СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для уроков чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обстоятельства, сопутствующие обучению чтению и влияющие на него:

• уровень сформированности у учащихся умения предвосхи­щать содержание произведения по его внешним приметам;

• уровень сформированности у детей желания читать и спо­собности (даже технической) реализовать это желание, получая от затраченных усилий если не удовольствие, то, по крайней мере, удовлетворение;

• возможности — свои личные и отдельных учащихся — демонстрировать классу образцы хорошего чтения для дан­ного этапа обучения как вслух, так и молча, т.е. про себя;

• относительную новизну предлагаемого для чтения учеб­ного материала как по форме, так и по содержанию.

Упражнения по формированию правильного и беглого чтения провожу в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, использую при подго­товке к восприятию нового материала. Упражнения прово­жу в начале, середине и конце урока. Упраж­нения провожу на уроках окружающего мира, матема­тики, русского языка, изобразительного искусства:

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для уроков чтения»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ


Обстоятельства, сопутствующие обучению чтению и влияющие на него:

• уровень сформированности у учащихся умения предвосхи­щать содержание произведения по его внешним приметам;

• уровень сформированности у детей желания читать и спо­собности (даже технической) реализовать это желание, получая от затраченных усилий если не удовольствие, то, по крайней мере, удовлетворение;

• возможности — свои личные и отдельных учащихся — демонстрировать классу образцы хорошего чтения для дан­ного этапа обучения как вслух, так и молча, т.е. про себя;

• относительную новизну предлагаемого для чтения учеб­ного материала как по форме, так и по содержанию.

Упражнения по формированию правильного и беглого чтения провожу в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, использую при подго­товке к восприятию нового материала. Упражнения прово­жу в начале, середине и конце урока. Упраж­нения провожу на уроках окружающего мира, матема­тики, русского языка, изобразительного искусства:

Артикуляционная гимнастика

Чтение стечения согласных, различного рода сочетаний глас­ных с согласными, согласных и гласных.

а, о, у, ы, и, э

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о

аоуэ, аиуоэ

з-с-ж , ш-ж-с

же, че, ща, жра.

Упражнения на отработку дыхания

Хорошее дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требо­ваний:

1) вдыхать глубоко носом и ртом;

2) вдыхать бесшумно (незаметно);

3) не перебирать дыхания при вдохе;

4) пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!);

5) не задерживать дыхания в паузах;

6) не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться.

Физминутка «Задувание свечи». Детям раздаю узкие полоски бумаги шириной 2-3 см, длинной 10 см из плотной бумаги. Предлагаю представить, что перед ними зажжен­ная свеча. Сделать глубокий вдох ртом, остановить дыхание и медленно дуть на бумагу-«свечу», пока не закончится воздух в легких. Во время спокойного выдоха верхний конец бумажки ровно отклоняется. При повторном выполнении упражнения верхний конец бумажки должен сильно отклониться: надо «задуть» свечу по команде (усилить интенсивность выдоха).

Физминутка «Поймай комара». Руки раздвигаются в сто­роны — делается вздох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу — делается выдох. На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Говорю учащимся: «Медленно, медленно сводите руки (не спугните комара), произносите непрерывно звук «з-з-з», при­хлопните комара, быстро разведите руки в стороны, произойдет автоматический вздох».

Упражнения:

• набрать воздух в легкие и прочитать на одном выдохе, четко выговаривая каждый слог: «В зимний холод каждый молод». «Ум хорошо, а два лучше»;

• на счет 1-4 — задержка дыхания, на счет 1-4 — выдох;

• считать на одном дыхании как можно дольше: один, два, три, четыре...;

• работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда один раз. Делают следующий вдох и на выдохе читают соглас­ные второго ряда.

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

ЖЛПФХЧШБРПТСТКЛ

МНДГМКТФТРМГНЖЗ

ВДФХФГМНБСКТФМН

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

ЗСЧ КТФТЩДМЛХВДМ

ДГРШКТБСТЦТРСЧШ

ТРГХЛД КВЧТБЛМНЗ

МФТЧСБНПЖЛЧШГХР

БСЛН РГЛЦМБДФЖЦЖ

НБСМНПРЛКФХЦЧШП

ФЩМЖДШХЧМКБПРВС

КПШЛЦЗЧКЛНВДЩФТ

РМНПШЛЖЦСХРЗБЧВ


Такую работу провожу в парах и при чтении вслух по цепочке в качестве физминутки на уроках обучения грамоте.

