СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дидактическое пособие по декоративно – прикладному искусству для детей младшего школьного возраста «Русская матрешка»
Тазиева Нафися Энясовна,
воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде
Дидактическое пособие по декоративно – прикладному искусству для детей младшего школьного возраста «Русская матрешка»
Декоративно – прикладное искусство – один из наиболее древних и поныне развивающих видов народного творчества. Фольклорное по своей сути, оно воплощается в предметах быта, созданных по законам красоты.
Слитность материального и духовного как эстетическое начало декоративного искусства уходит истоками в глубокую древность.
Декоративно – прикладное искусство дает обучающемуся младшего школьного возраста функциональные образы, близкие жизненному опыту, обладающее яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы, доступностью исполнительской техники.
Одним из видов народного декоративно – прикладного искусства, является русская деревянная матрёшка – красивая, яркая, нарядная, и доступная для знакомства. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в работе с детьми начиная с раннего возраста.
Но, к сожалению, появляется смешанное чувство, когда дети и взрослые, к сожалению, не всё знают об истории её происхождения, образной выразительности и колорите, процессе её изготовления и материалах.
Именно все это привлекло мое внимание. Изучив эту проблему теоретически, найдя новый путь модернизации содержания декоративно – прикладного искусства детей, разработав наглядные дидактические пособия, игры и упражнения, апробировав их на занятиях в процессе непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству и в изобразительной студии, хочу поделиться с Вами, уважаемые педагоги.
Актуальность данного дидактического пособия обусловлена тем, что в настоящее время, когда на телевидении, в сказках, в детских магазинах, где продаются игрушки странных и бесформенных персонажей, компьютерных играх и литературе, преобладают жестокость и агрессия, дети зачастую, либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Также, чем больше мы пытаемся углубиться с детьми в освоении отдельных видов деятельности и новых предметных знаний, предлагаемых детям на словесном уровне, тем больше получаем обратный эффект отторжения, хотя хорошо знаем, что не востребованные в жизни ребенка знания – совершенно бесполезны для него.
Кроме того, дети почти ничего не знают об истории нашей русской культуры: взрослые мало приобщают их к истокам русской народной культуры, дети, например, зачастую не обращают на матрёшку, не знают, из какого материала она изготовлена, как с ней играть, какие действия производить. А также, не обращают своего внимания на образную выразительность матрешки, на характерную особенность её росписи, и не всегда правильно называют материалы и инструменты, которыми пользуются мастера для изготовления матрёшек.
Именно поэтому, в данном дидактическом пособии включены наглядный материал и презентация по ознакомлению дошкольников с русской матрёшкой, варианты дидактических игр и упражнений на закрепление знаний и представлений детей о русской матрёшке, об основных элементах росписи, каждого вида.
Педагогическая целесообразность данного дидактического пособия объясняется тем, что оно предназначено для развития творческих задатков детей с помощью декоративно – прикладного искусства, формирование ценностных эстетических ориентиров, знакомство детей с терминологией, техниками работы, росписью, которую используют народные мастера при создании образа матрёшки (семеновская, майдановская, тверская, вятская, авторская).
В пособии предлагается объединение разных видов дидактических игр и упражнений на закрепление знаний и представлений младших школьников о русской матрёшке, истории её промысла.
Цели дидактического пособия:
Знакомство детей младшего школьного возраста с дымковской игрушкой;
Воспитание у детей эстетического вкуса, уважения к культуре родной страны;
Задачи работы с детьми дошкольного возраста:
Познакомить детей с терминологией, видами матрёшек, техникой работы мастеров при создании матрёшки;
Закрепить знания детей о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера;
Предоставить возможность для самостоятельного выбора вариантов дидактических игр, подбора необходимого материала к игре;
Научить детей в процессе дидактических игр и упражнений различать, подбирать и сравнивать виды матрёшек;
Создавать условия для закрепления знаний детей о матрёшке, истории её создания;
Развивать воображение детей, поддерживать проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
Формировать умение детей анализировать и синтезировать цветосочетания элементов росписи каждого вида матрёшки;
Воспитывать эстетический вкус, уважение к культуре родной страны;
Способствовать развитию культуры зрительного анализатора;
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, способствующие нравственному и эстетическому развитию детей, учитывая оснащенность и специфику дидактического пособия, формы организации деятельности детей в процессе дидактической игры.
Содержание дидактических игр и упражнений выстраивается с учетом следующих принципов:
Принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации.
Опора на внутреннюю мотивацию: учитывается опыт ребенка и создание эмоциональной вовлеченности в игровой процесс, что способствует повышению заинтересованности и творчества.
Принцип деятельности: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника, к самостоятельным, от самого простого - до заключительного, максимально сложного задания.
Принцип вариативности: создание в процессе дидактической игры условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий и т.п.
Принцип личностно-ориентированного взаимодействия: предполагает создание в игровом процессе раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое.
