СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по синтаксису и пунктуации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся, испытывающих затруднения в усвоении синтаксиса и пунктуации, а также для организации разноуровневой  индивидуальной работы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по синтаксису и пунктуации»

Дидактический материал по синтаксису и пунктуации. Карточки для самостоятельной работы учащихся.

Гажала В.А., учитель русского языка и литературы

Данный дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся, испытывающих затруднения в усвоении синтаксиса и пунктуации, а также для организации разноуровневой индивидуальной работы на уроке. При составлении карточек была использована идея А.И. Власенкова, реализованная в «Пособии по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. Фонетика и графика, словообразование, части речи. – М.: Просвещение, 1978». Каждая карточка разделена на три части и складывается подобно письму по линиям сгиба так, чтобы ученику была видна только одна из её частей. В первой – задания повышенной сложности, во второй – даны наводящие вопросы, подсказки, в третьей – правильные ответы. Таким образом, без участия учителя ученик может проверить свои знания, восполнить пробелы в них, усвоить приёмы учебной деятельности. Задания составлены по текстам прозаических произведений Н.А.Некрасова.

№1.

Раскройте скобки. Проанализируйте структуру предложения, расставьте недостающие знаки препинания.

Об архитектуре его [дома] можно сказать одно вероятно он был (не)достроен когда его покрыли крышей.


На месте каких цифр необходимо поставить знаки препинания? Найдите правильное объяснение пунктограмм:  

Об архитектуре его [дома] (1) можно сказать (2) одно (3) вероятно (4) он был (не)достроен (5) когда его покрыли крышей.

  1. знаки препинания не нужны;

  2. запятая при однородных членах предложения;

  3. запятая при вводном слове;

  4. запятая при обособленном определении;

  5. запятая при обособленном обстоятельстве;

  6. запятая при уточняющих членах предложения;

  7. запятая в сложносочинённом предложении;

  8. запятая в сложноподчинённом предложении;

  9. запятая в бессоюзном сложном предложении;

  10. двоеточие в бессоюзном сложном предложении;

  11. точка с запятой в бессоюзном сложном предложении;

  12. тире в бессоюзном сложном предложении.

мало, ниже нормы не закончил действие.

Об архитектуре его [дома] можно сказать одно: вероятно, он был недостроен, когда его покрыли крышей.

1,2 – а;

3 –к;

4 – в;

5 – з.


№2.

Проанализируйте структуру предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Солнце усердно нагр..вает (темно)серые стены большого (не)уклюжего дома стоящего (в)дали от прочих деревенских изб.


На месте каких цифр необходимо поставить знаки препинания? Найдите правильное объяснение пунктограмм:  

Солнце усердно нагревает (1) темно-серые стены большого (2) неуклюжего дома (3) стоящего вдали (4) от прочих деревенских изб.

  1. знаки препинания не нужны;

  2. запятая при однородных определениях;

  3. запятая при вводном слове;

  4. запятая при обособленном определении;

  5. запятая при обособленном обстоятельстве;

  6. запятая при уточняющих членах предложения;

  7. запятая в сложносочинённом предложении;

  8. запятая в сложноподчинённом предложении;

  9. запятая в бессоюзном сложном предложении;

  10. двоеточие в бессоюзном сложном предложении;

  11. точка с запятой в бессоюзном сложном предложении;

  12. тире в бессоюзном сложном предложении.


Солнце усердно нагревает темно-серые стены большого, неуклюжего дома, стоящего вдали от прочих деревенских изб.

1, 4 -а;

2-б;

3- г.

№3

Раскройте скобки. Проанализируйте структуру предложения, расставьте недостающие знаки препинания.

Окна маленькие и редкие (на)глухо заперты.

Однородные одиночные определения обособляются, если стоят после определяемого существительного. Такие определения обычно не обособляются, если стоят перед определяемым существительным.

Наречия, образованные от прилагательных с помощью приставок в-, на-, за-, из-, до-, с-, по- и суффиксов -о(е), -а, -у, пишутся слитно.

Окна, маленькие и редкие, наглухо заперты.

№4.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Проанализируйте структуру предложения, расставьте недостающие знаки препинания.

У дома есть и сад но он (н..)сколько (н..)защ..щает его от солнца кроме кустов с..рени да акац..й (н..)видно в нем (н..)каких дерев.


