СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический игры на уроках химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая деятельность позволяет интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, формирование  и развитие умений и навыков в ходе изучения химии. Положительные эмоции, которые возникают у учеников в процессе дидактических игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных, интеллектуальных, организованных и практических умений.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический игры на уроках химии.»

Копылова Татьяна Ивановна

Дидактические игры на уроках химии

Учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

Приведу примеры познавательных игр, которые применяю на практике:

1) Игры-упражнения. Их используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

Пример: «Третий лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (вещества одного класса) одно случайно попавшее не в тот список;

2) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру оксиды, названия которых вперемежку с веществами других классов, встречаются по ходу рассказа учителя;

3) Игры-соревнования. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов;

4) Сюжетно-ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующими определенными задачами, поставленными учителем. Это «Пресс – конференция», «Круглый стол». Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, ученого, археолога. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

5) Познавательные игры-путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания.

Игровая деятельность позволяет интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, формирование и развитие умений и навыков в ходе изучения химии. Положительные эмоции, которые возникают у учеников в процессе дидактических игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных, интеллектуальных, организованных и практических умений.

Игра «Шифровщик»

В эту игру можно играть командой, можно и одному.

Правила игры: каждому участнику выдается задание, которое состоит из зашифрованных химических терминов. Необходимо их расшифровать и назвать. Можно предложить ребятам самим составить подобные «шифровки».

  1. Если в состоящем из 13 букв групповом названии углеводородов, в молекулах которых циклы построены только из углеродных атомов, соединенных между собой простыми связями, пронумеровать буквы, то из 7, 10, 2, 4, 2, 10-й букв образуется название простейшего представителя ароматических аминов; из 1, 2, 10, 3-й букв – название металла, который в кислотах и щелочах растворяется с выделением водорода; из 2, 5, 10, 11- букв – название положительно или отрицательно заряженных частиц; из 3, 7, 6, 8, 5, 10-й букв – название синтетического волокна, получаемого из капролактама; а из 5, 6, 7, 4-й букв – название одного из ювелирных камней.

(Подсказка: Ц И К Л О П А Р А Ф И Н Ы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Анилин, цинк, ионы, капрон, опал).

  1. Если в термине, состоящем из 12 букв, обозначающем класс органических веществ, обладающих основными и кислотными свойствами, пронумеровать буквы, то из 1, 2, 3, 4, 12-й букв можно получить название класса, вещества которого имеют характерный запах, напоминающий запах аммиака; 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 буквы составляет название химических веществ с активным протоном водорода; 8, 5, 9, 7 – образуют название химических веществ, которые образуются в реакции нейтрализации; 1, 4, 3, 9, 7, 4 – образуют название простейшего представителя ароматических аминов.

(Подсказка: А М И Н О К И С Л О Т Ы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Амины, кислоты, соли, анилин).

Игра «Химические термины»

Цель игры: закрепить знания важнейших органических понятий и расширить кругозор учащихся.

Правила игры: ведущий называет слово, состоящее из 4-х различных букв, например АМИН. Играющие записывают это слово в таблицу так, чтобы в каждой графе находилось по одной букве, ниже которой участники игры записывают по 5 химических терминов, начинающихся с данной буквы:

А

М

И

Н

  1. Аланин

  2. Арены

  3. Аминокислота

  4. Алкан

  5. Алкен

  1. Мазут

  2. Метан

  3. Мальтоза

  4. Метионин

  5. Молочная кислота

  1. Инсулин

  2. Индиго

  3. Изомер

  4. Изолейцин

  5. Изотропия

  1. Нуклеотид

  2. Нонан

  3. Норадреналин

  4. Нуклеиновые кислоты

  5. Нитробензол

Выигрывает тот, кто быстрее напишет все слова, или кто напишет больше слов за определенное время.

Приготовление клея из белков

Дома или в школьной лаборатории можно приготовить настоящий белковый клей – казеиновый, которым пользуются по сей день, несмотря на обилие синтетических клеев. Казеин – это основа творога, а если так, то клей мы будем делать из молока, а точнее, из его белковых веществ.

Отфильтруйте простоквашу от сыворотки. То, что осталось на фильтре, несколько раз помойте водой, чтобы удалить растворимые примеси, и высушите. Потом промойте полученную массу бензином и высушите вновь; это нужно для того, чтобы избавиться от молочного жира (он растворяется в бензине). Когда масса станет совсем сухой, измельчите её в ступке – получится порошок казеина.

Сделать из него клей совсем просто – смешать порошок с нашатырным спиртом и водой в отношении 1:1:3. Конечно, вы захотите испытать клей. Попробуйте склеить им какие-нибудь деревянные или керамические предметы, потому что для этих материалов казеиновый клей особенно хорош.

Занимательная викторина

  1. Почему крапива жжется?

(Из надломленных волосков выбрызгивается муравьиная кислота).

  1. Какое топливо заправляют в самолеты?

(Керосин).

  1. Какой спирт хорошо смягчает кожу рук?

(Глицерин).

  1. Что вам известно о болотных огнях?

(«Болотные огни», или блуждающие огни, появляются на болотах или кладбищах, где при гниении органических веществ выделяются горючие газы, в основе которых силан, метан, фосфины).

