стихосложения. Чтобы запомнить все эти понятия необходимо: прочитать определение вслух, записать его ручкой на бумаге, проговаривая вслух, прочитать еще раз. Потом повторить через 15 минут, через час. Необходимо вести записи, конспекты.
  • Литературные произведения необходимо читать!!!! Краткое содержание, пересказ не раскроют всех особенностей , которые автор использует в своем творении.
  • Для полного понимания книги необходимо обратиться к литературной критике.
  • Дневник литературного чтения. Чтобы запомнить стихи и произведения одной тематики и стилистики, нужно вести записи, где будут сохраняться названия, авторы и суть прочитанных произведений.
  • Начинать подготовку необходимо заранее, не стоит до поздна сидеть, нервничать и переживать. Все в ваших руках.
  • Решайте задания, по 1 КИМУ в день. определите сколько времени нужно на каждое задание. Не пытайтесь выполнить все задания на время. Вы можете не соблюдать последовательность. Но запомните!!!! Выполнить необходимо все задания!
Теоретический материал.   Художественная литература - искусство слова. Художественный образ. Историко-литературный процесс Литературные направления. Роды литературы. Литературные жанры. Структура художественного произведения.

Теоретический материал.

  • Художественная литература - искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Историко-литературный процесс
  • Литературные направления.
  • Роды литературы.
  • Литературные жанры.
  • Структура художественного произведения.
Практические задания. в данных материалах представлены образцы карточек с разноуровневыми заданиями, которые можно применять как на обычных уроках в качестве индивидуальной работы с учащимися, так и на специальных уроках контроля или обобщения знаний. Задания первого уровня подразумевают проверку знаний учащихся текста художественного произведения. Вопросы и задания второго уровня ориентированы на применения учениками знаний теории литературы, идейно-тематическое осмысление прочитанного произведения, его художественных и композиционных особенностей. Отвечая на задания третьего уровня, школьники проявляют свои творческие способности

Практические задания.

в данных материалах представлены образцы карточек с разноуровневыми заданиями, которые можно применять как на обычных уроках в качестве индивидуальной работы с учащимися, так и на специальных уроках контроля или обобщения знаний. Задания первого уровня подразумевают проверку знаний учащихся текста художественного произведения. Вопросы и задания второго уровня ориентированы на применения учениками знаний теории литературы, идейно-тематическое осмысление прочитанного произведения, его художественных и композиционных особенностей. Отвечая на задания третьего уровня, школьники проявляют свои творческие способности

Карточка №1 Найдите художественные образы в произведениях русской литературы . «Горе от ума» «Отцы и дети». «Война и мир» Художественный образ Люди Пример   Природа   Пространство   Время Предметы    

Карточка №1 Найдите художественные образы в произведениях русской литературы .

  • «Горе от ума»
  • «Отцы и дети».
  • «Война и мир»

Художественный образ

Люди

Пример

 

Природа

 

Пространство

 

Время

Предметы

 

 

  • 1.Литературное направление 17- 18 вв., основанное на подражании античным образцам.
  • 2. Примером какого литературного направления является произведение Н. Карамзина «Бедная Лиза»?
  • 3. Примером какого направления является комедия Д. Фонвизина «Недоросль»?
  • 4. Направление в литературе и искусстве 19 в., ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
  • 5.Для какого литературного направления характерны порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности, а также идея двоемирия.
  • 6. Для этого направления характерны следующие признаки:
  • - герои чётко делятся на положительных и отрицательных;
  • - порок всегда наказан, а добро торжествует;
  • - принцип трёх единств: времени, места, действия.
  • 7. Направление, для которого главным является чувство, переживание простого человека, а не великие идеи.
  • 8. В чем заключается основной конфликт романтического произведения?
  • 1) между классами
  • 2) между положительным и отрицательным героями
  • 3) между личностью и обществом
  • 9.Исторические предпосылки возникновения романтизма в России:
  • 1) Великая французская революция
  • 2) Отечественная война 1812 года
  • 3) отмена крепостного права
  • 4) восстание декабристов
  • 10. Выстройте в хронологическом порядке:
  • Сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм, символизм.
Соотнесите имена представителей с нужным направлением. 1) романтизм2) сентиментализм3) классицизм4) реализм Н. Гоголь Д.Г.Байрон Ж. Б. Мольер В.Жуковский Ф.Достоевский И.Тургенев Н.Некрасов М. Лермонтов М. ЛомоносовФ. Тютчев Л.Толстой А. Пушкин
  • Соотнесите имена представителей с нужным направлением.
  • 1) романтизм2) сентиментализм3) классицизм4) реализм
  • Н. Гоголь Д.Г.Байрон Ж. Б. Мольер В.Жуковский Ф.Достоевский И.Тургенев Н.Некрасов М. Лермонтов М. ЛомоносовФ. Тютчев Л.Толстой А. Пушкин
Определите художественно-выразительное средство. Пример из литературного произведения. Художественное Под нами с грохототом чугунным  Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет) средство.   Выезжает из села да добрый молодец ,  Старый казак да Илья Муромец... (Былина

Определите художественно-выразительное средство.