Частица не употребляется для отрицания. В неопределённых и отрицательных местоимениях (включая местоименные наречия) под ударением пишется не, без ударения – ни.

Обороты с предлогом «кроме» обычно обособляются, если предлог можно заменить словами «исключая, не считая кого-либо, чего-либо». Запятые могут не ставиться, если предлог «кроме» имеет значение «дополнительно, вдобавок к чему-либо».

В каком случае постановка точки с запятой в бессоюзном сложном предложении является авторским знаком?

У дома есть и сад (1) но он (н..)сколько (н..)защ..щает его от солнца (2) кроме кустов с..рени да акац..й (3) (н..)видно в нем (н..)каких дерев.


У дома есть и сад; но он нисколько не защищает его от солнца; кроме кустов сирени да акаций, не видно в нем никаких дерев.

На месте 1 точка с запятой – авторский знак.


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Проанализируйте структуру предложения, расставьте недостающие знаки препинания.


Впрочем в нем найдется всё необходимое для деревенского сада крытая аллея из акаций с беседкой несколько дряхлых скамеек ра(с, сс)тавле(н,нн)ых на дурно вымете(н,нн)ых дорожках в стороне гряды с клубникой а по забору тяну(т,ть)ся кусты смородины и малины.

Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

  • если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;

Красить [что делать?] – крашеный пол; косить [что делать?] – кошеный луг.

НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

  • если есть приставка (кроме не-). Приставка не- на написание н и нн не влияет.

  • если есть зависимое слово;

  • если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова);

  • если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный, причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.

Впрочем (1) в нем найдется всё необходимое для деревенского сада (2) крытая аллея из акаций (3) с беседкой (4) несколько дряхлых скамеек (5) расставленных на дурно выметенных дорожках (6) в стороне (7) гряды с клубникой (8) а по забору тянутся кусты смородины и малины.

  1. нет знаков препинания;

  2. запятая при однородных членах предложения;

  3. запятая при вводном слове;

  4. запятая при обособленном определении;

  5. запятая в сложносочинённом предложении;

  6. запятая в бессоюзном сложном предложении;

  7. двоеточие при обобщающем слове;

  8. двоеточие в бессоюзном сложном предложении;

  9. точка с запятой в бессоюзном сложном предложении;

  10. тире в неполном предложении.


Впрочем, в нем найдется всё необходимое для деревенского сада: крытая аллея из акаций, с беседкой, несколько дряхлых скамеек, расставленных на дурно выметенных дорожках; в стороне  гряды с клубникой, а по забору тянутся кусты смородины и малины.

1-в; 2-ж; 3,5,6-г; 4-б; 6-е; 7-к; 8-д.


№5.

Проанализируйте структуру предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.


(Полу)сгнившая те(р,рр)аса с коло(н,нн)ами и деревя(н,нн)ыми перилами выкраше(н,нн)ыми белой краской выходит в сад и от нее тяне(тс,тьс)я дорожка она спускается (в)низ к (не)большой реке которая вся покрыта болотными лилиями и другими травами.


Полусгнившая терраса с колоннами и деревянными перилами (1) выкрашенными белой краской (2) выходит в сад (3) и от нее тянется дорожка (4) она спускается вниз к небольшой реке (5) которая вся покрыта болотными лилиями и другими травами.

Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

  • если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;

НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

  • если есть приставка (кроме не-). Приставка не- на написание н и нн не влияет.

  • если есть зависимое слово;

  • если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида;

  • если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный, причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.

ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда. 

  1. нет знаков препинания;

  2. запятая при обособленном определении;

  3. запятая в сложносочинённом предложении;

  4. запятая в сложноподчинённом предложении;

  5. точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.


Полусгнившая терраса с колоннами и деревянными перилами, выкрашенными белой краской, выходит в сад, и от нее тянется дорожка; она спускается вниз к небольшой реке, которая вся покрыта болотными лилиями и другими травами.

1,2-б; 3-в; 4-д; 5-г.


№6.

Проанализируйте структуру предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.


(По)среди комнаты обеденный круглый стол с бесчисленными тоненькими ножками напоминавший огромного окаменелого паука.


