СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал к урокам русского языка 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к урокам русского языка 4 класс.»

Дидактический материал к урокам.   Русский язык :  задания и упражнения для дополнительной работы

Дидактический материал к урокам.

  • Русский язык : задания и упражнения для дополнительной работы
Найдите и выпишите слова, которые «спрятались». Мнсубботааяюшнаюкзснпятницабжмесяццжлгшзвторникчщэъпонедельниккмювчерабгедфзсредаяюэъьмкнеделярсжчетвергхзчкзыемкхпвоскресеньеникфрспноябрькжцумр

Найдите и выпишите слова, которые «спрятались».

Мнсубботааяюшнаюкзснпятницабжмесяццжлгшзвторникчщэъпонедельниккмювчерабгедфзсредаяюэъьмкнеделярсжчетвергхзчкзыемкхпвоскресеньеникфрспноябрькжцумр

Проверяем: Мн суббота аяюшнаюкзсн пятница бж месяц цжлгшз вторник чщэъ понедельник кмю вчера бгедфз среда яюэъьмк неделя рсж четверг хзчкзыемкхп воскресенье никфрсп ноябрь кжцумр Как назвать можно одним словом? Назовите лишние слова. Запишите дни по порядку дней недели. Воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота – неделя. Со словом МЕСЯЦ придумайте предложение. В слове ноябрь  обозначьте звуки и буквы.

Проверяем:

Мн суббота аяюшнаюкзсн пятница бж месяц цжлгшз вторник чщэъ понедельник кмю вчера бгедфз среда яюэъьмк неделя рсж четверг хзчкзыемкхп воскресенье никфрсп ноябрь кжцумр

Как назвать можно одним словом?

Назовите лишние слова. Запишите дни по порядку дней недели.

Воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота – неделя.

Со словом МЕСЯЦ придумайте предложение.

В слове ноябрь обозначьте звуки и буквы.

Какие гласные потерялись в словах? Врн  - рбт  - блт  - крзн  - трлк - мдвдь - лстнц - втр  - грд -    Врн  - рбт  - блт  - крзн  - трлк - мдвдь - лстнц - втр  - грд -    в о р о н а   р а б о т а  б о л о т о  к о рз и н а  т а р е лк а  м е дв е дь л е стн и ц а  в е т е р  г о р о д    брз  - мшн  - Мскв -  врт  - млк - дрвн - слвй- двчк  - дрг -    б е р ё з а  м а ш и н а  М о скв а   в о р о т а  м о л о к о  д е р е вн я с о л о в е й д е в о чк а д о р о г а

Какие гласные потерялись в словах?

Врн -

рбт -

блт -

крзн -

трлк -

мдвдь -

лстнц -

втр -

грд -

Врн -

рбт -

блт -

крзн -

трлк -

мдвдь -

лстнц -

втр -

грд -

в о р о н а

р а б о т а

б о л о т о

к о рз и н а

т а р е лк а

м е дв е дь

л е стн и ц а

в е т е р

г о р о д

брз -

мшн -

Мскв -

врт -

млк -

дрвн -

слвй-

двчк -

дрг -

б е р ё з а

м а ш и н а

М о скв а

в о р о т а

м о л о к о

д е р е вн я

с о л о в е й

д е в о чк а

д о р о г а

Прочитайте. Подумайте, какую букву надо вставить. Запишите слова в 2 столбика по орфограммам. Гр…за, р…синка, б…рёза, пл..та, с…рняки, гор..д, вр..дитель, ш..лун, к…пуста, к..вёр, т…шина, к…ртина, зап..х, комнат…а, в…дро, кр…вать, н…род, п…года, к…льцо, в…дичка, пом…дор, т…мнота, р…жок ур…жай.

Прочитайте. Подумайте, какую букву надо вставить. Запишите слова в 2 столбика по орфограммам.

Гр…за, р…синка, б…рёза, пл..та, с…рняки,

гор..д, вр..дитель, ш..лун, к…пуста, к..вёр, т…шина, к…ртина, зап..х, комнат…а, в…дро, кр…вать, н…род, п…года, к…льцо, в…дичка, пом…дор, т…мнота, р…жок ур…жай.

