СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные задания разного уровня учат детей понимать прочитанное, выделять главное, производить компрессию текста, устанавливать логические связи.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал»

Карточка 1

Ученик сделал сообщение об особенностях японского языка. Отредактируйте его текст: устраните ошибки в употреблении наречий и образовании степеней сравнения наречий, употреблении деепричастного и причастного оборотов. Запишите получившийся текст.

Говоря по-японски, язык мужчин и женщин страшно отличается. В качестве местоимения 1-го лица мужчины употребляют слово «боку», запрещающееся для женщин. Японки же называют себя «ватаси». Японские женщины, чтобы говорить более элегантнее, прибавляют чуть ли не к каждому существительному вежливую приставку «о». Мужчины так делают только в строго предписанных случаях этикетом. Учителями в японских школах работают более чаще женщины. Перенимая женскую разновидность языка, мальчиков приходится переучивать.


Карточка 2

Выпишите прилагательное, которое образовано от глагола совершенного вида, но похоже на причастие настоящего времени.

Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нем как идея существует давно. Основную роль в возникновении подобного желания сыграло существование на земле птиц и летающих насекомых. Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, естественно, казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет приспособлениями для полета, имеющимися у птицы.



Карточка 3

Выпишите только самое главное, чтобы получился связный текст (можно сначала подчеркнуть необходимое). Выпишите все причастия и деепричастия.

Станция осталась позади. Дорога вышла за степной простор. Справа и слева до самого горизонта расстилаются поля. Дорога то слегка подымается на пригорок, то спускается, открывая окрестные долины, холмы, чуть заметные речки, овраги и рощи. Мелькают названия деревень и сел. На пологом холме показываются избы, красные крыши и кирпичные здания. Еще издали можно различить высокую белую колокольню, она господствовала над селом, немного возвышаясь над темными избенками, лепившимися по косогору.



Причастия

Деепричастия







Карточка 4

Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ax, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...(В.Катаев)


Карточка 5

В каждой строчке подчеркните слова, которые не являются причастиями. Определите вид и время причастий.

Краснеющий, раскрасневшийся, краснея, красноватый, покраснев, покрасневший.

Масляный, намасленный, маслянистый, намасливая, намасливающий, замасленный.

Строительный, строящийся, построенный, построив, выстраивающийся, застроенная.

Обессилевший, обессилев, бессильный, обессиленный.

Ненавидящий, ненавидя, ненавистный.

Издаваемый, издающий, издав, издательский, издавший, изданный.


Карточка 6

Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.
    Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово, например.

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.


Карточка 7

На месте каких цифр должны быть запятые?

Чистые зеркала вод (1) брошенные в яркую зелень (2) то (3) переливались на солнце, то замирали (4) облитые (5) тенью.

  1. 1,2,3 2) 1,2,4,5 3) 1,2,4 4) 1,4


Карточка 8

Выпишите словосочетание с причастием

В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение. Человек по-прежнему является частью природы. Как и любое другое живое существо, человек нуждается в незагрязненном воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства, для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища.


Карточка 9

Прочитайте текст, выделите в нем тезисы и примеры. Разбейте текст на абзацы.
    Вставьте в текст слова, которые

1) соединят примеры с тезисами,

2) точнее выразят содержание тезисов и примеров.

Список слов: например, а, именно, ведь, особенно, поэтому, по свидетельству древних историков. Составьте логическую схему текста.

В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, металлов. Богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Они начали колонизацию черноморского побережья. На Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, в реках Кавказа – золотой песок. История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. «Золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.

Карточка 10

Исправьте ошибки в употреблении наречий.

        1. Обратно проливной дождь пошёл.

        2. Мальчик навзничь упал на землю и ткнулся лицом в ладони.

        3. Реки в Сибири ужасно глубокие.

        4. Девчонки так стараются учиться, что их учитель хвалит в пух и прах.

        5. Вперед надо подумать, а потом отвечать.

        6. Отряд двинулся в путь, спереди шёл Володя.

         7.Иван, держитесь более свободнее.



Карточка 11

Проведите исследование. Можно ли образовать наречия от записанных ниже частей речи:                    

   Увлеченный, первый, куда, ползти, даль, зимний, всем.


Карточка 12

Укажите ОШИБКУ в определении грамматических признаков слова.

  1. Заперт – прич., страд., краткое, прош. вр., сов. вид.

  2. Кружащий – прич., действ., наст. вр., несов. вид.

  3. Согнутый – прич., действ., прош. вр., сов. вид.

  4. Отважный – прил., качественное