Для успешного усвоения и закрепления материала о матрешечном промысле, ребенку важно овладеть умениями и способами изобразительной деятельности: умением рисовать карандашом, кистью, владеть техникой народных мастеров (элементами росписи) и главное видеть цвет, цветовую гамму и создавать собственное изображение.
Содержание дидактических игр и презентации ориентировано на знакомство детей с элементами дымковской росписи и ее особенности, со свойствами и возможностями их использования, а также, закрепление знаний детей о матрешечном промысле.
Методические рекомендации для педагогов.
Русская матрёшка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве.
Более «детскую» игрушку трудно придумать, но, разумеется, она только в отдельных образах может заинтересовать детей. Правильная организация дидактических игр и упражнений, просмотр презентации об истории создания матрёшки дает возможность детям почувствовать красоту и колорит этого «русского сувенира», окружающий их мир.
Задачи:
Познакомить с матрёшкой, вызвать у детей интерес к этому виду народного творчества.
Сформировать навыки технического исполнения росписи отдельных элементов матрёшки и в целом.
Создать условия для приобщения детей к народному творчеству.
Данное дидактическое пособие выполняет ещё одну важную функцию контроля состояния сенсорного развития детей.
Его можно также применять в педагогическом мониторинге. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду данное дидактическое пособие решает учебные задачи. Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильно и полно будут использованы возможности данного дидактического пособия.
Дидактический смысл данного пособия по декоративно – прикладному искусству, как раз заключается в том, что ребенок получает возможность действовать САМ. Многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных, речевых и практических усилий.
В этих условиях данный дидактический материал, с которыми работают дети, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного, художественно - эстетического и нравственного воспитания.
Знакомство с матрёшкой, историей её создания
Давайте заглянем вглубь истории и выясним, откуда появилась матрешка на Руси? История эта очень древняя и в то же время молодая. И главных действующих лиц зовут по-разному. И появились они, кто говорит - в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается, что именно он, сын 28-го патриарха Дзэн, привез буддизм из Индии в Китай и Японию. Джарма был убежден, что любой человек может стать Буддой путем медитации. Чтобы доказать это, он девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не заснуть, Джарма убрал себе веки. Руки и ноги отвалились сами за ненадобностью. За такие деяния японцы полюбили Джарму. Но его имя для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему – Даруму. Так фигурка монаха вот уже 1500 лет является частью жизненной атрибутики японцев.
Но японские божки множились. Одни отвечали за успех в деле, другие – за хороший урожай, третьи защищали праведных. Йоги говорили, что у человека пять тел и, значит, каждому телу должен быть свой покровитель. Учение Ошо считало, что тел семь: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нарванное. Так что божки продавались уже в комплекте.
И вдруг кто-то придумал помещать семь, пять, три фигурки в одну. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века. Одним из первых «слоеных» божков стал Фукурокуджу. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло совершить далекое путешествие в Россию. По книге Н.Н. Алексахина "Матрешки" (.Алексахин Н.Н. Матрёшки. - М.: Народное образование, 1998г.) и другим материалам я узнала, что в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве хозяйка усадьбы привезла с острова Хонсю (Япония) забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Очень удивительно, что родная наша матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье – имеет японского родственника, который стал предшественником и прообразом русской матрешки. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах. Интересно, что документального подтверждения эта легенда не имеет.
Старичок Фукуруму появился в России. Ему предстояло стать родственником нашей матрешки. Как это произошло?
В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал создателем первой русской матрешки. Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина «Детское воспитание» из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.
Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. П. Звездочкину уроженцу Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.
Во всех публикациях показано, что местом же рождения новой оригинальной игрушки, стала мастерская – магазин «Детское воспитание», который находился в Леонтьевском переулке, в доме № 7, принадлежавший Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. Это говорит о том, что первоначально матрешка задумывалась, как игрушка и никто даже не подозревал какое будущее ей уготовано.
Если сравнить первую матрешку с ее поздними сестрами, то можно заметить, что выглядела она очень скромной. Но я думаю, что автор так и задумывал. Можно сделать предположение, что это был первый шаг, который способствовал популяризации игрушки не только в нашей стране, но и за рубежом.
Ведь автор создавал образ деревенской девушки, одетой в национальный русский костюм: платок, сарафан, передник. Образ этой игрушки был близок народу. Да и за границей, благодаря «русским сезонам» С.П. Дягилева в Париже, распространялась в начале XX века мода на все русское.
В руках первая матрешка держала черного петуха - тоже очень интересная деталь. У более поздних матрёшек будут узелки, самовары, бублики, букеты, а вот у этой смешной девочки была живая птица!
У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см.
Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец.
Все семь её подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира: одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая просто засунула палец в рот, разнообразит вереницу фигурка в косоворотке с хворостиной, и, наконец, завершает ряд, спеленатый младенец, меньше мизинца. Целое семейство, дружное и трудолюбивое!