Проверяем: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением  Словарные слова: Гроза   р о синка   в о дичка пл и та с о рняки   т е мнота вр е дитель ш а лун   р о жок к о вёр т и шина з а пах в е дро к о льцо    Б е рёза гор о д к а пуста к а ртина комн а та кр о вать н а род п о года п о м и дор ур о жай

Проверяем:

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением

Словарные слова:

Гроза

р о синка в о дичка

пл и та

с о рняки т е мнота

вр е дитель

ш а лун р о жок

к о вёр

т и шина

з а пах

в е дро

к о льцо

Б е рёза

гор о д

к а пуста

к а ртина

комн а та

кр о вать

н а род

п о года

п о м и дор

ур о жай

Спишите, вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните лишнее слово.. о о о о В…р…бей, в…рона, гор…д. о о о К…рабль, ог…род, с…рока. о и А … ллея, к…лограмм, косм…с кк а е А……уратный, …птека, адр…с о о о о М…л…ко, с…лома, д…рога. о о а … рех, …сина, …пельсин.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните лишнее слово..

о

о

о

о

В…р…бей, в…рона, гор…д.

о

о

о

К…рабль, ог…род, с…рока.

о

и

А

ллея, к…лограмм, косм…с

кк

а

е

А……уратный, …птека, адр…с

о

о

о

о

М…л…ко, с…лома, д…рога.

о

о

а

рех, …сина, …пельсин.

ВЫПИСАТЬ ТОЛЬКО ТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ПРОПУЩЕНА БУКВА А … ВТОБУС, Д…РОГА, Т…ВАРИЩ, Р…БОТА,…ВТОМОБИЛЬ, П…ЛЬТО, ПЛ…ТОК, СТ…ЛИЦА. А ВТОБУС, Р А БОТА, А ВТОМОБИЛЬ, П А ЛЬТО, ПЛ А ТОК

ВЫПИСАТЬ ТОЛЬКО ТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ПРОПУЩЕНА БУКВА А

ВТОБУС, Д…РОГА, Т…ВАРИЩ, Р…БОТА,…ВТОМОБИЛЬ, П…ЛЬТО, ПЛ…ТОК, СТ…ЛИЦА.

А ВТОБУС, Р А БОТА, А ВТОМОБИЛЬ, П А ЛЬТО, ПЛ А ТОК

Записать слова, в которых пропущена буква Е, в два столбика Буква Е в корне Буква Е в суффиксе Д…ржать, св…стеть, топор…к, звоноч…к, бл…ны, бл…стеть, л…стик, зв…зда, комоч…к, сыноч…к, п…тно, пч…ла, сирен…вый, л…сной, в…сна, ос…нь, плюш…вый, т…нуть, ст…пной, л…цо, з…ма, ш…рокий, ореш…к, груш…вый, час…к, кармаш…к, в…дро, вн…зу, солдат…к, р…чной, молоточ…к.

Записать слова, в которых пропущена буква Е, в два столбика

Буква Е в корне

Буква Е в суффиксе

Д…ржать, св…стеть, топор…к, звоноч…к, бл…ны, бл…стеть, л…стик, зв…зда, комоч…к, сыноч…к, п…тно, пч…ла, сирен…вый, л…сной, в…сна, ос…нь, плюш…вый, т…нуть, ст…пной, л…цо, з…ма, ш…рокий, ореш…к, груш…вый, час…к, кармаш…к, в…дро, вн…зу, солдат…к, р…чной, молоточ…к.

Записать слова, в которых пропущена буква Е в два столбика Буква Е в корне Буква Е в суффиксе Д е ржать бл е стеть зв е зда пч е ла л е сной в е сна ос е нь ст е пной ве дро р е чной    Звоноч ек комоч ек сыноч ек сирен ев ый плюш ев ый груш ев ый кармаш ек молоточ ек ореш ек

