Дидактический материал по теме «Лексические нормы русского языка» как средство совершенствования лингвистических компетенции учащихся 10-11 классов.
Воронина Т.А., учитель русского языка и литературы МОУ«СОШ№ 9 им.К.К.Рокоссовского» г.Железногорск
г.Железногорск
2023
1
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта………………………………………………………2
Пояснительная записка………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………...5
Список информационных источников……………………………..10
Приложения……………………………………………………………11.
2
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: Дидактический материал по теме «Лексические нормы русского языка» как средство совершенствования лингвистических компетенции учащихся 10-11 классов.
Авторы проекта: Воронина Т.А., Булгакова Л.Ф.
Учебная дисциплина: русский язык
Тип проекта: практико-ориентированный проект
Цель работы: совершенствовать и систематизировать у учащихся 10-11 классов знания, полученные в основной школе
Задачи работы:
Проанализировать распространённые типичные ошибки, выработать способ их предупреждения;
составить таблицу «Классификация лексических ошибок»;
составить ученический словарь-справочник;
составить сборник контрольно-измерительных материалов;
Создать электронную презентацию Дидактический материал по теме «Лексические нормы русского языка» как средство совершенствования лингвистических компетенции учащихся 10-11 классов.
Вопрос проекта: Как избежать лексических ошибок?
Краткое содержание проекта: Краткое содержание проект: В ходе проекте систематизировать знания учашихся, классифицировать типичные ошибки, составить ученический словарь-справочник, сборник контрольно-измерительных материалов.
Результат проекта (продукт): электронная презентация;
сборник контрольно-измерительных материалов;
словарь-справочник.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2020г. задания 5 -6 проверяют знания лексических норм русского языка, проверяют сформированность умений по стилистической правке (неуместность употребления слов, форм или конструкций в связных текстах (предложениях).
Формулировка задания 5 звучит так: «В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово»
1.ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.
2.Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и корректными выражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований.
3.Частная коллекция – предмет ГОРДОСТИ её обладателя.
4..В условиях нестабильной мировой экономики следует повышать ЭФФЕКТНОСТЬ производства.
5..Руководитель потребовал подготовить ГОДОВОЙ отчёт в течение недели.
Формулировка задания 6: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Актуальность: Проанализировав результаты ЕГЭ по русскому языку за 2018-2019 год мы пришли к выводу, что данные задания не являются повышенной сложности, не вызывают особых трудностей у учащихся, но максимально возможный балл, к сожалению, получают не все ученики.
Таблица 1. Результаты выполнения задания 5-6
№ задания | Всего учеников | Справились | % | Не справились | % |
5 | 30 | 27 | 81.8 | 6 | 18.18 |
6 | 30 | 25 | 80 | 5 | 20 |
Результаты освоения лексических норм в целом удовлетворительны, но невысоки. Учителям хорошо известно, что нередко у учащихся вызывает трудности толкование лексического значения слова, выпускники школ смешивают иноязычные названия, а
4
неумение учеников точно излагать свои мысли делает формулировки неточными, расплывчатыми.
Цель: совершенствовать и систематизировать у учащихся 10-11 классов знания, полученные в основной школе.
Для того, чтобы цель была достигнута, нужно выполнить следующие задачи:
рассмотреть распространённые типичные ошибки, выработать способ их предупреждения;
развить способности к комментированию, обоснованию своих действий;
составить таблицу «Классификация лексических ошибок»;
составить ученический словарь-справочник;
отработать теоретические знания на практике.
Для достижения данных задач использовать следующие методы обучения:
самостоятельные наблюдения,
работа в группах,
работа со словарями, таблицей;
тренировочные упражнения
5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.
Лексические нормы (нормы словоупотребления) — это нормы, определяющие правильность выбора слова, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке (играет роль, имеет значение и ни в коем случае не наоборот). Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности. Их нарушение приводит к ошибкам: Раскольников волочил жалкое существование. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками. При проверке сочинений подобные ошибки, как правило, относят к речевым и, согласно критериям оценивания задания с развёрнутым ответом, если подобных ошибок не допущено или допущено не более одной, то экзаменуемый получает два балла, если допущено 2−3 ошибки — один балл, если ошибок более трёх — ноль баллов.
Для правильного решения заданий 5- 6 необходимо:
понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
учитывать особенности сочетаемости слов;
правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
избегать речевой избыточности;
не допускать речевой недостаточности;
учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.
6
Нарушение лексических норм приводит к ошибкам.
Таблица 2. Классификация ошибок
Наиболее частотная – неразличение (смешение) паронимов.
Что такое паронимы? ( Паронимы – это близкие по звучанию однокоренные слова, обозначающие разные понятия).
Примеры ошибок: «наши соотечественники не упали духом» (пали); «автор восхищается мужеством, решимостью и терпимостью пленника» (терпением); «нашли способ сломать его дух» (сломить); «за все мучения тебе воссоздастся в будущем» (воздастся), — а также неправильным выбором слова из синонимического ряда: «ощущает на себе все ужасы войны» (испытывает), «медсестра на фронте лечила раненых» (оказывала помощь, спасала).
Первое, что стоит сделать в процессе подготовки к ЕГЭ 2020 года – это изучить словарь паронимов со значениями от ФИПИ. Это список паронимов
использующихся при подготовки к заданию 5 ЕГЭ по русскому языку .
Где скачать? https://bingoschool.ru/news/slovar-paronimov-ot-fipi/
7
Ещё один вид ошибок — нарушение лексической сочетаемости. Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость.
Примеры ошибок: «сделал великодушный поступок» (совершил); «сумел красиво поставить проблему всех времён» (поднять проблему, привлечь внимание к проблеме); «подчёркивают свой талант» (гордятся талантом), «ужасно красивый костюм» (очень красивый костюм).
Запомните! Иметь значение. Играть роль.
Для успешного выполнения задания необходимо:
понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
учитывать особенности сочетаемости слов;
правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
избегать речевой избыточности;
не допускать речевой недостаточности;
учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.
Алгоритм выполнения:
1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
3) Если это ошибка, исправь ее.
3. Неразличение синонимичных слов.
Примеры ошибок: 1. Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах. 2.Теперь в нашей печати отводится значительное пространство(место) рекламе, и это нам не импонирует (нравится).
4. Употребление лишних слов (плеоназм - от греческого “излишество”). 8 Примеры ошибок:
Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию, свою биографию).
Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию). Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине.
Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувениры). Сувенир – это подарок, сделанный на память.
Мы дорожим каждой минутой времени (минутой). Минута – единица времени.
5. Тавтология – употребление однокоренных слов в границах одного предложения: рассказать рассказ, спросить вопрос.
Способами исправления тавтологий являются:
замена одно из слов синонимом: Проливной ливень не прекращался целый день – Проливной дождь не прекращался целый день;
удаление одного из слов:
У Пушкина в Михайловском была огромная библиотека книг
У Пушкина в Михайловском была огромная библиотека.
6. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.
Этому, безусловно, талантливому писателю М.Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Сизифовым трудом (напрасным трудом) было начать постройку дома в этом месте: через два года здесь будет водохранилище.
Солнце светило во всю Ивановскую.
ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.
Используя теоретический материал, ученики записывают вид ошибки в графу. Затем разбирается пример, устно исправляется ошибка в предложении, после следует запись правильного варианта.
9
Таблица 3. Классификация ошибок с примерами
Рекомендации:
При выполнении заданий №5, №6
необходимо вдуматься в предложение, его смысл, вспомнить, что обозначает выделенное слово. Бывает так, что ученик не знает значение какого-то слова, но зато другие ему хорошо известны. Здесь поможет метод исключения неподходящих вариантов.
прочитывайте про себя предложения, вслушивайтесь в их звучание. Иногда просто подходит такой способ: ответить себе - звучит или не звучит данное предложение. Ведь все слова вы уже не раз слышали.
почаще заглядывайте в словарь-паронимов, Если регулярно повторять значения паронимов, то можно хорошо подготовиться к выполнению задания № 5.
10
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010. -287с.
Голубева И.В. Культура речи на уроках русского языка / И.В.Голубева // Русский язык в школе. -2000. - №3. – С. 32 -36.
Зощенко М.М. Человека жалко. Воронеж: ИПЦ «Черноземье»,1998. – С. 87 -88.
Шалиткина Н.П. Русский язык и культура речи : Учебное пособие – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006 – С.12 – 28.
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test399.xml
https://neznaika.info/
11
ПРИЛОЖЕНИЯ
Определите значения следующих слов:
Бартер, консенсус, триллер, шоумен, гран-при, йети, ноу-хау, саммит, эксклюзивный, кемпинг, рефери, дефолт.
Соедините слова и толкование их значений.
Вирши
Буклет
Буколика
Адекватный
Апломб
Дилогия
Закоснелый
Меморандум
Монография
Регресс
А. Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо.
Б. Силлабические стихи, распространенные в русской литературе 17 – 18 веков.
В. Два произведения одного автора, связанные единством замысла и сюжета.
Г. Застарелый, косный.
Д. Род поэзии, идеализированно изображающий пастушескую жизнь; пастораль.
Е. Научное исследование, посвященное одному вопросу, одной теме.
Ж. Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся, как ширма.
З. Излишняя самоуверенность в поведении, в речи.
И. Направление развития от высшего к низшему, движение назад, упадок.
К. Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос.
3. Каждое толкование замените одним словом.
Краткая приветственная застольная речь.
Настенный светильник из одной или нескольких ламп.
Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы.
12
Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с одной стороны глазурью.
Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.
Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.
Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо.
Грубый, невоспитанный человек.
Тоска по родине.
Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или стеной.
4. Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:
Свежий ветер, свежий воздух, свежий хлеб, свежие новости, свежее решение, свежая газета; чистые намерения, чистый спирт, чистое белье, чистое небо, чистое стекло.
5. Подберите подходящие по смыслу антонимы:
Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история, живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный фильм, тяжелый день, тяжелый чемодан.
7. Объясните, какие значения будут приобретать словосочетания.
Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, влево, в плен).
8. Объясните значения следующих слов.
Бережный – бережливый, боязливо – боязно, масленый – масляный, встать – стать, нетерпимый – нестерпимый, убежденно – убедительно, невежа - невежда, почтительный – почтенный, командированный – командировочный, горделивый – гордый, значимый – значительный, финал – финиш.
13
9. Объясните различия в значении следующих паронимов.
Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт – фактор, логический – логичный.
10. Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов.
… молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый); … завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый); … привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный); … браслет, … бой, … дерево (гранатный, гранатовый); … принадлежности, … бумага, … работа (писчая, письменная); … собрание, … бои, … произведение (классовый, классический, классный); … гордость, … отношение (фамильный, фамильярный); … район, мальчонка (соседский, соседний); … вид, … метод (эффектный, эффективный).
11. К словам первой группы подберите синонимы из второй группы.
А) Абстрактный, адекватный, инертность, колоссальный, комичный, лексикон, маг, матовый, орфография, позитивный, полемика, резолюция, сувенир, токсичный, фамильярный, фиаско, эмоции, юриспруденция.
Б) Бездеятельность, бесцеремонный, волшебник, неудача, одобрять, огромный, отвлеченный, памятный, подарок, положительный, постановление, правоведение, правописание, словарь, смешной, спор, тождественный, тусклый, чувства, ядовитый.
12.Тренировочные упражнения
Устраните случаи плеоназма в данных предложениях.
• Мою автобиографию я уже изложил во вступительной статье.
• Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
• Первая премьера этого балета состоялась в Риге.
• Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.
• Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
• Нам нужно взаимно помогать друг другу.
14
• На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
• На Доске почета – фото участников войны и старейших ветеранов нашего предприятия.
• На экзамене на подготовку к ответу дается не более получаса времени.
• Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг
Ответы
Автобиографию я уже изложил во вступительной статье.
Больной был немедленно госпитализирован.
Премьера этого балета состоялась в Риге.
Все герои произведения имеют индивидуальные черты.
Эта традиция возродилась в нашей стране.
Нам нужно помогать друг другу.
На празднике ветеранам вручили сувениры и ценные подарки.
На Доске почета – фото участников войны и ветеранов нашего предприятия.
На экзамене на подготовку к ответу дается не более получаса.
Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете бумеранг.
13. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.
15
14. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.
1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. 2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. 3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. 4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. 5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. 6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.
15. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.
Они работали как самые отъявленные специалисты.
Наши воины совершили много геройских подвигов.
Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.
Шолохов изобразил образы трех коммунистов.
Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.
Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.
С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.
Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.
16. Найдите в предложенных текстах ошибки и исправьте их.
Ткнул пальцами в небо.
Сосед из него все жилы сосет
Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.
Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.
16
Эта проблема гроша выеденного не стоит.
Наши родители работали не покладая сил.
На уроке он изложил главную суть книги.
Маршрут движения автоколонны определяется заранее.
Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.
Картина вызывает жалкое настроение.
Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.
Слово представляется декану.
Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.
17. Тест по русскому языку «ЕГЭ-2020. Задание 05. Лексические нормы»
1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Серов придал своему голосу оттенок мягкого и ДРУЖЕСКОГО убеждения.
В таком ОПАСНОМ предприятии могут быть всякие неожиданности.
Дама тоже оказалась ИСКУСНОЙ танцовщицей.
Миша разделся, бросился в ЛЕДЯНУЮ воду и сажёнками поплыл на другую сторону.
А за ЯБЛОЧНЫМ садом виднелся старинный барский дом и строения усадьбы.
2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Нина не стала слушать извинений за приезд и необходимость ДЕЛОВИТОГО разговора.
Позвольте вам выразить искреннюю ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ за успешную педагогическую работу...
Станица имела ТИПИЧНЫЙ для такого рода кавказских поселений вид.
Как видите, явление имеет исторические корни и нуждается в том, чтобы получить серьезную ПОЛИТИЧЕСКУЮ оценку.
