Дидактический материал по теме "Синтаксис". Данный материал можно использовать для проведения самостоятельной работы, для индивидуальной работы по карточкам, для объяснительного пунктуационного диктанта.
Беленко-Линёва М.П.
преподаватель русского языка и литературы.
Карточка № 1
Задание: перепишите, расставьте знаки препинания, устно объяснить пунктуацию.
(1) У каждого возраста свой Пушкин. (2) Для маленьких читателей открытие Пушкина это сказки. (3) Для десятилетних «Руслан». (4) В двенадцать тринадцать лет нам открывается пушкинская проза «Полтава», «Медный всадник». (5) В юношеские годы открываются «Онегин» и лирика. (6) А потом – и стихи и эпиграммы и статьи и дневники и письма… (7) И это уже навсегда!
(8) Имя Пушкина черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве а впервые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок всю ценность которого узнаёшь только с годами.
(С. Маршак)
Эталон ответа.
Дополнительные задания. Для успевающих на «4», «5».
Карточка № 1
Задание: перепишите, расставьте знаки препинания, устно объяснить пунктуацию.
(1) У каждого возраста свой Пушкин. (2) Для маленьких читателей открытие Пушкина – это сказки. (3) Для десятилетних – «Руслан». (4) В двенадцать-тринадцать лет нам открывается пушкинская проза: «Полтава», «Медный всадник». (5) В юношеские годы открываются «Онегин» и лирика. (6) А потом – и стихи, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма… (7) И это уже навсегда!
(8) Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а впервые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаёшь только с годами.
(С. Маршак)
Объяснение:
Во 2-ом предложении тире ставится между подлежащим открытие и сказуемым сказки, которые выражены именем существительным в им. п. Перед сказуемым есть указательное слово это.
В 3-ем предложении тире ставится вместо пропущенного слова читателей.
В 4-ом предложении двоеточие ставится после обобщающего слова пушкинская проза перед однородными членами.
В 6-ом предложении тиреставится вместо пропущенного слова открываются; запятая ставится после первого однородного члена и каждого последующего, так как есть повторяющийся союз.
В 8-ом предложении запятые ставятся перед сочинительным союзом а, передвыражением с подчинительным союзом которого, так какэто предложение с разными видами союзной связи. В первой части есть однородные члены имя, черты, между которыми ставится запятая; во второй части выделяется запятой сравнение, от которого задается вопрос к части с подчинительной связью.
Карточка № 2
Задание: перепишите, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы; если есть общий второстепенный член предложения, подчеркните его как обстоятельство.
1.Изредка облака вспыхивают угрюмым отблеском молний и неуклюжими рывками гремит гром. (К. Паустовский)
2.Часам к двум пополудни сверкнула молния и прокатил гром. (Д. Григорович)
3.В пять часов вечера выглянуло солнце и воздух стал необыкновенно прозрачным. (М. Пришвин)
4.Ещё сохранились в затишных местах одуванчики и может быть где-нибудь в сырости чёрной тени белеет ландыш. (М. Пришвин)
5.Почти одновременно зацвела ива и запел полным голосом певчий дрозд. (М. Пришвин)
6.У подошвы горы лежала груда обвалившейся породы и валялись деревянные обломки обрушившихся креплений. (А. Чаковский)
7.Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь, потом солнце стало припаривать и вода прибавляться.
8. Шум дождя в листве был похож на торопливый беспокойный шёпот и казалось что по палисаднику всё время ходят на цыпочках.(С. Антонов)
9.Был уже август и кое-где на берёзах висели первые пожелтевшие листья. (К. Паустовский)
10.Сумерки медленно наползали на тайгу и постепенно блекла яркая голубизна неба и затухал блеск раскинувшихся по прямому плёсу серебристых песков. (Г. Марков)
Эталон ответа.
Карточка № 2
1.Изредка облака вспыхивают угрюмым отблеском молний и неуклюжими рывками гремит гром.
2.Часам к двум пополудни сверкнула молния и прокатил гром.
3.В пять часов вечера выглянуло солнце и воздух стал необыкновенно прозрачным.
4.Ещё сохранились в затишных местах одуванчики, и ,может быть, где-нибудь в сырости чёрной тени белеет ландыш.
5.Почти одновременно зацвела ива и запел полным голосом певчий дрозд.
6.У подошвы горы лежала груда обвалившейся породы и валялись деревянные обломки обрушившихся креплений.
