Дидактический материал к спортивно-оздоровительному празднику для детей 7-10 лет с ЗПР: загадки, песенки, игры: подвижные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые и дидактические.
ЗАГАДКИ
1. Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье… (Спорт)
2. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой … (Велосипед)
3. Зимою на площадке
Пол холодный, гладкий.
Но довольны хоккеисты
Скользким полом, ровным, чистым.
Шишку тот себе набьёт,
Кто вдруг шлёпнется на … (Лёд)
4. Я смотрю - у чемпиона
Штанга весом в четверть тонны.
Я хочу таким же стать,
Чтоб сестренку защищать!
Буду я теперь в квартире
Поднимать большие... (Гири)
ПЕСЕНКИ
Ты клуб любой найдёшь по интересам,
Зимой на лыжи, а весной на корт,
Клуб бега проложил дороги лесом,
Наш образ жизни нам диктует спорт.
Приходим мы пораньше на учёбу,
Горим желанье главное свершить,
Ведь силы есть дарованные спортом
И лишь для счастья нам с тобою жить.
ПРИПЕВ:
Спорт, спорт, спорт – это радость,
Даже малых побед,
Не за званья, награды,
Ярче радости нет.
Спорт, спорт, спорт – это сила,
Созиданья себя,
Сила всех нас сплотила
И меня, и тебя.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:
1. «МЕДВЕЖАТА»
ЦЕЛЬ: Упражнение направлено на мышечное расслабление.
Ход игры: Ребёнок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.
Взрослый рассказывает ребёнку про медвежонка, а тот изображает его движентя.
2. «ВСЕ ВМЕСТЕ»
Цель: Развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.
Ход игры: На полу нарисован круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.
Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве.
3. «ЛОХМАТЫЙ ПЁС»
Цель: Активизировать речевую деятельность, развивать память и быстроту реакции, формировать способности имитировать животных (собаку).
Ход игры: Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне, другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пёс, в лапки свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим и посмотрим,
Что же будет?
Дети подходят и хлопают в ладоши. Пёс вскакивает, рычит и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ:
1. «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»
Цель. Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования; учить ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов,
Ход занятия. Педагог проводит беседу с детьми, в которой уточняет знания детей о том, что все окружающие предметы сделаны из разных материалов, просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи. Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические положить на поднос, сделанный из металла; деревянные - на деревянную дощечку, пластмассовые - на пластмассовый поднос и т.д.
Оборудование. Поднос, коробка с набором предметов, сделанных из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.
Примечание. При повторном проведении игры детям предлагается на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы другие дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывается лишь в том случае, если тот, кто описывал предмет и кто отгадывал, не ошиблись.
2. «НЕ ОШИБИСЬ?»
Цель. Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию.
Ход занятия. Педагог предлагает детям вспомнить, где у них правая рука, и поднять ее. Затем он говорит: «Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позадименя»? (Уточняетэти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду начинать рассказывать, называть предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова «справа», «слева», «позади», «впереди», отвечать, где этот предмет находится. Педагог продолжает: «Стол стоит (бросает мяч одному из играющих). – Позади. – Полочка с цветами висит… (бросает мяч другому ребенку). – Справа. – Дверь от нас … – Слева». Если ребенок ошибся, педагог предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет. Он спрашивает: «Какая рука у тебя ближе к окну? – Правая. – Значит, где находится от тебя окно? – Справа».
Оборудование. Мяч.
Примечание. При повторении игру можно провести и так: педагог произносит слова («слева», «справа», «впереди», «позади»), а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении. Для проведения игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ:
1. Игра «Казаки – разбойники»
Классическая игра наших бабушек и дедушек. Все участники игры делятся на две команды: одна — «разбойники», другая — «казаки». «Разбойники» прячутся, а «казаки» их ловят. Однако, когда «разбойники» прячутся, они оставляют «следы», указывающие маршрут поиска. Это стрелки, указывающие направление, или записки, в которых может быть прямое указание этапа маршрута, а может быть зашифрованное в виде ребуса или загадки. Все зависит от фантазии игроков. Игра «Казаки-разбойники» проходит тем интереснее, чем больше сил положено на ее подготовку (разработан маршрут, подготовлены записки и т.д.). Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «разбойники».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
1. «СПОРТ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.
Ход игры: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель
2. «НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики; развивать память, мышление, логику.
Ход игры: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребенок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить задание.
Для детей 7-10 лет с умственной отсталостью
ЗАГАДКИ
1. Он бывает баскетбольный,
Волейбольный и футбольный.
С ним играют во дворе,
Интересно с ним в игре.
Скачет, скачет, скачет, скачет!
Ну конечно, это... (мячик)
2. Выиграть в соревнованиях –
Это наше кредо.
Мы не требуем признания,
Нам нужна... (победа)
3. Руки врозь, а ноги вместе.
Бег, потом прыжки на месте.
Рассчитались по порядку,
Вот и все – конец... (зарядке)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1.«Снайперы»
Ход игры: дети встают в 2 колонны. На расстоянии 3 м. перед каждой колонной волонтеры располагают по обручу. Задача участников команд по очереди бросать мешочки с песком, стараясь попасть в обруч.
2.«Разгрузи машину»
Ход игры: детям предлагается разгрузить машину с «яблоками» (мячами). Мячей в обоих машинах одинаковое количество. Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают 2 корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам, берут мяч и несут его в корзину. Затем передают эстафету другому участнику.