СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока  русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока русского языка.»

Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока русского языка.

Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока русского языка.

 Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей

Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей

Дидактическая игра «Твердый – мягкий» Слова : съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Слова : съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

Составление схем слогов - слияний с использованием цвета

Составление схем слогов - слияний с использованием цвета

Составление слогов по картинкам с выделением звуков

Составление слогов по картинкам с выделением звуков

Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).  2. Обобщение понятия:  какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).  3.Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).  4. Называние общего слова стол, стул, шкаф....  5. Исключение лишнего слова:  гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница
  • Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам

пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).

2. Обобщение понятия:

какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).

3.Добавление нужного слова

(Пальто, шапка, шарф-...).

4. Называние общего слова

стол, стул, шкаф....

5. Исключение лишнего слова:

гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница

Дидактическая игра: « Замени букву». до чк а    ру чк а   бо чк а    ре чк а   но чк а    све чк а   ко чк а    пе чк а   то чк а    по чк а   ту чк а    до чк а   та чк а    но чк а 

Дидактическая игра: « Замени букву».

до чк а ру чк а  бо чк а ре чк а  но чк а све чк а  ко чк а пе чк а  то чк а по чк а  ту чк а до чк а  та чк а но чк а 

Дидактическая игра «Будь внимателен». Жи ли в хи жи не чи жи ,   Мы ши , е жи ки, стри жи ,   В гости к ним идут мор жи    И жи рафы и у жи . .   Все сочетания ЖИ и ШИ   Только с буквой И пиши!  

Дидактическая игра «Будь внимателен».

Жи ли в хи жи не чи жи Мы ши , е жи ки, стри жи В гости к ним идут мор жи   И жи рафы и у жи . .  Все сочетания ЖИ и ШИ  Только с буквой И пиши!  

Найди синоним. Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная). Найди антоним. Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая). «Фразеологический зверинец». Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).

Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

«Фразеологический зверинец».

Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).

Дидактическая игра: «Одним словом». 1 . Обрубок дерева - …( чу рбан).   2. Шестьдесят минут-…( ча с).   3. Густой частый лес- …( чаща ).   4. Хищная рыба с острыми зубами - …( щу ка).   5. Из чего делают тяжелые сковородки -… ( чу гун).   6. Прикрывать глаза от солнца - … ( щу риться).   7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …( ча йник)

Дидактическая игра: «Одним словом».

1 . Обрубок дерева - …( чу рбан).  2. Шестьдесят минут-…( ча с).  3. Густой частый лес- …( чаща ).  4. Хищная рыба с острыми зубами - …( щу ка).  5. Из чего делают тяжелые сковородки -… ( чу гун).  6. Прикрывать глаза от солнца - … ( щу риться).  7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …( ча йник)

Дидактическая игра: « Все наоборот». Игрушка для елки-…(ело чн ая игрушка)   Герой сказки- … (сказо чн ый герой)   Сок яблока-… (ябло чн ый сок)   Суп из молока -…(моло чн ый суп)   Варенье из клубники-… (клубни чн ое варенье)   Каша из гречки-… (гре чн евая каша)   Вода из речки-… (ре чн ая вода)   Скважина в замке -…(замо чн ая скважина)   Мука из пшеницы -… (пшени чн ая мука)

Дидактическая игра: « Все наоборот».

Игрушка для елки-…(ело чн ая игрушка)  Герой сказки- … (сказо чн ый герой)  Сок яблока-… (ябло чн ый сок)  Суп из молока -…(моло чн ый суп)  Варенье из клубники-… (клубни чн ое варенье)  Каша из гречки-… (гре чн евая каша)  Вода из речки-… (ре чн ая вода)  Скважина в замке -…(замо чн ая скважина)  Мука из пшеницы -… (пшени чн ая мука)

Дидактическая игра « Найди ошибку». 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.   2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.   3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.   4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.   5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.  Дидактическая игра «Найди пару». У каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.   Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.

Дидактическая игра « Найди ошибку».

1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.  2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.  3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.  4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.  5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п. 

Дидактическая игра «Найди пару».

У каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.  Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.

Фрагмент урока русского языка № 1. Дидактическая игра «Убери лишний вагон». Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск. Слово, на каком вагоне здесь лишнее? Лишнее слово закон, на третьем вагоне? Почему? Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.

Фрагмент урока русского языка № 1.

Дидактическая игра «Убери лишний вагон».

Поезд № 1.

забег, заплыв, закон, запуск.

Слово, на каком вагоне здесь лишнее?

Лишнее слово закон, на третьем вагоне?

Почему?

Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.

Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.

Фрагмент урока русского языка № 2. Дидактическая игра «Мостик». Ребята, у нас в стране «Словообразование» случилось несчастье. На пути к Суффиксному полю разрушился мостик через речку. По одну сторону оврага остались суффиксы по другую – слова, чтобы восстановить мостик надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться. На доске изображена река, мостик через которую разрушен. По одну сторону реки находятся суффиксы: -к-, -н-, -ик-, -ек-, -ник- – по другую сторону – слова: замок, палец, дом, гном, ель, ключ, ягода, трава, вода, листок.

Фрагмент урока русского языка № 2.

Дидактическая игра «Мостик».

Ребята, у нас в стране «Словообразование» случилось несчастье.

На пути к Суффиксному полю разрушился мостик через речку. По одну сторону оврага остались суффиксы по другую – слова, чтобы восстановить мостик надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться.

На доске изображена река, мостик через которую разрушен. По одну сторону реки находятся суффиксы: -к-, -н-, -ик-, -ек-, -ник- – по другую сторону – слова: замок, палец, дом, гном, ель, ключ, ягода, трава, вода, листок.

Фрагмент урока русского языка № 3. Дидактическая игра «Рассыпанный текст». Первая группа: стоял, денёк, морозный. Вторая группа: получилась, горка, хорошая. Третья группа: во, строили, дворе, горку, ребята. Четвертая группа: с, весело, дети, на, катались, горки, санках. Пятая группа: день, трудились, целый, дети.

Фрагмент урока русского языка № 3.

Дидактическая игра «Рассыпанный текст».

Первая группа: стоял, денёк, морозный.

Вторая группа: получилась, горка, хорошая.

Третья группа: во, строили, дворе, горку, ребята.

Четвертая группа: с, весело, дети, на, катались, горки, санках.

Пятая группа: день, трудились, целый, дети.

Вывод  Дидактическая игра имела огромное значение в обучении младших школьников во все времена, начиная с древности. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.

Вывод

Дидактическая игра имела огромное значение в обучении младших школьников во все времена, начиная с древности. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание