СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический проект урока по музыкальному воспитанию на тему "Жанр драматической музыки – опера. "

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактический проект урока по музыкальному воспитанию на тему "Жанр драматической музыки – опера. "»

Ц

Элементы содержания

Время

Дидактические стратегии

Стратегия оценивание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы

Методы

Дидактические средства

  1. Организационный момент


Проверка присутствия учеников.


Здравствуйте ребята! Как ваше настроение сегодня? Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие отметки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретёнными знаниями.

Отвечают на вопрос.

2

Фронтальная

Беседа

Презентация

Собранность класса

  1. Проверка домашнего задания. Реактуализация знаний и умений.


Слайд 1. Сегодня наш урок будет связан с интересной темой, которую мы изучим. Но перед этим давайте проверим домашнее задание. На прошлом уроке мы с вами прошли тему балета. Предлагаю выполнить следующее задание на сайте.

Выполняют задание в виде игры;




7

Фронтальная







Упражнение





Игра на сайте:

https://learningapps.org/





Оценка знаний учащихся о теме балета






  1. Преподавание-учение нового материала











Ц1










































Ц1




















Ц4









Слайд 2. Для того чтобы понять, о чем сегодня на уроке будет идти речь, вам нужно отгадать загадку.


В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

И музыку играл оркестр.

Спектакль как же назовут?

Ответ: Опера


Слайд 3. И так, тема нашего урока: Жанр драматической музыки – опера. -Запишите в тетрадях.


Слайд 4. Сегодня мы узнаем:

  • Где и когда зародилась опера.

  • Что такое опера?

  • Интересные факты об опере.

  • Создатель драматического жанра оперы.


Слайд 5. Итак, предлагаю вам прочитать слова известнейшей по всему миру оперной певицы Анны Нетребко и сказать, согласны ли вы с её утверждением? Аргументируйте ответ.








Слайд 6. - Что же такое опера? Из опорных слов на доске составьте определение оперы.


- Где мы можем увидеть оперный спектакль? (в музыкальном театре)


Слайд 7. Давайте запишем в тетрадях определение оперы.


Опера – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова.

Само слово «опера» переводится с латыни как «действие, труд».

Главные герои оперного действа не говорят, а поют.


Слайд 8. А знали ли вы что……

• Опера впервые появилась в Италии в 16-17вв. и в переводе с итальянского «опус» - это работа, труд, дело, сочинение.

• Изначально (в 16 веке) актёры оперы разговаривали, а только потом - запели.

• В XVIII веке оперным певцам запрещалось просто стоять на сцене и петь. Они должны были исполнять арии, приняв третью балетную позицию. К счастью, это правило со временем ушло в небытие.



Слайд 9. Эксперимент. Дети встают на третью позицию.


Представляете, какая это трудная задача – стоять на такой позиции и ещё петь по часу.


Слайд 10. Рождение оперы


Опера появилась в 17 веке в Италии.

Первая опера была написана в 1594 году в эпоху Возрождения в городе Флоренция

Перед оперными спектаклями композиторы всегда нанимали специальную группу людей, которая поддерживала постановку бурными овациями, или наоборот, освистывала её. Называлась эта группа «клака».


Слайд 11. «Отец оперы»

Монтеверди Клаудио - итальянский композитор, автор опер, церковных произведений.

Монтеверди известен, главным образом, как создатель опер: «Орфей», «Ариадна», «Похищение Прозерпины», «Адонис», «Коронация Поппеи», 8 сборников мадригалов.

Его творчество — одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII в.


Слайд 12. А теперь, внимание на экран. (видеофрагмент про оперу) послушайте внимательно и ответьте на вопросы:

- Опера – это синтез каких видов искусств?

- Чем опера отличается от театра?

- В каком вере горожане распевали оперные арии?

- В каком городе был открыт первый оперный театр?

Отгадывают загадку









Записывают в тетрадях тему урока










Один из учеников читает высказывание. После чего каждый отвечает на вопрос согласен ли он с утверждением или нет. (аргументирует свой ответ)




Дети записывают в тетрадях определение.























Дети встают на 3-ю позицию




























Дети, внимательно смотря и слушая видеофрагмент, записывают у себя в тетрадях ответы на вопросы.

15





























































Индивидуальная













Фронтальная





























Фронтальная





































Фронтальная


















Объяснение









Аргументация












Работа с информацией



Рассуждение
















Рассказ










Демонстрация схемы третьей позиции

































Практическое задание

Презентация























Аудиозапись












Компьютер, интерактивная доска



















Презентация










Схема позиции

































Видеофрагмент


Собранность и внимание класса



























































  1. Закрепление материала и формирование умений на репродуктивном уровне.


































Ц1












Ц1










Ц2










Ц1









Ц1


Слайд 13. Организация совместной игровой деятельности. Игра «заполни пропущенные строчки». Для закрепления нового материала.



Слайд 14.

Предлагаю отправиться в мир оперы. Узнать ещё больше интересной информации об опере.



Слайд 15. Либретто – в переводе с итальянского «книжечка» В нем изложено литературное содержание оперы.

Краткое содержание оперы, опубликованный в виде буклета-программки (маленькой тонкой книжечки)


Слайд 16. Кто нужен для создания оперы?


