Дидактическое пособие развивающий тренажёр «ВЕСЁЛЫЙ УЛЕЙ»
Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.
Немаловажным фактором является эмоциональный фон деятельности. Какого бы уровня развития ни достиг ребенок на данный момент, он - личность, субъект образовательного процесса, поэтому данная деятельность должна быть привлекательной для него. Ребенку должно нравиться то, что у него в руках, и то, что получается в результате собственной деятельности. В этом случае возникает познавательный интерес, который является двигателем познавательной деятельности. Положительный эмоциональный фон такой деятельности создает благоприятные условия усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.
Хорошо известно, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчётливы и непрочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления. Таким образом, становится ясно, что сенсорное развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Цель работы: с тренажером является создание условий для развития всех органов чувств в процессе познания природы, позволяющих восполнить дефицит эмоционально-чувственного общения с природой у детей, а также может быть частью интегрированного занятия в совместной и самостоятельной деятельности детей, как игры и упражнения.
Данное пособие помогает нам в решении следующих задач:
1. Познакомить с сенсорными эталонами;
2. Развивать предметные действия, навыки ориентации в пространстве;
3. Формировать и закреплять умения сравнивать предметы по основным свойствам;
4. Обучать действовать по заданию и образцу;
5. Развивать начальные навыки счета;
6. Развивать мелкую моторику;
7. Создавать позитивное эмоциональное настроение;
8. Развивать восприятие (зрительное, осязательное, тактильное).
АННОТАЦИЯ:
Дидактическое пособие, развивающий тренажёр «Весёлый улей» изготовленное руками педагога, явление многоплановое, которое может быть методом и формой обучения для дошкольников (детей с ОВЗ), позволяющее ребенку, раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.
Пособие используется в непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию, сенсорике, по развитию речи, в театрализованной деятельности, подвижных играх. Удобно в использовании при проведении индивидуальной работы с детьми, в совместной деятельности воспитателя и детей.
Примеры дидактических игр по математическому развитию
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, а также в игровой форме учить вести счёт
Игра «Поймай пчёлок» - разложить определённое число пчёлок на цветочки, ребенок с помощью щипцов пытается зацепить за пчёлку и положить её в улей.
Игра «Прогулка» - перед этой игрой пчёлки прикрепляются на палочки и размещаются в разном направлении на самом улее, дальше в игровой форме с
Игра «Отложи столько же пчёлок» (счёт на слух) – определённое количество пчёлок кладется в улей. Педагог ритмично хлопает в ладоши, а ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем по просьбе педагога: «Достань столько пчёлок, сколько ты посчитал хлопков». Ребенок достаёт из улия и откладывает столько же пчелок.
Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»
Игра «Сколько пчёлок проживает» (детям раздаются пчёлки, расставляются стулья, на них лежат цифры от 1 до 7).
Воспитатель читает стихотворение и когда доходит чтение до цифры, первый ребенок должен подойти к этой цифре и взять её. Каждый ребенок должен проделать тоже самое и выстроиться по порядку.
Много пчёлок проживает
В нашем улие большом
А теперь мы посчитаем
Сколько ж в нём?
Первая пчела – ОДИН
Самый смелый господин
Пчёлка –ДВА не отстаёт
Всегда за первою идёт
Пчёлка ТРИ кругла местами
Говорит: «Я тоже с вами!»
А ЧЕТВЕРТАЯ пчела
Хороша и весела.
Пятая пчела горда
Ведь она у нас звезда.
Пчёлка ШЕСТЬ за пятой следом
Скромно встала за соседом
А СЕДЬМАЯ величаво
За шестою побежала.
Вот нас сколько посмотри
Посчитали до семи.
К этому же упражнению можно добавить счет при помощи тактильных ощущений.
Игра «Отгадай цифру». Педагог обратной стороной карандаша или пальцем пишет цифру на ладошке (на спине) ребенка и просит определить и назвать её (можно также предложить закрыть глаза ребенка или оставить их открытыми).
Математические задачки
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пчёлки погулять.
Вдруг мышонок выбегает,
Прямо пчёлку он хватает.
Сколько пчёлок то гуляет?
(5–1=4)
________________________
Прилетела пчелка в дом
Отдохнуть хотела в нём
Думала одна она, тихо ляжет у окна
Оказалось, две жужжат и спокойно не лежат.
Сколько пчелок в доме том
Отдыхать решили в нём?
(1+2=3)
Примеры дидактических игр по сенсорике (развития тактильных ощущений)
Тактильный (осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость характерные для предмета. Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней.
Угадай на ощупь, из чего сделана пчёлка
Цель: определение фактуры материала на ощупь.