Посреди комнаты (1) обеденный круглый стол (2) с бесчисленными тоненькими ножками (3) напоминавший огромного (4) окаменелого паука.

  1. нет знаков препинания;

  2. запятая при однородных членах предложения;

  3. запятая при вводном слове;

  4. запятая при обособленном определении;

  5. запятая при обособленном обстоятельстве;

  6. запятая при уточняющих членах предложения;

  7. запятая в сложносочинённом предложении;

  8. запятая в бессоюзном сложном предложении;

  9. тире в бессоюзном сложном предложении;

  10. тире в неполном предложении.


Посреди комнаты  обеденный круглый стол с бесчисленными тоненькими ножками, напоминавший огромного окаменелого паука.

1-к; 2,4-а; 3- г.



7. Объясните постановку знаков препинания.

На желтой закопченной стене  барометр, оправленный в черное дерево.

Под монотонный стук маятника по комнате ходила женщина пожилых лет, с лицом бледным и суровым.

Закинув руки назад, она прохаживалась тяжелою поступью, погруженная в раздумье.

Старичок был очень маленького роста: он почти весь мог бы усесться в вольтеровских полинялых креслах.

На террасе, у стола, за самоваром, уже сидела высокая женщина, когда девушка подходила к дому.

Во время чаю, кроме Петруши да его тетеньки, никто не говорил.

Богатый сосед, возвратись из-за границы, привез с собой молодого человека родом из Германии.

Ему вообразилось, что судьба призвала его к завидному подвигу  образовать будущую знаменитость.

Казалось, они жили в степи: даже самые близкие соседи не заглядывали к ним.

Появление каждого нового лица, даже из крестьян, было событием в доме.

Шестилетнее пребывание при театре не пошло ему впрок: на сцене он был так же робок и неловок, как в первый свой дебют; за кулисами -- словно чужой между шумной толпой провинциальных актеров и актрис, где самые горячие дружеские излияния идут рядом с враждою и завистью; ни ссориться, ни льстить он не умел.

Остроухов медлил ответом, смотря в лицо своему другу.

Бутафорская  небольшая шумная комната у самого оркестра, наполненная чучелами, чашками, канделябрами, мебелью и всеми принадлежностями уборки комнат; тут же ход в суфлерскую, то есть стул на возвышении: сядьте  и ваша голова очутится в широком отверстии, выходящем на сцену; туда также сажают под арест провинившихся хористов, а иногда даже и актеров.

Слегка высохшие цветы на окнах, картины в позолоченных и закопченных рамах, статуэтки, почерневшие от времени,  всё вместе было как-то уныло, так что становилось не только жаль самого владельца этого кабинета, но даже собаки и попугая его.

Потом явилось несколько молодых людей, из разговора которых можно было сейчас догадаться, что они принадлежат к числу самых страстных театралов.

Калинский так звали господина с важной осанкой  некогда был богат, когда-то хорош собой; но всё это было в прошедшем.

Напротив стола, у стены, находился массивный турецкий диван, обтянутый тиком, во многих местах разодранным, откуда виднелась другая материя, а местами и третья, так что диван напоминал возвышения, образующиеся наносами, по которым можно вычислить столетия.

За диваном, в углу у печки, стоял маленький простого дерева комод с рассохшимися ящиками и тут же маленький туалетный ящик с зеркалом.

Раз обманутый в любви, я был подозрителен и ревнив.

Была зима, и суровая.

Он шел долго и всё прямо, не обращая внимания ни на что.

Когда они вошли в калитку, Аня подумала, что перед ней опять новая станция: двор был огромный, вдали под навесом стояли лошади и множество телег и кибиток.

Самовар был готов, и сестры уселись за стол пить чай, который состоял из патоки и кипятку со сливками.

При въезде в деревню отрадное, успокоительное чувство охватывает душу  так и повеет тишиной, скромным довольством и, в особенности, порядком.

Солнце садилось и ослепительным своим блеском осветило степь, которая расстилалась на большое пространство кругом.

В беседке всё было, как прежде; полумрак от жалюзи и запах цветов придавали комнате что-то таинственное.

Наступавший день прошел, как и предыдущий.

В глухом и далеком углу обширной русской земли, в небольшом уездном городе, за несколько десятков лет до начала нашей истории, на углу улицы, кончавшейся полем, стоял небольшой скривившийся деревянный дом.

