Копылова Татьяна Ивановна
Дидактические игры на уроках химии
Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Приведу примеры познавательных игр, которые применяю на практике:
1) Игры-упражнения. Их используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Пример: «Третий лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (вещества одного класса) одно случайно попавшее не в тот список;
2) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру оксиды, названия которых вперемежку с веществами других классов, встречаются по ходу рассказа учителя;
3) Игры-соревнования. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов;
4) Сюжетно-ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующими определенными задачами, поставленными учителем. Это «Пресс – конференция», «Круглый стол». Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, ученого, археолога. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
5) Познавательные игры-путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания.
Игровая деятельность позволяет интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, формирование и развитие умений и навыков в ходе изучения химии. Положительные эмоции, которые возникают у учеников в процессе дидактических игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных, интеллектуальных, организованных и практических умений.
Игра «Шифровщик»
В эту игру можно играть командой, можно и одному.
Правила игры: каждому участнику выдается задание, которое состоит из зашифрованных химических терминов. Необходимо их расшифровать и назвать. Можно предложить ребятам самим составить подобные «шифровки».
Если в состоящем из 13 букв групповом названии углеводородов, в молекулах которых циклы построены только из углеродных атомов, соединенных между собой простыми связями, пронумеровать буквы, то из 7, 10, 2, 4, 2, 10-й букв образуется название простейшего представителя ароматических аминов; из 1, 2, 10, 3-й букв – название металла, который в кислотах и щелочах растворяется с выделением водорода; из 2, 5, 10, 11- букв – название положительно или отрицательно заряженных частиц; из 3, 7, 6, 8, 5, 10-й букв – название синтетического волокна, получаемого из капролактама; а из 5, 6, 7, 4-й букв – название одного из ювелирных камней.
(Подсказка: Ц И К Л О П А Р А Ф И Н Ы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Анилин, цинк, ионы, капрон, опал).
Если в термине, состоящем из 12 букв, обозначающем класс органических веществ, обладающих основными и кислотными свойствами, пронумеровать буквы, то из 1, 2, 3, 4, 12-й букв можно получить название класса, вещества которого имеют характерный запах, напоминающий запах аммиака; 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 буквы составляет название химических веществ с активным протоном водорода; 8, 5, 9, 7 – образуют название химических веществ, которые образуются в реакции нейтрализации; 1, 4, 3, 9, 7, 4 – образуют название простейшего представителя ароматических аминов.
(Подсказка: А М И Н О К И С Л О Т Ы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Амины, кислоты, соли, анилин).
Игра «Химические термины»
Цель игры: закрепить знания важнейших органических понятий и расширить кругозор учащихся.
Правила игры: ведущий называет слово, состоящее из 4-х различных букв, например АМИН. Играющие записывают это слово в таблицу так, чтобы в каждой графе находилось по одной букве, ниже которой участники игры записывают по 5 химических терминов, начинающихся с данной буквы:
А | М | И | Н |
Аланин Арены Аминокислота Алкан Алкен | Мазут Метан Мальтоза Метионин Молочная кислота | Инсулин Индиго Изомер Изолейцин Изотропия | Нуклеотид Нонан Норадреналин Нуклеиновые кислоты Нитробензол |
Выигрывает тот, кто быстрее напишет все слова, или кто напишет больше слов за определенное время.
Приготовление клея из белков
Дома или в школьной лаборатории можно приготовить настоящий белковый клей – казеиновый, которым пользуются по сей день, несмотря на обилие синтетических клеев. Казеин – это основа творога, а если так, то клей мы будем делать из молока, а точнее, из его белковых веществ.
Отфильтруйте простоквашу от сыворотки. То, что осталось на фильтре, несколько раз помойте водой, чтобы удалить растворимые примеси, и высушите. Потом промойте полученную массу бензином и высушите вновь; это нужно для того, чтобы избавиться от молочного жира (он растворяется в бензине). Когда масса станет совсем сухой, измельчите её в ступке – получится порошок казеина.
Сделать из него клей совсем просто – смешать порошок с нашатырным спиртом и водой в отношении 1:1:3. Конечно, вы захотите испытать клей. Попробуйте склеить им какие-нибудь деревянные или керамические предметы, потому что для этих материалов казеиновый клей особенно хорош.
Занимательная викторина
Почему крапива жжется?
(Из надломленных волосков выбрызгивается муравьиная кислота).
Какое топливо заправляют в самолеты?
(Керосин).
Какой спирт хорошо смягчает кожу рук?
(Глицерин).
Что вам известно о болотных огнях?
(«Болотные огни», или блуждающие огни, появляются на болотах или кладбищах, где при гниении органических веществ выделяются горючие газы, в основе которых силан, метан, фосфины).
Какой галоген медикам «служит» и с крахмалом дружит?
(Йод).
Что называют «виноградным сахаром» и что «фруктовым»?
(Глюкоза, фруктоза).
Какой спирт вызывает гибель зрительного нерва и повреждает сетчатку глаза?
(Метанол или метиловый спирт).
