Российская Федерация
Управления образования Администрация Сысертского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Колосок», адрес: 624005, Свердловская область
Сысертский район, п. Октябрьский, ул. Чапаева 3, тел.: (343) 383-60-09
оф.сайт: madou13m.tvoysadik.ru, эл.почта: madou13m@mail.ru
Дидактическое пособие
лепбук, как средство ознакомления
с родным краем детей старшего дошкольного возраста
воспитатель:
И.В. Пирожкова
п. Октябрьский
2024г.
«Лэпбук» (lapbook) - дидактическое средство обучения. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит «наколенная книга».
Лэпбук, представляет собой тематическую папку, с размещенными в ней материалами на определенную тематическую тему, которая содержит различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями для игры.
Лэпбук - это превосходный способ повторения пройденного программного и альтернативного материала для дошкольников. При использовании лэпбука, ребенок, научается самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Работа с лэпбуком может осуществляться по-разному в зависимости от поставленных образовательных задач.
Это тематическое пособие имеет четкую структуру и способно разрабатываться специально под конкретного ребенка с его степенью познаний. Помимо этого, широко применяются и «коллективные» тематические папки, изготавливаемые педагогами.
Для ребенка лэпбук — книга, в которой собрано много интересных вещей: дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий, которые раскрывают себя при взаимодействии.
Для педагогов лэпбук – это тематическая папка - современный способ организации познавательной деятельности дошкольников.
Приобщение дошкольников к истории, обычаям и традициям родного края, поселка средствами технологии лэпбук ставит перед собой следующие задачи:
1. сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, поселку, природе родного края.
2. воспитывать любовь, уважение к своему народу, понимание своих национальных особенностей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
3. воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, фольклором, национальными игрушками, праздниками, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
4. воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
5. развивать познавательную активность и познавательный интерес, самостоятельность, инициативность в процессе сбора и организации информации.
6. способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, расширению и обогащению словарного запаса
7. содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
8. приобщить детей и родителей к совместному творчеству.
Наш лэпбук «Моя малая Родина» выглядит следующим образом.
Состоит из пяти разворотов:
первый стихотворение о малой родине;
второй содержит конверты: природа Урала и народные промыслы, камни;
третий животные и птицы Урала;
четвертый ягоды, деревья и цветы Урала;
пятый полезные ископаемые и достопримечательности Урала;
на обратной стороне игры, раскраски.
В каждом конверте подобраны фотографии с описанием объектов. все картинки и фотографии за ламинированы, безопасны и находятся в свободном доступе.
Наблюдая за воспитанниками, сделала вывод, что в результате применения технологии «лэпбук» дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности, значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Дети стали проявлять большой интерес к истории своего поселка, прошлому и настоящему, истории своей культуре и традициям. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Таким образом, подводя итог, можно сделать следующий вывод: лэпбук является средством воспитания и обучения в детском саду, обеспечивающим устойчивый интерес к процессу познания истории и культуры родного края, и ориентированным на взаимодействие с различными носителями культурного опыта (педагогами, родителями). Целесообразность использования лэпбука при формировании знаний о родном крае у детей заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, смогут приобрести и закрепить знания о родном крае и поселке.