Произношение скороговорок и чистоговорок

Упражнения провожу с целью выработки четкости артикуляции звуков при любом темпе речи.

При работе над скороговоркой, которая позволяет отрабаты­вать технику речи и чтения, ни в коем случае не предлагаю уча­щимся сразу прочитать ее на скорость (это конечная цель). На данном этапе важнее качество произношения. Поэтому даю такое задание: прочитать без ошибок, тщательно проговаривая слова. Далее нужно учу произносить с «душевным участием», разной интонационной окраской: прочитай так, чтобы было видно, что ты удивляешься сказанному, восхищаешься; хвалишься; рассержен.

Для отработки произношения скороговорки использую сло­весное рисование. Предлагаю вопрос: какую картину мы можем нарисовать, чтобы ей соответствовал текст скороговорки? В работе над скороговоркой учу ставить задачи: кому я говорю? С какой целью? Что хочу переделать? Такая работа способствует действенности, естественности речи чтения: читаю скороговорку в нормальном темпе; дети читают вместе со мной в ускоренном темпе; каждый ученик читает про себя, закрыв уши (3 раза).

  1. Шутки-чистоговорки:

Ря-ря-ря — синие моря; рю-рю-рю — репу я варю; ярь-ярь-ярь — новый букварь; ри-ри-ри — горят фонари; ре-ре-ре — санки на горе; орь-орь-орь — у Андрюши корь; ра-ра-ра — высокая гора; ро-ро-ро — новое перо; ру-ру-ру — коза грызет кору; ры-ры-ры — летят комары; ар-ар-ар — летит комар; ор-ор-ор — у Ромы топор; ур-ур-ур — не гонит кур и т.п.

  1. Скороговорки:

Оса боса без пояса.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Роет землю старый крот, разрывает огород.

Купи кипу пик.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Щетина у чушки, чешуя у щуки.

Раз дрова, два дрова, три дрова, не руби дрова на траве.

Наш Полкан попал в капкан.

Архип осип, Осип охрип.

Осип осип, Архип охрип.

Проворонила ворона вороненка.

Стоит копна с подприкопенком.

От топота копыт пыль по полю летит.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Ткет ткач ткани.

Хохотала звонко Мила, в рот смешинка угодила.

У сосенки-сосёнки выросли опенки.

Худо летом, когда солнца нету,

Дождливое лето хуже осени.

Мчится поезд скрежеща: же-че-ща, же-че-ща.

  1. Произнеси пословицы и скороговорки — сначала равно­мерно, затем постепенно усиливая голос и к концу, наоборот, ослабляя.

Упражнения на отработку дикции

Условием четкой, ясной дикции является правильная арти­куляция, обеспечивающая упругое движение органов речи. Выработке хорошей дикции способствуют задания: читать без­звучно, активно артикулируя. Затем шепотом, после этого громко, отчетливо, ритмично.

1. Читай беззвучно, активно артикулируя.

Полночной порою в болотной тиши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)

2. Читай четко, ясно выговаривая звуки. Отчетливо произ­носи слоги: громко — тихо, тихо — громко. Найди спрятавшиеся слова.

ВИ - ВЭ - ВА - ВО - ВУ - ВЫ

ФИ - ФЭ — ФА — ФО — ФУ — ФЫ

ФИВИ - ФЭВЭ - ФОТО - ФАВА

ВИФИ - ВЭФЭ - ВАФА - ВОВА

3. Чтение слов-перевертышей.

Дед, боб, око, заказ, комок, казак.

Работа над логическим ударением

Логическое ударение — это выделение голосом главных по смыс­ловой нагрузке слов. Это достигается усиле­нием голоса при произнесении слова, иногда в сочетании с неко­торым повышением или понижением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изменением тона голоса, темпа.

1. Определите, какой вариант расстановки логических ударе­ний является верным и почему.

а) Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день...

б) Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день... (А.С. Пушкин)

2. На доске записаны предложения. Выделите интонацией подчеркнутые слова. Или: на каких словах надо сделать особый упор?

Кто косит? Антон косит.

Прочитай так, чтобы было понятно:

У кого пенал? (У Зины пенал.) Что у Зины? (У Зины пенал.)

3. Определите, какой вариант расстановки логических ударе­ний является верным и почему.

