Дидактическая игра как один из приёмов обучения языку с применением дистанционных технологий
Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие образования на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний. Ведущей из таких форм становится образование в сети Интернет, именуемое дистанционным.
Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность. Однако, здесь возникает проблема: как оптимально сочетать доступность с высоким качеством? Об этом и пойдет речь.
В настоящее время основным принципом работы современного педагога дистанционного обучения должно быть не только целенаправленное воздействие на каждого обучающегося, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности с ним. Большую помощь в этом оказывают учебно-дидактические игры. Они активизируют учебный процесс и, по сравнению с традиционной формой проведения занятий, имеют некоторые преимущества.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, всё более широкое распространение получают различного рода игры.
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между преподавателем и обучающимися. Необходимость повышения уровня культуры общения обучающихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности студентов, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Применение игры на уроках английского языка способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности обучающихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности обучающихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы. Всем известно, что легче поддаётся запоминанию то, что интересно, а интересным бывает то, что увлекает, не вызывает скуки. В занимательной игровой форме можно отработать и повторить учебный материал, значительно пополнить свой активный словарный запас, получить и закрепить навыки правильного написания английских слов.
Итак, о дидактических играх, об их обучающем эффекте написано многое. Я бы хотела не доказывать их полезность, а показать особенности мультимедийной дидактической игры в дистанционном обучении. Игра, имеющая, как правило, жесткий алгоритм проведения, легко ложится на язык компьютерного программирования. Главное, чтобы мы могли использовать весь доступный арсенал инструментов той или иной программы. И тогда даже самая тривиальная игра, проводившаяся преподавателем без компьютера, в мультимедийном переложении заиграет новыми гранями, станет более привлекательной.
Прежде чем использовать мультимедийную дидактическую игру следует, конечно, подумать:
облегчит ли она вам организацию игровой учебной деятельности?
удачной ли будет навигация?
какова будет динамика игры?
как будет обеспечена возможность подведения итогов?
чем мультимедийная дидактическая игра будет привлекательнее обыкновенной?
и многое другое.
Используемая в ходе игры наглядность может обеспечить большую привлекательность. Но её можно и нужно использовать и для постановки игровых заданий, она может сыграть важнейшую роль в визуализации дидактической игры.
Правила игры должны быть понятными, не должны меняться во время игры. Очень часто преподаватели используют имеющиеся аналоги телевизионных игр (”Своя игра”, “Как стать миллионером”, “Что? Где? Когда?”, “Брейн-ринг”, “Самый умный”), наполняя их своим содержанием. И это правильно: студентам легче запомнить правила таких игр, потому что они часто видели их по телевизору.

http://esolhelp.com/Possessive-Pronouns-and-Adjectives-Millionaire/millionaire.html
Игра может использоваться для снятия монотонности при отработке языкового материала и для активизации речевой деятельности обучающихся.
Она подходит к любому типу урока и виду обучения, позволяет оптимизировать процесс запоминания учебного материала, создаёт подлинную ситуацию общения, способствует развитию коммуникативной компетенции студентов. Игра не является самоцелью и имеет положительное влияние на воспитательно - образовательный процесс всех видов игр, в том числе и дидактических. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у студента, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений.

http://pbskids.org/lions/games/flood.html
Применяя игру как форму обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное усложнение. Участники игры должны быть обеспечены методическими материалами, игровыми заданиями, инструкциями, учебными материалами и т. п. Используя в своей работе дидактические игры, каждый преподаватель должен помнить об этих требованиях. Преподаватель должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий студентам эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроке. Ведь применение игр компенсирует информационную перегрузку и организует психологический и физический отдых.
Если найти правильный подход, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка. Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической адаптации студента в новом языковом пространстве, который может решить проблему естественного внедрения обучающегося в увлекательный мир языка.