7.Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь, потом солнце стало припаривать и вода прибавляться.
8. Шум дождя в листве был похож на торопливый беспокойный шёпот, иказалось, что по палисаднику всё время ходят на цыпочках.
9.Был уже август, и кое-где на берёзах висели первые пожелтевшие листья.
10.Сумерки медленно наползали на тайгу,и постепенно блекла яркая голубизна неба и затухал блеск раскинувшихся по прямому плёсу серебристых песков.
1.Граммат. основы – облака вспыхивают, гремит гром
Общий второст. чл. – изредка
2.Граммат. основы - сверкнула молния, прокатил гром
Общий второст. чл. - часам к двум пополудни
3. Граммат. основы - выглянуло солнце, воздух стал прозрачным
Общий второст. чл. - в пять часов вечера
4. Граммат. основы – сохранились одуванчики, белеет ландыш
5. Граммат. основы - зацвела ива, запел дрозд
Общий второст. чл. - почти одновременно
6.Граммат. основы – лежала груда, валялись обломки
Общий второст. чл. - у подошвы горы
7. 1) Граммат. основы – набежала туча, брызнул дождь
Общий второст. чл. - вскоре после восхода
2) Граммат. основы - солнце стало припаривать, вода прибавляться
Общий второст. чл. – потом
8. Граммат. основы – шум был похож, казалось, ходят
9. Граммат. основы – был август, висели листья
10. Граммат. основы – сумерки медленно наползали, блекла голубизна,
затухал блеск
Общий второст. чл. – постепенно – относится ко второй и третьей части
предложения одновременно
Карточка № 3
Задание:Задание: замените, где возможно, причастные обороты синтаксическими синонимами – придаточными определительными с союзным словом который. Запишите преобразованные предложения.
1. Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаём дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений. (Н. Островский)
2. Трудные уроки, требующие особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову.
3. Чтобы хорошенько разглядеть белого медведя, спокойно идущего между торосами по каким-то своим делам, я подношу к глазам бинокль. (И. Соколов-Микитов)
4. Взгляд был внимательный, как у осторожного доктора, прописавшего больному новую микстуру и наблюдающего за её действием. (А. Куприн)
5. В отличие от академических словарей того времени, ориентированных на литературный язык, в словарь Даля была включена лексика живой народной речи.
6. Издавна принято искать аналогии цвету уральского малахита, поражающего воображение своими причудливыми узорами. (Б. Семёнов)
7. Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной заплывшей речки. (В. Солоухин)
8. В глубине парка раскинулась большая прямоугольная площадка, окружённая старыми липами. (А. Гордин)
9. Поэтическое восприятие жизни – величайший дар, доставшийся нам от поры детства. (К. Паустовский)
10. Наверное, в жизни каждого человека бывают мгновения, круто изменяющие ход жизни, заставляющие пересмотреть своё отношение к миру.
Эталон ответа.
Тема: «Сложноподчинённое предложение»
Карточка № 3
Задание: замените, где возможно, причастные обороты синтаксическими синонимами – придаточными определительными с союзным словом который. Запишите преобразованные предложения.
1. Человека, который меняет свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаём дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений. (Н. Островский)
2. Трудные уроки, которые требуют особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову.
3. Чтобы хорошенько разглядеть белого медведя, который спокойно идёт между торосами по каким-то своим делам, я подношу к глазам бинокль. (И. Соколов-Микитов)
4. Взгляд был внимательный, как у осторожного доктора, который прописал больному новую микстуру и наблюдает за её действием. (А. Куприн)
5. В отличие от академических словарей того времени, которые были ориентированы на литературный язык, в словарь Даля была включена лексика живой народной речи.
6. Издавна принято искать аналогии цвету уральского малахита, который поражает воображение своими причудливыми узорами. (Б. Семёнов)
7. Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, которое образовалось из лесной заплывшей речки. (В. Солоухин)
8. В глубине парка раскинулась большая прямоугольная площадка, которая была окружёна старыми липами. (А. Гордин)
9. Поэтическое восприятие жизни – величайший дар, который достался нам от поры детства. (К. Паустовский)
10. Наверное, в жизни каждого человека бывают мгновения, которые круто изменяют ход жизни, заставляют пересмотреть своё отношение к миру.
Карточка № 4
Задание: расставьте знаки препинания; подчеркните одной чертой вводные слова.
1.Медведь-камень на реке Тагил представляет собой без сомнения одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь по преданию зимовал со своим войском Ермак.