Оборудование: набор пчёлок, изготовленных из различных материалов. Содержание: на столе находится набор пчёлок. Педагог просит ребенка ощупать пчёлок и определить, из какого материала изготовлена каждая из пчёлок. Затем ребенок закрывает глаза, ощупывает какую-либо пчёлку и говорит, из чего она сделана.
Угадай прикосновением, из чего сделана пчёлка
Цель: определение фактуры материала при прикосновении.
Оборудование: набор пчёлок с различной фактурой материала.
Содержание: на столе находится набор пчёлок. Педагог просит ребенка ощупать пчёлок и определить, из какого материала изготовлен каждая из них. Затем ребенок закрывает глаза, кладет ладонь на какую-либо пчёлку и говорит, из чего она сделана. (Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.)
Примеры дидактических игр по развитию речи
Цель: формировать умение рассказывать, развивать память, запоминать, вызывать чувства и интерес к познанию.
Посмотрите на меня (демонстрация иллюстраций)
Как зовут меня – ПЧЕЛА! (произносят слово ПЧЕЛА дети)
У меня окрас простой (демонстрация иллюстраций)
Повторяйте-ка за мной:
Чёрный, жёлтый, полосой (дети повторяют в воспитателем)
Мы запомнили с тобой.
Очень я люблю жужжать, (повторяют дети – Жу-Жу-Жу)
И немного всех пугать,
Но не бойтесь вы меня.
Не обижу вас друзья.
Я полезная пчела. (беседа о секрете пчелы)
Много я труда внесла.
Опыляю, собираю (повторяют эти слова дети)
Всем здоровья прибавляю. (повторяют эти слова дети)
Берегите вы меня. (повторяют эти слова дети)
Для природы я ВАЖНА! (повторяют эти слова дети)
«Разговор с пчелой»
Подошла к тебе, смотрю
Красоту твою хвалю.
Но внезапно ты взлетела
От меня не улетела.
Ты ужалила меня
Я кричу: «Как ты могла?!»
«Я ж не трогала тебя!»
А пчела в ответ: «Прости!»
«Я люблю свои цветы!»
«Ты его ведь сорвала!»
«Я ж его так берегла!»
Беседа: Почему нельзя рвать цветы, даже если они очень красивые?
Примеры в театрализованной деятельности
Театрализованная игра «Веселый улей»
Цель: нaучить детей вырaжaть в теaтрaлизовaнных предстaвлениях творческие и познaвaтельные способности.
Жили-были пчёлки! Все они были разные, не похожие на друг друга. Каждая была красива по-своему. Все они умели летать, были всегда веселы и радостны. Их объединяло трудолюбие. Они весь день летaют нaд лугом и собирaют мёд с сaмых крaсивых и aромaтных цветов! Каждый день у них начинался с песенки:
Я – Пчелка, Пчелка, Пчелка!
С цветами я дружу,
Нектар я собираю,
Кружу, кружу, кружу.
Но однажды прилетев домой после тяжелого трудового дня, пчёлки не увидели своего дома, он лежал на земле разрушенный со всех сторон. Пчёлки погоревали, и решили выстроить новый, красивый, просторный дом.
Творческая работа: (Ребятам раздаются бумажные фтулки, клей и небольшая коробка. Каждый ребенок промазанную клеем фтулку кладет в коробку, склеивая их между собой, получая в итоге один большой домик с отделениями для каждой пчёлки).
Жестовая игра:
Мы трудились, не ленились (тук, тук, тук, стучат кулачком о ладошку),
В новый дом мы поселились (показывают руками круг над головой)
Будем жить мы вместе в нём (берутся за руки)
Наслаждаться каждым днём! (поднимают руки вверх).
Примеры подвижных игр
Подвижная игра «Работающие пчёлки» - на середину группы ставиться улей, вокруг него разложены цветочки. Ребята берут пчёлок и начинают под музыку бегать вокруг улея, прыгая с цветка на цветок, собирая пыльцу. Когда выбегает воспитатель (шершень), все пчёлки собираются к улею.
Подвижная игра «Путь домой» - воспитатель показывает детям карточки с разными направлениями (волнообразное, зигзагообразное, лево, право (стрелки прямые), кругообразное, спиралевидное). Ребенок под музыку, взяв пчёлку в руку повторяет эти направления своей рукой.
Подвижная игра «Пчёлка, мёд и медведь» - ребята делятся на пчёлок и медведей. По середине ставиться бочёнок с медом и вокруг него кружат пчёлки, по сигналу - «Наступают медведи!» (медведи пытаются приблизиться к мёду). В этот момент пчёлки начинают нападать и жалить медведей (дотрагиваться до медведей), медведи же должны убежать, чтобы их не ужалили.