Важным моментом считается то, что первая русская матрёшка улыбалась! За ней последовали матрёшки - надменные гордячки, самодовольные красавицы, большеглазые простушки и даже потупившие взор богомолки... А самая первая улыбалась. Да так задорно, что в ответ ей улыбался и весь мир! В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили ее столетие.
По другим сведениям неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом. В любом случае, ни Василий Звездочкин, ни Сергей Малютин, создавая свою Матрену, и не подозревали, что создают шедевр, прославившийся на 100 лет вперед во всем мире как русский народный сувенир.
Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции.
Работа над созданием матрешки
Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. Первый этап – выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.
Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, «белье», мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Затем следующая кукла, уже складная, и так до самой большой. Сначала вытачивает голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова.
После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника. Когда смотришь на некрашеные «слепые» фигурки, трудно поверить, что это и есть будущие красавицы. Но поставьте рядом, и вы заметите, какие они разные!
Есть еще один интересный момент, ведь матрешка еще не расписана, а уже привлекает глаз. Кажется, и форма ее незатейлива, рук и ног нет, а мы уже видим и осадку головы, и осанку, и даже как бы поступь. В чем дело?
Может оттого, что в работу эту каждый мастер вкладывает душу. И наполняется игрушка той энергетикой, которой так богата широкая русская душа.
Матрешки делятся на 2 группы: бывают традиционные и нетрадиционные. Первая группа очень большая - сюда вошли все матрешки, которые представляют традиционных кукол. Нетрадиционные матрешки - это матрешки - пеналы, матрешки – сундучки, матрешки - магниты, матрешки – неваляшки. Все эти предметы, выполнены в форме матрешки.
Рассматривая особенности традиционных матрешек, заметно, что они отличаются друг от друга формой. Одна из них широкая, толстобокая, приземистая, слегка сужающаяся книзу; другая - несколько вытянутая с резко сужающейся нижней частью; третья - более вытянутая с узкой уплощенной вверху головкой.
В чем причина таких разных форм, ведь среди матрешек много есть общего? А причина в том, что художники по-разному изображают на разных матрешках фартуки, сарафаны, платки. Разница в стиле декоративной росписи.
Названия видов матрешек зависит от места ее изготовления. Хорошо принятая народом, Матрешка получила большое распространение: её стали создавать в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск), в Нижегородской губернии (ныне Горьковская область), а после Великой Октябрьской революции и в г. Семенове (Горьковская область), в селах Семеновского района Мериново и Полхов-Майдан, в г. Калинине, в г. Уфе Башкирской АССР, в г. Йошкар-Оле Марийской АССР, в г. Нолинске Кировской области, в городах Жлобине и Бресте.
Последовательность изготовления матрешки
Закрепленную в патрон токарного станка заготовку обтачивают до получения цилиндрической формы, рейером - полукруглым резцом.
Выравнивание торца заготовки *мейселем – резцом для чистовой обработки.
Вытачивание внутренней полости нижней части матрешки, рейером – полукруглым резцом.
Внутреннюю матрёшку примеряют к нижней части наружной матрешки - между ними должен оставаться небольшой зазор на покраску и усушку древесины.
Формирования четверти уступа для соединения матрешки, мейселем – резцом для чистового точения.
Отрезка нижней части матрешки при помощи мейселя.
Выборка внутренней полости верхней части матрешки при помощи рейера и формирования выступа четверти для соединения матрешки - мейселем.
Соединения нижней и верхней части матрешки.
Формирования наружной формы матрешки, при помощи рейера и мейселя.
Шлифование матрешки шлифовальной шкуркой.
Обрезка верхней части матрешки мейселем.
Готовая заготовка – «бельё» или «болванка»
На загрунтованную (крахмальным клейстером или клеем ПВА) заготовку, наносят карандашом контур рисунка.
Роспись матрешки. Расписывают матрешки чаще всего анилиновыми красителями, темперой, гуашью.
Готовое изделие лакируют масляным или нитролаком. Матрешка готова.
Вариативность дидактических игр по теме «Русская матрёшка»
1 Вариант. Дидактическая игра «Назови вид матрёшки»
Дидактические задачи:
уточнить и закрепить представление об основных видах матрешки;
учить называть характерные признаки вида русской матрёшки;
развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции;
развивать речь детей (описательную, монологическую).
Материал: карты с изображением матрешек (вятская, семеновская, майдановская, тверская, авторская, сюжетная), приз (медаль).
Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек относятся к тому или иному виду русской матрёшки.
Ход игры: получив карточку с изображением матрешки, внимательно рассмотрев её, играющие описывают по характерным признакам росписи, элементам узоров, вид матрёшки. Называют его происхождение. Правильно описавшему и назвавшему матрешку, игроку – вручается приз.