Записать слова, в которых пропущена буква Е в два столбика

Буква Е в корне

Буква Е в суффиксе

Д е ржать

бл е стеть

зв е зда

пч е ла

л е сной

в е сна

ос е нь

ст е пной

ве дро

р е чной

Звоноч ек

комоч ек

сыноч ек

сирен ев ый

плюш ев ый

груш ев ый

кармаш ек

молоточ ек

ореш ек

Спишите, вставьте пропущенные буквы. З…мой в л…су т…шина. На ду…ках и б…рё…ках л…жит пуш…стый с..жок. Вот упала с ве…ки мя…кая сне…ная ша…ка. По тро…ке б…жит на коро…ких ла…ках см…шная мы…ка.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

З…мой в л…су т…шина. На ду…ках и б…рё…ках л…жит пуш…стый с..жок. Вот упала с ве…ки мя…кая сне…ная ша…ка. По тро…ке б…жит на коро…ких ла…ках см…шная мы…ка.

Проверь: З и мой в л е су т и шина. На ду б ках и б е рёзках л е жит пуш и стый сн е жок. Вот упала с ве т ки мя г кая сне ж ная ша п ка. По тро п ке бежит на коро т ких ла п ках см е шная мы ш ка. Во 2 предложении обозначить части речи. В 3 предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Проверь:

З и мой в л е су т и шина. На ду б ках и б е рёзках л е жит пуш и стый сн е жок. Вот упала с ве т ки мя г кая сне ж ная ша п ка. По тро п ке бежит на коро т ких ла п ках см е шная мы ш ка.

Во 2 предложении обозначить части речи.

В 3 предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Всё лето сем…я Ил…иных ж…ла у моря. Папа, маленький Петя и пёс …арбос сели в ло…ку. На море была лё…кая ря…ь. Ло…ка быстро двигалась вперё…. Воздух был чистый и свеж…й. Как х…р…шо было в ло…ке д…леко от бер…га!

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Всё лето сем…я Ил…иных ж…ла у моря. Папа, маленький Петя и пёс …арбос сели в ло…ку. На море была лё…кая ря…ь. Ло…ка быстро двигалась вперё…. Воздух был чистый и свеж…й. Как х…р…шо было в ло…ке д…леко от бер…га!

Проверь: Всё лето сем ь я Ил ь иных ж и ла у моря. Папа, маленький Петя и пёс Б арбос сели в ло д ку. На море была лё г кая ря б ь. Ло д ка быстро двигалась вперё д . Воздух был чистый и свеж и й. Как х о р о шо было в ло д ке д а леко от бер е га! Сделать звуко – буквенный разбор слов маленький,  лёгкая.

Проверь:

Всё лето сем ь я Ил ь иных ж и ла у моря. Папа, маленький Петя и пёс Б арбос сели в ло д ку. На море была лё г кая ря б ь. Ло д ка быстро двигалась вперё д . Воздух был чистый и свеж и й. Как х о р о шо было в ло д ке д а леко от бер е га!

Сделать звуко – буквенный разбор слов маленький, лёгкая.

Вставьте пропущенные буквы. Выпишите однокоренные слова. Разобрать по составу выделенные слова. Муравьи.    В…сен…ее со…нце пр…будило  от зимнего сна мур…в…ёв. Ож…л мур…вейник. Мур…в…ишки выбрались из зимних кв…ртир. Они стали чинить св…ё ж…л…ё. Мур…ши н…сили веточ…ки, суч…я, сухую хвою. Рыж…е мур…в…и истребляют л…сных вр…дителей . Они п…м…гают нам с…хр…нить л…са. Нельзя губить ж…лища мур…в…ёв и раскапывать    палкой   мур…в…иные кучи.

Вставьте пропущенные буквы. Выпишите однокоренные слова. Разобрать по составу выделенные слова.

Муравьи.

В…сен…ее со…нце пр…будило от зимнего сна мур…в…ёв. Ож…л мур…вейник. Мур…в…ишки выбрались из зимних кв…ртир. Они стали чинить св…ё ж…л…ё. Мур…ши н…сили веточ…ки, суч…я, сухую хвою. Рыж…е мур…в…и истребляют л…сных вр…дителей . Они п…м…гают нам с…хр…нить л…са. Нельзя губить ж…лища мур…в…ёв и раскапывать палкой мур…в…иные кучи.

