Просмотр содержимого документа
«Дидактический и теоретический материал при подготовке к ЕГЭ по литературе»
Теоретический и дидактический материал при подготовке к ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ .
Пронько Екатерина Николаевна- учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3.г.Ейск
Не секрет, что в последнее время учащиеся , старшеклассники читают мало и без особого желания, поэтому работа с текстами классических произведений на уроках всё чаще сводится к развёрнутому монологу учителя, изредка прерываемому репликами учащихся, в основном тех, кто прочитал произведение в сокращении . Решению этой проблемы, в некоторой степени, способствует материал, представленный в данной разработке дидактических материалов.
- Главная идея дидактического материала по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В материалах соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров литературы, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя .
- Творческие задания, теоретический минимум, схематический анализ произведения обеспечивает литературное и художественное развитие ребёнка посредством самостоятельного общения с произведениями русской литературы через игру, творческие задания, анализ текстов, сопоставительной характеристики героев .Способствует формированию устойчивой внутренней мотивации к постижению, прочтению и изучению литературных произведений от фольклора до современной русской литературы.. Эта нетрадиционная форма работы из технологии развивающего обучения, которая даёт возможность подключить к теоретическому потенциалу учителя эмоциональное восприятие, оценочную характеристику, а этого будет достаточно, чтобы объединить мысль и чувства, пойти в верном направлении при анализе сюжета, композиции, поступков героев.
- Работа содержит информацию по теории и истории литературы, краткую характеристику биографий писателей, описание жизни и творчества поэтов различных направлений, а также анализ основных произведений ( в соответствии с кодификатором ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ).
- Материал предназначен учащимся, которые планируют сдавать ЕГЭ по литературе, учителям школ.
- Данный материал поможет при подготовке к отдельным темам по русской литературе, сдаче единого государственного экзамена.
- Лучшая подготовка к ЕГЭ по литературе – это последовательная отработка заданий, расположенных от простого к сложному. Чтобы ее осуществить, необходимо проанализировать каждый из 17 вопросов, которые представлены в КИМЕ.
Список художественных произведений при подготовке к ЕГЭ по литературе.
СТРУКТУРА ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
- Три основные части
- Первая часть. Фрагмент текста из драматического или эпического произведения. Т .е. отрывок из пьесы или прозаического произведения. После чтения следует выполнить три задания, относящиеся к приведенному фрагменту.
- 1) Тест , который состоит из 7 вопросов (задания 1-7)
- 2) Минисочинение до 10 предложений с ответом на конкретный вопрос по предложенному тексту (задание 8) .
- 3) Минисочинение до 10 предложений с ответом на вопрос о сравнении предложенного произведения с двумя другими образцами русской классической литературы про определенному критерию ( задание 9 )
- 2. Вторая часть экзамена. Лирическое произведение (т.е. стихотворение) (или отрывок из лироэпоса (т.е. поэмы)).
- Во второй части нужно выполнить такие же задания, как и в первой части.
- 1) Тест, который состоит из 5 вопросов (задания 10-14)
- 2) Минисочинение до 10 предложений с ответом на конкретный вопрос по предложенному стихотворению (задание 15)
- 3) Минисочинение до 10 предложений с ответом на вопрос о сравнении с другими лирическими произведениями (задание 16)
- 3. Третья часть – большое сочинение на одну из четырех тем по выбору ученика (задание 17)
Секреты и советы при подготовке к ЕГЭ по литературе.
- Теория по литературе. Литературоведческие термины. Особенности стихосложения. Чтобы запомнить все эти понятия необходимо: прочитать определение вслух, записать его ручкой на бумаге, проговаривая вслух, прочитать еще раз. Потом повторить через 15 минут, через час. Необходимо вести записи, конспекты.
- Литературные произведения необходимо читать!!!! Краткое содержание, пересказ не раскроют всех особенностей , которые автор использует в своем творении.
- Для полного понимания книги необходимо обратиться к литературной критике.
- Дневник литературного чтения. Чтобы запомнить стихи и произведения одной тематики и стилистики, нужно вести записи, где будут сохраняться названия, авторы и суть прочитанных произведений.
- Начинать подготовку необходимо заранее, не стоит до поздна сидеть, нервничать и переживать. Все в ваших руках.
- Решайте задания, по 1 КИМУ в день. определите сколько времени нужно на каждое задание. Не пытайтесь выполнить все задания на время. Вы можете не соблюдать последовательность. Но запомните!!!! Выполнить необходимо все задания!
Теоретический материал.
- Художественная литература - искусство слова.
- Художественный образ.
- Историко-литературный процесс
- Литературные направления.
- Роды литературы.
- Литературные жанры.
- Структура художественного произведения.
Практические задания.
в данных материалах представлены образцы карточек с разноуровневыми заданиями, которые можно применять как на обычных уроках в качестве индивидуальной работы с учащимися, так и на специальных уроках контроля или обобщения знаний. Задания первого уровня подразумевают проверку знаний учащихся текста художественного произведения. Вопросы и задания второго уровня ориентированы на применения учениками знаний теории литературы, идейно-тематическое осмысление прочитанного произведения, его художественных и композиционных особенностей. Отвечая на задания третьего уровня, школьники проявляют свои творческие способности
Карточка №1 Найдите художественные образы в произведениях русской литературы .