2 Вариант. Дидактическая игра «Найди половинку»
Дидактические задачи:
закрепить представления об основных элементах росписи матрёшек,
научить различать и сравнивать их между собой, учить находить и подбирать половинку матрешки, составлять из неё целое;
правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами матрёшечного промысла,
развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции,
вызвать интерес к матрешке.
Материал: прямоугольные карточки, с изображением матрешек, разделенные на две части: одна (верхняя часть) с элементами узора, закрашенная, другая (нижняя часть) - не закрашенная; маленькие карточки с половинками части матрешек, образующие целую матрешку к рисункам на карточках
Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.
Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего, играющие подбирают пару элементам на своих карточках
3 Вариант. Дидактическое упражнение «Раскрась матрёшек»
Дидактические задачи:
закреплять навыки детей в раскрашивании предметов разными изобразительными материалами;
формировать умения детей в закрашивании – аккуратно, не выходя за пределы контура;
развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Материал: карточки с контурным изображением матрёшек, изобразительные материалы на выбор ребенка: фломастеры, карандаши, гуашь;
Дидактические правила: аккуратная раскраска рисунка разными изобразительными материалами, не выходя за пределы контура.
Ход игры: выполнение упражнения может выполняться, как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой.
4 Вариант. Дидактическая игра «Собери матрёшку»
Дидактические задачи:
Закреплять умения детей составлять матрёшку способом разрезных картинок.
Поддерживать интерес детей к матрёшечному народному промыслу.
Игровой материал: разрезные картинки, изображающие части матрёшки.
Игровые правила: дети должны собрать разрезные картинки, на которых изображены части разных видов матрёшек. Выигрывает тот, кто первым соберет матрёшку
Методические рекомендации и советы педагогам.
Роль педагога в данной игре своеобразна. Взрослый не только организует игру и обучение, но и является активным ее участником, подавая пример заинтересованности и эстетического отношения к игрушкам.
Очень важно поддерживать интерес к игре от ее начала до конца и обеспечивать постоянную активность всех детей. Для этого, во-первых, давайте поручения отдельным детям от лица всей группы, например: «Кого мы пошлем построить матрешек? Давайте пошлем Мишу» и т. д. Во-вторых, каждый раз для оценки правильности выполнения поручений привлекайте всех участников игры, которые еще не были вызваны. В-третьих, вызывая отдельных детей, предлагайте разные варианты обучающей задачи всем остальным. Учитывая, что в каждой группе есть уверенные в себе или же пассивные дети, склонные отказываться от непривычных действий, можно им в помощь позвать кого-нибудь, из более смелых.
Здесь описан самый простой, первоначальный вариант игры. При ее повторении обучающая задача и игровые действия усложняются. Например, матрешки могут разбегаться, некоторые из них прячутся, и дети должны узнать, какой из них не хватает. Важно подбирать домики для матрешек, используя кружки разного диаметра, и т. п. Игрушка не дается детям для свободного пользования, пока не будет освоена основная обучающая задача игры и ее правила
Список использованных методических ресурсов:
Бабурова Г. Цветочные узоры Полхов-Майдана. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2008;
Леонова Н.Н. «Детское творчество и эстетическое отношение» (методическое пособие). Научно – учебное международное методическое издание НУМИ http://numi.ru/docs/25537.
Научно – методический журнал «Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду», ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 1/2008 г.
Компьютерный дизайн. Яндекс – картинки. Матрёшка. (Интернет). http://images.yandex.ru/
О матрёшке. Культура. Искусство. СМИ. www.library.ru.
Заключение
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра и упражнение были не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовали бы общему развитию ребенка, служили формированию его способностей и культурных ценностей…
А.В.Запорожец
Хочется напомнить Вам, уважаемые коллеги, что ребенок, развитый декоративно – прикладным искусством, отличается от ребенка эстетически неразвитого тем, что у него органы чувств более «умные и чуткие». Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды, так рождались сказочно прекрасные росписи на причудливых игрушках.
На протяжении многих веков, наша русская матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, потому что она оригинальна и необычна. Кроме незатейливой красоты эта кукла обладает чем-то необъяснимо притягивающим к себе больше, чем яркие краски, которыми создается роспись. Может это от той энергетики, что заключено в нашей матрешке. Суть русской матрешки остается прежней – дружба да любовь! А об этом мечтает каждый на Земле. Матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Декоративно – прикладное искусство развивает художественные и универсальные способности ребенка, воспитывает у него русскую национальную культуру.
Процесс образования детей младшего школьного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегративных принципах выстраиваются все формы организации содержания учебного материала. В том числе и такие традиционные формы обучения, как дидактическая игра и упражнение.
Конечно, сначала необходимо помочь вашим детям – показать наглядный материал, познакомиться с ним через различные формы, приёмы и методы действия, научить и показать, как надо играть.
Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении различных знаний в развитии познавательной, художественно – эстетической деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем.
Удачной Вам игры!