Проверяем : Муравьи.  В е се нн ее со л нце пр о будило от зимнего сна мур а в ь ёв. Ож и л мур а вейник. Мур а в ь ишки выбрались из зимних кв а ртир. Они стали чинить св о ё ж и л ь ё. Мур а ши н о сили вето чк и, суч ь я, сухую хвою. Рыж и е мур а в ь и истребляют л е сных вр е дителей . Они п о м о гают нам с о хр а нить л е са. Нельзя губить ж и лища мур а в ь ёв и раскапывать палкой мур а в ь иные кучи.

Проверяем :

Муравьи.

В е се нн ее со л нце пр о будило от зимнего сна мур а в ь ёв. Ож и л мур а вейник. Мур а в ь ишки выбрались из зимних кв а ртир. Они стали чинить св о ё ж и л ь ё. Мур а ши н о сили вето чк и, суч ь я, сухую хвою. Рыж и е мур а в ь и истребляют л е сных вр е дителей . Они п о м о гают нам с о хр а нить л е са. Нельзя губить ж и лища мур а в ь ёв и раскапывать палкой мур а в ь иные кучи.

Найди и исправь ошибки. Запиши текст правильно. Мы чясто ходим на соседний болшой прут лавить рыпку. Переходим его по шадкому масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут галубые незабутки. В трафке прыгают кузнечики.

Найди и исправь ошибки. Запиши текст правильно.

Мы чясто ходим на соседний болшой прут лавить рыпку. Переходим его по шадкому масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут галубые незабутки. В трафке прыгают кузнечики.

Проверяем: Мы ч а сто ходим на соседний бол ь шой пру д л о вить ры б ку. Переходим его по ша т кому м о сту. И вот мы на б е регу. На лугу у пруда растут г о лубые незабу д ки. В тра в ке прыгают кузнечики.

Проверяем:

Мы ч а сто ходим на соседний бол ь шой пру д л о вить ры б ку. Переходим его по ша т кому м о сту. И вот мы на б е регу. На лугу у пруда растут г о лубые незабу д ки. В тра в ке прыгают кузнечики.

Письмо по памяти. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он плывёт себе в волнах На раздутых парусах.

Письмо по памяти.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он плывёт себе в волнах

На раздутых парусах.

Проверяем : Вет е р по морю гуляет И к о раблик п о дг о няет. Он плывёт себе в в о лнах На р аз дутых п а русах.

Проверяем :

Вет е р по морю гуляет

И к о раблик п о дг о няет.

Он плывёт себе в в о лнах

На р аз дутых п а русах.

Письмо по памяти. Прочитайте, найдите ошибки. Харошо идти палями, без трапинок и дарог. Светит солнышко над нами, дует тёплый витерок.

Письмо по памяти.

Прочитайте, найдите ошибки.

Харошо идти палями,

без трапинок и дарог.

Светит солнышко над нами,

дует тёплый витерок.

Письмо по памяти. Х оро шо идти п о лями, без тр о пин ок и д о ро г . Светит солнышко над нами, дует тёплый в е т е рок.

Письмо по памяти.

Х оро шо идти п о лями,

без тр о пин ок и д о ро г .

Светит солнышко над нами,

дует тёплый в е т е рок.

Письмо по памяти. У про100го 100рожа – Непро100рный дом: Ча100 в нём 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог.

Письмо по памяти.

У про100го 100рожа –

Непро100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Письмо по памяти. У про сто го сторожа – Непр о сторный дом: Ча сто в нём стоно ж ка Бродит под столом. Д орожи т стоно жка Чистотою но г И ст о ли чн ой ваксой Чистит  сто  с а по г .

Письмо по памяти.

У про сто го сторожа

Непр о сторный дом:

Ча сто в нём стоно ж ка

Бродит под столом.

Д орожи т стоно жка Чистотою но г

И ст о ли чн ой ваксой

Чистит сто с а по г .

Спишите текст, выделите изученные орфограммы. В старой сосне дупло. В уютном дупле живёт рыжая белочка. Она ловко прыгает по веточкам. Насушила белочка грибков В гнезде у неё большие запасы. Это корм зверьку на всю холодную зиму.

Спишите текст, выделите изученные орфограммы.