Либреттист – тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или в прозе. Можно сказать, оперный поэт, оперный писатель.


На текст оперного либретто композитор сочиняет музыку, а певцы её исполняют.


Слайд 17. Оперные вокальные номера:

Ария – песня главного героя или героини

Ариетта – маленькая ария


Слайд 18. Ансамблевые номера: дуэт, трио, квартет, квинтет.


Слайд 19. Оперный оркестр помогает петь певцам, рисует разные картины с помощью музыки – битву, бурю на море, вьюгу и пр.

Оркестровые номера


Увертюра – вступление к опере

Антракт – вступление к действиям оперы


Слайд 20. А ещё для оперы нужны: Кто?

Художник – рисует декорации

Режиссёр – ставит спектакль

Гримёр – гримирует артистов

Костюмер – готовит костюмы

Осветитель – распоряжается светом

Машинист - сцены орудует миханикой

Пожарник - следит за противопожарной безопасностью


Слайд 21 Теперь послушаем фрагменты Дж. Россини Ария Фигаро из оперы «Севильский церюльник» и ответьте на вопросы:

1 Каким считается этот номер? а. трио

b. ария

c. дуэт

2 Кто сопровождает пение певца? а. музыканты

b. режиссёр

c. оперный оркестр

3 Какие муз. инструменты звучат в опере?

4 В каком темпе звучало муз.произведение?

а. Moderato – умеренно

b. Adajio – медленно

c. Prestissimo – предельно быстро

d. Lento – протяжно

e. Vivo - живо


Слайд 22. Разучивание новой песни «Codrii mei» - Разбираем текст песни, переводим на русский языка

Дети выполняют задания




Дети отвечают на вопрос










Дети записывают в тетрадях термины






Дети записывают в тетрадях термины



Дети отвечают на вопрос




















В процессе слушания музыки дети делают анализ музыкального произведения














Дети вместе с учителем разбирают текст. Исполняют текст.

12









Фронтальная




































































Фронтальная



Практическое задание




























Работа с информацией


Объяснение










Рассуждение







Работа в тетради







Упражнение

Карточка с анализом музыкального произведения

















Задание на интерактивной доске





























Презентация
























Видео ролик






















Аудиозапись (+ и -)


Текст песни





















































Ответы на вопросы на карточках






Активизм, заполнение пропущенных строк










Выразительное исполнение песни

  1. Текущее, обучающее оценивание – на новом материале










Ребята, предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Дети заполняют таблицу

3

Индивидуальная

Анализ своей работы

Карточка самооценивания

Самооценивание

  1. Итоги урока. Вывод.

Ц1


Ц2


Ц4

Слайд 23. Итог урока

Ну что ж, наше путешествие в оперу подходит к концу. Подведём итог:

- Чем занимались на уроке? Что нового узнали? С какими новыми словами познакомились?

Ребята, предлагаю поиграть в игру «Кто хочет стать миллионером?» для закрепления новый знаний


Слайд 23. Ну что ж, наше путешествие в оперу подходит к концу. Подведём итог:

- Чем занимались на уроке? Что нового узнали? С какими новыми словами познакомились?

Ребята, кто попробует поиграть в игру «Кто хочет стать миллионером?»


Дети играют в игру «Кто хочет стать миллионером», тем самым закрепляя свои новые полученные знания

4




Индивидуальная









Практическое

задание


Упражнение на сайте https://learningapps.org/







Игра «Кто хочет стать миллионером»









Активность ответов учащихся

  1. Объявление домашнего задания


Домашнее задание выучить песню «Codrii mei», хорошо знать текст песни.

Дети записывают домашнее задание в тетрадях

2



Песня, видеоклип (минус и с исполнением певца)




















Дидактический проект урока

Класс: 7

Дата: 06.04.21

Учебная дисциплина: Музыкальное воспитание

урока: 27 (4)

Общая тема: Развитие образа в драматической музыке.

Тема урока: Жанр драматической музыки – опера.

Тип урока: урок формирования способностей к пониманию и применению знаний;

Единицы компетенций: 4.1., 4.2., 4.3., 4.4.;

Цель урока: к концу урока, учащийся покажет, что он способен:

Ц1: объяснить значение термина «Опера», его происхождение, создателя драматического жанра опера и т.д.

Ц2: рассказать о главном отличии оперы от театрального спектакля, и о том, что есть общего между ними;

Ц3: анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;

Ц4: использовать полученные знания на практике;

Ц5: самостоятельно определять эмоциональный строй и музыкальный язык героев оперы; и

Дидактические стратегии:

- Формы: фронтальная, индивидуальная;

- Методы и приёмы: дидактическая игра, иллюстрация, объяснение, демонстрация, упражнение;

- Средства: карточка с заданиями, презентация, компьютер, проектор, видеофильм;

Стратегии оценивания: точечное формативное оценивание самооценивание, интерактивное формативное оценивание.

Муз.содержание: Слушание: Дж. Россини Ария Фигаро из оперы «Севильский церюльник»; Исполнение: «Codrii mei batrini» AKORD;

Библиография:

  1. Музыкальное воспитание, учебник для 7-го класса;

  2. Интернет источники: https://learningapps.org/ и т.д.