а) Зима недаром злится:

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

б) Зима недаром злится:

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Ф.И. Тютчев)

4. На доске записаны предложения. Ученикам нужно про­читать их так, чтобы слушающие поняли, что и как происходит в природе.

Ветер качал березы. Ветер сильно качал березы. На поляне растут красивые цветы.

К доске вызываю двух учеников. Одному предлагается поста­вить вопросы к предложению так, чтобы логическое ударение падало на разные слова: какие цветы растут на поляне? где растут цветы? Другой ученик, отвечая на вопросы, должен правильно определить слово, на которое падает логическое ударение, и показать это голосом. Постановка логического ударения, нахож­дение места логического ударения в предложении постоянно выполняются на материале произведений, включенных в учеб­ники.

5. Упражнения в форме вопросов учителя и хоровых ответов учеников (вопрос — ответ):

Шла Саша по шоссе? Шла Саша по шоссе. Шла Саша по шоссе? Шла Саша по шоссе. Шла Саша по шоссе? Шла Саша по шоссе.

6. Упражнения со словами, смысл которых меняется в зависи­мости от ударения. Произнесите каждое слово сначала с ударе­нием на первом слоге, потом — на втором (или третьем). Сравните, что получилось.

Замок — замок, ирис — ирис, хлопок — хлопок, гвоздики — гвоз­дики, глазки — глазки.

Косит — косит, стоит — стоит, пили — пили, мела — мела.

Города - города, строки - строки, слова — слова.

7. Хорошим материалом для обучения школьников акцент­ному выделению являются пословицы, поговорки, загадки:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Черен, да не ворон. Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт; летит - воет, сядет — землю роет».

Работа над паузой

Паузы (логические и психологические) — остановки, пере­рывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.

Найдите ошибки в расстановке пауз, внесите коррективы. Прочитайте.

  1. День пригреет — возле дома //

Пахнет позднею травой... //

Отошли грибы, / орехи, /

Смотришь, утром со двора //

Скот не вышел. // (А.Т. Твардовский)

  1. Все прошло: с зимой холодной //

Нужда, голод настает... (И.А. Крылов)

В период обучения грамоте учу детей делать паузы различной длительности: на запятой, точке, вопроситель­ном и восклицательном знаках, многоточии в конце фразы, точке с запятой, тире и двоеточии. «Подумайте, нужна ли в середине предложения пауза. Что изменится в предложении, если этой паузы не делать? А можно ли в этом предложении сде­лать паузу в другом месте? Что изменится?»

Упражнения на отработку интонации

Интонация — это совокупность элементов звучащей речи: ударения, темп, тембр, ритм, паузы, громкость, голоса. Под интонацией понимается движение голоса в зависимости от смысла, а под тоном речи — мелодическая окрашенность гос­подствующей мысли автора. Интонация служит целям наиболее точной передачи смысла, а тон — наиболее точной передаче характера самого про­изведения, его подтекста. Компоненты, составляющие интонацию.

Сила голоса — это степень его громкости, его усиления или ослабления, выражается в общей громкости звучания. Сила голоса проявляется и в выделении наиболее значительных слов.

  1. Прочитай стихотворение. Обрати внимание на пометки. Какие строки надо прочитать громко, какие тихо и совсем тихо? Приготовься читать, изменяя громкость своего голоса.

Тише, жабы!

Ни гугу

Ходит цапля

На лугу.

Чтобы не было беды,

Наберите в рот воды.

Тихо, тоном предупреждения.

Можно использовать жест — палец к губам.

Тихо, тоном испуга.


Совсем тихо — шепотом


Темп и ритм — обязательные компоненты, участвующие в создании определенной интонации. Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения — прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца.

2. В каком темпе нужно читать следующие стихотворные строки?

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде. (НА. Некрасов)

Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состоя­ния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рас­сказывают или читают.

Ритм есть в любой речи. Особенно отчет­ливо он проявляется в чтении стихов. Ритм связан с равномер­ностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса. Обычно характер ритма стихотворения определяется размером, которым оно написано. Выбор размера, в свою очередь, связан с характером произведения.

Мелодика речи — движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты.

3. Прочитайте фрагмент произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» дважды:

1) в монотоне;

2) с привычным для разговорной речи повышением и пони­жением голоса.

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Какой вариант чтения дает большую возможность передать образ сварливой старухи, которая не дает старику покоя, еже­часно пилит его?

Тон голоса — это эмоциональная окраска речи, которая помо­гает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отноше­ние к тому, о чем говоришь или читаешь.