2.Черновики Пушкина конечно отражают не только техническую работу над стилем но и психологическое состояние поэта в момент творчества. Каждый поворот каждый изгиб творческой мысли по мнению специалистов запечатлевается в рукописи.
3.Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни например держатся достойно уважительно по отношению друг к другу другие напротив начинают себя вести как на войне.
4.Третьяковская галерея как известно названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью он положил начало поистине замечательному собранию картин.
5.В картинах Поленова нет как говорится сухого академизма: они ласкают глаз зрителя прелестью освещения живым расположением сцены интересными подробностями. Эти картины красивы и интересны даже для тех кто не захочет найти в них внутреннего содержания.
6.Это высказывание вероятно можно отнести ко всей лирике поэта. С самолёта хорошо было видно всё озеро окружённое лесом.
7.Космическая эра началась может быть тогда когда скромный учитель из Калуги первым доказал что человек может полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты которая способна отправиться в космос и вывел формулу её полёта именно К.Э. Циолковский.
8.В жаркий июльский полдень словно всё замерло в городе. Даже деревья казалось стояли понурые и неподвижные точно изнемогающие от нестерпимого жара.
9.Процесс формирования древнерусского литературного языка по мнению академика В.В. Виноградова определялся взаимодействием и объединением нескольких составляющих: во-первых старославянского языка и деловой речи а во-вторых языка фольклора и диалектов.
10.Роман Лермонтова несомненно проникнут единством мысли и потому его
части нельзя читать не в том порядке в каком расположил их сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные на мой взгляд повести и несколько рассказов но не роман.
Эталоны ответов.
Задание: расставьте знаки препинания; подчеркните одной чертой вводные слова.
1.Медведь-камень на реке Тагил представляет собой, без сомнения, одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь, по преданию, зимовал со своим войском Ермак.
2.Черновики Пушкина, конечно, отражают не только техническую работу над стилем, но и психологическое состояние поэта в момент творчества. Каждый поворот, каждый изгиб творческой мысли, по мнению специалистов, запечатлевается в рукописи.
3.Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни, например, держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие, напротив, начинают себя вести как на войне.
4.Третьяковская галерея, как известно, названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало поистине замечательному собранию картин.
5.В картинах Поленова нет, как говорится, сухого академизма: они ласкают глаз зрителя прелестью освещения, живым расположением сцены, интересными подробностями. Эти картины красивы и интересны даже для тех, кто не захочет найти в них внутреннего содержания.
6.Это высказывание, вероятно, можно отнести ко всей лирике поэта. С самолёта хорошо было видно всё озеро, окружённое лесом.
7.Космическая эра началась, может быть, тогда, когда скромный учитель из Калуги первым доказал, что человек может полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты, которая способна отправиться в космос, и вывел формулу её полёта именно К.Э. Циолковский.
8.В жаркий июльский полдень словно всё замерло в городе. Даже деревья, казалось, стояли понурые и неподвижные, точно изнемогающие от нестерпимого жара.
9.Процесс формирования древнерусского литературного языка, по мнению академика В.В. Виноградова, определялся взаимодействием и объединением нескольких составляющих: во-первых, старославянского языка и деловой речи, а во-вторых, языка фольклора и диалектов.
10.Роман Лермонтова, несомненно, проникнут единством мысли, и потому его части нельзя читать не в том порядке, вкаком расположил их сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные, на мой взгляд, повести и несколько рассказов, но не роман.
Карточка № 5
Задание: Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте, чем они выражены.
1. Общение с книгой высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (А.Т. Твардовский).
2. Среднее расстояние от Земли до Луны триста восемьдесят четыре тысячи
четыреста километров.
3. С молодым посидеть самому помолодеть.
4. Читать это не только узнавать факты. 5. Читать значит вырабатывать вкус постигая прекрасное (К.А. Федин).
6. Свежа в апреле ранняя заря (И.А. Бунин).
7. Друзья прямые что братья родные (Пословица).
8. Попытка не пытка а спрос не беда (Пословица).
9. Без дела жить только небо коптить (Пословица).
10. Она врач.
11. Я гражданин Советского Союза (В.В. Маяковский).
12. Зимний лес словно сказка.
Эталоны ответов.
Карточка № 5
Задание: Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте, чем они выражены. Выполняя задание, используйте карточку-информатор.
1. Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (А.Т. Твардовский).
