Ц1 Ц1 Ц4 | Слайд 2. Для того чтобы понять, о чем сегодня на уроке будет идти речь, вам нужно отгадать загадку. В театре очень интересно, Когда в спектакле все поют. И музыку играл оркестр. Спектакль как же назовут? Ответ: Опера Слайд 3. И так, тема нашего урока: Жанр драматической музыки – опера. -Запишите в тетрадях. Слайд 4. Сегодня мы узнаем: Где и когда зародилась опера. Что такое опера? Интересные факты об опере. Создатель драматического жанра оперы. Слайд 5. Итак, предлагаю вам прочитать слова известнейшей по всему миру оперной певицы Анны Нетребко и сказать, согласны ли вы с её утверждением? Аргументируйте ответ. Слайд 6. - Что же такое опера? Из опорных слов на доске составьте определение оперы. - Где мы можем увидеть оперный спектакль? (в музыкальном театре) Слайд 7. Давайте запишем в тетрадях определение оперы. Опера – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. Само слово «опера» переводится с латыни как «действие, труд». Главные герои оперного действа не говорят, а поют. Слайд 8. А знали ли вы что…… • Опера впервые появилась в Италии в 16-17вв. и в переводе с итальянского «опус» - это работа, труд, дело, сочинение. • Изначально (в 16 веке) актёры оперы разговаривали, а только потом - запели. • В XVIII веке оперным певцам запрещалось просто стоять на сцене и петь. Они должны были исполнять арии, приняв третью балетную позицию. К счастью, это правило со временем ушло в небытие. Слайд 9. Эксперимент. Дети встают на третью позицию. Представляете, какая это трудная задача – стоять на такой позиции и ещё петь по часу. Слайд 10. Рождение оперы Опера появилась в 17 веке в Италии. Первая опера была написана в 1594 году в эпоху Возрождения в городе Флоренция Перед оперными спектаклями композиторы всегда нанимали специальную группу людей, которая поддерживала постановку бурными овациями, или наоборот, освистывала её. Называлась эта группа «клака». Слайд 11. «Отец оперы» Монтеверди Клаудио - итальянский композитор, автор опер, церковных произведений. Монтеверди известен, главным образом, как создатель опер: «Орфей», «Ариадна», «Похищение Прозерпины», «Адонис», «Коронация Поппеи», 8 сборников мадригалов. Его творчество — одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII в. Слайд 12. А теперь, внимание на экран. (видеофрагмент про оперу) послушайте внимательно и ответьте на вопросы: - Опера – это синтез каких видов искусств? - Чем опера отличается от театра? - В каком вере горожане распевали оперные арии? - В каком городе был открыт первый оперный театр? | Отгадывают загадку Записывают в тетрадях тему урока Один из учеников читает высказывание. После чего каждый отвечает на вопрос согласен ли он с утверждением или нет. (аргументирует свой ответ) Дети записывают в тетрадях определение. Дети встают на 3-ю позицию Дети, внимательно смотря и слушая видеофрагмент, записывают у себя в тетрадях ответы на вопросы. | 15 | Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Объяснение Аргументация Работа с информацией Рассуждение Рассказ Демонстрация схемы третьей позиции Практическое задание | Презентация Аудиозапись Компьютер, интерактивная доска Презентация Схема позиции Видеофрагмент | Собранность и внимание класса |
Ц1 Ц1 Ц2 Ц1 Ц1 | Слайд 13. Организация совместной игровой деятельности. Игра «заполни пропущенные строчки». Для закрепления нового материала. Слайд 14. Предлагаю отправиться в мир оперы. Узнать ещё больше интересной информации об опере. Слайд 15. Либретто – в переводе с итальянского «книжечка» В нем изложено литературное содержание оперы. Краткое содержание оперы, опубликованный в виде буклета-программки (маленькой тонкой книжечки) Слайд 16. Кто нужен для создания оперы? Либреттист – тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или в прозе. Можно сказать, оперный поэт, оперный писатель. На текст оперного либретто композитор сочиняет музыку, а певцы её исполняют. Слайд 17. Оперные вокальные номера: Ария – песня главного героя или героини Ариетта – маленькая ария Слайд 18. Ансамблевые номера: дуэт, трио, квартет, квинтет. Слайд 19. Оперный оркестр помогает петь певцам, рисует разные картины с помощью музыки – битву, бурю на море, вьюгу и пр. Оркестровые номера Увертюра – вступление к опере Антракт – вступление к действиям оперы Слайд 20. А ещё для оперы нужны: Кто? Художник – рисует декорации Режиссёр – ставит спектакль Гримёр – гримирует артистов Костюмер – готовит костюмы Осветитель – распоряжается светом Машинист - сцены орудует миханикой Пожарник - следит за противопожарной безопасностью Слайд 21 Теперь послушаем фрагменты Дж. Россини Ария Фигаро из оперы «Севильский церюльник» и ответьте на вопросы: 1 Каким считается этот номер? а. трио b. ария c. дуэт 2 Кто сопровождает пение певца? а. музыканты b. режиссёр c. оперный оркестр 3 Какие муз. инструменты звучат в опере? 4 В каком темпе звучало муз.произведение? а. Moderato – умеренно b. Adajio – медленно c. Prestissimo – предельно быстро d. Lento – протяжно e. Vivo - живо Слайд 22. Разучивание новой песни «Codrii mei» - Разбираем текст песни, переводим на русский языка | Дети выполняют задания Дети отвечают на вопрос Дети записывают в тетрадях термины Дети записывают в тетрадях термины Дети отвечают на вопрос В процессе слушания музыки дети делают анализ музыкального произведения Дети вместе с учителем разбирают текст. Исполняют текст. | 12 | Фронтальная Фронтальная | Практическое задание Работа с информацией Объяснение Рассуждение Работа в тетради Упражнение Карточка с анализом музыкального произведения | Задание на интерактивной доске Презентация Видео ролик Аудиозапись (+ и -) Текст песни | Ответы на вопросы на карточках Активизм, заполнение пропущенных строк Выразительное исполнение песни |
Ц1 Ц2 Ц4 | Слайд 23. Итог урока Ну что ж, наше путешествие в оперу подходит к концу. Подведём итог: - Чем занимались на уроке? Что нового узнали? С какими новыми словами познакомились? Ребята, предлагаю поиграть в игру «Кто хочет стать миллионером?» для закрепления новый знаний Слайд 23. Ну что ж, наше путешествие в оперу подходит к концу. Подведём итог: - Чем занимались на уроке? Что нового узнали? С какими новыми словами познакомились? Ребята, кто попробует поиграть в игру «Кто хочет стать миллионером?» | Дети играют в игру «Кто хочет стать миллионером», тем самым закрепляя свои новые полученные знания | 4 | Индивидуальная | Практическое задание | Упражнение на сайте https://learningapps.org/ Игра «Кто хочет стать миллионером» | Активность ответов учащихся |