СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики и тактильных ощущений

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития тактильного восприятия.

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения. В связи с этим, создание данной дидактической разработки, является актуальным.

Работа с дидактическим пособием «Развивающая книжка» заставляет ребенка с нарушением зрения в полной мере использовать сохранные анализаторы. Таким образом, основная цель данного  дидактического  пособия - развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, развитие словарного запаса, интонационной стороны речи и в целом  интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

  • Закреплять знания об основных цветах спектра. Развивать цветовосприятие.
  • Учить различать свойства поверхности предметов.
  • Развивать навыки использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.
  • Совершенствовать зрительно - моторную координацию: развивать сопряжённые движения глаза и руки.
  • Активизировать зрительные функции - тренировка глазодвигательных мышц, релаксация зрительного аппарата.
  • Развитие словарного запаса и  интонационной стороны речи в процессе предметно-практической деятельности.

                Представленное  дидактическое пособие можно использовать  в работе с детьми-дошкольниками  с нарушением зрения начиная с раннего  возраста.

                Считаю, что пособие является многофункциональным. Многофункциональность  заключается в том, что его используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений. Весь материал можно использовать по определенным лексическим темам.

                Оригинальность данного пособия заключается в следующем:

  • предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;
  • сделаны из простого подручного материала;
  • к каждой страничке подобраны стихи разных авторов;
  • просты и удобны в обращении;
  • доступны, яркие, многофункциональны;
  • имеют высокую развивающую возможность, технологичность.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики и тактильных ощущений»

Описание дидактического пособия:


общий вид дидактической игры «Развивающая книжка»



Стр. 1 – «Яблочко»:

Яблоко румяное,

Наливной бочок.

Притаился в яблоке

Толстый червячок.

по листику бегают бусинки-«гусеничка», из самого яблока можно достать «червячка» и вытягивать его. Называть цвет предложенного яблока; вспомнить, каким еще цветом могут быть яблоки.

Материалы: цветной флис, драп, нитка, бисер, шнурок на резинке




Стр. 2 – «Аквариум»

Аквариум чистый сверкает стеклом,

И рыбки нарядные плавают в нем.

Можно называть цвета рыбок, водорослей, камней, все трогать сквозь полиэтилен, считать все предметы.

Материалы: полиэтилен, цветная тесьма, поговицы, флисовые рыбки разных цветов



Стр. 3 – «Божья коровка»

Посмотри скорее, Вовка!

Это – божия коровка!

Красненький кружочек,

Много чёрных точек.

Крылья раскрывает,

В небо улетает.

Можно называть цвета, считать точки, лапки. Закрывать замок-молнию – божья коровка прилетела, открывать замок-молнию, раскрывать крылышки – божья коровка улетела

Материалы: драп, флис, застежка-«молния», ножки вышиты


Стр.4 – «Курочка»

Курочка-Пеструшка, добрая толстушка,

По двору гуляет, деток созывает:

– Ко-ко-ко, ребята, где же вы, цыплята,

Жёлтые комочки, дочки и сыночки?

Поспешите к маме: кушать будем с вами

Семечки и крошки, доставайте ложки

.

Цыпленок спрятался под крылышком. Трогать пальчиками зернышки

Материалы: драп, ситец, пуговица, термоаппликация, бисер




Стр. 5 – «Кораблик»

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой

Кораблик двигается влево-вправо по тесьме, можно трогать пальчиками, называть все, что изображено вокруг.Материалы: цветной ситец, тесьма, кораблик из драпа с прорезью, термоаппликация, прочный тюль





Стр. 6 – «Бабочка»

Мои крылья - лепестки

И красивы и легки.

Все меня хотят поймать,

Но не смогут и догнать.

Крылья бабочки шуршат, их можно пристегивать на кнопки, ленточку-усики можно учиться завязывать бантиком. Материалы: цветной ситец, драп, полиэтилен (пакет), тесьма, кнопки




Стр. 7 – «Цветик-семицветик»

Вот мой цветик – семицветик?

С ним пришлю тебе приветик

Каждый лепесток цветка заполнен разными наполнителями: манка, греча, фасоль, вата, полиэтилен. На 6 лепестке пришита мягкая часть от «липучки», на 7 - колючая часть. Можно трогать, отгадывать что где, можно называть прилагательные – какой лепесток? Под одним из лепестков спрятана пчелка, а в серединке – трещалка. Можно считать лепестки, называя который по счету.Материал: цветной ситец с разными наполнителями, игрушки, «липучка», аппликация пчелки


Стр. 8 – «Грузовик»

Мой огромный грузовик

Быть без дела не привык.

Что я только не грузил!

Что он только не возил!


Колесики можно «ремонтировать»- пристегивать на пуговицы, в кузов-кармашек можно складывать мелкие предметы, или предметы со следующих страничек, трогать пальчиками дорожку из пуговиц, находить пуговицы заданных цветов, считать пуговицы. Можно называть части машины.Материалы: драп, пуговицы, пряжа, мелкие картинки


Стр.9, 10 – «В лесу»

Хитрый ёжик-чудачок

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит ёж в саду по травке,


Натыкает на булавки

Грушу, сливу - всякий плод,

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам.

Можно считать яблочки на яблоне, для развития математических представлений, можно составлять разные по сюжету задачи, использовать яблоки, как счетный материал, искать в траве грибочки, трогать колючки ежика. Материалы: флис, тесьма, «липучки», пряжа, драп, пуговицы, термоаппликации



Стр. 11 – «Домик»

Утром на окошке лапки моет кошка

Песенки мурлычет, лапки в носик тычет.


У меня живет щенок, он теперь не одинок.

У него есть теплый дом – он давно мечтал о нем!


Можно трогать домик, называя и показывая его части, окошечко открывается, там можно спрятать фото ребенка или мелкие предметы. Двери закрываются на кнопку, если ее открыть – можно увидеть щенка.Материалы: тюль, клеенка, пух, драп, термоаппликации


Стр. 12 – «Явления природы»




Солнышко прячется за тучку, идет дождик; солнышко выглянуло из-за тучки – дождик можно убрать, появляется радуга. Можно называть цвета радуги, трогать полянку. Материалы: тесьма, цветной ситец, атласная лента, вязание (цветы) и «букле»-полянка.