  1. Какой галоген медикам «служит» и с крахмалом дружит?

(Йод).

  1. Что называют «виноградным сахаром» и что «фруктовым»?

(Глюкоза, фруктоза).

  1. Какой спирт вызывает гибель зрительного нерва и повреждает сетчатку глаза?

(Метанол или метиловый спирт).

  1. Имеет ли запах природный газ?

(Нет, чистый природный газ – без запаха; в целях безопасности (чтобы почувствовать утечку) к нему добавляют различные пахнущие присадки).

  1. Почему мороженый картофель имеет сладкий привкус?

(На морозе крахмал, образовавшийся в картофеле в результате фотосинтеза, частично превращается в сахар. Аналогичные процессы в других растениях при их подготовке к зиме).

Загадки

Я бел, как снег,

В чести у всех,

Я нравлюсь вам

Во вред зубам.

(Сахар).

Для вас известный полимер.

Мною пользуетесь без проблем.

Дешев достаточно, и что ж?

Зато я на стекло похож.

Алкен известный мне родня.

Ну что, узнали вы меня?

(Полиэтилен).

Меня любят взрослые и дети. Самая сладкая я на свете.

Углевод двухмерный я,

Назовите-ка меня!

(Сахароза).

В потемках родится

С огнем помирает.

(Свеча).

Мы - органические вещества,

На кухне нас зовут масла,

К эфирным сложным относи

И быстро класс наш назови.

(Жиры).

В курином яйце найдете меня без проблем,

И как меня зовут давно известно всем.

Аминокислотам я жизнь обязан,

Пептидными связями весь перевязан.

(Белок).

Мы – очень важные кислоты,

В клетках много нам работы:

За потомство отвечаем,

Синтез белка осуществляем.

(Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК).

Я не горюю, а горю,

И воду вам я подарю,

Пусть будет дождь, и снег, и град

Я напоить природу рад.

(Водород)

Когда пирит в печи горит,

То в горле от меня першит.

А мой гидрат планете всей

Грозит кислотностью дождей.

(Диоксид серы)

Я растворю любой металл.

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой…

Когда сама я растворяюсь

В воде, то сильно нагреваюсь.

(Серная кислота)

Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой станет кислотой.

(Фосфор)

Я в кислороде очень жарко горю, используюсь при сварке.

(Ацитилен НС≡СН).

Я – моносахарид,

Я – альдегидоспирт.

«Жизненных» сил организму прибавляю.

И от недугов многих избавлю.

Посеребрю пробирку я,

Гексозы все – моя родня.

(Глюкоза).

Мы, если за руки возьмемся,-

Белком первичным назовемся.

(Аминокислоты).

Три класса органических веществ

Всегда в продуктах наших есть.

(Белки, жиры, углеводы).

У вас приятная постель,

И мама варит вам кисель.

И здесь, и там участник – я,

Картофель, кукуруза – мне друзья.

(Крахмал).

Я – слезы гевеи бразильской,

Но, главное, я –полимер.

И пусть я достаточно липкий,

Все пользуются мной без проблем.

Я – предок резины известный.

Мы с серой – родители ей.

А что у машины есть шины,

Заслуга моя и людей.

(Каучук).

Я бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал.

(Сахар).

Я коварный поджигатель

Вы огня хотите - нате!

Я всесильный окислитель

(Если только дров дадите).

(Кислород)

Вы со мною уже встречались -

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду.

(Водород)

Чтоб появиться я сумел,

Прокаливают белый мел.

меня дает огонь в печи

И пламя маленькой свечи.

И стоит только сделать вздох,

Чтоб я на свет явиться мог.

Я в газированной воде,

Я в хлебе, в соде…Я везде.

(Диоксид углерода - углекислый газ)

Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат.

(Азот)

Сказки-загадки.

1. Лежа дома на диване,

Про гидролиз думал Ваня.

«Сколько в мире, - думал Ваня, -

Есть кислот и оснований!

Например, вода морей -

Это ведь раствор солей.

Где-то я читал когда-то:

Там хлориды и сульфаты…

И соляной там, и серной

Кислоты полно, наверно:

Ведь вчера прошли мы в школе,

Что в воде идет гидролиз!...

И зачем себе на горе

Люди в отпуск едут к морю?

Если долго там купаться,

Можно без трусов остаться:

Ткань любую без труда

Растворяет кислота»…

Ванин слушая рассказ,

Целый час смеялся класс.

Что сказал ему учитель?

Догадайтесь, объясните.

2. Брат с сестрою, Галя с Геной

Проходили галогены.

Дома брат кричит сестренке:

«Суп несолон! Где солонка?»

Отвечает брату Галя:

«В школе нам вчера сказали,

Галогены - это яды!

Соль в солонке, помнить надо,

Это натрия хлорид

(Галя брату говорит), -

Значит, в соли много хлора

И отравишься ты скоро»…

Все мы знаем, несомненно,

Что сестре ответил Гена.

3. Простое вещество А активно реагирует с водой, образуя вещество Б и газ В. Реагируя с соляной кислотой, вещество А тоже выделяет газ В; вещество Б с кислотой образует соль, окрашивающую пламя в кирпично-красный цвет. Назовите вещества А, Б, В и запишите уравнения соответствующих реакций.