автор дидактического пособия Леонова Наталья Николаевна
педагог дополнительного образования
по художественному краеведению
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий»
«Русская матрёшка»
Дидактическое пособие
по декоративно – прикладному искусству
для детей младшего школьного возраста
автор
Леонова Наталья Николаевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Волгоград 2018
Предисловие
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
В. Моисеев
Декоративно – прикладное искусство – один из наиболее древних и поныне развивающих видов народного творчества. Фольклорное по своей сути, оно воплощается в предметах быта, созданных по законам красоты.
Слитность материального и духовного как эстетическое начало декоративного искусства уходит истоками в глубокую древность.
Декоративно – прикладное искусство дает обучающемуся младшего школьного возраста функциональные образы, близкие жизненному опыту, обладающее яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы, доступностью исполнительской техники.
Одним из видов народного декоративно – прикладного искусства, является русская деревянная матрёшка – красивая, яркая, нарядная, и доступная для знакомства. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в работе с детьми начиная с раннего возраста.
Но, к сожалению, появляется смешанное чувство, когда дети и взрослые, к сожалению, не всё знают об истории её происхождения, образной выразительности и колорите, процессе её изготовления и материалах.
Именно все это привлекло мое внимание. Изучив эту проблему теоретически, найдя новый путь модернизации содержания декоративно – прикладного искусства детей, разработав наглядные дидактические пособия, игры и упражнения, апробировав их на занятиях в процессе непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству и в изобразительной студии, хочу поделиться с Вами, уважаемые педагоги.
Актуальность данного дидактического пособия обусловлена тем, что в настоящее время, когда на телевидении, в сказках, в детских магазинах, где продаются игрушки странных и бесформенных персонажей, компьютерных играх и литературе, преобладают жестокость и агрессия, дети зачастую, либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Также, чем больше мы пытаемся углубиться с детьми в освоении отдельных видов деятельности и новых предметных знаний, предлагаемых детям на словесном уровне, тем больше получаем обратный эффект отторжения, хотя хорошо знаем, что не востребованные в жизни ребенка знания – совершенно бесполезны для него.
Кроме того, дети почти ничего не знают об истории нашей русской культуры: взрослые мало приобщают их к истокам русской народной культуры, дети, например, зачастую не обращают на матрёшку, не знают, из какого материала она изготовлена, как с ней играть, какие действия производить. А также, не обращают своего внимания на образную выразительность матрешки, на характерную особенность её росписи, и не всегда правильно называют материалы и инструменты, которыми пользуются мастера для изготовления матрёшек.
Именно поэтому, в данном дидактическом пособии включены наглядный материал и презентация по ознакомлению дошкольников с русской матрёшкой, варианты дидактических игр и упражнений на закрепление знаний и представлений детей о русской матрёшке, об основных элементах росписи, каждого вида.
Педагогическая целесообразность данного дидактического пособия объясняется тем, что оно предназначено для развития творческих задатков детей с помощью декоративно – прикладного искусства, формирование ценностных эстетических ориентиров, знакомство детей с терминологией, техниками работы, росписью, которую используют народные мастера при создании образа матрёшки (семеновская, майдановская, тверская, вятская, авторская).
В пособии предлагается объединение разных видов дидактических игр и упражнений на закрепление знаний и представлений младших школьников о русской матрёшке, истории её промысла.
Цели дидактического пособия:
Знакомство детей младшего школьного возраста с дымковской игрушкой;
Воспитание у детей эстетического вкуса, уважения к культуре родной страны;
Задачи работы с детьми дошкольного возраста:
Познакомить детей с терминологией, видами матрёшек, техникой работы мастеров при создании матрёшки;
Закрепить знания детей о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера;
Предоставить возможность для самостоятельного выбора вариантов дидактических игр, подбора необходимого материала к игре;
Научить детей в процессе дидактических игр и упражнений различать, подбирать и сравнивать виды матрёшек;
Создавать условия для закрепления знаний детей о матрёшке, истории её создания;
Развивать воображение детей, поддерживать проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
Формировать умение детей анализировать и синтезировать цветосочетания элементов росписи каждого вида матрёшки;
Воспитывать эстетический вкус, уважение к культуре родной страны;
Способствовать развитию культуры зрительного анализатора;
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, способствующие нравственному и эстетическому развитию детей, учитывая оснащенность и специфику дидактического пособия, формы организации деятельности детей в процессе дидактической игры.
Содержание дидактических игр и упражнений выстраивается с учетом следующих принципов:
Принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации.
Опора на внутреннюю мотивацию: учитывается опыт ребенка и создание эмоциональной вовлеченности в игровой процесс, что способствует повышению заинтересованности и творчества.
Принцип деятельности: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника, к самостоятельным, от самого простого - до заключительного, максимально сложного задания.
Принцип вариативности: создание в процессе дидактической игры условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий и т.п.