Медленно, лениво катилась луна, окруженная легким паром, по прозрачному далекому небу.

В одной из больших петербургских улиц, отдалённой т центра города, стоял старинный дом, как крепость, окружённый каменной стеной.

Её дом был известен как приют вдов и сирот.

Огромное озеро, как зеркало, было гладко; полуденное солнце играло широко на воде.

Птицы, чирикая, скакали по песку дорожек, порхали на кусты, собирая капли росы, или, весело щебеча, пролетали над головой Фёдора Андреевича в свои гнёзда, свитые на крыше террасы.

Однообразный звон гудел по пустынным улицам, ничем не заглушаемый.

И цыганка принесла узел в котором были яйца молоко и хлеб и разложила их на траве.

И цыганка принесла узел, в котором были яйца, молоко и хлеб, и разложила их на траве.

Кроме здания фабрики, на дворе было ещё два строения; одно – в котором помещались баня и прачечная; другое – в котором жили мастеровые.

Зала была убрана роскошно, в старинном вкусе.

Убранство комнаты не отличалось роскошью: огромная кровать с ситцевыми пологами, возле неё сундук, окованный железом, небольшой шкаф, один полуразвалившийся стул, большой и маленький стол – вот и всё.

Сначала его интересовали письма Любы и он охотно и аккуратно отвечал ей, - потом стал писать реже.

Уходя, они обыкновенно или отдавали ключ хозяйке, или клали его под дверью, чтоб тот, кто первый возвратится, мог тотчас попасть в квартиру.

Будьте благоразумны: последуйте моему совету.

Фёдор Андреевич заходил скорыми шагами по комнате: то было признаком гнева.

Сердце ё билось с такой силой, что она не могла дышать; слёзы душили её.

Мягкие кресла, стол, шифоньерки, бюро – одним словом, каждая игрушка дышала роскошью, удобством и вкусом.

Я не даром ем его хлеб: я работаю в его конторе.

Делайте мне какие угодно угрозы: я ничего не боюсь.

Его странно тревожили мысль: отчего он, не менее владевший талантом, не имел в своей жизни такого торжества?

День был летний и жаркий; на улице глухая тишина; редкие пешеходы непременно останавливались у дома, прислушиваясь к разнообразным крикам, и пытались заглянуть запылённые и изувеченные зеленоватые стёкла.

Однако, несмотря на наружную пустынность, дом был наполнен народом.

Люба, усталая и удивлённая, осталась одна в доме, где не только стены, но и все живущие были для неё совершенно новы.

Он подводит к роялю свою ученицу – её встречают рукоплесканиями. Она играет – её слушают с восторгом; она кончила – зал потрясается криками; их вызывают обоих, забрасывают букетами!

В одном большом селе, широко раскинувшись на невысоком холме, стоял огромный барский дом с дремучим садом.

Отдаленный лай собак изредка нарушал тишину; эхо звонко раздавалось и медленно замирало в чистом воздухе.

За кустами сирени и жимолости едва виднелся слабый свет, выходивший из окна небольшой комнаты, убранной очень просто; по меблировке нельзя было определить ее назначения.

Вдруг пахнул теплый ветерок; солнце ушло за тучу; пыль закружилась на тротуаре и на улице, как бы вальсируя.

В одну минуту стало темнее; пыль, вертясь, поднялась столбом, кверху; рамы застучали и заскрипели, покачиваясь.

Крупный дождь сменился мелким; петухи запели, важно выступая; воробьи радостно припрыгивали и чирикали; голуби, воркуя, утоляли жажду.

Солнце ярко блестит на Невском проспекте; по тротуарам с журчаньем бегут ручьи, стекающие из труб; монотонно и мерно, с глухим шумом падают крупные капли с страшной высоты.

Была тишина, какая только может быть среди моря.

Москва славится калачами и невестами – дело известное.

Через полчаса дверь опять отворилась; вошел с собачонкой в руках рослый плечистый мужик лет пятидесяти, одетый в дубленый полушубок, с мрачным выражением лица, с окладистой бородой.

Было людно и, кажется, весело. 

Четыре часа пополудни; день жаркий, но воздух чист и ароматен.