2. Среднее расстояние от Земли до Луны – триста восемьдесят четыре тысячи
четыреста километров.
3. С молодым посидеть – самому помолодеть.
4. Читать – это не только узнавать факты. 5. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное (К.А. Федин).
6. Свежа в апреле ранняя заря (И.А. Бунин).
7. Друзья прямые что братья родные (Пословица).
8. Попытка не пытка, а спрос не беда (Пословица).
9. Без дела жить только небо коптить (Пословица).
10. Она врач.
11. Я – гражданин Советского Союза (В.В. Маяковский).
12. Зимний лес словно сказка.
1. Общение – форма (подлежащее – сказуемое)
2. Расстояние – триста восемьдесят четыре тысячи
четыреста километров
3. Посидеть – помолодеть
4. Читать – это узнавать
5. Читать – значит вырабатывать
6. Свежа заря
7. Друзья что братья
8. Попытка не пытка; спрос не беда
9. Жить только коптить
10. Она врач
11. Я – гражданин
12.Лес словно сказка
Карточка № 6
Тема: «Прямая речь»
Задание: Запишите предложения с прямой речью так, чтобы слова автора разрывали прямую речь (авторы названы в скобках). Используйте глаголы «говорения»: говорил, сказал, писал, советовал, заметил, утверждал, размышлял, восклицал, делился своими мыслями, признавался и другие.
1. У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадая в апатию бездействия. (В. Белинский)
2.Хороший, живой человек всегда куда-нибудь стремится, чего-нибудь ищет. (М. Горький)
3. Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаём дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений. (Н. Добролюбов)
4. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай. (Л. Толстой)
5. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер: такой безобразит человечество. (Пётр I)
6. Достоевский был художником-лириком. Все его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний. (А. Луначарский)
7. На боль я отвечаю криками и слезами, на подлость – негодованием, на мерзость – отвращением. По-моему, это собственно и называется жизнью. (А. Чехов.«Палата № 6»)
8. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего. (И. Тургенев. О Базарове. Из письма к Случесвкому от 14 апреля 1862 года)
9. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. (И. Тургенев)
10. Чем дольше не был в доме, где вырос и оставил ранние года, тем беспокойнее стучит сердце, когда приближаешься к родному порогу. (К. Федин)
Эталон ответа.
Карточка № 6
Тема: «Прямая речь»
Задание: Запишите предложения с прямой речью так, чтобы слова автора разрывали прямую речь (авторы названы в скобках). Используйте глаголы «говорения»: говорил, сказал, писал, советовал, заметил, утверждал, размышлял, воскликнул и другие.
1.«У души, как и у тела, - размышлял В. Белинский, - есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадая в апатию бездействия.»
2.«Хороший, живой человек, - заметил М. Горький, - всегда куда-нибудь стремится, чего-нибудь ищет.»
3.«Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, - утверждал Н. Добролюбов, - мы признаём дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений.»
4.«Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. - советовал Л.Толстой . -Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай.» 5.«Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер,- говорил Пётр I, - такой безобразит человечество.»
6. «Достоевский был художником-лириком. - писал А. Луначарский. - Все его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний.» 7. «На боль я отвечаю криками и слезами, на подлость – негодованием, на мерзость – отвращением.- писал А. Чехов в рассказе «Палата № 6». - По-моему, это собственно и называется жизнью.» 8. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - делился И. Тургенев своими мыслями по поводу образа Базарова в письме к Случевскому, - и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего.»
9. «Россия без каждого из нас обойтись может, - утверждал И. Тургенев, - но никто из нас без неё не может обойтись.» 10. «Чем дольше не был в доме, где вырос и оставил ранние года, - признавался К. Федин, - тем беспокойнее стучит сердце, когда приближаешься к родному порогу.»
Карточка № 7
Тема: «Сложноподчинённое предложение»
Задание: перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, подчерните грамматические основы, составьте схемы.
