Краснодарский край Калининский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 13
станицы Гривенской
Дидактический материал
«Грамматические игры.
Проверяем понимание»
Загирова Олеся Валерьевна
учитель начальных классов
МБОУ – СОШ № 13
ст.Гривенская
Правописание безударных гласных в корне слова.
Вставляем пропущенные буквы.
Впиши подходящие слова с проверяемыми безударными гласными. Запиши проверочные слова.
Дикобраз живёт в хвойных __________( ).От __________( )его защищают тридцать тысяч игл. Зазубренными иглами они попадают в неприятеля. Питается дикобраз листьями и __________( )дерева.
Запиши в скобках проверочные слова.
Дер_во( ) см_листое( ),
В_твистое( ), ств_листое( ),
П_тнисто( )-густолистое,
В_твями( ) в небо взвистое,
К_рнями( ) в землю вбитое.
Найди и исправь 4 ошибки.
Дождик прошёл по содовой дорожке,
Капли на ветках весят как сирёжки.
Тронешь бирёзку – она встрепенётся,
И засмеётся до слёз засмеётся.
(А.Яшин)
Найди и исправь 5 ошибок.
Дождь прошуршал по широкому лугу,
Даже цвиты удевились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой тровинке
По оганёчку, серибринке.
(А. Яшин)
Вставь подходящие по смыслу слова. Вставь пропущенные буквы.
Яблочный _____________, строгий _______________, трели _______________, осеннее _____________, удобная _______________, _______________ кукла, _________________ конфет, модная ______________, ухоженная______________.
Слова для справок: _ллея, к_л_грамм, _дежда,тр_пичная, п_льто, к_мпот, кр_вать, учит_ль, с_л_вья.
Запиши в скобках проверочные слова.
Луч м_тнулся по ст_не,
А потом ск_льзнул ко мне.
«Ничего,- ш_пнул он будто,-
Пос_дим и в т_мноте!»
(Е.Благинина)
Подчеркни подлежащее и сказуемое.
1)На каждом _кошке ст_ит цв_ток в горшочке. 2)Б_рёзка ст_яла на опушке с_сновой рощи. 3)Над д_рогой нав_сают ветки д_ревьев. 4)С в_рхушки ели к к_рмушке спустилась в_рона.
Словарная работа «Доскажи словечко»
1.Танюша купила лекарство в _______________.
2.Летом ребята отдыхали в детском ______________.
3.Юрий Гагарин – первый __________________.
4.В эти дни была ненастная ________________.
5.В овощной ________________ привезли огурцы и картофель.
Вставь пропущенные буквы.
Авт_м_биль, г_рячий, к_стёр, м_ровь, _бед, _днажды, инт_ресный, ж_лтый, п_сок, ур_жай, уж_н, п_льто.
Чудесная кладовая.
Есть на свете чудесная кладовая. Положи в_сной в неё мешок з_рна. Ос_нью в кладовой будет десять таких мешков. Горсть с_ мян станет б_льшой кучей _гурцов. Эта кладовая называется з_млёй.
Дер_во
Корни прикр_пляют дер_во к з_мле. Они дают ему пищу. Корни служат опорой против вьюги, ветра и бури. Ствол н_сёт на себе сучья с ветками и листьями. Он проводит сок. Сучья и ветки н_сут на себе листья, цв_ты и пл_ды. Они жадно пьют сок.
От ин_я пож_лтели б_рёзы, покр_снели осины. В_да в р_ке пот_мнела. Вет_р обрывал листья с д_ревьев и ун_сил их. На небо надв_гались т_жёлые обл_ка. Болота по н_чам зам_рзали.
Определи границы предложений.
Розы для мамы.
В с_ду росли кр_сивые кусты это были это были розы их вырастили _горь и _ася мальчики срезали три розы для мамы розы поставили в вазу мама была рада
В скобках напиши проверочные слова.
Гл_тать( ), пл_сать( ),ск_льзить( ), д_рить( ),п_стреть( ), н_сить( ), р_веть( ), сл_беть( ), с_рить( ), л_чить( ), в_сеть( ), сп_сать( ), скр_петь( ), п_могать( ).
Подчеркни имена прилагательные.
Кедр – дер_во высокое и кр_сивое. Ствол у кедра толстый и пр_мой. Ветки пушистые от иголок. И в_сной, летом, и з_мой, и ос_нью ветки кедра з_лёные. К_дровые иголки пахнут см_лой.Ж_вёт кудр долго.
Выдели предлоги.
Море.
Летом наша с_мья ездила к морю. Х_р_шо купаться в м_рской в_де, дышать м_рским воздухом. Я люблю см_треть на море и в ясный день, и в сильный шторм. Мой дядя – бывалый м_ряк.
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни однокоренные слова. Выдели в них корень.
Мама купила соль. Мы будем с_лить п_мидоры и _гурцы. Для засолки нужна бочка. В нашей семье любят с_лёные _гурцы, капусту, п_мидоры.
Подчеркни проверочные слова. Выдели корень.
Сад – с_довый, с_довник.
Соль – с_лонка, с_лёный, с_лить.
Даль – дальний, д_лёкий, д_леко.
Лес – л_сок, л_сной, л_сник.
Свист – св_сток, св_стеть.
Корм- к_рмушка, к_рмить.
Выбери и вставь буквы.
а или о? |
пр_ва | набр_сать | р_гатый |
пл_довый | стр_итель | зн_чок |
н_совой | выг_нять | тр_пический |
м_дельер | к_нюшня | в_сковой |
г_стить | др_вишки | хв_инки |
в_лчица | _куньки | б_рьба |
Напиши проверочные слова.
Цв_ток -_____________________________
К_тята -____________________________
Б_льной-_____________________________
Ш_ры - ______________________________
Кр_ты-_______________________________
Др_мал-______________________________
Н_чное-_____________________________
Выбери и вставь буквы.