17
Пересилив себя, я опустил в воду вначале одну руку, потом другую, СТРЯХНУЛ с пальцев холодные капли и взял весло.
3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Тут-то в присутствии всех адъютантов и выяснился ФАКТ головокружительной карьеры юнкера Тихонова.
Все ЯВНЫЕ и тайные агенты экспедиции переключились на поиск пропажи.
Я прошёлся по ПАМЯТНЫМ местам, но улицы ничего не напоминали мне.
Пол сарая действительно провалился, а под полом оказалась глубокая яма, которую ПОПОЛНЯЛА гора всевозможной рухляди.
Алишер постепенно разговорился, суждения приобрели характерную для него основательность и ЛОГИЧЕСКУЮ чёткость.
4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ВОЕННЫЙ городок жил скучноватой субботней жизнью.
Родись Афонькин не бедным крестьянином в глухой деревушке ЦАРСКОЙ России, может быть, из него вышел бы знаменитый путешественник.
Слева виднелся невысокий КАМЕНИСТЫЙ холм, поросший мелколесьем, справа — овраг, заваленный валунами.
Майор и лейтенант занялись книгами, а я пошёл осматривать СОСЕДНИЕ помещения.
ДОБРЫЙ двор был у плотника Меринова. Дом он срубил из толстых сосновых брёвен, наличники на окнах разукрасил травяным узором.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На нём были мятая фуражка со сломанным ЛАКИРОВАННЫМ козырьком.
Враг добился серьезных успехов, овладел важными ЭКОНОМИЧЕСКИМИ районами.
Закомолдин взглянул на свои КОМАНДИРСКИЕ часы.
Ночью село Высокая Печь ничем не РАЗЛИЧАЛОСЬ от других сел.
18
Ласковые лучи солнца весело пробивались сквозь тёмные зелёные кроны ВЕКОВЫХ деревьев.
6. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Шинели, руки, лица — всё покрылось синей, скользкой и вязкой БОЛОТИСТОЙ грязью...
И вот настал день, когда Сашу отправили в ВОЕННОЕ училище.
Ольга встала и начала не торопясь НАДЕВАТЬ куртку, в которой пришла.
Но на следующей остановке пассажиров оказалось так много, что автобус моментально ЗАПОЛНИЛСЯ.
Дорога долго петляла меж невысоких ЛЕСИСТЫХ холмов, потом спустилась на равнину.
7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Так уж получается на войне, что в самые ОПАСНЫЕ места посылаешь самых дорогих тебе, самых верных людей.
Вблизи берега на рейде дремали РЫБНЫЕ тральщики, боты и высокомачтовые красавицы шхуны.
Подул порывистый ветер и нанёс тёмных ДОЖДЕВЫХ туч.
Одна за другой выехали из ворот две коляски — каждая, запряженная парой СЫТЫХ лошадей.
Мы слыхали от старых моряков, что наш начальник очень смелый и УДАЧЛИВЫЙ капитан.
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Я рассматривал фотоснимки, сделанные над ВРАЖЕСКОЙ территорией нашими самолётами.
Все сели за ПРАЗДНЫЙ стол.
19
В мужском голосе мне слышалась СКРЫТАЯ, сдержанная печаль.
Слишком ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на одном месте имеет свои отрицательные стороны: начинаешь смотреть на ситуацию глазами туземцев.
От недалёкой речной поймы тянуло прохладным запахом БОЛОТНОЙ сырости.
9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Колька побелел, губы у него дрожали, он отошел с ЗЛОВЕЩИМ видом.
Вдруг за спиной партизан раздался ДРУЖНЫЙ артиллерийский залп, затем ещё и ещё.
Радиомаяк! Не раздумывая долго, Краевский схватил ЖЕЛАННУЮ находку и кратчайшим путем через воду, грязь и камыши пошёл к месту ночлега.
Сгоряча он [Беличенко] мог и умереть смело, и совершить любой смелый ПРОСТУПОК.
ПЕСЧАНАЯ коса выдалась далеко в безбрежное море мутной воды.
10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Но дождю все радовались как хорошему ЗНАМЕНИЮ: дождь перед дорогой к добру.
Над своей кроватью Охватов увидел КРАСОЧНЫЙ плакат, с которого смотрела круглолицая улыбающаяся девушка с санитарной сумкой через плечо и красным крестом на белой косынке.
Шестнадцать верблюдов спокойно шагали друг за другом, ОПАСЛИВО обходя нашу машину.
Сверху по крутому ТРАВЯНИСТОМУ склону катилась бочка.
ШТАТСКУЮ единицу Андрею Аполлинариевичу так и не дали, но отпустили средства на оплату сдельной работы.