1. Началась та чудная пора когда природа, пробудясь от сна, начнёт жить полною, молодою, торопливою жизнью. (С. Аксаков)
2. Я очень рано понял что человека создаёт сопротивление окружающей среде. (М. Горький)
3. Если хорошенько прислушаться можно услышать как тихо дышит, пробуждается, почуяв приближение весны, зимний лес. (И. Соколов-Микитов)
4. Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотву которых он выудил без меня. (С. Аксаков)
5. Травы скашивают утром пока они ещё не уронили росы пока они ещё нежатся в её прохладе. (В. Солоухин)
6. Наступили дни яркого света когда выходить без тёмных очков невозможно потому что отражённый в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов)
7. Пока свободою горим пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин)
8. Когда зашепчет сон-трава в дуброве и ей ответят крики лебедей земля проснётся в праздничной обнове. (Д. Кедрин)
9. Какая восхитительная сказка бывает в лесу когда со всех этажей леса свешиваются ветви, ещё не одетые, но с цветами-серёжками или с зелёными напряжёнными почками. (М. Пришвин)
10. Едва взошло солнце в прохладном, ещё свежем небе зазвенели наперебой жаворонки. (А. Иванов)
Эталон ответа.
Карточка № 7
Тема: «Сложноподчинённое предложение»
Задание: перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, подчерните грамматические основы, составьте схемы.
1. Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь от сна, начнёт жить полною, молодою, торопливою жизнью. (С. Аксаков) – [ ], (когда).
2. Я очень рано понял, что человека создаёт сопротивление окружающей среде. (М. Горький) – [ ], (что).
3. Если хорошенько прислушаться, можно услышать, как тихо дышит, пробуждается, почуяв приближение весны, зимний лес. (И. Соколов-Микитов) - (Если), [ ], (как).
4. Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотву, которых он выудил без меня. (С. Аксаков) - (Когда), [ ], (которых).
5. Травы скашивают утром, пока они ещё не уронили росы, пока они ещё нежатся в её прохладе. (В. Солоухин) – [ ], (пока), (пока).
6. Наступили дни яркого света, когда выходить без тёмных очков невозможно, потому что отражённый в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов) – [ ], (когда), (потому что).
7. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин) – (Пока), (пока), [ ].
8. Когда зашепчет сон-трава в дуброве и ей ответят крики лебедей, земля проснётся в праздничной обнове. (Д. Кедрин) – (Когда) и ( ), [ ].
9. Какая восхитительная сказка бывает в лесу, когда со всех этажей леса свешиваются ветви, ещё не одетые, но с цветами-серёжками или с зелёными напряжёнными почками. (М. Пришвин) – [ ], (когда).
10. Едва взошло солнце, в прохладном, ещё свежем небе зазвенели наперебой жаворонки. (А. Иванов) – (Едва), [ ].
1. Началась пора, природа начнёт жить
2. Я понял, создаёт сопротивление
3. Прислушаться; можно услышать; дышит, пробуждается лес
4. Мы пришли, отец показал, он выудил
5. Скашивают, они не уронили, они нежатся
6. Наступили дни, выходить невозможно, свет режет
7. Горим, сердца живы, посвятим
8. Зашепчет сон-трава, ответят крики, земля проснётся
9. Сказка бывает, свешиваются ветви
10. Взошло солнце, зазвенели жаворонки
Карточка № 8
Тема: «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»
Задание: перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните причастные обороты.
1. Поэтическое восприятие жизни – величайший дар доставшийся нам от поры детства. (К. Паустовский)
2. От этих солнечных пятен глубина парка погружённая в летний дым кажется таинственной и нереальной. (К. Паустовский)
3. Только на окраинах Михайловского парка сквозь сумрак всегда присутствующий под сводами старых деревьев вдруг откроется поляна заросшая блестящими лютиками. (К. Паустовский)
4. Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны – единственном домике оставшемся от времен Пушкина. (К. Паустовский)
5. Небольшая ночная птица неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях пугливо нырнула в сторону. (И. Тургенев)
6. Через иллюминатор покрытый земными морозными узорами видна далёкая полоска облачно-снежного горизонта. (Е. Варнава)
7. Думалось, что это – озерцо только-только схваченное морозцем не запорошенное ещё снегом просвечивающее насквозь, до самого дна. (Е. Варнава)
8. Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. (В. Астафьев)
9. Меня поразили яркие звёзды чудесной россыпью осыпавшие тёмное тихое небо. (И. Соколов-Микитов)
10. Над пароходом двигавшимся в ночи с потушенными огнями высилось звёздное чистое небо. (И. Соколов-Микитов)
Эталон ответа.
Тема: «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»
Карточка № 8
Задание: перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните причастные обороты.