- «Горе от ума»
- «Отцы и дети».
- «Война и мир»
Художественный образ
Люди
Пример
Природа
Пространство
Время
Предметы
- 1.Литературное направление 17- 18 вв., основанное на подражании античным образцам.
- 2. Примером какого литературного направления является произведение Н. Карамзина «Бедная Лиза»?
- 3. Примером какого направления является комедия Д. Фонвизина «Недоросль»?
- 4. Направление в литературе и искусстве 19 в., ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
- 5.Для какого литературного направления характерны порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности, а также идея двоемирия.
- 6. Для этого направления характерны следующие признаки:
- - герои чётко делятся на положительных и отрицательных;
- - порок всегда наказан, а добро торжествует;
- - принцип трёх единств: времени, места, действия.
- 7. Направление, для которого главным является чувство, переживание простого человека, а не великие идеи.
- 8. В чем заключается основной конфликт романтического произведения?
- 1) между классами
- 2) между положительным и отрицательным героями
- 3) между личностью и обществом
- 9.Исторические предпосылки возникновения романтизма в России:
- 1) Великая французская революция
- 2) Отечественная война 1812 года
- 3) отмена крепостного права
- 4) восстание декабристов
- 10. Выстройте в хронологическом порядке:
- Сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм, символизм.
- Соотнесите имена представителей с нужным направлением.
- 1) романтизм2) сентиментализм3) классицизм4) реализм
- Н. Гоголь Д.Г.Байрон Ж. Б. Мольер В.Жуковский Ф.Достоевский И.Тургенев Н.Некрасов М. Лермонтов М. ЛомоносовФ. Тютчев Л.Толстой А. Пушкин
Определите художественно-выразительное средство.
Пример из литературного произведения.
Художественное
Под нами с грохототом чугунным Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет)
средство.
Выезжает из села да добрый молодец , Старый казак да Илья Муромец... (Былина "Три поездки Ильи Муромца")
Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин)
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым . Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)
Никнет трава от жалости , а дерево с горем к земле приклонилось . ("Слово о полку Игореве")
. В экзаменационной версии к каждому из художественных текстов относятся 2 задания, требующие написания развернутого ответа в объеме 5-10 предложений:
- 1 . Как автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного взгляда на героев или события?
- 2. Что сближает «Слово…» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость?
- 3. В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте)
- 4. Почему главные герои пьесы Фонвизина носят столь «недворянскую» фамилию: Простаковы, и в каких произведениях русской литературы авторы используют «говорящие» фамилии в качестве средства характеристики героев?
- 5. Какие основные темы пьесы «Недоросль» нашли продолжение и развитие в русской литературе XIX века? Укажите авторов и пр-ния.
Назовите героев произведения, автора, название, жанр и род литературы..Дайте им характеристику и определите их место в произведении.
- Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру
- ОГЭ — 2021. ЛИТЕРАТУРА. ИЗМЕНЕНИЯ.
- В структуре вариантов ОГЭ по литературе в 2021 году произошли значительные изменения.
- Рассмотрим, каковы изменения в структуре варианта на ОГЭ.
- Если в 2020 г. учащийся выбирал один из двух блоков вопросов — по прозе, драматургии ИЛИ по поэзии, то в 2021 он должен будет выбрать не блок, а сами задания , которые будут и по прозе, и по лирике. (Поэтому нужно готовиться и по прозе, и лирике.)
- Заданий стало больше – 5 (было 4).
- Появилось новое задание (2.1. или 2.2.), требующее анализа самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения в заданном направлении.
- В связи с существенными структурными и содержательными изменениями части 1 введена новая нумерация заданий.
- Изменения не коснулись 2-ой части.
- Количество баллов увеличилось с 39 до 45.
- Изменений в заданиях, критериях оценивания в 2021 году почти НЕТ.
- Исключение составляет задание 7.
- В текст с пропуском двух слов требуется вписать два литературоведческих термина (или литературных факта).
- Сравним.
- Задание 7.
- 2020
- Приведённый фрагмент представляет собой разговор Кабановой с сыном. Каким термином обозначают обмен репликами между персонажами?
-
- 2021
- Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами.
- В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
- Приведённый фрагмент представляет собой напряжённый ______________ между персонажами, по-своему отражающий глубокий, непримиримый ______________ двух поколений.
- Вывод: в ответе необходим написать ДВА термина без пробела.
- Задание 8.
- Данное задание НЕ изменено, лишь несколько иначе сформулировано.
- Сравним.
- 2020 г.
- Как называется персонаж стихотворения, выступающий в тексте от первого лица («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?
- 2021 г.
- Как называется лицо, чьи мысли и переживания отражены в стихотворении («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?
-
- Таким образом , изменений в 2021 году практически нет.