Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока русского языка.
Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей
Дидактическая игра «Твердый – мягкий»
Слова : съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.
Составление схем слогов - слияний с использованием цвета
Составление слогов по картинкам с выделением звуков
- Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам
пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
2. Обобщение понятия:
какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).
3.Добавление нужного слова
(Пальто, шапка, шарф-...).
4. Называние общего слова
стол, стул, шкаф....
5. Исключение лишнего слова:
гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница
Дидактическая игра: « Замени букву».
до чк а ру чк а бо чк а ре чк а но чк а све чк а ко чк а пе чк а то чк а по чк а ту чк а до чк а та чк а но чк а
Дидактическая игра «Будь внимателен».
Жи ли в хи жи не чи жи , Мы ши , е жи ки, стри жи , В гости к ним идут мор жи И жи рафы и у жи . . Все сочетания ЖИ и ШИ Только с буквой И пиши!
Найди синоним.
Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
Найди антоним.
Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).
«Фразеологический зверинец».
Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).
Дидактическая игра: «Одним словом».
1 . Обрубок дерева - …( чу рбан). 2. Шестьдесят минут-…( ча с). 3. Густой частый лес- …( чаща ). 4. Хищная рыба с острыми зубами - …( щу ка). 5. Из чего делают тяжелые сковородки -… ( чу гун). 6. Прикрывать глаза от солнца - … ( щу риться). 7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …( ча йник)
Дидактическая игра: « Все наоборот».
Игрушка для елки-…(ело чн ая игрушка) Герой сказки- … (сказо чн ый герой) Сок яблока-… (ябло чн ый сок) Суп из молока -…(моло чн ый суп) Варенье из клубники-… (клубни чн ое варенье) Каша из гречки-… (гре чн евая каша) Вода из речки-… (ре чн ая вода) Скважина в замке -…(замо чн ая скважина) Мука из пшеницы -… (пшени чн ая мука)
Дидактическая игра « Найди ошибку».
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.
Дидактическая игра «Найди пару».
У каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.
Фрагмент урока русского языка № 1.
Дидактическая игра «Убери лишний вагон».
Поезд № 1.
забег, заплыв, закон, запуск.
Слово, на каком вагоне здесь лишнее?
Лишнее слово закон, на третьем вагоне?
Почему?
Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.
Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.
Фрагмент урока русского языка № 2.
Дидактическая игра «Мостик».
Ребята, у нас в стране «Словообразование» случилось несчастье.
На пути к Суффиксному полю разрушился мостик через речку. По одну сторону оврага остались суффиксы по другую – слова, чтобы восстановить мостик надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться.
На доске изображена река, мостик через которую разрушен. По одну сторону реки находятся суффиксы: -к-, -н-, -ик-, -ек-, -ник- – по другую сторону – слова: замок, палец, дом, гном, ель, ключ, ягода, трава, вода, листок.
Фрагмент урока русского языка № 3.
Дидактическая игра «Рассыпанный текст».
Первая группа: стоял, денёк, морозный.
Вторая группа: получилась, горка, хорошая.
Третья группа: во, строили, дворе, горку, ребята.
Четвертая группа: с, весело, дети, на, катались, горки, санках.
Пятая группа: день, трудились, целый, дети.
Вывод
Дидактическая игра имела огромное значение в обучении младших школьников во все времена, начиная с древности. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.
Спасибо за внимание