Принцип личностно-ориентированного взаимодействия: предполагает создание в игровом процессе раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое.
Для успешного усвоения и закрепления материала о матрешечном промысле, ребенку важно овладеть умениями и способами изобразительной деятельности: умением рисовать карандашом, кистью, владеть техникой народных мастеров (элементами росписи) и главное видеть цвет, цветовую гамму и создавать собственное изображение.
Содержание дидактических игр и презентации ориентировано на знакомство детей с элементами дымковской росписи и ее особенности, со свойствами и возможностями их использования, а также, закрепление знаний детей о матрешечном промысле.
Методические рекомендации для педагогов.
Русская матрёшка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве.
Более «детскую» игрушку трудно придумать, но, разумеется, она только в отдельных образах может заинтересовать детей. Правильная организация дидактических игр и упражнений, просмотр презентации об истории создания матрёшки дает возможность детям почувствовать красоту и колорит этого «русского сувенира», окружающий их мир.
Задачи:
Познакомить с матрёшкой, вызвать у детей интерес к этому виду народного творчества.
Сформировать навыки технического исполнения росписи отдельных элементов матрёшки и в целом.
Создать условия для приобщения детей к народному творчеству.
Данное дидактическое пособие выполняет ещё одну важную функцию контроля состояния сенсорного развития детей.
Его можно также применять в педагогическом мониторинге. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду данное дидактическое пособие решает учебные задачи. Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильно и полно будут использованы возможности данного дидактического пособия.
Дидактический смысл данного пособия по декоративно – прикладному искусству, как раз заключается в том, что ребенок получает возможность действовать САМ. Многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных, речевых и практических усилий.
В этих условиях данный дидактический материал, с которыми работают дети, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного, художественно - эстетического и нравственного воспитания.
Знакомство с матрёшкой, историей её создания
Давайте заглянем вглубь истории и выясним, откуда появилась матрешка на Руси? История эта очень древняя и в то же время молодая. И главных действующих лиц зовут по-разному. И появились они, кто говорит - в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается, что именно он, сын 28-го патриарха Дзэн, привез буддизм из Индии в Китай и Японию. Джарма был убежден, что любой человек может стать Буддой путем медитации. Чтобы доказать это, он девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не заснуть, Джарма убрал себе веки. Руки и ноги отвалились сами за ненадобностью. За такие деяния японцы полюбили Джарму. Но его имя для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему – Даруму. Так фигурка монаха вот уже 1500 лет является частью жизненной атрибутики японцев.
Но японские божки множились. Одни отвечали за успех в деле, другие – за хороший урожай, третьи защищали праведных. Йоги говорили, что у человека пять тел и, значит, каждому телу должен быть свой покровитель. Учение Ошо считало, что тел семь: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нарванное. Так что божки продавались уже в комплекте.
И вдруг кто-то придумал помещать семь, пять, три фигурки в одну. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века. Одним из первых «слоеных» божков стал Фукурокуджу. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло совершить далекое путешествие в Россию. По книге Н.Н. Алексахина "Матрешки" (.Алексахин Н.Н. Матрёшки. - М.: Народное образование, 1998г.) и другим материалам я узнала, что в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве хозяйка усадьбы привезла с острова Хонсю (Япония) забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Очень удивительно, что родная наша матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье – имеет японского родственника, который стал предшественником и прообразом русской матрешки. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах. Интересно, что документального подтверждения эта легенда не имеет.
Старичок Фукуруму появился в России. Ему предстояло стать родственником нашей матрешки. Как это произошло?
В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал создателем первой русской матрешки. Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина «Детское воспитание» из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.
Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. П. Звездочкину уроженцу Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.
Во всех публикациях показано, что местом же рождения новой оригинальной игрушки, стала мастерская – магазин «Детское воспитание», который находился в Леонтьевском переулке, в доме № 7, принадлежавший Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. Это говорит о том, что первоначально матрешка задумывалась, как игрушка и никто даже не подозревал какое будущее ей уготовано.
Если сравнить первую матрешку с ее поздними сестрами, то можно заметить, что выглядела она очень скромной. Но я думаю, что автор так и задумывал. Можно сделать предположение, что это был первый шаг, который способствовал популяризации игрушки не только в нашей стране, но и за рубежом.
Ведь автор создавал образ деревенской девушки, одетой в национальный русский костюм: платок, сарафан, передник. Образ этой игрушки был близок народу. Да и за границей, благодаря «русским сезонам» С.П. Дягилева в Париже, распространялась в начале XX века мода на все русское.
В руках первая матрешка держала черного петуха - тоже очень интересная деталь. У более поздних матрёшек будут узелки, самовары, бублики, букеты, а вот у этой смешной девочки была живая птица!
У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см.
Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец.
Все семь её подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира: одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая просто засунула палец в рот, разнообразит вереницу фигурка в косоворотке с хворостиной, и, наконец, завершает ряд, спеленатый младенец, меньше мизинца. Целое семейство, дружное и трудолюбивое!