е, я или и? |
в_сёлый | сл_пой | м_ловая |
сл_зинки | в_сящий | в_рхушка |
б_говой | см_льчак | п_сьмо |
м_галка | л_гонько | м_систый |
п_тнистый | с_мейка | св_нья |
з_рнистый | р_довой | д_сятка |
Выделенные слова раздели на слоги.
Адреса ягод.
Кто подскажет тебе летом адреса яг_д? Адрес з_мл_ники спросишь у л_сных пней. Адрес ч_рники узнаешь у л_хматых елей. Брусничный адрес найдёшь в с_сновом б_ру. Малину увидишь на л_сных опушках, вырубках, оврагах. Лес щедро уг_щает тебя летом.
Вставь пропущенные безударные гласные.
похв_лили ст_льной заш_гал
гр_за стр_на т_жёлый
л_сной к_вёр др_зды
п_ля б_гут стр_жи
скв_рец в_сна в_лнистый
г_ворит ст_ловая прох_дил
В каждой группе найди и зачеркни «лишнее слово»
1 2 3
л_тит _сенний в_сна
д_жди гл_застая сн_говик
б_жит зв_риный р_са
п_ёт б_льница м_док
посм_трю б_льшой л_сной
Подчеркни глаголы.
В л_сной тиш_,
В прохладе,
Р_дился р_дничок:
И вот журчит, хл_почет,
По камушкам т_чёт.
По зарослям черёмух
К д_ревне пр_миком
Б_жит, б_жит он чистым
В_сёлым ручейком.
Пропущенные буквы вставляй – слова запоминай!
М_сква, п_тух, т_традь, р_бочий, д_рога, м_тро, л_пата, дев_чка, Ро__ия, ов_щи, _дежда, к_р_ндаш, ру__кий, м_шина, косм_с.
Словарная работа «Доскажи словечко»
1.На площади мы смотрели праздничный __________________.
2.Ручки и карандаши лежат в __________________.
3.Марина учится во втором ____________________.
4.Летом Витя ездил к бабушке в ________________.
5.__________________________- главная площадь Москвы.
6.У Аллы аккуратные ______________ и книжки.
7.Зимой к нам прилетают _______________.
Найди и исправь ошибки.
Последние дни стаяла ясная пагода. Повеяло тёплым ветром. По оврашкам бигут висёлые ручейки. Зазиленела маладая травка. Звенит золатой галасок малиновки.
Толкованье слов читай – слово угадай!
1.Сторона света, противоположная югу.________________
2.Спортивная игра с мячом двух команд, во время которой игроки стараются загнать мяч в ворота противника.______________
3.Зелёный длинный овощ._________________
4.Предмет посуды, используемый для подачи первых и вторых блюд.___________
5.Круглый красный овощ.__________________
6.Ряд домов с двух сторон дороги._______________
7.Наземный пассажирский транспорт для перевозки по маршрутам._____________
К каждому из данных слов подбери проверочное слово.
Ст_ловый-_________________________
Кр_чать-__________________________
Под_рить-_________________________
К_рмить-__________________________
В_сёлый-__________________________
Кр_сивый-_________________________
П_ющий-__________________________
З_мельный-________________________
Подбери к данным глаголам глаголы с противоположным значением.
Вх_дить-_____________________________
Л_вить-______________________________
Хв_лить-_____________________________
Т_мнеть-_____________________________
Расцв_тать-__________________________
Подб_жать-__________________________
Разн_сти-____________________________
Из данных слов составь предложения.
1.Книге, в, рассказов, много.
_________________________________________________
2.Х_дили, р_бята, аллеям, по, парка.
_________________________________________________
3.Д_ждя, от, спрятались, под, дети, деревом.
_________________________________________________
4.Делают,древ_сины, из, мебель.
_________________________________________________
5. Ст_ит, г_ре, на, весёлый, посёлок.
_________________________________________________
6.П_льто, к, пуговицы, пришили.
_________________________________________________
7. Лиды, у, к_р_нд_ши, новые, п_нале, в.
_________________________________________________
Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выдели в словах корень и напиши к каждой группе поверочное слово.
П_сатель, расп_сание, зап_сал, п_сьмецо- __________________
Стр_лок, стр_льба, стр_лял, выстр_л - _____________________
Т_рговля, т_ргует, т_рговый (город) - ______________________
Гл_тать, прогл_тил, гл_ток, гл_тнул - ____________________
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни прилагательные.
В з_л_тые _сенние дни готовились к отлету жур_вли. Покруж_лись они над р_кой, над р_дным болотом. Вот пот_нулись птицы в д_лекие страны. На в_стоке пок_залась ранняя зорька.
Т_пло не за г_рами, в_сенний д_нёк, веч_ром стр_кочут, х_лодная _сень, ск_льзнул под к_ру, зат_пил п_чурку, приб_жал д_мой, нал_вил л_щей, выл_пить сн_говика, оп_дает л_ства, д_ждливая п_года.
Подчеркнуть однокоренные слова. Выделить в них корень.
1)В д_ждливую п_году д_твора с_дит дома. 2)Св_тлячок св_тился з_лёным светом. 3)З_мой л_сники раскладывают в к_рмушки корм для диких зв_рей. 4)На дв_ре ст_яли з_л_тистые сн_пы пш_ницы.
Выписать слова с пропущенными буквами. Перед каждым словом записать проверочное.
По синим в_лнам океана,
Лишь звёзды бл_снут в н_б_сах,
Корабль од_нокий н_сётся,
Н_сётся на всех п_русах.
(М.Лермонтов)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перед проверяемым словом записать проверочное. Составить и записать предложение с любым словом.
___________- д_лина __________- с_лёный
____________- кр_снота __________ - см_льчак
____________- л_дяной ___________- т_нистый
____________- вст_ёт ___________- цв_тёт
____________-вес_ло ___________- т_хонько
__________________________________________.
Выделить в словах корень. Рядом записать проверочные слова. Обозначить в словах ударение.