4. Скажите здравствуйте с оттенком удивления, недоуме­ния, радости, равнодушия, уверенности, возмущения и т.п.

5. Игра «Чья интонация богаче?». Участники по очереди про­износят фразу типа «Иди сюда», стараясь не повторить ранее зву­чавшую интонацию. Участник, не сумевший сказать фразу с новой интонацией, выбывает из игры. Такое упражнение разви­вает также умение различать оттенки интонационного рисунка речи партнера. Главное условие в отработке интонации — это создание ситуации общения, где верная интонация будет пока­зана самой жизнью.

Тембр — это природная окраска голоса, которая в той или иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу... Это обусловлено особенностью устройства речевого аппарата.

Невербальные средства устной речи (мимика, телодвижения, жесты, поза) способствуют повышению точности и выразитель­ности речи. Они являются дополнительными средствами воздей­ствия.

6. На уроке знакомства со стихотворением С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?..» перед детьми ставится задача на нахож­дение нужной интонации с помощью развернутого объяснения: «Постарайтесь прочитать первые строчки так, будто вы встретили своего приятеля и хотите узнать, где он был. Прежде чем прочи­тать вторую строчку, подумайте, в каком настроении был воробей. Как он начал свой ответ? Прочитайте начало ответа. Это предло­жение заканчивается многоточием. При чтении здесь нужна пауза, остановка: как будто воробей, ответив на вопрос, где он был, стал припоминать все и задумался, а уж после этого начал рассказывать быстро и весело. Как надо прочитать две последние строчки, чтобы передать тот страх, который испытал воробей, и вместе с тем радость, что все кончилось благополучно?» Такие подробные задачи позволяют мне правильно строить работу над выразительностью речи и чтения, а ребятам — мыслить, чувствовать.

7. На подготовительном этапе обучения грамоте, когда уче­ники еще не читают, ставлю цель: учись выразительно рассказывать. Рассматриваем сказку «Репка» в азбуке.

Кроме обычных вопросов, которые ставятся на уроках: кого видите на картинке и т.п., предлагаю такие: как вы думаете, что могли сказать дед и бабка друг другу? Бабка — внучке? Внучка — Жучке? Жучка — кошке? Кошка — мышке? каким тоном говорят они друг с другом?

- Представьте себе: дед устал, не справляется со своей работой. Что он говорит бабке? Какие слова? Каким голосом? Позовите бабку, попросите ее помочь...

Такую же работу провожу и с репликами остальных героев. На каждом этапе обучаю выражению определенной инто­нации.

8. Составление предложений по картинке: Это сом. У сома усы. Изучение звука и буквы О.

- Представьте себе: вы приходите домой, а на столе лежит сом. У него огромные усы. Это же интересно! Как вы ска­жете об этом вслух? Произнесите: «О-о!» У кого лучше получится?

9. Работа со страницами азбуки.

Чтение вслух и ответы на вопросы: когда мы были в зоопарке? а что мы узнали о зубре из текста? какой он? Демонстрация кар­тинки. Когда его неожиданно увидишь, какие чувства он может вызывать? Кто прочитает и постарается передать: страх встречи с таким зверем; удовольствие от встречи с ним: редкое, красивое животное!.. А кто видел зебру? Она вам нравится? Передайте при чтении восхищение. Если бы вы оказались перед клеткой с надписью «Барсук», а там никого бы не было, какое бы чувство вас охватило? Прочитайте и передайте при чтении удивление: куда исчез барсук? Недоумение: куда он пропал, не понимаю! Если чтение не удается, то учитель читает вместе с детьми, своим тоном помогает детям найти верную интонацию.

10. Работа над скороговоркой

«Шла лиса бесшумно по лесу». Чтение хором, выполнение задач на правильность дыхания, дикции. Повторное чтение с подтекстом: берегитесь, зверушки, убегайте, прячьтесь! Возмущение: специально тихо идет, под­крадывается.

«Проворонила ворона вороненка». Надо прочитать скороговорку про себя, подготовиться к чтению вслух без ошибок, ясно проговаривая звуки в словах. При чтении вслух детям напоминаю, чтобы они не забывали подчеркивать голосом важные акценты подтекста: ах, как жалко ворону! Упрекнуть ворону: что же она за воронятами не следит! После этого ввожу индивидуальное чтение скороговорки.

11. Чтение учащихся с использованием вопросов-помощни­ков (поиск нужной интонации).

При чтении русской народной сказки «Морозко» предлагаю прочитывать одно и то же предложение разным ребя­там и при этом задает вопросы. Как начинается сказка? Как надо читать начало сказки? (Медленно, заинтересовать слушателей «таинственным» голосом.) Как жилось падчерице? Как вы об этом будете читать? Как вела себя старуха? Каким тоном будете читать о ней? Как вы будете читать текст, если вам надо похва­лить падчерицу, рассказать о ней хорошее? Как вел себя ста­рик? Как понимаете слово «затужил»? Как сказать по-другому? Как вела себя падчерица в лесу? Каким тоном она разговаривала с Морозко? (Сначала сердито, затем ласково.) Как понимаете слово «закостенеть»? (Становиться твердым, мерзнуть.)

Затем провожу чтение по ролям. Каждый читающий объяс­няет свою цель: «Я буду читать за Морозко сначала сердитым голосом, мне не нравится, что кто-то пришел в мой лес, а потом ласковым голосом, потому что девушка мне понравилась, она добрая и ласковая, вежливая».

12. Чтение предложений с доски (по теме) с разными смысло­выми задачами. Сегодня мы начинаем читать произведения, по­священные зиме. Прочитайте на доске запись: «Пришла зима». Что это? (Предложение.) Представьте себе: на улице стало холодно, идет мокрый снег, с горок кататься нельзя, ветер дует холодный и колючий. Прочитайте это предложение так, чтобы мы поверили: плохо зимой. Теперь другая картина: светит сол­нышко, небо ясное, голубое, воздух чистый, морозный. Прочи­тайте эти строчки так, чтобы было понятно: хорошо зимой!

13. На доске выписаны отрывки из сказки А. Толстого «Приключения Буратино». Они используются выбо­рочно.

- Вспомните название сказки, ее героев и автора. Обратите внимание на выделенные слова. О каком интонационном средстве выразительности они вам напомнили? Произнесите реплики диалога подходящим тоном. Какие чувства вы старались выразить?

Вместе с детьми подводим итог: «В зависимости от содержания высказывания, чувств и настроения говорящего речь может быть произнесена самыми разнообразными видами тона: презрительно, строго, с укоризной, с мольбой (умоляюще), с досадой, с возмущением, с огорчением, радостно, весело, пе­чально, грустно, с насмешкой, с юмором и т.д. .

14. При систематическом обучении выразительному чтению дети способны самостоятельно справиться с заданием в форме дидактической игры: прочитайте рассказ (отрывок) про себя и запишите на листочке, как хотите прочитать произве­дение вслух. Это творческая задача. В целях орфографической пропедевтики даю схемы возможных предложений (они записаны на доске): «Постараюсь передать при чтении...», «Хочу выразить в своем чтении...», «Хочу взволновать слушателей тем, как...». Все пишут. Затем один ученик вызывается к доске, читает свои задачи, а потом — само произведение (отрывок). Остальные учащиеся получают задание: запомните задачи, которые перед вами поставил чтец; послушайте внимательно чтение и продумайте, выполнил ли он свои задачи.

Такую игру предлагаю и на дом, но с обязательным условием: творческие задачи должны быть оформлены пись­менно, т.к. ученики начальных классов в силу своих особенностей могут забыть творческие задачи, над кото­рыми они работали дома. Кроме того, письменное оформление творческих задач заставляет ребенка тщательно продумывать эти задачи и более четко, чем в устной форме, формулировать их.

Чтение пар слов

1. Чтение пары слов, отличающихся одной буквой: козы - косы, ветер - вечер, трава - травы, вбежал - взбежал.

2. Чтение слов по подобию: сам — сами — санки, он — они — кони — камни.

3. Чтение цепочки слов: сторож - сторожил - насторожился; готов - готовил - приготовил; топтать — топтал - топтался — растоптал.

Орфографическое, орфоэпическое чтение

Счастье [щ], чтобы [шт], моего [во], смеяться [ца], снег [к], которого [ава].

Составление предложений, слов и слогов

1. Составьте предложение или текст из «рассыпавшихся» ча­стей.

2. Завершите предложение по догадке.

3. Чтение «испорченных» предложений или подбор текста, в котором учитель, печатая его на доске, допустил ошибки: про­пустил слово, вместо одного предлога написал другой и др.