Важным моментом считается то, что первая русская матрёшка улыбалась! За ней последовали матрёшки - надменные гордячки, самодовольные красавицы, большеглазые простушки и даже потупившие взор богомолки... А самая первая улыбалась. Да так задорно, что в ответ ей улыбался и весь мир! В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили ее столетие.
По другим сведениям неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом. В любом случае, ни Василий Звездочкин, ни Сергей Малютин, создавая свою Матрену, и не подозревали, что создают шедевр, прославившийся на 100 лет вперед во всем мире как русский народный сувенир.
Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции.
Работа над созданием матрешки
Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. Первый этап – выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.
Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, «белье», мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Затем следующая кукла, уже складная, и так до самой большой. Сначала вытачивает голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова.
После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника. Когда смотришь на некрашеные «слепые» фигурки, трудно поверить, что это и есть будущие красавицы. Но поставьте рядом, и вы заметите, какие они разные!
Есть еще один интересный момент, ведь матрешка еще не расписана, а уже привлекает глаз. Кажется, и форма ее незатейлива, рук и ног нет, а мы уже видим и осадку головы, и осанку, и даже как бы поступь. В чем дело?
Может оттого, что в работу эту каждый мастер вкладывает душу. И наполняется игрушка той энергетикой, которой так богата широкая русская душа.
Матрешки делятся на 2 группы: бывают традиционные и нетрадиционные. Первая группа очень большая - сюда вошли все матрешки, которые представляют традиционных кукол. Нетрадиционные матрешки - это матрешки - пеналы, матрешки – сундучки, матрешки - магниты, матрешки – неваляшки. Все эти предметы, выполнены в форме матрешки.
Рассматривая особенности традиционных матрешек, заметно, что они отличаются друг от друга формой. Одна из них широкая, толстобокая, приземистая, слегка сужающаяся книзу; другая - несколько вытянутая с резко сужающейся нижней частью; третья - более вытянутая с узкой уплощенной вверху головкой.
В чем причина таких разных форм, ведь среди матрешек много есть общего? А причина в том, что художники по-разному изображают на разных матрешках фартуки, сарафаны, платки. Разница в стиле декоративной росписи.
Названия видов матрешек зависит от места ее изготовления. Хорошо принятая народом, Матрешка получила большое распространение: её стали создавать в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск), в Нижегородской губернии (ныне Горьковская область), а после Великой Октябрьской революции и в г. Семенове (Горьковская область), в селах Семеновского района Мериново и Полхов-Майдан, в г. Калинине, в г. Уфе Башкирской АССР, в г. Йошкар-Оле Марийской АССР, в г. Нолинске Кировской области, в городах Жлобине и Бресте.
Последовательность изготовления матрешки
Закрепленную в патрон токарного станка заготовку обтачивают до получения цилиндрической формы, рейером - полукруглым резцом.
Выравнивание торца заготовки *мейселем – резцом для чистовой обработки.
Вытачивание внутренней полости нижней части матрешки, рейером – полукруглым резцом.
Внутреннюю матрёшку примеряют к нижней части наружной матрешки - между ними должен оставаться небольшой зазор на покраску и усушку древесины.
Формирования четверти уступа для соединения матрешки, мейселем – резцом для чистового точения.
Отрезка нижней части матрешки при помощи мейселя.
Выборка внутренней полости верхней части матрешки при помощи рейера и формирования выступа четверти для соединения матрешки - мейселем.
Соединения нижней и верхней части матрешки.
Формирования наружной формы матрешки, при помощи рейера и мейселя.
Шлифование матрешки шлифовальной шкуркой.
Обрезка верхней части матрешки мейселем.
Готовая заготовка – «бельё» или «болванка»
На загрунтованную (крахмальным клейстером или клеем ПВА) заготовку, наносят карандашом контур рисунка.
Роспись матрешки. Расписывают матрешки чаще всего анилиновыми красителями, темперой, гуашью.
Готовое изделие лакируют масляным или нитролаком. Матрешка готова.
Вариативность дидактических игр по теме «Русская матрёшка»
1 Вариант. Дидактическая игра «Назови вид матрёшки»
Дидактические задачи:
уточнить и закрепить представление об основных видах матрешки;
учить называть характерные признаки вида русской матрёшки;
развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции;
развивать речь детей (описательную, монологическую).
Материал: карты с изображением матрешек (вятская, семеновская, майдановская, тверская, авторская, сюжетная), приз (медаль).
Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек относятся к тому или иному виду русской матрёшки.
Ход игры: получив карточку с изображением матрешки, внимательно рассмотрев её, играющие описывают по характерным признакам росписи, элементам узоров, вид матрёшки. Называют его происхождение. Правильно описавшему и назвавшему матрешку, игроку – вручается приз.