П_л_са-_____________________________________.
Х_л_да-_____________________________________.
Ст_р_на-____________________________________.
Ст_б_лёк-___________________________________.
З_л_неть-____________________________________.
В_ч_реть-___________________________________.
Г_л_ва-______________________________________.
К_л_сок-_____________________________________.
Озаглавить текст. Найти в тексте однокоренные слова. Выделить в них корень.
__________________
В л_су тихо. Безветренно. А с бл_жайшего ко мне клёна так и сыплются ж_лтые листья. Что за ч_деса? Подх_жу ближе. По веткам дер_ва б_жит белка. Это она устроила л_стопад.
Отгадайте загадку.
Есть у меня р_ботники,
во всём п_мочь охотники
день и ночь со мной:
целый д_сяток
верных р_бяток.
(________________)
Обозначьте в словах ударение.
Ш_рокие п_ля, л_сная тр_па, ст_льное к_льцо, м_рская в_лна, гр_чиное гн_здо, п_левой цв_ток, с_сновые л_са, цв_тной к_вёр, _довитые гр_бы.
Озаглавь текст.
_____________________.
На рассвете прокр_чал п_тух. Надя проснулась. Дев_чка посм_трела в _кно. По ул_це д_ревни шёл п_стушок. Мальчик _грал на дудочке. За ним шли к_ровы. На лугу их ждёт сочная тр_ва, а на оз_ре – х_лодная в_дичка.
Вставь пропущенные буквы.
Прощ_ние с ос_нью.
В _ктябре ст_т сырая п_рая п_года. Весь мес_ц льют д_жди. Дует _сенний вет_р. Шумят в с_ду д_ревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом св_тло. Всё в_круг стало нарядным. Две в_роны сели на б_рёзу . Посыпался пуш_стый сн_жок. Д_рога подмёрзла. Хрустят листья и тр_ва на тр_пе у дома.
Сл_ны.В Индии на сл_нах ездят по улицам. Сл_ны слушают даже маленьких д_тей. Р_бята с хв_ростинкой гонят их на речку купаться. Сл_ны р_ботают в с_ду. Они валят д_ревья, перетаскивают брёвна и осторожно складывают в кучу. Д_машние сл_ны пом_гают л_вить диких сл_нов в джунглях. Слон мудрый. Он не причиняет зла людям.
Озаглавь текст.
Вечный цв_ток.
У памятника павшим солдатам л_жит цв_ток. Это гвоздика, роза или ромашка. Л_жит он даже з_мой, когда всюду сн_жок и хол_д. Его приносят люди. Они уберут увядший и положат свеж_й. Наш народ не забывает г_роев.
Л_сная сказка.
Виталик остался н_чевать в ст_рожке. Наступила ночь. Мес_ц осв_щал сосны и ели. Снег заискрился блёстками. Из _кна мальчик см_трел на л_сную сказку. Вот белый комочек оторвался от ели. Это г_лодный за_ц-б_ляк поскакал к кустарнику. Он нач_л строгать зубами к_ру. К ст_рожке приблизились олени. Кр_савцы стали есть вкусное сено.
Хорош_е манеры.
Что такое х_рош_е манеры? Это умение правильно в_сти себя в обществе.Посм_три на себя со ст_р_ны. Как ты разг_вариваешь с людьми? Как ты в_дёшь себя за ст_лом? Если другим людям с тобой приятно и л_гко, у тебя х_рош_е манеры.
Подчеркни главные члены предложения.
Извилистая тр_пинка уводит всё дальше в лес. Лучи солнца играют на з_лёных п_лянах. Вот м_л_дой зайчик выб_жал на пыльную д_рогу и сел. На лужайке возятся л_сята. Зорко смотрит за ними л_са. В густой ч_ще чуть слышен шёпот листьев. Это д_ревья рассказывают ч_десную ска_ку о лете.
Выдели корень у выделенных имён существительных.
Лучик.
Женя ж_л в д_ревне. Он очень любил л_шадей. У мальчика был любимый конь Лучик. Он был ещё мал и слаб. Врач проп_сал к_ню л_карство. Лучик сл_зывал сладкую глюкозу мягкими губами и _зыком. Ч_сто мальчик уг_щал любимца кусочками сах_ра. Летом Женя пом_гал п_сти л_шадей. На пастбище м_л_дой конь окреп и вырос.
Подчеркни глаголы.
Вет_р.
Осторожно вет_р И, раправив бодро
Из калитки вышел, М_л_дые крылья,
Постучал в _кошко, Пол_тел куда-то
Проб_жал по крыше; Вперегонку с пылью.
Поиграл немного (М. Исаковский)
Ветками черёмух,
Пожурил за что- то
В_р_бьёв знакомых.
Подчеркни однокоренные слова, выдели в них корень.
Муравьи.
В_сеннее солнце пробудило от сна муравьёв. Ож_л мур_вейник. Мур_вьишки выбрались из зимних квартир. Они стали ч_нить своё ж_лище. Мур_вьи н_сили веточки, сучья, сухую хвою. Рыж_е мур_вьи истребляют л_сных вр_дителей. Они п_м_гают нам сохр_нить л_са. Нельзя губить ж_лища мур_вьёв и раскапывать палкой мур_вьиные кучи.
Найди и исправь ошибки.
Наступили висенние диньки. Вьются, жужжат над первыми цвиточками пушистые шмили. На бирёзке появились сирёжки. Наш класс роботает в соду.
Надпиши род имён существительных.
П_ляна, б_рёза, р_ка, г_ра, ч_ловек, хол_д, укр_пление, ж_вотное, х_ровод, сн_ж_нка, п_м_дор, ст_лица, м_л_ток, тр_ктор, ябл_ко, св_тлячок.
Подчеркни имена существительные. Определи их род.
Ст_ит жара. Дима и Кирилл ш_гают на пля_. На в_лнах к_ч_ется ло_ка. М_рская в_да моет бер_г. Мальчики б_гут к морю. Им вес_ло.