4. Сравните слова, найдите отличия между ними, способы образования нового слова: ель щель, мех — смех, сын — сыт.

5. Чтение целыми словами с определением лиш­него по смыслу слова в ряду: книга, линейка, птица, ручка.

6. Соедини слоги и получишь названия домашних и диких животных: ут си цы ку зы вол ли ки ко ры гу ов сы по ни. Проверь себя: утки, волки, гуси, овцы, лисы, куры, козы, лоси, кони, пони.

7. Составление и чтение слогов.

- Представим, что буквы тоже ходят в школу. Они сидят в школе за партами. За одной партой сидят три буквы. В первом классе буквы сидели таким образом: первой сидела буква, которая обозначает согласный звук, рядом буква, обознача­ющая гласный, потом — согласный — СГС. Во втором классе они пересели следующим образом: гласный, согласный, согласный — ГСС. В третьем классе: согласный, согласный, гласный — ССГ.

СГС

ГСС

ССГ

ВАЛ

МОН

КУС

СЫН

ЛЭН

ДАА

НОС

АВЛ

ОМН

УКС

ВЛА

MHO

Посмотрите на первый столбик — так буквы сидели в первом классе. Прочитайте первый столбик. Во втором столбике запи­саны не все слоги. Допишите столбик так, чтобы первым был гласный, вторым — согласный, третьим — согласный. В третьем столбике допишите слоги сами. Попросите взрослых проверить, правильно ли вы выполнили задание. Прочитайте слоги, ста­раясь не добавлять лишних звуков между согласными.

Антиципация

1. Чтение текста с неполными словами.

- Читаем рассказ Г. Цыферова «Ежик». Но, к сожалению, сделать это почти невозможно. Стерлись буквы в некоторых словах. Что же теперь делать? Попробуйте вставить нужные буквы.

ЁЖИК

Пошёл тем... ночью серый ёжик по ле... гу... . Уви... красную клюк­вин... и наколол на серую иголоч... . Уви... жёлтые лис... и тоже нако... .

Заметил, наконец, в голубой лу... голубую звёздоч... . Тоже хотел нако...; да ниче... не выш... . Подумал ёжик, поду... и накрыл её ло-пуш... — пусть до утра поле... .

А ут... под лопухом вмес... голубой звезд... нашёл большое краси... солныш... . Вот еж смеял... . Очень.


Тень, тень — потетень.

B. ..ш... г...р...д... (рисунок «Плетень»)

. ..л... (рисунок «Звери») под плетень,

По — хва — ля — ли — ся в...сь д...нь.

По — хва — ля — ла — ся (рисунок «Лиса»)

«Вс.м... св...т... я кр...с...»

По — хва — лял — ся (рисунок «Зайка»)

«П...йд..., д...г...н...й-к...» Медведь»)

«М...г... п...сн... я п...ть».

По — хва — ля — ли — ся (рисунок «Ежи»)

«... н...с ш...б... х...р...ш...».

2. Антиципация частей знакомых поговорок: Сделал дело — ... . Тише едешь — ... .

3. Соотношение слов со схемой.

Жужжащее чтение

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью — кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

Предварительное прочитывание трудных слов из нового текста

Первый раз ребята читают про себя, второй раз — вслух. В классе, где большинство детей испытывают затруднения в чте­нии, трудные слова выписываются на доску ежедневно.

Упражнения на внимание

1. Перестановка слов в предложении.

2. Нахождение новых слов в данных словах: уточка, град, сухо, парк, экран, мрак, сорт, скот.

3. Чтение слов в «Азбуке».

- Назовите слова, состоящие из одного, двух, трех и более слогов; назовите слова с ударением на первом, втором слоге; найдите предложение по данному началу или концу; найдите предложение с восклицательным, вопросительным знаком, запя­той; назовите сочетание существительное плюс прилагательное, существительное плюс глагол; найдите в тексте слова с безудар­ной гласной, с мягким знаком и т.п.

4. Чтение столбиков с одинаковой концовкой:

-МКА

-АЛКА

-ЛЬКА

-ЕЧКА

-ОЧКА

рамка

палка

сабелька

печка

елочка

немка

фиалка

неделька

речка

белочка

ломка

закалка

земелька

гречка

дудочка

сумка

гадалка

шинелька

свечка

вазочка

дымка

галка

туфелька

овечка

дырочка

кромка

свалка

сосулька

аптечка

вилочка

лакомка

русалка

свистулька

ножечка

грядочка

соломка

вешалка

дочечка

селедочка


выдумка

скакалка


кошечка


5. Чтение однокоренных слов.