2 Вариант. Дидактическая игра «Найди половинку»
Дидактические задачи:
закрепить представления об основных элементах росписи матрёшек,
научить различать и сравнивать их между собой, учить находить и подбирать половинку матрешки, составлять из неё целое;
правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами матрёшечного промысла,
развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции,
вызвать интерес к матрешке.
Материал: прямоугольные карточки, с изображением матрешек, разделенные на две части: одна (верхняя часть) с элементами узора, закрашенная, другая (нижняя часть) - не закрашенная; маленькие карточки с половинками части матрешек, образующие целую матрешку к рисункам на карточках
Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.
Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего, играющие подбирают пару элементам на своих карточках
3 Вариант. Дидактическое упражнение «Раскрась матрёшек»
Дидактические задачи:
закреплять навыки детей в раскрашивании предметов разными изобразительными материалами;
формировать умения детей в закрашивании – аккуратно, не выходя за пределы контура;
развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Материал: карточки с контурным изображением матрёшек, изобразительные материалы на выбор ребенка: фломастеры, карандаши, гуашь;
Дидактические правила: аккуратная раскраска рисунка разными изобразительными материалами, не выходя за пределы контура.
Ход игры: выполнение упражнения может выполняться, как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой.
4 Вариант. Дидактическая игра «Собери матрёшку»
Дидактические задачи:
Закреплять умения детей составлять матрёшку способом разрезных картинок.
Поддерживать интерес детей к матрёшечному народному промыслу.
Игровой материал: разрезные картинки, изображающие части матрёшки.
Игровые правила: дети должны собрать разрезные картинки, на которых изображены части разных видов матрёшек. Выигрывает тот, кто первым соберет матрёшку
Методические рекомендации и советы педагогам.
Роль педагога в данной игре своеобразна. Взрослый не только организует игру и обучение, но и является активным ее участником, подавая пример заинтересованности и эстетического отношения к игрушкам.
Очень важно поддерживать интерес к игре от ее начала до конца и обеспечивать постоянную активность всех детей. Для этого, во-первых, давайте поручения отдельным детям от лица всей группы, например: «Кого мы пошлем построить матрешек? Давайте пошлем Мишу» и т. д. Во-вторых, каждый раз для оценки правильности выполнения поручений привлекайте всех участников игры, которые еще не были вызваны. В-третьих, вызывая отдельных детей, предлагайте разные варианты обучающей задачи всем остальным. Учитывая, что в каждой группе есть уверенные в себе или же пассивные дети, склонные отказываться от непривычных действий, можно им в помощь позвать кого-нибудь, из более смелых.
Здесь описан самый простой, первоначальный вариант игры. При ее повторении обучающая задача и игровые действия усложняются. Например, матрешки могут разбегаться, некоторые из них прячутся, и дети должны узнать, какой из них не хватает. Важно подбирать домики для матрешек, используя кружки разного диаметра, и т. п. Игрушка не дается детям для свободного пользования, пока не будет освоена основная обучающая задача игры и ее правила
Список использованных методических ресурсов:
Бабурова Г. Цветочные узоры Полхов-Майдана. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2008;
Леонова Н.Н. «Детское творчество и эстетическое отношение» (методическое пособие). Научно – учебное международное методическое издание НУМИ http://numi.ru/docs/25537.
Научно – методический журнал «Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду», ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 1/2008 г.
Компьютерный дизайн. Яндекс – картинки. Матрёшка. (Интернет). http://images.yandex.ru/
О матрёшке. Культура. Искусство. СМИ. www.library.ru.
Заключение
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра и упражнение были не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовали бы общему развитию ребенка, служили формированию его способностей и культурных ценностей…
А.В.Запорожец
Хочется напомнить Вам, уважаемые коллеги, что ребенок, развитый декоративно – прикладным искусством, отличается от ребенка эстетически неразвитого тем, что у него органы чувств более «умные и чуткие». Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды, так рождались сказочно прекрасные росписи на причудливых игрушках.
На протяжении многих веков, наша русская матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, потому что она оригинальна и необычна. Кроме незатейливой красоты эта кукла обладает чем-то необъяснимо притягивающим к себе больше, чем яркие краски, которыми создается роспись. Может это от той энергетики, что заключено в нашей матрешке. Суть русской матрешки остается прежней – дружба да любовь! А об этом мечтает каждый на Земле. Матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Декоративно – прикладное искусство развивает художественные и универсальные способности ребенка, воспитывает у него русскую национальную культуру.
Процесс образования детей младшего школьного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегративных принципах выстраиваются все формы организации содержания учебного материала. В том числе и такие традиционные формы обучения, как дидактическая игра и упражнение.
Конечно, сначала необходимо помочь вашим детям – показать наглядный материал, познакомиться с ним через различные формы, приёмы и методы действия, научить и показать, как надо играть.
Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении различных знаний в развитии познавательной, художественно – эстетической деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем.
Удачной Вам игры!