Вставь пропущенные буквы в глаголах.
др_жит загр_знил пригр_зил
прим_рился выч_стит отв_чает
отпл_тил посм_трел выд_ржит
прих_дил пож_лел ст_ял
в_с_лит защ_щал вып_шет
высл_дит зам_рзает в_днеется
В_сна сыплет на гор_д ж_лтоватые цв_ты каштанов. Их было так много, что во время д_ждей пл_тины из опавших цв_тов задерживали сток д_ждевой в_ды. Некоторые ул_цы превращались в мелкие _зёра.
Впиши подходящие слова с непроверяемым безударными гласными.
К остановке подошёл рейсовый ________________.В салоне было много________. Мы проехали перекрёсток и выехали на широкую ___________.____________ нам выходить. Мы протиснулись к дверям и вышли около _____________ игрушек.
Кончилась ос_нь. Лес помр_чнел, поч_рнел. Только дубы св_тились в нём, как _строва старого зол_та.
Долго не прих_дила з_ма, а когда пришла, на д_ревьях не осталось и л_сточка. Порж_вели, пор_дели листья дуба и всё-таки д_ржались на в_твях до самой в_сны.
Подбери проверочные слова.
В_снушки - ________________________________________
В_шнёвый - ________________________________________
Ручейки - __________________________________________
Т_шина - ___________________________________________
Т_плица - __________________________________________
Ут_щили-___________________________________________
Вставь нужные буквы.Подчеркни проверочное слово.
Р_чной – река, речушка, реки.
Т_мно – темнота, тёмный, потемнело.
П_чник – печной, печка.
Кр_пить – крепость, закрепил.
Л_сной – лесник, лесочек, лес.
С_нева – синить, синий, подсинил.
Найди и исправь 6 ошибок.
На полях страны созрел хлеб. Ползёт по шерокому полю камбайн. Косит рожь, пшиницу, овёс. Сразу малотит. На поле остаётся жёлтая солома. Рядом ползёт грузовой автамобиль. На ходу идёт погрузка зирна…
(По Э. Шиму)
Найди и исправь 6 ошибок.
И в этот же вечир мы с папой сели в поизд и поехали. В нашем вогоне было много разного народа: и старушки, и салдаты, и просто моладые парни, и проводники, и маленькая дивчонка, и даже полная корзинка кур.
Вставь пропущенные буквы.
На ст_ле ст_яла чашка с м_л_ком. К_тёнку очень зах_телось сл_зать с него п_ночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка. Пришлось ш_лунишке сл_зать со ст_ла, так и не полакомившись.
Кончилась ос_нь. Лес помр_чнел, поч_рнел. Только дубы св_тились в нём, как _строва старого зол_та.
Долго не прих_дила з_ма, а когда пришла, на д_ревьях не осталось и л_сточка. Порж_вели, пор_дели листья дуба и всё-таки д_ржались на в_твях до самой в_сны.
Подчеркни главные члены во втором и третьем предложении.
Летний дождь.
День был солнечный. Наб_жала синяя туч_. Из неё посыпался ч_стый дож_ь. Солнце прод_лжало св_тить. Капли падали на землю. Они пов_сали на тр_ве и на листьях д_ревьев. В каплях отражалось солнце. Скоро солнечный дождь кончился. Через всё небо прот_нулась радуга.
Кто где живёт?
Высоко над з_млёй дом у иволги. Она подвесила маленькую корзиночку к ветке б_рёзы. Корзиночку птичка спл_ла из ст_бельков, в_лосков, ш_рстинок. Под з_млёй дом у п_левых мышей. Чомга построила дом на в_де. Гн_здо птицы из б_лотной тр_вы. Она плывёт на гн_зде, как на пл_ту.
Вставь пропущенные буквы.
Дождик прош_л по с_довой д_ро_ке,
Капли на ветках в_сят, как с_рё_ки,
Тронешь б_рёзку – она встр_пенётся
И засм_ётся, до слёз засм_ётся.
Дождь прошуршал по ш_рокому лугу,
В ч_шечках листьев, на каждой тр_винке
По ог_нёчку, по сер_бринке.
Напиши в скобках проверочные слова. Подчеркни одушевлённые имена существительные.
По первому снегу охотники пошли на охоту. Д_леко (_________) был слышен лай с_бак. Через д_рогу пот_нулся (____________) сле_ (__________) зайца. Вдоль д_роги вьётся сле_ л_сы (___________). Белка проб_жала (_______)и забралась на дер_во (_____________).На в_ршине (_________) ели прыгают кл_сты-еловики(___________). На р_бине с_дят (____________) сн_гири(__________).
Краснодарский край Калининский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 13
станицы Гривенской
Дидактический материал
«Грамматические игры.
Проверяем понимание»
Загирова Олеся Валерьевна
учитель начальных классов
МБОУ – СОШ № 13
ст.Гривенская
Правописание парных согласных по звонкости – глухости.
Вставить пропущенные буквы, выполнить задания.
В скобках напиши проверочные слова. Составь звуковую схему слова большие.
Санкт –Петербург очень краси_( ).Это горо_( )на островах. Через реку Неву перекинулись большие мосты. Здесь много маленьких речушек и каналов. Украшают горо_ ( )дворцы и парки с узорными оградами.
Большие- [ ], __б., __зв.
Устно подбери проверочные слова.
1)Скрипит моро_. Сердит моро_,
и сне_ сухой и колкий.
И вяз озя_, и ду_ промёр_.
Насквозь продрогли ёлки.
(Т. Волжина)
2)Ледохо_: лё_ идёт.
Вышел на бере_ наро_.
Смотрит, как река играет,
лё_ в кусочки разбивает.
(З. Александрова)
Допиши предложения, дополнив их словами, противоположными по значению.
Волк – вра_, а собака - __________________.
Ду_ высокий, а шиповник ________________.