В старой сосне дупло. В уютном дупле живёт рыжая белочка. Она ловко прыгает по веточкам. Насушила белочка грибков В гнезде у неё большие запасы. Это корм зверьку на всю холодную зиму.

Проверяем: Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением С о сне, ж и вёт, гр и бков, в гн е зде, зв е рьку, на х о лодную. Сомнительная согласная в корне слова. Ду п ло, ло в ко, гри б ков Сочетание ЧК, ЧН. Бело чк а, вето чк и, Сочетание ЖИ –ШИ,. Жи вёт, насу ши ла, боль ши е.,

Проверяем:

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

С о сне, ж и вёт, гр и бков, в гн е зде, зв е рьку, на х о лодную.

Сомнительная согласная в корне слова.

Ду п ло, ло в ко, гри б ков

Сочетание ЧК, ЧН.

Бело чк а, вето чк и,

Сочетание ЖИ –ШИ,.

Жи вёт, насу ши ла, боль ши е.,

Спишите текст, выделите изученные орфограммы.  Зима. Тишина в лесу. На снегу у куста большой след. Вот слева ещё следы. А если это медведь?. Нет, медведь спит.  На ветке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи.

Спишите текст, выделите изученные орфограммы.

Зима. Тишина в лесу. На снегу у куста большой след. Вот слева ещё следы. А если это медведь?. Нет, медведь спит.

На ветке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв.

Он похож на клещи.

Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне слова. З и ма, т и шина, в л е су, на сн е гу, б о льшой, сл е ды, Выпишите из текста слова с сомнительной согласной в корне слова. Сле д , медве дь , дроз д , клю в , похо ж .

Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне слова.

З и ма, т и шина, в л е су, на сн е гу, б о льшой, сл е ды,

Выпишите из текста слова с сомнительной согласной в корне слова.

Сле д , медве дь , дроз д , клю в , похо ж .

Расставьте слоги по порядку. Запиши текст правильно. Выдели изученные орфограммы. цаЗай в суле кийвся дитоби. томЛе его ностьбезопас ситвиза от рыхбыст ног. мойЗи же он деетнава лыйбе рядна. жетЛя под елью, еле шитды, мановнитель ритсмот по намросто, шорохо шитслы. буйПопро, динай его!

Расставьте слоги по порядку. Запиши текст правильно. Выдели изученные орфограммы.

цаЗай в суле кийвся дитоби. томЛе его ностьбезопас ситвиза от рыхбыст ног. мойЗи же он деетнава лыйбе рядна. жетЛя под елью, еле шитды, мановнитель ритсмот по намросто, шорохо шитслы. буйПопро, динай его!

Проверяем:  Зайца в лесу всякий обидит. Летом его безопасность зависит от быстрых ног. Зимой же он надевает белый наряд. Ляжет под елью, еле дышит, внимательно смотрит по сторонам, хорошо слышит. Попробуй, найди его!

Проверяем:

Зайца в лесу всякий обидит. Летом его безопасность зависит от быстрых ног. Зимой же он надевает белый наряд. Ляжет под елью, еле дышит, внимательно смотрит по сторонам, хорошо слышит. Попробуй, найди его!

Расставьте слоги по порядку. Запиши текст правильно. Выдели изученные орфограммы. Кто на чём салпи?  В лёдакие меврена гимабу не лыбо. выеПер коруписи явиполись на няглиных личтабках. томПо сапили на талмеле. На товоске гумабу менязала нословая кость. Для мапись точас использовали жуко вотжиных – пергамент.кихТа книг храсонилось огонм.

Расставьте слоги по порядку. Запиши текст правильно. Выдели изученные орфограммы.

Кто на чём салпи?

В лёдакие меврена гимабу не лыбо. выеПер коруписи явиполись на няглиных личтабках. томПо сапили на талмеле. На товоске гумабу менязала нословая кость. Для мапись точас использовали жуко вотжиных – пергамент.кихТа книг храсонилось огонм.

Проверяем: Кто на чём писал?  В далёкие времена бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. Потом писали на металле. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных – пергамент.Таких книг сохранилось много.

Проверяем:

Кто на чём писал?

В далёкие времена бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. Потом писали на металле. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных – пергамент.Таких книг сохранилось много.