Пример из литературного произведения.

Художественное

Под нами с грохототом чугунным Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет)

средство.

 

Выезжает из села да добрый молодец , Старый казак да Илья Муромец... (Былина "Три поездки Ильи Муромца")

 

Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин)

 

 

 

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым . Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)

 

 

 

Никнет трава от жалости , а дерево с горем к земле приклонилось . ("Слово о полку Игореве")

 

 

 

 

.  В экзаменационной версии к каждому из художественных текстов относятся 2 задания, требующие написания развернутого ответа в объеме 5-10 предложений:  1 . Как автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного взгляда на героев или события? 2. Что сближает «Слово…» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость? 3. В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте) 4. Почему главные герои пьесы Фонвизина носят столь «недворянскую» фамилию: Простаковы, и в каких произведениях русской литературы авторы используют «говорящие» фамилии в качестве средства характеристики героев?  5. Какие основные темы пьесы «Недоросль» нашли продолжение и развитие в русской литературе XIX века? Укажите авторов и пр-ния.

. В экзаменационной версии к каждому из художественных текстов относятся 2 задания, требующие написания развернутого ответа в объеме 5-10 предложений:

  • 1 . Как автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного взгляда на героев или события?
  • 2. Что сближает «Слово…» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость?
  • 3. В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте)
  • 4. Почему главные герои пьесы Фонвизина носят столь «недворянскую» фамилию: Простаковы, и в каких произведениях русской литературы авторы используют «говорящие» фамилии в качестве средства характеристики героев?
  • 5. Какие основные темы пьесы «Недоросль» нашли продолжение и развитие в русской литературе XIX века? Укажите авторов и пр-ния.
Назовите героев произведения, автора, название, жанр и род литературы..Дайте им характеристику и определите их место в произведении.

Назовите героев произведения, автора, название, жанр и род литературы..Дайте им характеристику и определите их место в произведении.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру
  • Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру
ОГЭ — 2021. ЛИТЕРАТУРА. ИЗМЕНЕНИЯ. В структуре вариантов ОГЭ по литературе в 2021 году произошли  значительные изменения. Рассмотрим, каковы изменения в структуре варианта на ОГЭ. Если в 2020 г. учащийся выбирал  один из двух блоков  вопросов — по прозе, драматургии  ИЛИ  по поэзии, то в 2021 он должен будет выбрать не блок, а  сами задания , которые будут и по прозе, и по лирике. (Поэтому нужно готовиться и по прозе, и лирике.) Заданий стало больше –  5  (было 4). Появилось новое задание (2.1. или 2.2.), требующее анализа  самостоятельно выбранного фрагмента  предложенного произведения в заданном направлении. В связи с существенными структурными и содержательными изменениями части 1 введена  новая нумерация заданий. Изменения  не коснулись 2-ой части. Количество баллов  увеличилось с  39 до 45.
  • ОГЭ — 2021. ЛИТЕРАТУРА. ИЗМЕНЕНИЯ.
  • В структуре вариантов ОГЭ по литературе в 2021 году произошли  значительные изменения.
  • Рассмотрим, каковы изменения в структуре варианта на ОГЭ.
  • Если в 2020 г. учащийся выбирал  один из двух блоков  вопросов — по прозе, драматургии  ИЛИ  по поэзии, то в 2021 он должен будет выбрать не блок, а  сами задания , которые будут и по прозе, и по лирике. (Поэтому нужно готовиться и по прозе, и лирике.)
  • Заданий стало больше –  (было 4).
  • Появилось новое задание (2.1. или 2.2.), требующее анализа  самостоятельно выбранного фрагмента  предложенного произведения в заданном направлении.
  • В связи с существенными структурными и содержательными изменениями части 1 введена  новая нумерация заданий.
  • Изменения  не коснулись 2-ой части.
  • Количество баллов  увеличилось с  39 до 45.
  • Изменений  в заданиях, критериях оценивания в 2021 году почти  НЕТ.
  • Исключение составляет задание 7.
  • В текст с пропуском двух слов требуется  вписать два литературоведческих термина  (или литературных факта).
  • Сравним.
  • Задание 7.
  • 2020
  • Приведённый фрагмент представляет собой разговор Кабановой с сыном.  Каким термином  обозначают обмен репликами между персонажами?
  •  
  • 2021
  • Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами.
  • В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
  • Приведённый фрагмент представляет собой напряжённый ______________ между персонажами, по-своему отражающий глубокий, непримиримый ______________ двух поколений.
  • Вывод:  в ответе необходим написать  ДВА термина  без пробела.
  •   Задание 8.
  • Данное задание  НЕ  изменено, лишь несколько иначе сформулировано.
  • Сравним.
  • 2020 г.
  • Как называется персонаж стихотворения, выступающий в тексте от первого лица  («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?
  • 2021 г.
  • Как называется лицо, чьи мысли и переживания отражены в стихотворении  («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?
  •  
  • Таким образом , изменений в 2021 году практически  нет.