Дорога широкая, а тропинка ________________.
Лё_ тяжёлый, а сне_ ______________________.
Клюква кислая, а малина ____________________.
Выбери и вставь буквы.
б или п? | д или т? | з или с? |
клу_ни | грана_ | коля_ка |
ще_ки | зага_ка | колба_ка |
хру_кий | конфе_ка | желе_ка |
ру_чики | нахо_ка | ири_ка |
зу_чик | коро_кий | воло_ки |
улы_ка | горо_ки | наре_ка |
Запиши проверочные слова.
В пля_ке( ) сапо_( ) не жалеют.
На чужой сторону_ке( ) ра_( ) своей ворону_ке( ).
На обе_( ) пичу_ке( ) довольно и му_ки( ).
Машина любит ла_ку( ), чистоту и сма_ку( ).
Вставь пропущенные буквы.
Лучше горькая правда, чем сла_кая ло_ь.
Ко_ке игру_ки, а мы_ке слё_ки.
Из костлявой ры_ки и уха сла_ка.
Ло_ка дё_тя испортит бочку мёда.
Вставь пропущенные буквы.
У_кие сапо_ки, кре_кая скорлу_ка, ни_кий голо_, сла_кий пиро_, острые ко_ти, дер_кая насме_ка, горо_ской пейза_, ре_кий поворо_, сколь_кая пли_ка, сла_кий виногра_.
В скобках напиши проверочные слова.
Получить бага_ ( ), выйти на бере_( ), найти кла_ ( ),букет ро_( ), ветки берё_ ( ), проливной дож_ь ( ), вкусный обе_ ( ), широкий пру_ ( ), запах тра_ ( ), отправиться в похо_ ( ), автор кни_( ).
Найди и исправь ошибки. Запиши отгадки.
1.Стоит на тонкой ношке, пушистый серебристый, боится ветерка.
( )
2.Бегут по дорошке доски да ношки.
( )
3.Не снех, не лёд, а серебром деревья уберёт.
( )
Рядом напиши проверочные слова.
Ястре_-____________, сугро_-_____________, пара_-_____________, нево_-____________, глу_-______________, кро_-_____________, кузо_-___________, подви_-____________, моро_-_____________,стри_-___________, морко_ь-____________, овра_-______________.
Записать, изменяя слова по образцу.
Глубокий (овраги) – глубокий овраг
высокий (сугробы) - __________________________________
белый (грузди) - ______________________________________
вековой (дубы) - ______________________________________
проливной (дожди) - __________________________________
острый (ножи) -_______________________________________
сильный (морозы) - ___________________________________
вкусный (пироги) - ___________________________________
белый (лебеди) - ______________________________________
сизый (голуби) - ______________________________________
Дописать предложения подходящими по смыслу словами. Подчеркнуть главные члены предложения.
Ребята ели спелый, сладкий ____________________.
Целый день идёт моросящий ___________________.
Девочки пошли в сосновый ____________________.
Садовник сорвал с яблони спелый _______________.
По рельсам мчится скорый _____________________.
Речку покрыл толстый ________________________.
Бабушка испекла вкусный ______________________.
Вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова.
моро_ кре_кий - ___________________________
ветер ре_кий - _____________________________
путь лё_кий - ______________________________
арбу_ сла_кий - _____________________________
малыш ро_кий - ____________________________
лё_ сколь_кий - _____________________________
спортсмен ло_кий - _________________________
Подчеркнуть слова, в которых надо писать букву З.
Наве[с],расска[с], коло[с], моро[с], карапу[с], термо[с], тормо[с], воло[с], арбу[с], насо[с].
Вставь пропущенные буквы.
Тра_ка, тетра_ки, шу_ка, гла_ки, яго_ки, фла_ки, варе_ки, кры_ки, тетра_ки, лоша_ка, ду_ки, сли_ки, ска_ка, площа_ка, у_кий, тру_ка, кру_ка, ре_кий.
К данным словам подобрать слова с противоположным значением.
Стар - __________________ дёшев -_________________
храбр - __________________ лжив - _________________
болен-___________________ груб - __________________
Слова для справок: вежлив, правдив, молод, здоров, дорог, труслив.
Записать слова по образцу.
Сладок – сладкий мягок -__________________
узок - ________________ лёгок - __________________
низок - _______________ робок - __________________
близок - _______________ ловок - ___________________
Вставь пропущенные буквы.
1) Кукурузные поча_ки и питательны и сла_ки. 2) От чёрной коро_ки белое молочко. 3) Я люблю свою лоша_ку, причешу ей шёрстку гла_ко. 4) Красуйся не улы_кой сла_кой, а трудовой ухваткой.
Восстановить и записать предложения. Подчеркнуть главные члены предложения.
Нас, л_сная, кудрявой, к, доро_ка, прив_ла, берё_ке.
____________________________________________________________________.
Р_няла, др_жащ_я, п_хучие, берё_ка, землю, на, с_рё_жки.
____________________________________________________________________.
От данных глаголов образовать и записать имена существительные.
посадить – посадка доставить - _______________
упаковать - ________________ разведать - ________________
поливать - _________________ диктовать - ________________
рубить - ___________________ отгадать - _________________
Изменить слова по образцу.
дубок –дубки пирожок-_________________
гудок -_________________ сапожок -_________________
флажок - _______________ стожок -__________________
дружок -________________ клубок - ___________________
снежок -________________ зубок -_____________________
Подчеркнуть слова, в середине которых надо проверить согласную.
Загадка, работа, салазки, кружева, ошибка, лодочка, голубка, зубной, грядки, ногти, сказочка, булавка, лягушка, рукава, дубки.
Подчеркнуть слова, в которых надо писать букву Д.
Отря[т], виногра[т], стар[т], обе[т], парохо[т], наря[т], самока[т], салю[т], компо[т], заря[т], наро[т], спор[т].
Подобрать слова с противоположным значением.