Имеет ли запах природный газ?
(Нет, чистый природный газ – без запаха; в целях безопасности (чтобы почувствовать утечку) к нему добавляют различные пахнущие присадки).
Почему мороженый картофель имеет сладкий привкус?
(На морозе крахмал, образовавшийся в картофеле в результате фотосинтеза, частично превращается в сахар. Аналогичные процессы в других растениях при их подготовке к зиме).
Загадки
Я бел, как снег, В чести у всех, Я нравлюсь вам Во вред зубам. (Сахар). Для вас известный полимер. Мною пользуетесь без проблем. Дешев достаточно, и что ж? Зато я на стекло похож. Алкен известный мне родня. Ну что, узнали вы меня? (Полиэтилен). Меня любят взрослые и дети. Самая сладкая я на свете. Углевод двухмерный я, Назовите-ка меня! (Сахароза). В потемках родится С огнем помирает. (Свеча). Мы - органические вещества, На кухне нас зовут масла, К эфирным сложным относи И быстро класс наш назови. (Жиры). В курином яйце найдете меня без проблем, И как меня зовут давно известно всем. Аминокислотам я жизнь обязан, Пептидными связями весь перевязан. (Белок). Мы – очень важные кислоты, В клетках много нам работы: За потомство отвечаем, Синтез белка осуществляем. (Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК). Я не горюю, а горю, И воду вам я подарю, Пусть будет дождь, и снег, и град Я напоить природу рад. (Водород) Когда пирит в печи горит, То в горле от меня першит. А мой гидрат планете всей Грозит кислотностью дождей. (Диоксид серы) Я растворю любой металл. Меня алхимик получал В реторте глиняной простой. Слыву я главной кислотой… Когда сама я растворяюсь В воде, то сильно нагреваюсь. (Серная кислота) Я светоносный элемент. Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня - и под водой Оксид мой станет кислотой. (Фосфор) | Я в кислороде очень жарко горю, используюсь при сварке. (Ацитилен НС≡СН). Я – моносахарид, Я – альдегидоспирт. «Жизненных» сил организму прибавляю. И от недугов многих избавлю. Посеребрю пробирку я, Гексозы все – моя родня. (Глюкоза). Мы, если за руки возьмемся,- Белком первичным назовемся. (Аминокислоты). Три класса органических веществ Всегда в продуктах наших есть. (Белки, жиры, углеводы). У вас приятная постель, И мама варит вам кисель. И здесь, и там участник – я, Картофель, кукуруза – мне друзья. (Крахмал). Я – слезы гевеи бразильской, Но, главное, я –полимер. И пусть я достаточно липкий, Все пользуются мной без проблем. Я – предок резины известный. Мы с серой – родители ей. А что у машины есть шины, Заслуга моя и людей. (Каучук). Я бел, как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал. (Сахар). Я коварный поджигатель Вы огня хотите - нате! Я всесильный окислитель (Если только дров дадите). (Кислород) Вы со мною уже встречались - Я космический скиталец, Элементов прародитель И отважный предводитель Я любитель кислорода, Вместе с ним даю я воду. (Водород) Чтоб появиться я сумел, Прокаливают белый мел. меня дает огонь в печи И пламя маленькой свечи. И стоит только сделать вздох, Чтоб я на свет явиться мог. Я в газированной воде, Я в хлебе, в соде…Я везде. (Диоксид углерода - углекислый газ) Предупреждаю вас заранее: Я непригоден для дыхания! Но все как будто бы не слышат И постоянно мною дышат. (Азот) |
Сказки-загадки.
1. Лежа дома на диване,
Про гидролиз думал Ваня.
«Сколько в мире, - думал Ваня, -
Есть кислот и оснований!
Например, вода морей -
Это ведь раствор солей.
Где-то я читал когда-то:
Там хлориды и сульфаты…
И соляной там, и серной
Кислоты полно, наверно:
Ведь вчера прошли мы в школе,
Что в воде идет гидролиз!...
И зачем себе на горе
Люди в отпуск едут к морю?
Если долго там купаться,
Можно без трусов остаться:
Ткань любую без труда
Растворяет кислота»…
Ванин слушая рассказ,
Целый час смеялся класс.
Что сказал ему учитель?
Догадайтесь, объясните.
2. Брат с сестрою, Галя с Геной
Проходили галогены.
Дома брат кричит сестренке:
«Суп несолон! Где солонка?»
Отвечает брату Галя:
«В школе нам вчера сказали,
Галогены - это яды!
Соль в солонке, помнить надо,
Это натрия хлорид
(Галя брату говорит), -
Значит, в соли много хлора
И отравишься ты скоро»…
Все мы знаем, несомненно,
Что сестре ответил Гена.
3. Простое вещество А активно реагирует с водой, образуя вещество Б и газ В. Реагируя с соляной кислотой, вещество А тоже выделяет газ В; вещество Б с кислотой образует соль, окрашивающую пламя в кирпично-красный цвет. Назовите вещества А, Б, В и запишите уравнения соответствующих реакций.