1. Поэтическое восприятие жизни – величайший дар, доставшийся нам от поры детства. (К. Паустовский)
2. От этих солнечных пятен глубина парка, погружённая в летний дым, кажется таинственной и нереальной. (К. Паустовский)
3. Только на окраинах Михайловского парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками. (К. Паустовский)
4. Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны – единственном домике, оставшемся от времен Пушкина. (К. Паустовский)
5. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, пугливо нырнула в сторону. (И. Тургенев)
6. Через иллюминатор, покрытый земными морозными узорами, видна далёкая полоска облачно-снежного горизонта. (Е. Варнава)
7. Думалось, что это – озерцо, только-только схваченное морозцем, не запорошенное ещё снегом, просвечивающее насквозь, до самого дна. (Е. Варнава)
8. Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. (В. Астафьев)
9. Меня поразили яркие звёзды, чудесной россыпью осыпавшие тёмное тихое небо. (И. Соколов-Микитов)
10. Над пароходом, двигавшимся в ночи с потушенными огнями, высилось звёздное чистое небо. (И. Соколов-Микитов)
Карточка № 9
Тема: « Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Задание: перепишите, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены как члены предложения; отметьте, какой частью речи они выражены.
1. В тишине становятся слышны шелест листвы потревоженного сада да глухое старческое покашливание. (А. Барков)
2. Свет лежит золотыми полянами на весёлой траве зелени лип обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина. (К. Паустовский)
3. Этот парк как будто создан для семейных праздников дружеских бесед для танцев при свечах под чёрными шатрами листьев девичьего смеха и шутливых признаний. (К. Паустовский)
4. Молодые сосенки легки но крепки и ветвисты. (И. Бунин)
5. Между собой ласточки живут в большой дружбе никогда не ссорятся не мешают друг дружке строить свои гнёзда. (И. Соколов-Микитов)
6. Зимуют ласточки в далёкой Экваториальной Африке и каждый год возвращаются на свою родину. (И. Соколов-Микитов)
7. Над лесами над морями над высокими горами над обширной степью ласточки пролетают многие тысячи вёрст безошибочно находят место, где когда-то сами родились. (И. Соколов-Микитов)
8. Утренняя заря не пылала жаром а разливалась кротким румянцем. (И. Тургенев)
9. Косой ливень гудел веселился колотил с размаху по листьям набирал скорость, стараясь перегнать самого себя. (К. Паустовский)
10. Бамбук прочен лёгок упруг долговечен. (В. Песков)
Эталон ответа
Тема: « Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Карточка № 9
Задание: перепишите, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены как члены предложения; отметьте, какой частью речи они выражены.
1. В тишине становятся слышны шелест листвы потревоженного сада да глухое старческое покашливание. (А. Барков)
2. Свет лежит золотыми полянами на весёлой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина. (К. Паустовский)
3. Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под чёрными шатрами листьев, девичьего смеха и шутливых признаний. (К. Паустовский)
4. Молодые сосенки легки, но крепки и ветвисты. (И. Бунин)
5. Между собой ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, не мешают друг дружке строить свои гнёзда. (И. Соколов-Микитов)
6. Зимуют ласточки в далёкой Экваториальной Африке и каждый год возвращаются на свою родину. (И. Соколов-Микитов)
7. Над лесами, над морями, над высокими горами, над обширной степью ласточки пролетают многие тысячи вёрст, безошибочно находят место, где когда-то сами родились. (И. Соколов-Микитов)
8. Утренняя заря не пылала жаром, а разливалась кротким румянцем. (И. Тургенев)
9. Косой ливень гудел, веселился, колотил с размаху по листьям, набирал скорость, стараясь перегнать самого себя. (К. Паустовский)
10. Бамбук прочен, лёгок, упруг, долговечен. (В. Песков)
1.Шелест да покашливание – подлежащее, существительное
2. На траве, зелени, обрывах и на скамье – обстоятельство, существительное с предлогом
3. Для праздников, бесед, для танцев, смеха и признаний – дополнение, существительное с предлогом
4. Легки, но крепки и ветвисты – сказуемое, краткое прилагательное
5. Живут, не ссорятся, не мешают – сказуемое, глагол
6. Зимуют и возвращаются – сказуемое, глагол
7. Над лесами, над морями, над горами, над степью – дополнение, существительное с предлогом; пролетают, находят – сказуемое, глагол
8. Не пылала, а разливалась – сказуемое, глагол
9. Гудел, веселился, колотил, набирал – сказуемое, глагол
10. Прочен, лёгок, упруг, долговечен – сказуемое, краткое прилагательное