широкий – узкий твёрдый - ____________________
далёкий - _________________ густой - ______________________
тяжёлый -_________________ горький-_______________________
смелый -__________________ высокий - ______________________
Вставить пропущенные буквы.
1) Остались от козлика ро_ки да но_ки. 2) С кем по гри_ки, с тем и по яго_ки.3) Возьми лопа_ку и вскопай гря_ку. 4) Гла_ки у кота большие, зу_ки острые, ко_ти крепкие. 5) Хороши в доро_ку пиро_ки с горо_ком.
Из данных слов составить и записать предложения. Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены.
Кудрявая, распустила, берё_ка, серё_ки.
______________________________________________________________.
Сала_ки, по, катились, льду, сколь_кому.
_______________________________________________________________.
На, играли, мя_кой, зайч_та, тра_ке._____________________________________________________________.
Запиши, заменяя в каждом слове выделенный звук буквой или буквами.
бро[ф’]-_________________ штра[ф]-____________________
фла[к]-__________________ уро[к]-______________________
ёр[ш]-___________________ ё[ш]-________________________
ука[с]ка-________________ _ кра[с]ка-_____________________
кро[т]- __________________ наро[т]-______________________
кно[п]ка-_________________ ры[п]ка-______________________
Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст.
___________________
Хоро_ зимний д_нёк. На з_мле лежит мя_кий сне_. Летят лё_кие снежинки. На катке гла_кий лё_. Мальчикам вес_ло. Быстро скользят к_ньки по льду. Девочки идут по доро_ке к берё_ке. На ветках с_дели синички. Дети полож_ли в к_рму_ку хле_ и пш_но. Птицы были рады.
Расположи предложения так, чтобы получился текст.
Гололё_.
1)Ночью грянул м_ро_. 2)Днём была оттепель, и сне_ на з_мле стал рыхлым. 3)Птицам не достать из-под неё пищ_. 4)На снегу образовалась кре_кая л_дяная корка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Придумай и запиши к тексту заголовок. Выдели в тексте 3 части. Отметь начало каждой части знаком Z.
______________________.
В в_твях б_рёзы гн_здо. Там жил дроз_. Кат Васька ролез гнезду. Дроз_ заметил кота и клюнул его в ло_. Васька испугался, прыгнул с дерева и убежал в сад.
Вставь пропущенные буквы. Выдели в сложных словах корни.
Ло_ка, рома_ка, переска_, ков_, эта_, кро_,нахо_ка, крова_ка, какту_, спра_ка, ли_тёр. штра_,черносли_, мясору_ка, укро_, ко_ти, хлеборо_, скорлу_ка, ло_ти.
Подчеркните в скобках букву, которую надо выбрать для правильного написания слова. Рядом с каждым словом напишите проверочное.
гла(т,д)кий-_______________; ро(б, п)кий-_________________;
сколь(с, з)кий-_____________; хоро(ш,ж)-__________________;
гру(п, б)-__________________; ре(с, з)кий-__________________;
мя(г, к)кий-________________; ло(ф, в)кий-__________________;
све(ш, ж)-_________________; вежли(ф,в)-__________________.
Обозначьте в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Запишите слово и проверочное к нему.
Слышу: Проверяю: Пишу:
верё[ф]ка верёвочка верёвка
селё[ ]ка _____________ _____________
сала[ ]ки _____________ _____________
доро[ ]ка _____________ _____________
улы[ ]ка _____________ _____________
лё[ ]кий _____________ _____________
Запишите слова в алфавитном порядке.
Дождь, кофта, кувшин, гвоздь, футбол, здоровье, вторник, груздь, лифтёр.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вставь пропущенные буквы.
Котичек – к_ток – серенький л_бок. Ласко_ Васька да хитёр; ла_ки бархатные, н_готок остёр. У Васютки у_ки чу_ки, усы длинные, шу_ка шёлковая.
Л_скается кот, гла_ки закрывает, песенку п_ёт, а попалась мы_ка – не прогневайся! Гла_ки б_льшие, ла_ки ст_льные, зу_ки кривые, но_ти выпускные!
Запишите к каждому слову однокоренное слово с суффиксом –к-.
голова - _________________, борода -___________________,
берёза -__________________, дорога - __________________,
морковь -________________, голубь -___________________.
Определите, в какие группы по написанию можно распределить данные слова.
Чертё_, редкос_ный, чу_ствовать, лепес_ки, лес_ница, сковоро_ка, окрес_ность, табле_ка, повес_ка, хлес_нуть, шокола_ка, бума_ка, завис_ливый, мес_ность, учас_ник, скри_ка, ненас_ный, жалос_ливый, винто_ка, гвоз_дь.
Вставь пропущенные буквы. Запиши отгадки.
На ушах его с_рё_ки, Я и горький, я и сла_кий,
А на но_ках есть сапо_ки. К солнцу я тянусь из гря_ки.
На г_ло_ке гребешок. Малышам полезный дру_
Вот какой наш ______________ А зовусь я просто ____________.
Сла_кие кро_ки
На к_ро_кой но_ке.
Кто проходит бли_ко,
Кланяется ни_ко.________________
Поставь слова во множественном числе.
к_р_нда_ -__________________
ст_ро_ка -__________________
пру_ -______________________
бере_- ______________________
к_ро_ка - ___________________
но_- _______________________
кру_ - ______________________
эта_ - ______________________
Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст.
_____________________.
Любишь ли ты читать? Любимая кни_ка – настоящий дру_. Она даст тебе х_роший сове_, разв_селит в грустную минуту. Береги и люби книгу!
Измени слова по образцу.
Шуру_ - шурупчик
Моти_- _________________
Голу_ь- _________________
Гру_ - ___________________
Тулу_ - __________________
Расска_ - ________________
Рука_ - __________________
Но_ - ___________________
Найди и исправь ошибки.
