Дидактический материал
«Дидактическая коробочка»
Пояснительная записка
В работе со своими воспитанниками были обнаружены проблемы в формировании экологических представлений (времена года, их признаки, названия месяцев и т.д.; представления о среде обитания животных, их характерных признаках). Так же в развивающей среде группы не имеется таких пособий, которые могли бы позволить детям в самостоятельной деятельности применить данные знания или закрепить. Поэтому пришла идея разработки такого пособия.
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное. Представление об окружающем мире, о делении года на четыре времени, каждая из которых делится на три месяца.
Задачи:
- закрепить знания о временах года и их признаках, а также закрепление название месяцев.
- познакомить и закрепить со средой обитания животных, их окрасом.
- расширять словарный запас детей.
- внимание, память.
- развивать мелкую моторику.
Возрастная группа: дети 4-7 лет
Игровые правила:
Ожидаемый результат - улучшение качества развития детей, повышение устойчивого интереса к знаниям.
Методика использования дидактического пособия «Дидактическая коробочка»
Игра «Дидактическая коробочка» изготовлена из жестяной круглой коробочки из-под конфет или печенья.
Дно дидактической коробочки состоит из четырех картинок времен года (зима, весна, лето, осень).
Крышка дидактической коробочки изнутри разделена на шесть секторов в соответствии со средой обитания зверей (голубой-воздух, коричневый-горы, синий-вода, зеленый-лес, светло-коричневый-пустыня, белый-снег).
Крышка коробки снаружи разделена на 4 сектора и проклеены белым, серым, оранжевым, коричневым фетром. Это основные цвета шерсти животных, которые можно называть: зайчик белый, лиса оранжевая, медведь коричневый, волк серый.
На боковую часть дидактической коробочки можно прикреплять силуэты зверей или птиц, определяя и называя их окрас и оттенки ( бурый, рыжий).
Д
идактическая коробочка имеет развивающие, обучающие и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммукативной, познавательно-исследовательской. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой, фронтальной и самостоятельной работы с дошкольниками.
Как использовать игру «Дидактическая коробочка».
В
ариант 1
Игра «Времена года»: разложить картинки с признаками времен года по секторам и объяснить свой выбор .
Вариант 2
Игра « Собери месяцы года»: прикрепить прищепку на соответствующий сектор.
Вариант 3
Игра « Найди соседей»: например: соседи января это декабрь и февраль.
В
ариант 4
Игра «Кто где живет?»: определить среду обитания: рыбы - в воде (синий цвет), заяц - в лесу (зеленый), белый медведь - на Севере (белый) и т.д.
Вариант 5
Игра «Какого цвета животные»: (это речевая грамматическая игра для освоения согласования прилагательных и существительных: зайчик серый, мышка серая, кошки серые.) Размещаем животное на соответствующий по цвету сектор, и называем животное и его цвет.
Описание опыта использования данного пособия
Данное пособие использовалось после проведения занятий по разделу образовательной программы «Мир природы» в совместной, а затем в самостоятельной деятельности детей. Игра расположена в Центре природы и экспериментирования в свободном доступе детей. Коробочка пользуется большим спросом у детей, сами организовывают игру с данным пособием, выбирают ведущего, выполняют задания и придумывают свои варианты игр и заданий (драматизация, сюжетно-ролевая игра «Школа», «Зоопарк» и др.)
Заключение
В результате мониторинга эффективности использования данного пособия обнаружено следующее: при использовании дидактической коробочки дети соотносят изображения животных с его местом обитания, закрепили названия месяцев четырех времен года, расширился их словарный запас. Одновременно, у детей есть возможность объединиться по интересам с разными пособиями и играми, в том числе и с Дидактической коробочкой, что развивает их партнерские взаимоотношения.
Руководитель с/п Ф.И.О.
дата