Дидактическое пособие для детей «Дорожки-тренажеры» для детей 4,5,6 лет
Подготовили:
Скворцова Ольга Валерьевна, воспитатель
Усачёва Ольга Геннадиевна, воспитатель
Направленность
Дидактическое пособие направлено на развитие межполушарного взаимодействия путем выполнения разных движений левой и правой рукой одновременно.
Актуальность
Все мы знаем, что за последние годы значительно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей с тяжелым нарушением речи. Дети с нарушениями речевого и психического развития требуют особого внимания, так как очень часто испытывают серьезные проблемы личностного развития, самореализации и адаптации в современном мире. В основе коррекционной работы, мы используем кинезиологические упражнения и игры, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.
Цель дидактического пособия
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи коррекционной работы
- развитие межполушарной синхронизации работы полушарий;
- развитие мелкой моторики рук, зрительно - моторной координации;
- развитие познавательных процессов, пространственной ориентировки.
Предназначение
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга — частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Предлагаемое пособие является одним из направлений работы в развитии интегрированного межполушарного взаимодействия у детей. Предлагаемый материал будет интересен специалистам: психологам, логопедам, воспитателям, проводящим коррекционно-развивающую работу с детьми.
Встречаются дети, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информaцией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигaет внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информацией, поступающей из противоположной половины тела.
Достоинства
Игры с дорожками - тренажерами очень положительно влияют на развитие ребенка, а именно: развивают концентрацию, усидчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, облегчают процесс письма, синхронизируют работу полушарий.
Описание пособия
Ребенку требуется взять в обе руки фишки красного и синего цвета и одновременно двумя руками передвигать фишки по дорожкам. Дорожки выстроены от простого, к сложному. Играя, можно автоматизировать поставленный звук, проговаривать чистоговорки, скороговорки, закрепить счет в прямом и обратном порядке. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка. От 5 до 10 минут в день. Занимaться нужно ежедневно.
Дети, работая с данным пособием, проявляют большую заинтересованность, на занятиях становятся более внимательными и сконцентрированными, а значит, они лучше усвоят предлагаемый им материал.
Предложенное пособие можно использовать с подгруппой детей на занятиях по ФЭМП, развитию речи или в свободной индивидуальной игровой деятельности для закрепления умений и навыков .
Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий обязательно окажет положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения, становятся смышленее и любознательнее.
Ожидаемые результаты
1. Положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения.
2. Положительная динамика наблюдается в формировании навыков грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия, а также в словаре.
3. В формировании элементарных математических представлений также наблюдается положительная динамика. Ребята лучше запоминают геометрические формы, цифры, ориентируются на плоскости.
4. Дети становятся более усидчивыми, сосредоточенными, внимательными, действия рук более согласованными.
Предлагаем ребятам обвести крышечками или «пройти по дорожкам» данные изображения одновременно правой и левой ручками сначала сверху вниз, затем снизу вверх.
Спасибо за внимание