Вор прокрался очень рано! Дождик прошёл по садовой дорошке,
Брожь украл он из кармана! Капли на ветках висят как серёшки,
Карандаж! Картонку! Пропку! Тронешь берёску – она встрепенётся,
И красивую коропку! И засмеётся, до слёс засмеётся.
( В. Орлов) (А. Яшин)
Вставь пропущенные буквы.
Ниже г_ро_ка парохо_ замедлил хо_ у л_систой д_лины и прич_лил к бере_ку. Толпа высыпала на бере_, и скоро повсюду раздались крики и смех. Вхо_ в пещеру был на склоне г_ры. Внутри пещера была х_лодная, как погре_.
Подчеркни главные члены предложения.
У моря.
Всё лето семья Ильиных ж_ла у моря. Папа, маленький Петя и пёс Барбос сели в ло_ку. На море была лё_кая ря_ь. Ло_ка быстро двигалась вперё_. Воздух был чистый и свеж_й. Как х_р_шо было в ло_ке д_леко от берега!
Найди слово из слогов, которое нельзя переносить.
Нач_лся учебный го_. Алла пошла в третий класс. У Аллы аккуратные тетра_ки и кни_ки. Она красиво пишет и ре_ко делает оши_ки.
Вставь пропущенные буквы.
Гла_, гри_, изморо_ь, сугро_, заво_, зу_, ду_, пило_, шала_, шка_, стол_, пло_, поез_, моро_, гара_, жира_, гру_, парово_, утю_, сугро_, мармела_, пово_,арбу_, пока_.
Вставь пропущенные буквы.
Заво_ской, коро_ка, сне_ки, гла_кий, берё_ка, ма_ка, пиро_ки, до_ка, ло_ка, шу_ка, кни_ка, ска_ка, у_кий, кру_ка, незабу_ка, лоша_ка, моло_ьба, сторо_ка, пря_ка, поло_ка, ша_ка, селё_ка, сла_ко, стру_ка.
Вставь пропущенные буквы.
1) Под г_рой тянется б_льшой огоро_. На гря_ках з_ленеет морко_ь, ре_ка, укро_, сала_. За огородом раскинулся огромный са_.
2) Н а б_регу р_ки ст_ит ива. Она спустила ве_ки в воду. В в_де резвятся щ_рята. Дерево цв_тёт. Вот летит пчела за первым ме_ком.
Найди и подчеркни вопросительное предложение по цели высказывания.
Ночью грянул м_ро_. На сн_гу образовалась кре_кая л_дяная корка. Р_бята б_гут на лыжах по л_сной доро_ке. На каждом шагу ши_ки, скорлу_ки.Кто тут гры_ оре_ки? Это р_бота белки. А вот ро_кий зв_рёк в белой шу_ке с_дит у куста, прижал у_ки. Это за_ц!
Закончи рассказ восклицательным, побудительным предложением.
Хоро_ пру_ около нашего сада. К пруду ведёт у_кая доро_ка. На берегу стоит ни_кая бесе_ка. Вокру_ пруда растут берё_ки, ли_ки и ду_ки. На лугу у пруда синеют незабудки. Вода в пруду прозрачная, гла_кая. Мы часто к_таемся на ло_ке. В тихой в_де мелькают ро_кие ры_ки.
В скобках напиши проверочные слова.
1)В тра_ке ( ) у тропинки краснел кре_кий ( ) мухомор. 2) На тяжёлом небе ре_ко( ) показывалось ро_кое( ) солнышко. 3) В синем небе быстро л_тают лё_кие ( ), ло_кие( ) стрижи. 4) По у_кой( ) л_сной доро_ке( ) ребята вышли к маленькому озеру.5) Ночная птица ни_ко( ) мчалась на своих лё_ких( ) мя_ких( ) крыльях.
Напиши слова в два столбик: в первый – со звонкой парной согласно, во второй – с глухой.
Кре_кий, поез_, вре_, ло_ка, ре_кий, пля_, ши_ка, лё_кий, ре_кий, ска_ки, прове_ти, скорлу_ка, ла_ка, стру_ка, ука_ка.
Составь из предложения. Подчеркни подлежащее и сказуемое в последнем предложении.
Мя_кие, ст_яли, дни, серые.
__________________________________________________________
Зима, сне_ком, завалила, лё_ким, горо_.
__________________________________________________________
Утром, к, расчистили, бесе_ке, доро_ку, мы, у_кую.
__________________________________________________________
1)Наступили м_розные деньки. Лё_кий, мя_кий, пуш_стый снежок замёл доро_ки в саду. Вася надел ша_ку, шу_ку, повязал шар_, схватил варе_ки и поб_жал гулять.
2) Красив зимний наря_ леса. На лапах елей л_жит сне_. На тонкой берё_ке сверкает иней. М_лодые ли_ки и ду_ки качают замёр_шими ве_ками.
1)В моро_ сне_ сухой. Нельзя л_пить сне_ки.2) Большой сла_кий арбу_ вырос на гря_ке. 3) Я люблю свлю лоша_ку, причешу ей шёрс_ку гла_ко. 4)Шура упал на сколь_кой доро_ке и поранил руку. 5)На руке у мальчика мя_кая повя_ка.
1) Коля и Валера отправились в ле_ за гр_бами. В ельнике было много м_слят со сколь_кими шля_ками. Под ги_кими ве_ками берё_ки мальчики нашли гри_ки- боровики на ни_ких кре_ких но_ках.
2) Ясное весеннее утро. Разв_рнулись на ни_ких кустиках молодые л_сточки. Из з_мли выглядывают у_кие стрелки свежей тра_ки. Покачиваются на берё_ке лё_кие серё_ки.
Подчеркни имена собственные.
З_ма. Моро_ запушил деревья сне_ком, а пру_ зат_нул ле_ком. Гла_кий, сколь_кий лё_ блестит на солнце. Володя и Миша взяли к_ньки и сала_ки о отправились на ул_цу.