НОС: нос, носик, носище, носишко, носатый, переносица.

ГОРА: горка, горище, горушка, горняк, гористый, пригорок.

ГЛАЗ: глазок, глазной, глазочек, глазастый, глазеть, глазищи, глазенки, глазница.

СТОЛ: столик, столище, столяр, столишко, столовая, столица.

КОТ: котик, котище, котенок, котята.

СЛЕД: следок, следище, следить, следочек.

ГРОМ: громко, громкий, громить, громада, громадина.

КУСТ: кустик, кустище, кусточек, кустистый.

МОСТ: мостик, мостики, мостить, мостовая, мосток, мосточек.

ЛИСА: лисица, лисичка, лисонька, лисиный, лисята.

ЛИСТ: листва, листать, листовка, листок, листочек, листик.

САХАР: сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

Автоматизация звуков в слогах, в словах, во фразах и словосочетаниях.

Са — са — са, Со -со — со, Ста — ста — ста, Сто — сто — сто

ас — ас — ас ос — ос — ос аса — аса — аса осо — осо — осо

Са-ни, о-са, сам, сан-ки, лес, са-ми, ко-са, сам-ка, нос

Соль Соленая, Солью Солят.

У длинноносых длинные носы.

У длиннохвостых длинные хвосты...

Многократное чтение

Порядок многократного прочтения текста: чтение одного предложения (не более 2-3 предложений за один урок) осуще­ствлять в таком порядке:

1- й раз — медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

2- й раз — повторное прочтение без учителя;

3- й раз — плавное слитное чтение слов;

4- й раз — чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это предложение друг другу);

5,6, 7-й разы — предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8, 9, 10-й разы — темп чтения доводится до уровня скорого­ворки [50].

Работа над словом

  1. Выяснение перед чтением лексического значения слов. На уроках для достижения сознательности чтения исполь­зую элементы семантического или этимологического анализа.

  2. Выяснение лексического значения слов.

  3. Работа над словами, характеризующими героев рассказа.

  4. Отыскивание слов, описывающих персонаж, с целью соста­вить свое описание.

  5. Ответы на вопросы, связывающие поступок героя с эмоцио­нальным отношением к нему ученика.

  6. Более сложный вариант предыдущего задания. Учащимся предлагаю охарактеризовать персонаж через отношение к нему других действующих лиц художественного произведения. Учащиеся отыскивают нужный текст в предложенном отрывке. Заканчивается эта работа подготовкой к собственным суждениям детей.

  7. Прогнозирование текста.

  8. Конкретизация абстрактного. Прошу детей называть те зрительные образы, кото­рые им представляются при восприятии каждого произносимого слова.

  9. Перед учениками слова, записанные в два столбика. В пер­вом столбике — начало словосочетания, во втором столбике напро­тив — его продолжение. Закрываю листочком слова из второго столбика. Ученикам необходимо прочитать начало сло­восочетания, которое написано в первом столбике, и по смыслу догадаться, какое его продолжение.

Спокойной

ночи.

Доброе

утро.

Приятного

аппетита.

Большое

спасибо.

Счастливого

пути.

Извините

пожалуйста

Будьте

здоровы.

Честное

слово.

Желаю

счастья.

Здравствуйте,

ребята.



- В каких случаях мы говорим эти словосочетания? Зачем люди придумали их? Тебе приятно говорить их, обращаясь к другим?

  1. Постановка проблемы перед чтением. На доске появляются вопросы: как? кто назвал? почему назвал?

  2. Работа над синонимами и антонимами. Соедините слова, близкие по смыслу.

врач пилот

летчик отвага

беда примета

признак доктор

смелость несчастье

  1. Соедините слова, противоположные по значению.

болтать ненавидеть

грустить лениться

любить враждовать

трудиться молчать

дружить веселиться


Этапы развития техники чтения

Выделяют пять этапов развития техники чтения:

I — начальный (0-10 слов в минуту);

II — развитие кратковременной памяти (10-50 слов в ми­нуту);

III — совершенствование внимания и расширение поля чте­ния (50-80 слов в минуту);

IV — уверенное чтение адаптированных текстов (80-120 слов в минуту);

V — беглое чтение любых текстов (более 120 слов в ми­нуту) [29].