Мальчик схватил ры_ ку. Она была гла_кой и сколь_кой. Дятел ло_ко ц_плялся ко_тями за дерево. На площа_ке был б_льшой мя_кий сугро_. Дул х_лодный ре_кий ветер. По у_кой доро_ке бежала ро_кая мы_ка.
Друзья птиц.
Пришла з_ма. Ночью шёл сильный сне_. У крыльца дома намело большой сугро_. Оле_ и его товарищ Борис идут в са_ кормить птиц. Ребята принесли птичкам сухих яго_ рябины. Осенью мальчики запасли много разных с_мян для зимующих птиц.
Измени число имён существительных.
Срубы - ________________, стрижи - _______________, хлеба - ______________,
хвосты - ______________, круги - _______________, карандаши - _____________,
глаза - ____________, колосья - ______________, шалаши - _______________, шарфы - ______________.
Запиши в скобках проверочные слова.
- Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
- Отчего у кошки
Вместо ручек но_ки? ( )
- Отчего шокола_ки
Не растут на крова_ке? ( )
- Отчего у няни
Волоса в сметане?
- Отчего у птичек
Нет рукавичек?
- Отчего лягу_ки ( )
Спят без подушки?.. ( )
- Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.
Выбери букву.
ж или ш? |
поддер_ка | поду_ка | коври_ка |
пу_ка | ло_ка | хлопу_ка |
стри_ка | пря_ка | подру_ка |
ша_ка | кубы_ка | стру_ка |
Найди и исправь ошибки.
Мухомор.
На лисной опужке вырос мухомор. У гриба яркий нарят. Шляпка красная с белыми горошинами. На высокой глаткой ношке уское колечко. Красив грип! Жаль, что очень ядовит!
Подчеркни в первом предложении слово, в котором два слога и все согласные звуки твёрдые.
Подарок.
Передо мной на доро_ку ро_ко лёг лист клёна. Он был похо_ на яркую звезду. Золотой наря_ листочка украшала причудливая сеть из тонч_йших прожилок. Как краси_ был подарок осеннего дерева!
Подберите однокоренные слова к слову снег.
Тетере_.
Зимний холо_. Тетере_ на ночь в сне_ зарылся. Там т_пло.
Днём тетере_ серё_ки на берё_ках кушал. Потом упал в сне_. Пробил гру_кой твёрдый наст и ушёл от норы в сторону.
Подчеркните в тексте имена собственные.
Художники.
Денис Коро_кин и Леночка Ры_кина очень любят рисовать. Р_бята часто читают ска_ки. Лена нарисовала избу_ку на курьих но_ках. Денис – золотую ры_ку в море. Рисунки дети складывают в папку для бума_.
Запишите текст, правильно обозначая начало и конец предложений.
После дождя.
Прошёл сильный дож_ь на з_мле появилось много лу_ по овра_кам бегут ручейки дети надели сапо_ки и стали прыгать через лужи Маша ре_ко прыгнула и упала ребята подняли подру_ку Маша пошла д_мой.
Запишите текст, правильно обозначая начало и конец предложений.
Поздняя осень.
Вчера шёл сильный дож_ь на улицах всюду гря_ь и лужи ночью дул ре_кий ледяной ветер утром ударил моро_ лужи замёрзли мя_кий пуш_стый сне_ засыпал землю ро_ко идут по сколь_ким доро_кам ребяти_ки.
Осень пришла.
Закончилось беззаботное лето. Короткими стали дни.Скво_ь ни_кие тучи ре_ко проглядывает солнце. Ре_кий ветер срывает с берё_ и тополей пож_лтевшие листья. Маленькими моне_ками лежат они на доро_ках горо_ского сада. Грустная пора.
Найди и исправь ошибки.
Снежок.
У нас живёт котёнок. Он белый, как снек. Мы назвали котёнка Снешком. У него маленькая голофка, смешные ушки, зоркие гласки, острые зупки и большой пушистый хвост. Снежок ретко сидит на месте. Он очень любит играть с клупком ниток.
Первый сне_.
Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мя_кий, пуш_стый сне_. Рядом с домом намело маленький сугро_. Берё_ка и куст сирени ст_ят в белоснежном наряде. Р_бята надевают ша_ки, шу_ки, сапо_ки, варе_ки и бегут во двор. Дети радуются сне_ку!
Выбери нужную букву из скобок, подчеркни её. Запиши отгадку.
Вле(з, с) на стол он из-под ла(ф,в)ки,
Осмотрелся на поста(в,ф)ке,
Ги(б,п)ким хвостиком вильнул,
Скла(т,д)ки с галстука слизнул.
( )
1)Белый сне_ пушистый в воздухе кружится. 2) Марты_ка к старости слаба глазами стала. 3) Божьей коро_ке, цветочной голо_ке ласково кланялся ё_. 4)Сколько алых яго_ у лесной рябинки. 5)Зачем ты держишь кну_ в ладони? Ле_ко в упря_ке скачут кони.
Котёнок.
Миша нашёл под ду_ком к_тёнка. Он был пушистый, рыжий, с грустными гла_ками. У малыша шла из ла_ки кро_ь. Миша аккуратно взял к_тёнка и отнёс д_мой. Малыш остался жить у Миши. К_тёнка назвали Рыж_ком.
Зимой.
Пушистый сне_ покрыл всё вокру_. У крыльца дома намело б_льшой сугро_. Словно в белых шубах стоят деревья. Замёр_ пру_. На нём кре_кий лё_.
Дети надели шу_ки, ша_ки, варе_ки и выб_жали на улицу. Они играют в сне_ки. Моро_ им не страшен.
Подбери и запиши однокоренные слова к слову мороз.
Зимний лес.
Люблю я прогулки в зимний лес. Под н_гами скрипит сне_. Блеск разноцветных огоньков на солнце радует гла_. У_кая тро_ка убегает вглу_ь леса. Берё_ки стоят в пуховых косынках. Ели и сосны надели меховые ша_ки и тёплые варе_ки. Не страшен им моро_!